Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Чему в Индии научат белорусских ИТ-специалистов?О создании учебного центра на базе ПВТ говорят уже не первый год, но только сейчас эти разговоры начали приобретать какую-то материальную форму. Причём форму необычную и с лёгким ароматом карри. Индийцы в рамках развития двухсторонних отношений пошли на немного парадоксальный сточки зрения стороннего наблюдателя шаг, решив заниматься воспитанием конкурентов для своих же ИТ-компаний. Впрочем объёмы белорусского рынка не идут ни в какое сравнение с индийским, так что волноваться нашим восточным коллегам вряд ли стоит.
 
Создание учебного центра с самого начала овеяно слухами, которые возникали из расплывчатых и острожных интервью организаторов. Что из них правда, что нет, как проходит процесс создания белорусско-индийского центра dev.by спросил непосредственно у самих участников и создателей центра.

Итак, 17 сентября 2009 года в Минске во время визита министра иностранных дел Индии Соманахалли Маллаях Кришны был подписан меморандум о взаимопонимании между правительствами Беларуси и Индии. Таким образом, был дан старт проекту по созданию совместного белорусско-индийского учебного центра в сфере информационных технологий на базе ПВТ. Также в рамках данного проекта в планах создание 4-х региональных учебных центров на базе Брестского Государственного университета, Гродненского Государственного университета, Витебского Государственного университета и Гомельского технического университета им. Сухого. Согласно подписанному меморандуму Беларусь получила возможность направить 8 специалистов в Республику Индия с целью прохождения обучения по специализированным курсам в течение шести месяцев, чтобы в дальнейшем работать в качестве преподавателей будущего белорусско-индийского центра. Чем обусловлено появление такого центра? Что заложено в основу его создания и кто станет будущими преподавателями центра?

По словам Александра Мартинкевича, заместителя директора администрации ПВТ, на создание учебного центра повлияли следующие факторы: во-первых, белорусские компании получили дополнительный стимул для развития благодаря мерам, которые были определены декретом президента о парке высоких технологий. В свою очередь, быстрый рост компаний потребовал подготовку более квалифицированных кадров. Во-вторых, область информационных технологий является динамичной и постоянно ощущается необходимость в повышении квалификации уже существующих специалистов. Эти причины и задали основную концепцию белорусско-индийского учебного центра, которая направлена в первую очередь на переподготовку людей с базовым техническим образованием, а также на повышение квалификации уже существующих специалистов в области информационных технологий. Индия в свою очередь предлагает изучение тех специфических дисциплин программирования, преподавание которых в белорусских ВУЗах не ведётся, т.к. наше классическое образование в принципе предполагает в первую очередь получение какой-то общенаучной базы, а не изучение конкретных технологий. В качестве примеров приводятся mobile development и embedded development.

Согласно меморандуму Республика Индия предоставляет технический грант в размере 800 тысяч долларов США. Данные средства планируется использовать на техническое оснащение учебного центра, а также на обучение будущих преподавателей данного центра. 20 января 2010 года на сайте ПВТ был представлен пресс-релиз, где администрация парка высоких технологий приглашает граждан Республики Беларусь пройти обучение в Республике Индия. 25 января 2010 года кандидатам был предложен разносторонний тест с заданиями разных уровней сложности и непосредственно собеседование с индийскими коллегами. Пяти дней для администрации ПВТ было достаточно, чтобы сделать справедливый выбор. Открытым остается вопрос, было ли достаточно этих пяти дней обычным специалистам для принятия решения уехать в Индию на шесть месяцев.

О том, что послужило началом создания компании, о методах отбора белорусских специалистов, а также на базе чего будет проходить обучение в Индии и заинтересованы ли наши ИТ компании в создании такого рода центра более подробно расскажет заместитель директора администрации ПВТ Александр Мартинкевич.

Первыми слушателями белорусско-индийского учебного центра станут студенты Брестского, Гродненского, Витебского государственного университета, а также ИТ -специалисты, которые работают в компаниях-резидентах Парка высоких технологий. Также белорусские компании смогут направлять специалистов на обучение в белорусско-индийский учебный центр на платной основе.

Кто был отобран для обучения в Индии

Было отобрано 8 специалистов для обучения в Индии: 3 специалиста — преподаватели из региональных центров: Брестского государственного университета, Гродненского государственного университета, Витебского государственного университета, 5 специалистов — это минчане, из которых — 2 преподавателя вузов , 1 — студент БГУИР, остальные работают в сфере информационных технологий. 20 февраля 2010 года они улетели в Индию, для обучения на базе центра по развитию передовых вычислительных систем CDAC (The Centre for Development of Advanced Computing) по специализированной программе.

Павел Ахрамчук, один из победителей конкурса, согласился ответить на вопросы нашего портала:

 — Чем вы занимались? Ваш род деятельности?

— В 2000 году я окончил педагогический университет, факультет физики и информатики. Было желание работать педагогом, потому как у меня очень хорошее терпение и мне удается объяснять сложные вещи через простые примеры. Но, к сожалению, на тот момент в школу либо в институт работать не пошел, потому как считал, что для того, чтобы кормить семью, зарплаты педагога недостаточно, а разрываться на 2-3– работах на тот момент готов я не был. Была различная работа, связанная с компьютерной техникой, потом перешел на работу в сферу ИТ, порядка 5 лет занимался тестированием программного обеспечения в разных минских компаниях. Я устал от этого процесса, решил разнообразить свою жизнь и до момента отъезда в Индию я начал работать инженером — электроником, занимался оборудованием, которое устанавливается на заводах нашей страны и используется для маркировки, лазерной резки, лазерной гравировки и т.д. Я ушел на эту должность, чтобы отдохнуть и сменить род деятельность.

— Почему вы решили отправиться в Индию и как вы узнали о том, что проходит набор на обучение?

— Одной из компаний, которой я оказывал консультационную помощь, была компания Veu Souring, которая на данный момент ведет активную работу на рынке нашей республики, и занимается направлениями обучения персонала. Также из основных задач которой — найти кандидата, помочь ему в проведении переговоров с компанией, и сопровождать его в течение всего испытательного срока, чтобы этот человек оказался тем, кого искала компания. Я им очень благодарен, так как с их подачи я узнал об этом проекте. Некоторое время назад я помогал своими техническими советами по компьютерному оборудованию, программному обеспечению, работал специалистом технической поддержки для этой компании. Наверное, я где-то у них остался в записях, потому как в конце ноября 2009 года они ко мне обратились и сообщили о планируемом конкурсе ПВТ. В связи с тем, что у меня хороший background как преподавателя, а также опыт работы в сфере ИТ, мне предложили поучаствовать в конкурсе по отбору специалистов для программы по обучению в Индии, после которой у меня будет шанс стать преподавателем в Минском обучающем центре.

— Как был организован отбор? Какие этапы проверки вы проходили?


— В конце ноября 2009 года я получил письмо от компании VEU Sourcing о том, что есть такая интересная программа обучения в Индии. Выслал им свое резюме. Далее шел отбор по анкетам, человек должен был ответить на три простых вопроса: 1. Кем вы сейчас работаете? 2. Кем вы видите себя после прохождения обучения в Индии? 3. Почему собственно согласны? Ответил на вопросы. Вскоре получил письмо, что по отбору компании VEU Sourcing я прохожу. Позже получил приглашение в ПВТ на интервью с индийскими коллегами.

25 января 2010 года нам предложили пройти тест — разносторонний: вопросы и на комбинаторику, и на теорию вероятности, и простейшие задачки уровня школы про бассейн и 2 трубы, задачи по программированию, простейший код на С, после чего 4 варианта ответа. Также в тесте были вопросы на знание языка, вопросы из истории развития компьютерной техники, курьёзные вопросы — например, 15 марта 1946 года, какой это был день недели? Воспринимается странно, ведь это было давно и вспомнить достаточно трудно, но в бизнес математике есть такая формула, которая четко позволяет найти ответ на этот вопрос. Дополнительную степень сложности придавал также и тот момент, что все вопросы были составлены на английском языке.

Предварительной подготовки к тесту не было.

— Вам уже рассказали, что представляет собой ваше полугодовое проживание в Индии? И что вас ждет после обучения?

— О том, что нас ожидает, было кратко рассказано нашими индийскими коллегами в ПВТ. Также индийские коллеги прислали документы с инструкцией. Что касается условий проживания, то речь идет о гостинице 4*, номера 2х местные. Где есть наличие беспроводного доступа в интернет по технологии wifi, телевизор, кухня, и на каждый номер будет приходиться местная газета на английском языке. Гостиница находится в 800 метров от места учебы. Оплата перелета, трансфера из/в аэропорт, обучения, питания, проживания в гостинице и транспорта до места учебы предоставляется индийской стороной. Нам необходимо было самостоятельно оплатить лишь медицинскую страховку на весь период пребывания в Индии.

Кроме того, в Индии нам будет предоставлена приличная стипендия (dev.by: насчёт приличной несколько сомнительно — около 100 долларов для ультрадешёвой Индии это неплохо конечно, но всё равно выглядит не очень внушительно). После того, как мы пройдем обучение, будут зачеты, экзамены, по окончанию обучения будет выдан диплом, и на основании тех данных, как человек учился, ПВТ будет принимать решение о том, взять ли такого специалиста на работу. Никаких соглашений и договоров с теми, кто едет учиться в Индию, не подписывалось. Что будет по возвращению, неизвестно, нет гарантии, что все вернутся трудоустроенными. Но есть и плюсы: В любом случае ты гарантированно получишь знания и дополнительный диплом.

— Ваше отношение к получению знаний в Индии?

— Институт CDAC позиционирует себя как институт для получения последипломного образования. Нас собираются готовить как специалистов по дистанционному обучению и с моей точки зрения это интересно и полезно. В то же время те знания, которые нам будут переданы — это знания, которые можно использовать как специалистам по написанию программного обеспечения. Я для себя выбрал курс, который связан с программированием мобильных устройств — смартфоны, телефон Apple — iPhone, и телефоны на базе платформы Symbian. Даже если по какой-то причине мне не удастся работать преподавателем, я смогу эти знания использовать как специалист по написанию программного обеспечения под данные устройства. Но все же самое основное, что меня привлекло в данном проекте — это то, от чего я пытался убежать большую часть своей сознательной жизни — профессиональное обучение людей. Через пол года я смогу стать востребованным преподавателем, у которого появится шанс преподавать в ПВТ, смогу делиться своими знаниями с нашими белорусскими специалистами и делать мир лучше.

По интервью участников и организаторов центра складывается двоякое впечатление — с одной стороны тот же CDAC известное учреждение с достаточно хорошим уровнем подготовки, а с другой — отбор людей за несколько дней выглядит несколько скомканным решением.
 

Нужные услуги в нужный момент