• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  2. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  3. Акции, уходы в стачку и онлайн-концерт РСП. Что происходило в стране в последнюю субботу зимы
  4. «Оправдания не принимаются». Лукашенко заявил, что на Олимпиаду надо отправить «боеспособный десант»
  5. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  6. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  7. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  8. Виктора Лукашенко уволят с должности помощника президента
  9. Под угрозой даже универсам «Центральный». Что происходит в магазинах «Домашний» из-за проблем сети
  10. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  11. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  12. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  13. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  14. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  15. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  16. «Из-за анорексии попал в реанимацию». История пары, где у одного психическое расстройство
  17. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  18. Александр Лукашенко — больше не президент Национального олимпийского комитета
  19. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  20. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  21. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой
  22. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  23. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  24. «Фантастика какая-то». В Гродно начали судить водителя Тихановского, который молчал все следствие
  25. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  26. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  27. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  28. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  29. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  30. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет


Проект «Перспективная школа» в Беларуси держится на энтузиазме учителей Несколько лет назад технический прогресс ворвался и в школы: на входе стали устанавливать электронные проходные, родителям — предлагать в режиме онлайн контролировать чуть ли не каждый шаг ребенка, классные журналы и библиотечный фонд — оцифровывать, а буфеты переводить на безналичный расчет. Никто не сопротивлялся этой «всеобщей информатизации». Однако цифрового штурма так и не произошло. Школы, куда можно пройти только по электронной карточке, так и остались экзотикой, кое–где и вовсе отказались от современных технологий. Почему?
 
«Штурм», который лопнул?

В минскую гимназию № 5, куда еще год назад без электронного пропуска нечего было и нос совать, я прошла без всяких заминок. Никто даже не поинтересовался, кто я, куда и зачем.

— Электронная проходная давно не работает? — спрашиваю у школьников.

— Какая проходная? — удивляется пятиклассница.

— У вас разве нет электронных карточек–пропусков?

— Так мы ими уже несколько месяцев не пользуемся...

В 21–й гимназии картина другая: магнитный замок по принципу домофона на входной двери, по всему периметру здания — 8 камер. На вахте дежурит дневной сторож, записывая в журнал посетителей без карточек. Но в 16.00 ее смена закончится, компьютер выключат и замок перестанет работать...

— Первое время проблем с этой проходной было немало, — рассказывает директор гимназии Александр Казакевич. — Четыре раза выходили из строя датчики, которые считывают информацию со смарт–карты: не выдерживали потока детей. Сложно было и найти работника со знанием компьютера, который бы за 200 — 300 тысяч рублей в месяц 8 часов «контролировал» электронную проходную. Кроме того, дети постоянно забывают или теряют пропуска. Один наш одиннадцатиклассник умудрился 5 раз потерять! Но, несмотря ни на что, система заработала и проблему безопасности мы решили. Для нас это актуально, ведь школа рядом с кольцевой дорогой и раньше было много инцидентов: то пальто у учителя украли, то ребенка напугали, однажды за один урок сняли 6 звонков. Конечно, плохо, что проходная не работает вечером и в выходные дни, ведь проводится много внеклассных мероприятий. Но в штатном расписании нет дополнительной ставки ночного сторожа...

Увы, факт: попытка применить любое программное новшество в школе тянет за собой если не ту, так другую проблему. И вместо оптимизации получаются дополнительные трудности. Вроде бы электронный журнал, в любой момент доступный родителям, — позитивный момент. Но кто его будет заполнять? Классные руководители в свои окна? Так это не входит в их обязанности и дополнительно не оплачивается. Только лишняя головная боль. Но самое главное, система работает «сама на себя» (обычный журнал ведь никто не отменял) и требует все новых и новых средств, стоимость услуги для каждой семьи — 10 тысяч рублей.

— На программный комплекс «школьный журнал» и «sms–информатор» у нас уже не хватило денег, — объясняет Александр Семенович. — Но такую услугу нашим родителям предложил индивидуальный предприниматель. Каждый день в 3 часа дня приходит девушка, берет классный журнал, выписывает оценки и через интернет рассылает sms–сообщения родителям, которые «подписались». Таких у нас — 80 человек из 970.

Активнее всего за информационные технологии взялись в 13–й гимназии. На входе установили турникет. Стоит ученику пройти через него, родители (опять же за дополнительную плату) автоматически получают сообщение на мобильник: пришел во столько–то, ушел тогда–то.

Компьютер со всей этой информацией стоит прямо в гардеробе, так что надобности в стороже нет. После 7–го урока палки турникета опускают, чтобы дети не создавали на выходе толпу в фойе. Есть и электронный журнал. Хотя в нем заинтересованность тоже невелика — всего 30 семей проверяют оценки своих чад через интернет.

— К слову, помимо оценок и домашнего задания, в электронную базу мы вносим информацию о здоровье школьников, их физическом развитии, — перечисляет заместитель директора по учебной работе 13–й гимназии Наталия Кириенко. — То есть для нас внедрение программных комплексов — это больше возможность автоматизировать рутинную бумажную работу администрации, учителей, библиотекаря, медработника.

Все это вполне доступно для любой школы, уверены в 13–й гимназии, особенно если сравнивать с капитальным ремонтом здания. В таком случае, что тормозит процесс?

Возможности без желания

— Четыре года назад, когда мы начинали внедрять программную систему «Перспективная школа», в Москве было только две школы, в которых установили электронные проходные, у нас — 7 — 8, — вспоминает заместитель директора филиала «Центр информационных ресурсов и коммуникаций БГУ» Михаил Зеков. — Сегодня в Москве уже 500 «автоматизированных» школ, а у нас так все и осталось на уровне эксклюзива. Проект фактически заглох. Почему? Информационные ресурсы тяжело внедрять без административного ресурса. Это должно быть регламентировано. А так в школах говорят: нам это создает лишнее неудобство и напряжение. Сейчас мы на общественных началах поддерживаем те учебные заведения, с которыми когда–то начинали. У кого есть стремление — у того все работает (в 22–й гимназии, например, даже электронные карточки сами научились делать!). А у кого желания особого нет, там все в результате осталось по–старому.

Электронная проходная и прочие школьные премудрости задумывались как первый этап. Потом планировалось запустить и образовательные программные комплексы. Удается это единицам. Например, в ближайшее время в 13–й гимназии собираются внедрить так называемую систему распределенного учебного процесса. Идея в том, что ученик может зайти на школьный сервер со своего домашнего компьютера и выполнить тестовые задания (пока только по русскому языку). Знания и интеллектуальный рост будет контролировать учитель. Сейчас как раз набирают желающих участвовать в эксперименте...

К слову, даже смарт–карты изначально связывали вовсе не с электронными проходными. Предполагалось, что на них, как в России, будут «нанизываться» всякие умные сервисы. Скажем, проездной, карточка для оплаты школьных завтраков, дневник, пропуск в школу, читательский билет... Дошли только до «электронного буфета» и только в паре школ, например во 2–й минской гимназии. Да и тут новация не продержалась: разнобой в системе расчетов не очень–то устраивал комбинат школьного питания...

Наверное, есть некая грань, когда информационные технологии из «облегчающих» и «оптимизирующих» превращаются в «затратные» и «усложняющие». Было бы интересно вместе с заинтересованными лицами, которые так много говорят о «цифровом штурме» в школах, определить этот рубеж: где он зависит от технической оснащенности, где от компетентности педагогов, где от желания, где от возможностей? Или правы иные родители, когда говорят: «Слишком хорошо — тоже плохо»?

Компетентно

Начальник центра информационных ресурсов системы образования Минского городского института развития образования Оксана Минич:

— В каждом районе города есть как минимум одна школа, где этот проект в той или иной степени реализуется. Система хороша тем, что родители могут через интернет войти на школьный сервер и под своим индивидуальным логином и паролем посмотреть личную страничку ребенка: его пропуски, оценки, домашнее задание, успехи, замечания учителей и прочее. Со временем мы планировали подключить и другие школы. Почему планы не реализовались? Во–первых, это очень дорогостоящий проект, на который деньги выделяются по остаточному принципу. Электронная проходная — не первой необходимости оборудование. Сегодня компьютер с интернетом есть не у каждого педагога. И учебного оборудования не хватает. Есть более актуальные нужды школы, требующие капиталовложений. А в Москве «карта учащегося» — это отдельная городская целевая программа, которая финансируется и всячески поддерживается. Хотя и там проект должен охватить не всех, а только 15% жителей города... Есть у нас и другая проблема — кадровая. Сегодня проект «Перспективная школа» держится на энтузиазме учителей информатики, но они не обладают достаточной технической подготовкой, чтобы разбираться во всех тонкостях современных информационных систем, а главное, учитель должен преподавать свой предмет, а не осваивать все новшества IТ–технологий. Любое серьезное программное обеспечение требует работы специалиста. Нужны системные администраторы, инженеры, которые бы поддерживали и обслуживали новое оборудование. А не так, что программу установили, инженер компании–производителя в общих чертах рассказал, как должна работать система, а дальше, как говорится, сами разбирайтесь или звоните в отдел техподдержки. Да, есть в некоторых учебных заведениях инженеры–программисты, но их зарплата так мала, что они не возьмутся за дополнительную работу. А нагружать учителей на общественных началах мы не имеем права... Эти проекты получат продолжение, но не сразу и не быстро.

 
-20%
-10%
-15%
-10%
-20%
-65%
-40%
-50%
-25%
-25%
0072641