Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Игорь Сукч, Атлант Телеком: в следующем году мы выростем на 40%Глава иностранного частного предприятия «Альтернативная цифровая сеть» Игорь Сукач подвел итоги текущего года и сделал прогнозы на будущий.
 
– Игорь, скажите, замедлились ли темпы инвестиций в развитие компании? Каких показателей планировала достичь компания в 2009 году, и какие планирует достичь в следующем?

 Инвестиции в развитие компании на 2009 год мы планировали в ноябре 2008 года. Тогда кризис был уже очевиден для всех стран, разве что кроме Беларуси. Поэтому мы планировали привлечь достаточно большие заемные средства. Никто не предполагал, что будет девальвация и поэтому планы были достаточно грандиозными.

Девальвация достаточно резко уменьшила нашу выручку в валютном выражении. В свою очередь инвестиции, так или иначе, привязаны к доллару и во многом связаны с приобретением нового оборудования, материалов. К этой же валюте привязаны наши платежи в пользу РУП «Белтелеком». В июле 2009 года государственный оператор пошел на достаточно серьезные ценовые уступки. Но до этого, практически полгода мы работали по ценам 2008 года. Традиционно наша компания все свои доходы реинвестирует, и этот год не был исключением. Но реинвестировали мы по понятным причинам меньше, нежели планировали изначально.

Если сравнить средства, которые компания получила в 2009 году относительно аналогичного показателя прошлого года, то фактическая рублевая выручка этого года на 40% больше. Но это связано не с ростом цен, а с ростом клиентской базы. Так что по экономическим показателям компания выросла на 40%. Это отличный результат, особенно во время финансового кризиса.

– Какие планы у «Атлант Телеком» на 2010 год?

– Мы хотим вырасти еще на 40%. Возможно, будет чуть меньше: чем больше компания, тем тяжелее дается прирост. В наших планах – дальнейшее реинвестирование денежного потока. Кроме того, если раньше наш рост был связан, в первую очередь, с ADSL-рынком, то сейчас стратегические планы несколько изменились: свой рост мы связываем, в первую очередь, с рынком Ethеrnet-подключений, с подключением абонентов к собственной сетевой инфраструктуре.

– Какую сумму собирается инвестировать в развитие компания в 2010 году? Есть хотя бы приблизительные оценки?

В 2010 году мы планируем инвестировать в инфраструктуру порядка трех миллионов долларов во всех регионах нашего присутствия. Я думаю, нам это удастся выполнить. Растет компания, увеличиваются инвестиции, растут интересы компании к рынку, растет интерес рынка к компании. Чтобы оставаться лидером на рынке, нужно обеспечить постоянный приток инвестиций, которые вкладываются как в инфраструктуру, так и в услуги. И мы это будем делать на протяжении всего 2010 года так же, как это делали до сих пор.

– Количество инвестиций будет больше, чем в 2009 году?

– Инвестиций будет больше примерно в полтора раза.

– Будут ли продолжаться переговоры с внешними инвесторами? На что вы будете их ориентировать?

– Инвестиции в компанию вкладываются в двух направлениях: инфраструктура и услуги. Именно на эти составляющие мы будем ориентировать наших возможных инвесторов.

– Закончился ли кризис для компании «Атлант Телеком»? Или для вас он не начинался?

– Кризис есть не в компании «Атлант Телеком», кризис существует в мировой экономике, и так или иначе он сказывается на каждом гражданине и на каждом предприятии во всех областях. Безусловно, кризисные явления еще не завершены, и, я думаю, значительную часть 2010 года мы будем его ощущать.

Я смотрю в будущее с оптимизмом. Не могу сказать, когда кризис закончится, но когда-нибудь это точно произойдет.

– Какие, на ваш взгляд, организационные или законодательные события повлияли на развитие телекоммуникационной индустрии в этом году?

– Я не готов отвечать за весь рынок в целом, могу говорить только о рынке провайдинга. В этом смысле важно сказать о том, что не было сделано.

Были внесены изменения в указ Президента, который позволяет получать разрешение на строительство или модернизацию телекоммуникационной (сетевой) инфраструктуры в Минске. Совмин, в соответствии с указом, выработал соответствующие положения о том, как должны быть реализованы эти нормы указа, но они до сих пор они не нашли своего отражения в решениях Мингорисполкома. Положения были приняты еще в августе, но до сих пор разрешения на строительство сетей передачи данных в государственном жилом массиве еще не выданы. Это сильно тормозит развитие отрасли.

Не секрет, что государственная политика нацелена на привлечение внешних инвестиций. Уже принята программа информатизации республики, и ее локомотивом может быть именно телекоммуникационная отрасль. Но программа привлечения инвестиций буксует на процессе строительства инфраструктуры из-за отсутствия разрешительных документов.

– Как, по вашим прогнозам, будет развиваться ситуация со строительством сетей передачи данных в столице? Можно ли ожидать, что разрешения на строительство провайдеры все таки получат?

– Я оптимист по натуре, и считаю, что существующие проблемы будут решены. Но у меня есть сомнения, способен ли городской исполнительный комитет решить проблему самостоятельно. Возможно, опять потребуется некое внешнее воздействие, как это было, когда мы в рамках ассоциации «Белинфоком» предложили внесение изменений в соответствующий указ.

– Изменится ли цена на доступ в интернет в 2010 году? Куда «ушли» скидки, которые РУП «Белтелеком» дал частным провайдерам в 2009 году?

– За доступ в интернет белорусский пользователь платит в среднем 20 долларов. Так же, как и в Москве. Так что цены на интернет в Москве и в целом по Беларуси сравнялись.

Другой вопрос – количество услуг, которые за эту сумму получает абонент. В следующем году, так же как это было и в 2009-ом, количество предоставляемых услуг будет расти без изменения стоимости доступа. Точно так же как это происходило несколько лет назад в Москве.

– Принесли ли пользу провайдерам скидки «Белтелекома»?

– Безусловно, польза есть. Пользователи «Атлант Телеком» начинают больше пользоваться доступом в Сеть, в результате мы формируем продукты, в которых включено больше трафика. Как следствие этого мы должны закупать больше каналов у РУП «Белтелеком. Без скидок наша деятельность была бы экономически неоправданной. Скидки дают возможность оператору заниматься хозяйственной деятельностью, предоставляя клиентам востребованные ими услуги. Например, у «Атлант Телеком» существует полный безлимитный тарифный план, который предоставляется на стратегически важном для нас рынке Ethеrnet-услуг.

– Чего опасается ваша компания в 2010 году? Что может нарушить стабильное развитие белорусского провайдинга?

– Я не думаю, что в следующем году произойдет что-то кардинальное, что потрясет рынок телекоммуникаций. Но следующий год, я считаю, станет подготовительным периодом для некоторых важных решений, которые будут приняты в 2010-2011 году.

– Не считаете ли вы риском для работы своей компании бурное развитие беспроводных технологий, которые проводит, например, РУП «Белтелеком» или Yota?

– Я не считаю, что «Белтелеком» полностью уходит в беспроводные технологии. Пока они просто дополняют проводные. Я считаю, что это процесс будет длиться еще достаточно долго. Процесс развития беспроводных технологий при соответствующей гибкости и готовности продуктов у операторов фиксированной связи приведет к росту интереса и к проникновению услуг стационарного доступа. Даже если беспроводные технологии будут популярны, то они будут популярны outdoor, то есть, за пределами дома или офиса. Дома абоненты хотят получать услуги несколько другого качества, объема и за другие деньги.

– Отразится ли на стратегии «Атлант Телеком» популяризация беспроводных технологий как таковых? Не хотите ли вы поучаствовать в «беспроводной» гонке?

– Нет. У нас есть абсолютно четкое позиционирование.

– Но два года назад вы говорили, что готовы предоставлять Wi-Fi.

– Время Wi-Fi ушло. Я считаю, что мы с этим решением опоздали чуть ли не навсегда. Сейчас, когда разворачивается WiMAX, когда придет к своему логическому завершению процесс развертывания 3G-сети не только от одного оператора, но и от всех остальных, WiFi займет именно ту нишу, которую должен занимать – это будет решение для некоторого конкретного закрытого помещения.

– То есть, главная стратегия «Атлант Телеком» – развитие Ethеrnet-доступа?

– Главная стратегия – это развитие проводного доступа. Ethеrnet видится как наиболее перспективная технология, освоенная нами. Я не исключаю, что мы придем к какой-то другой технологии, но это будет именно проводной доступ для предоставления услуг indoor, в жилых помещениях или офисах.

– Есть мнение, что «Атлант Телеком» выбрал Ethеrnet как платформу, на которой можно надстраивать очень много сервисов. Планирует ли ваша компания делать эти надстройки и вводить какие-то новые услуги?

– Безусловно. Есть некоторая инфраструктура, например, Ethеrnet, которая предоставляет определенные возможности. И я не представляю себе ситуацию, в которой эти возможности остались бы не у дел. Нам не позволит это ни рынок, ни потребитель, да и сами себе мы этого не позволим. Как только инфраструктура будет построена в ожидаемых объемах, следующим шагом станет внедрение новых услуг.

– Каких изменений в 2010 году вы ожидаете на рынке провайдинга в целом?

– Я думаю, произойдет дальнейший рост количества услуг, которые мы предоставляем абонентам. Это будет связано, с одной стороны, с предполагаемым дальнейшим снижением цен на каналы РУП «Белтелекома» для операторов, а с другой стороны, с расширением полосы пропуска, которую мы предоставляем нашим абонентам.

Я считаю, разрешение на модернизацию информационных инфраструктур в городе будет все же дано, и мы будем свидетелями резкого роста активности операторов в области строительства сетей и наращивания абонентской базы. Это не значит, что ADSL уменьшит свое значение: у ADSL есть очень большой потенциал, связанный с охватом всего города одновременно. Устанавливая оборудование на какой-то телефонной станции, мы покрываем всю номерную емкость этой станции. Технология ADSL еще очень далека от вымирания, у неё большие перспективы.

– Исчезнет ли когда-нибудь Dial-up?

– До сих пор ведь он не исчез. Да, в эту технологию уже не инвестируются средства, но она по-прежнему остается самым простым способом доступа в интернет. Мало того, во многих случаях он достаточен, если вас интересует легкий серфинг по интернету.

– Изменится ли структура ваших внутренних ресурсов в будущем?

– Конечно, изменится, и в первую очередь, в связи с приходом правообладателя. Я не думаю, что ситуация, когда правообладатели не представлены на территории страны, продлится еще долго. Вопрос ведь не в белорусском законодательстве, а в том, что представленных правообладателей в нашей стране практически нет. Мы с удовольствием заключим договоры с представленными с Беларуси правообладателями и будем несколько по-иному вести себя в рамках мультимедийного контента.

– Что, по вашему мнению, произойдет после акционирования «Белтелекома»?

– Сложно давать какие-то оценки, если нет концепции акционирования «Белтелекома». Например, за два года до акционирования «Латтелекома» парламент Латвии принял закон, который описывал концепцию, определил дату, когда это должно произойти, определил последовательность этапов, шагов, как это будет и что будет после. С такой выстроенной концепцией можно делать какие-то прогнозы. У нас концепции нет, и сомневаюсь, что хоть кто-нибудь ее знает. В такой ситуации прогнозы делать бесполезно.

– Есть ли вообще смысл в акционировании? Провайдеры привыкли работать в сложных условиях, может, нет смысла что-то менять?

– Это один из возможных сценариев развития, который имеет место быть. Первая либерализация телекоммуникационного рынка намечалась еще в 2004 году. Но из года в год это откладывается, рынок развивается, поэтому и без акционирования рынок не умрет.

– Что нужно сделать, чтобы отрасль жила бурной жизнью? Что должно произойти, чтобы вы могли более активно развиваться?

– Я не буду касаться вопросов монополии «Белтелекома» на внешние каналы связи, но отмечу, что сравнивать, например, международный голосовой трафик и международный трафик передачи данных не совсем корректно. И то, и другое относится к телекоммуникациям, но имеет различную природу.

Я считаю оправданным внесение в закон об электросвязи положения, по которому будет создаваться конкуренция на рынке международного интернет-доступа. Не важно, какая это будет компания, государственная или частная, но, считаю, что такая конкуренция на быстрорастущем рынке передачи данных оправданна.

В законе об электросвязи должна быть предусмотрена возможность взаимодействия компаний между собой. Для нас взаимодействие с другим оператором, который находится на горизонтальном относительно нашей компании уровне, – не самоцель. Но сейчас по закону об электросвязи выстроена двухуровневая концепция рынка: есть национальный оператор, и есть все остальные. Я считаю, что это крайне тормозит развитие услуг передачи данных. Логичнее было бы создать национального оператора, операторов республиканского уровня, например, «Атлант Телеком», и нишевых операторов, которыми стали бы, например, домашние сети в микрорайонах. Должна быть трех-, четырехуровневая схема построения отрасли. Двухуровневая схема крайне тормозит развитие отрасли.

Я считаю, что при отсутствии магистральных линий связи с областными центрами ниша, которая сейчас принадлежит «Белтелекому», может быть заполнена только тогда, когда будет возможно взаимодействие между операторами. Магистральная сеть – это достаточно капиталоемкая инфраструктура. Тот, кто ее построит, сможет эффективно использовать только тогда, когда сможет подключать или предоставлять услуги операторам. Магистральная связь – это деятельность операторов для операторов. А такой оператор для операторов у нас пока только один – «Белтелеком». Я уверен, что рынок в самое ближайшее время столкнется с катастрофической нехваткой магистральных линий связи.

– Как бы вы оценили работу «Белинфокома» в 2009 году? 

– Я считаю, что если 2008 год стал годом, когда мы достаточно громко заявили о себе и стали реально влиять на какие-то процессы на рынке телекоммуникаций, то в этом году мы структурировали свою деятельность. «Белинфоком» – это ассоциация очень разноплановых операторов: это и операторы передачи данных, и системные интеграторы, и сотовые операторы. Объединяет нас Министерство связи и та деятельность, которая идет на рынке связи в целом. Интересы предприятий – членов ассоциации – очень разноплановые. Нам удалось структурировать свою деятельность, удалось создать ситуацию, при которой каждый голос внутри ассоциации был бы услышан его членами. Работа внутри ассоциации приводит к реакции на внешнем рынке, что очень важно для каждой из групп.

Я очень высоко оцениваю работу ассоциации в целом и свою работу в ней в частности, и считаю, что ее создание было очень правильным решением.

– Стало ли труднее доносить свой голос в ассоциации в связи с уходом монополиста?

– Уход «Белтелекома» – это достаточно логичный шаг с его стороны. У нас ассоциация не «против», а «за»: мы за новые возможности, которые предоставляет рынок. Но шаги к их достижению во многом были связаны с тем, что мы, так или иначе, затрагивали интересы «Белтелекома» как национального оператора, который законодательно владеет некоторыми монополиями. В этой ситуации «Белтелеком» решил дистанцироваться от этого процесса, и это нормально. Но это совершенно не значит, что диалог с «Белтелекомом» был прерван. С директором «Белтелекома» мы периодически общаемся, доносим ему нашу точку зрения, узнаем его мнение по каким-то вопросам. Такой информационный обмен не прекращался никогда.

– Можете ли вы сказать, что оптимистично смотрите на 2010 год? Произойдет ли что-то, что принесет пользу тем, на чьих плечах стоит телекоммуникационная индустрия? 

Я смотрю в будущее оптимистично и с надеждой, полный сил и энергии. Я считаю, что те риски и препятствия, которые будут у компании и меня лично, нам удастся преодолеть. И мы, и отрасль достигнем тех целей, которые ставим перед собой. И клиентам «Атлант Телеком», и всем пользователям интернета желаю устойчивого коннекта и все больших возможностей на рынке телекоммуникации.


 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-16%
-50%
-20%
-50%
-10%
-20%
-30%
-20%
-35%