Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Евросеть: рынок сотовых телефонов в Беларуси в 2009 году составил 1010,4 тысячи штукПо оценке компании "Евросеть" рынок сотовых телефонов в Беларуси в 2009 году составил 1010,4 тыс. штук, что на 28,6% меньше, чем количество продаж сотовых телефонов в 2008 году.
 
В январе продажи сотовых телефонов сохранились на 84% относительно аналогичного периода 2008 года. Высокий уровень покупательского спроса в начале «кризисного» года был вызван «эффектом неожиданности» роста курса доллара, который, в свою очередь, привел к активизации эффекта ажиотажного спроса на импортные товары у населения. Падение рынка началось в феврале, и характеризовалось поочередными скачкообразными подъемами и снижениями покупательского спроса на протяжении всего 1 полугодия. Дно рынок нащупал только в июне, провалившись на 35%, относительно показателей июня 2008 года.


3 квартал 2009 года характеризовался стабильностью и последовательным увеличением продаж сотовых телефонов. Своего максимума рынок традиционно достиг в декабре, восстановившись относительно уровня декабря 2008 года на 88%.

Средняя цена проданного в рознице сотового телефона составила 166 долларов, что на 8% ниже показателя 2008 года. В денежном выражении в 2009 году рынок составил 168 млн долларов, что на 42% ниже объема рынка 2008 года.

В течение года структура рынка менялась как по вендорам, так и по ценовым категориям.

 

Одной из тенденций прошедшего года является лидерство «середнячков» – моделей среднего ценового сегмента (100-249$). В 2009 году средний ценовой сегмент характеризовался широким модельным рядом и, как следствие, последовательным увеличением доли до 52,8% к концу 4 квартала. Рост бизнес-сегмента (выше 250$), наблюдаемый во втором полугодии, напрямую связан с восстановлением системы потребительского кредитования. К концу 4 квартала доля сотовых телефонов с розничной стоимостью выше 250$ хотя и не восстановилась до уровня начала года, однако, выросла по сравнению с предыдущими двумя кварталами и составила 15,3%. Пик спроса на бюджетные модели (до 100$) пришелся на 2 квартал, когда доля бюджетного сегмента составила 40,2% от общего объема продаж. Во втором полугодии наблюдается тенденция к снижению спроса на недорогие телефоны до 31,9% к концу года. Что вполне предсказуемо, учитывая тот факт, что начиная с середины года покупательская активность «ожила» и охарактеризовалась спросом на новинки среднего и бизнес-сегмента. Данная положительная тенденция также способствовала увеличению объема рынка сотового ритейла Беларуси в денежном выражении.


Структура рынка по вендорам также менялась в течение года.

Компании Nokia в 1 полугодии сделала акцент на моделях бизнес-сегмента и сократила свою долю на рынке до 22,7%, переместившись в списке предпочтений покупателей на вторую позицию. Постепенная переориентация на бюджетный и средний ценовой сегмент привела к увеличению доли на рынке до 24,1% к концу 2009 года.

Количество сотовых телефонов марки Samsung, реализованных в 1 квартале 2009 года, составило практически треть от общего объема продаж – 30,5%. Захватив лидерство в 1 квартале, компания удержала его до конца года, хотя к ноябрю – декабрю ее доля на рынке снизилась до 29,1%. Секрет успеха компании Samsung на белорусском рынке в 2009 году – в постоянном обновлении бюджетной линейки сотовых телефонов в течение года и своевременной реакции на возросший интерес к моделям среднего ценового сегмента во 2 полугодии.

Несмотря на сокращение доли в 1 квартале до 7,1%, в целом в течение 2009 года компания LG показала самую высокую динамику среди вендоров, увеличив свою долю в 4 квартале до 14,2%, что превышает результат 2008 года в 1,6 раза.

Доля компании Sony Ericsson в 2009 году сократилась на фоне общемировой тенденции в связи с незначительными обновлениями модельного ряда в течение года, и составила 15% к концу 4 квартала.

Доля прочих игроков рынка выросла более чем на 4 проц. пункта и составила к концу 2009 года 17,6%, на что оказало существенное влияние закрепление на рынке сотовых телефонов марки Veon, а также роста продаж иных вендоров, предложивших покупателям широкий ассортимент недорогих сотовых телефонов.

В 2010 году, по нашим прогнозам, объем рынка вырастет на 7-12% по сравнению с прошлым годом. Население Беларуси успело адаптироваться к сложившейся экономической ситуации, и достаточно уверенно планирует покупки не только «на сегодня», но и «на завтра». В наступившем году для мобильных телефонов многих покупателей наступит время реплейсмента. Обновление вендорами модельного ряда позволит оперативно реагировать на возрастающий спрос и потребности покупателей и будет провоцировать рост сотового рынка.

Наметившиеся положительные тенденции позволяют в 2011 году прогнозировать восстановление рынка на уровне 85% к объему 2008 года.

 

 

Нужные услуги в нужный момент
{banner_1133}