Николай Щетько,

Международный мобильный конгресс 2010: послесловие Завершившийся в феврале Международный мобильный конгресс 2010 (GSMA Mobile World Congress) отозвался сотнями анонсов и тысячами публикаций в прессе. Несмотря на продолжающееся "неспокойствие" в мировой экономике, итоги МWC2010 подтвердили, что сектор мобильной связи крепко стоит на ногах, хотя и сталкивается с определенными сложностями. Все острые вопросы обсуждалось как публично, так и в личных беседах менеджерами, специалистами и журналистами 15-18 февраля в Барселоне.
 
Несмотря на мрачные прогнозы и скептические оценки "бывалых", разительных изменений между Мобильной Барселоной`2009 и Мобильной Барселоной`2010 не ощущалось. Всё те же тысячи участников в костюмах, заполненные под завязку огромные выставочные площади комплекса Fira de Barcelona, всё те же первые лица индустрии (включая глав Google, Microsoft, Verizon, Ericsson, Huawei…). Разве что погода подвела – вместо привычного, весеннего (для белорусов) солнышка – столица Каталонии встретила хмурым небом и дождями.
 

Официальные итоги мероприятия подвели совсем недавно. Согласно им, Mobile World Congress 2010 посетило более 49 тыс. (против 47 тыс. годом ранее) человек, из которых 54% – менеджмент, свыше 2800 человек – руководители компаний. На экспозиции выставлялись 1300 организаций со всего мира. Другого такого столь же представительного события для мобильной индустрии в мире пока, пожалуй, не существует.

Итак, на что же смотрели, что обсуждали и чем делились друг с другом участники этого масштабного международного форума? Не претендуя на полный охват и беспристрастность, представляем вам итоги Международного мобильного конгресса 2010 по версии TUT.BY.

Тенденции

2010 год Ассоциация GSM назвала "годом разработчика" – и неспроста. Телефоны всё "умнеют", и для растущего числа этих устройств нужны, естественно, программы – на любой вкус, платформу и кошелек.

Хотя мобильные приложения пока распространяются в основном бесплатно (80%), магазины мобильных приложений и приложения "с рекламой" однозначно ждет большое будущее. По данным Gartner, количество скачиваний приложений в этом году перевалит за 4,5 млрд, а к 2013 достигнет 21,6 млрд. Доходы с этого сектора рынка составят, предположительно, 29,5 млрд долларов к 2013 году, из которых до 25% будет приносить именно реклама в распространяемых бесплатно приложениях. 

В рамках Mobile world congress прошли специализированная конференция для разработчиков – App Planet и выставка App Exhibition, которые заинтересовали 6000 посетивших MWC2010 разработчиков.

Лучшим мобильным приложением App Planet специалисты признали Cisco WebEx Meeting Center for the iPhone. Впрочем, неудивительно: тон в распространении мобильного ПО (как и в ряде других сфер современного ИТ-рынка) задала Apple своим App Store для iPhone и iPod Touch – сейчас пользователям предлагается 140 тыс. приложений, а количество скачиваний с июля 2008 года перешагнуло цифру в 3 мларда. В надежде ухватить свою часть пирога, примеру Apple последовали многие дргуие крупные компании – Nokia с Ovi, Google (Android Marketplace), Samsung, которая потратит на стимулирование разработок для собственной платформы bada 2,7 млн долларов, RIM (BlackBerry), даже производитель телекоммуникационного оборудования Ericsson открыл eStore – специализированный магазин приложений для операторов…

В первый день конгресса Ассоциация GSM объявила инициативу по объединению крайне фрагментированного рынка магазинов мобильного ПО и созданию "сообщества продавцов приложений" (Wholesale Applications Community), которое займется разработкой и внедрением единой системы разработки приложений для различных платформ и упрощением их продаж по различным каналам. 

Инициативу поддержали 24 крупнейших мобильных оператора, входящих в Ассоциацию GSM (в том числе и контролирующая белорусский "Велком" Telekom Austria Group – поддержку инициативы GSMA на пресс-конференции подтвердил глава группы Ханнес Аметсрайтер), а также такие крупные компании как LG, Samsung и Sony Ericsson. Впрочем, пока неизвестно, какие конкретно шаги сумеет продавить Ассоциация в реализации столь комплексного проекта.

Как будет выглядеть "единый магазин"? Как работать? Как примирять конкурентов – производителей оборудования, операторов? Какие условия предложат разработчикам? Как будут решаться проблемы кроссплатформенности? Рентабельно ли будет это занятие, или каждому мало-мальски серьезному игроку банально выгоднее станет продвигать свой магазин? На все эти вопросы представители GSMA напрямую не отвечали, а лишь с улыбкой просили "немного времени, ведь инициатива совсем свежая".

Не менее раздробленной выглядит ситуация на рынке мобильных операционных систем. С открытыми Google Android и Symbian (новая версия S^3) готовятся бороться новые игроки: Samsung bada, Nokia-Intel MeeGo и Windows Phone 7. Анонс очередной мобильной ОС от Microsoft стал, пожалуй, одним из самых громких на прошедшем конгрессе: змеистая очередь из журналистов и любопытствующих в холле Catalonia Plaza еще за 40 минут до начала действа заполнила почти всё свободное пространство и сотрудникам PR-службы Microsoft пришлось ограничивать вход страждущих в отель. 

Система подверглась глобальному переосмыслению и переделке: Microsoft "резанула" даже казавшуюся неубиваемой кнопку "Пуск". Теперь все важные функции (интернет, музыка, игры) собраны в специализированных "хабах", составляющих основу переработанного до неузнаваемости интерфейса. Создатели обещают более серьезную интеграцию в соцсети и Windows Live, единый простой интерфейс и множество других приятных "плюшек". Увы, за это придется платить: поддержки старых приложений не предусмотрено. 

Действительно, чересчур уж много вопросов ставит новая система, первые телефоны на базе которой появятся лишь к концу года. Будет ли возможным использование графических оболочек? Как Microsoft станет стимулировать разработчиков на новой платформе, есть ли уже какие-нибудь средства для них? Как будет выглядеть не "хаб социальных сетей" или "офисный хаб", а банальный экран набора номера??? Все эти вопросы, несмотря на многочисленные презентации и складные речи, Microsoft оставляет без ответа. Надеемся, до поры – иначе конкуренты задавят.

А ведь в Барселоне было представлено порядка двух десятков новых аппаратов на Android, тогда как громкие анонсы на Windows Mobile припомнить сложно. Согласно заявлению главы Google Эрика Шмидта, в мире каждый день продается уже по 60 тыс. Android-смартфонов, и лидер интернет-рынка на конгрессе однозначно показал, что не намерен упускать из сферы своего влияния мобильный рынок. Скорее, наоборот, – Mobile First (на русском это может звучать, например, как "мобильность – это главное"), уверен глава Google.

Наряду с резким "поумнением" телефонов, на фоне более чем 100%-го проникновения сотовой связи в ряде стран наметилась тенденция установки SIM-карт в разнообразные бытовые устройства, изначально для передачи данных не предназначенные – в моде теперь "встроенная мобильность". Например, глава Ericsson Ганс Вестберг считает, что к 2020 году в мире будет 50 млрд подключенных устройств, а проникновение сотовой связи на ряде рынков достигнет 500%. 

Но если в автомобилях, например, интегрированный мобильник еще можно представить (и можно представить, чем его занять), то вот тостер или холодильник со встроенным сотовым модулем пока кажутся еще чем-то крайне неординарным. Системы датчиков с дистанционным оповещением, модули слежения и множество других постоянно подключенных к мобильным сетям устройств, похоже, совсем скоро всерьез и надолго придут в наши жизни.

Конгресс порадовал и несколькими интересными примерами взаимодействия компаний из разных сегментов рынка, правда, навряд ли эти единичные примеры можно назвать тенденциями, но очень бы хотелось, чтобы они таковыми стали. Например, Skype и американская телекоммуникационная компания Verizon объявили о том, что все звонки через Skype по 3G-сетям Verizon будут для абонентов бесплатными. Правда, на нынешнем этапе Verizon Wireless поддерживает лишь смартфоны Motorola DROID ERIS, Motorola Devour, BlackBerry Storm 9530, Storm2 9550, Curve 8330, Curve 8530, 8830 World Edition и Tour 963. В любом случае, если подобные предложения станут массовыми, многим операторам очевидно придется пересматривать свои бизнес-модели.

Быстрый мобильный интернет

В мире – бум мобильной передачи данных. "Голосом" все уже наелись, основной катализатор роста теперь – широкополосный интернет в любой точке страны. Мобильный широкополосный доступ, по мнению Международного союза электросвязи (МСЭ) – ключевое направление развития рынка. По прогнозу МСЭ, количество пользователей мобильного широкополосного доступа превысит 1 млрд человек в 2010, тогда как в конце 2009 их насчитывалось 600 млн по всему миру.

Причем абонентов 3G-сетей в мире уже более 500 млн, из них около половины пользуются высокоскоростным широкополосным доступом. За каких-то восемь лет к быстрому мобильному интернет-доступу во всем мире приобщилось порядка 10% всех пользователей сотовой связи. Примечательно, что фиксированным телефонным линиям для подключения полумиллиардного абонента понадобилось более века, а сотовым GSM-сетям – менее 10 лет. 

С момента запуска первой коммерческой 3G-сети (ее открыл NTT DoCoMo в Японии) популярность услуг возросла многократно, и теперь 3G-услуги предлагают своим клиентам сети более чем 300 операторов по всему миру.

Что же такое 3G? Под технологиями третьего поколения (International Mobile Telecommunications-2000 (IMT-2000) или 3G) понимается набор технологических решений, которые обеспечивают для абонента быстрый интернет-доступ с мобильного терминала (телефона, модема…). Чаще всего к 3G-стандартам причисляют CDMA2000/EV-DO и UMTS/HSDPA. Принято считать, что 3G-сети должны обеспечивать для стационарных абонентов скорость не менее 2 Мбит/с, для движущихся – от 144 Кбит/с.

В рамках Конгресса, помимо ожидаемого сонма LTE-устройств (4G), чипов и сетевого оборудования, были представлены интересные новинки и для широко эксплуатирующихся в мире 3G-сетей. Например, прототипы решений, позволяющих при достаточном частотном ресурсе демонстрировать скорости до 84 Мбит/с! Правда, пока сети на нескольких несущих не сильно распространены: во время конгресса австралийская Telstra объявила о запуске первой в мире 3G-сети со скоростью передачи данных до 42 Мбит/с.

Впрочем, основное внимание на MWC2010 всё же было приковано к анонсам, связанным с технологией LTE – Long Term Evolution, четвертое поколение (4G). Судя по всемерной поддержке сотовых операторов, именно LTE составит серьезную конкуренцию новым поколениям WiMAX. LTE использует как временное, так и частотное разделение, строить сети можно практически в любом диапазоне (от 700 МГц до 2,6 ГГц и 3,8 ГГц в перспективе) с различной шириной полосы – от 1,25 до 20 МГц. Задержки при передаче данных (ping) в LTE-сетях не превышают 5 мс. Сети LTE полностью построены на технологии IP. LTE обратно совместима с такими технологиями передачи данных, как GPRS, EDGE, UMTS, HSPA и HSPA+.

Теоретически сотовые системы на основе LTE способны обеспечить пиковую скорость передачи данных на уровне сотен мегабит в секунду. Реальные результаты пока скромнее: единственная коммерческая LTE-сеть в мире (оператор TeliaSonera в Швеции и Норвегии), по данным пользователей, предлагает скорость около 42-43 Мбит/с в пике на прием и около 5 Мбит/с на передачу. 

Помимо десятков анонсов от поставщиков оборудования ("новые решения для гибкого перехода на LTE", "передовые платформы, готовые к внедрению LTE" и т.д.), случилось и несколько любопытных событий на организационном уровне. Так, в Ассоциацию GSM вошли CDMA-операторы China Telecom (Китай), KDDI (Япония) и Verizon Wireless (США), поддержавшие грядущий переход мобильной индустрии на LTE.

Кроме того, та же Ассоциация GSM в Барселоне анонсировала инициативу VoLTE (Voice over LTE – голос по LTE) по созданию единого совместимого решения для работы с голосовыми звонками и отправкой сообщений в LTE-сетях. Примечательно, что LTE сперва не рассматривалась как технология для голосовой связи. Но, судя по всему, операторы поняли, что в долгосрочной перспективе использовать для голоса другие технологии не очень здорово.

"Голосовая проблема" заключается в том, что LTE – это полностью пакетная технология, построенная на базе IP-протокола. Конечно, для реализации голосовых возможностей можно пользоваться VoIP-сервисами (Skype), но понадобится время для создания "родного" интерфейса на базе IMS (IP Multimedia Subsystem – мультимедийная подсистема для IP-сети), с которым могли бы работать даже не очень умные телефоны (понятно, что на смартфоне запустить Skype или его аналог – не проблема). 

За год AT&T, Orange, Telefónica, TeliaSonera, Verizon Wireless, Vodafone, Alcatel-Lucent, Ericsson, Nokia, Nokia Siemens Networks, Samsung и Sony Ericsson (это только самые громкие имена) создадут минимальный набор возможностей, которые должны будут поддерживать все решения, предлагающие голосовые и SMS-услуги в LTE-сетях.

Сверкавшие еще год назад энтузиазмом глаза операторов в году нынешнем наполнились спокойным прагматизмом. Немудрено: оказалось, что смартфонизация в мировом масштабе дает столь серьезную нагрузку на сети, что даже 21 Мбит/с в сетях HSPA+ (3G) выдать не всегда возможно. Отсюда внушительные затраты на модернизацию опорной сети, подключение базовых станций не по радиорелейным каналам, а уже по оптоволокну и так далее. А ведь все эти инфраструктурные усовершенствования денег операторам напрямую не приносят. Нагрузка же на их сети со скоростями LTE (50 Мбит/с и выше) возрастает многократно. 

Более того, сотовые компании сейчас всерьез задумываются над более "четкой" тарификацией. На этом вопросе в своем докладе остановился глава японского оператора KDDI. "Безлимитные" мобильные тарифы (анлимы) "убивают" сети. Как признался эксперт организации UMTS Forum, эти предложения в Австрии, например, все равно ограничены по трафику в той или иной мере – аналогичный подход исповедуется и в ряде других стран. Поэтому чтобы обеспечить высокое качество и скорости, операторам нужно будет пересмотреть свой подход к ценообразованию. Читай: мобильных анлимов не будет, или они будут дороги, или они будут не анлимами…

А производители меж тем подливают масла в огонь и сообщают о новых прорывах: Ericsson объявила о достижении скорости передачи данных в 1 Гбит/с по LTE (для этого ей, правда, понадобился канал шириной 80 МГц, вчетверо шире стандартного), Samsung показала нетбук с поддержкой LTE (обновленный N150), Huawei продемонстрировала "трехстандартный" модем с поддержкой LTE, UMTS и GSM…

Операторы пока не готовы "бежать впереди паровоза" (например, грядущий в апреле LTE-аукцион в Германии на частоты специалисты считают преждевременным), однако более чем 74 компании сообщили о поддержке, тестировании или внедрении LTE в своих сетях. В группу первопроходцев к TeliaSonera в этом году добавятся NTT DoCoMo в Японии, а также China Telecom (Китай) и Verizon Wireless (США). Из ближайших соседей хочется отметить Украину, где МТС обещает начать тестировать LTE во второй половине 2010 года.

Согласно исследованию компании Infonetics, к 2013 году в мире будет более 72 млн LTE-абонентов.

Устройства

В отличие от прошлых лет, россыпь новых мобильников на MWC2010 оказалась значительно скромнее, чем прежде. Во многом это объясняется демаршем Nokia, которая арендовала здание буквально за воротами выставочного комплекса, но даже там не показала ни одного нового аппарата, ограничившись анонсами в части сервисов (Ovi) и систем (совместная с Intel платформа MeeGo = Moblin + Maemo). 

Не было своего стенда и у платинового спонсора мероприятия, компании LG – впрочем, грамотный партизанский маркетинг из толп "фанатов" с лихвой компенсировал отсутствие собственных квадратных метров в комплексах Fira Barcelona. Несмотря на это, демонстрировались всего две относительно новые трубки.

Вообще, в этом году наиболее популярны были аппараты на ОС Google Android: HTC Desire, HTC Legend, Acer beTouch E400, Acer beTouch Liquid e, Motorola Quench, Sony Ericsson Xperia X10 Mini, Alcatel OT-980, ZTE Blade, ZTE Racer, Huawei U8230 – вот далеко не полный список представленных устройств на базе передовой ОС. 

А самым громким анонсом мероприятия можно смело назвать Samsung Wave S8500 – первый смартфон Samsung на основе собственной ОС, с новым интерфейсом, революционным экраном Super AMOLED (3,3”), поддержкой Bluetooth 3.0 и Wi-Fi 802.11n.

Интересные новинки продемонстрировали и производители "телефонного железа" – например, встраиваемые проекторы Texas Instruments (Samsung демонстрировала аппарат i8520 на его базе), мощные сенсоры вроде OV5647 от OmniVision (до 30 кадров в секунду на FullHD-разрешении 1920x1080), передовые вычислительные платформы, в основе которых лежат процессоры с частотой выше одного гигагерца! Подобные решения показали ST-Ericsson, Marvell и другие компании. 

Безусловно, запомнились концептуальные аппараты: например, стильный ZTE EQ2, спортивный Sagem Puma, защищенные Sonim XP2 Spirit и Samsung E2370, "деревянные" телефоны от NTT DoCoMo… 


Кстати, "зеленые" тенденции и в нынешнем году будоражили сердца и умы производителей. Вопрос только насколько разделяют зеленую лихорадку простые пользователи. 

Ведь пока экологическая дружелюбность аппаратов выражается в наличии солнечной батареи, применении в производстве легко перерабатываемых материалов и других мелочей, вроде упаковки из вторсырья или умных зарядных устройств в комплекте. Большинству пользователей от этих особенностей ни холодно ни жарко, абы цену не задирали за пресловутую экологичность. 

Еще один любопытный тренд этого года – специализированные аппараты для пожилых людей. Большие размеры, большие клавиши, контрастный монохромный экран – единственное, смущает цена. Например, за продукцию австрийской Emporia, одного из законодателей мод в данном сегменте, просят от 99 до 199 евро.

Технологии и прототипы

Помимо непосредственно телефонов, ПО для них, базовых станций и другого сопутствующего оборудования, программ и решений, в Барселоне можно было увидеть множество любопытных технологий и продуктов, пока еще не вошедших в стадию массового производства.

Запомнилась презентация "глазного" интерфейса от NTT DoCoMo (к сожалению, не премьерная). Надеваем специальные наушники и ведем зрачком влево – умный плеер выбирает предыдущий трек. Если провести зрачком вправо – следующий. Круговое движение зрачка против часовой стрелки – и повышается громкость воспроизведения, в обратную сторону – наоборот.

Еще один любопытный гаджет – компьютер-обруч Golden-I, который надевается на голову и выводит все необходимые данные на небольшой дисплей, который в буквальном смысле всегда перед глазами. Создателей устройства поддержала Motorola, и сотрудникам, демонстрировавшим обручи Golden-I, не приходилось жаловаться на недостаток внимания. Компьютер снабжен всеми необходимыми интерфейсами, понимает несколько языков (управление – голосовое) и стоит около 2 тыс. долларов. По мнению создателей, Golden-I незаменим для тех, кому нужен перед глазами и компьютер, и свободные руки – например, профессиональным строителям, автомеханикам и т.д. 

В ангаре Ericsson выросло любопытнейшее "подключенное дерево" – специальное устройство превращает дерево в один большой датчик электромагнитных полей, картина которых сильно меняется, когда кто-то проходит рядом или прикасается к растению. В зависимости от активности вокруг дерево при помощи компьютера отправляет сообщения в Twitter или пишет SMS. Вроде: "ой, мне так одиноко!" или "ишь, понабежало, я сейчас занято". Забавно, что на ветках висят несколько апельсинов – как муляжей, так и настоящих. Возможности развития такого симбиоза компьютеров и растений – огромны. Например, как вам живая изгородь, предупреждающая хозяина при помощи SMS о нежданных визитерах? 

Помимо множества различных устройств и технологий, связанных с 3D (эта мода не могла не затронуть мобильную отрасль), демонстрировались и более изысканные решения. XTR 3D и Texas Instruments демонстрировали очень любопытный интерфейс, позволяющий управлять мобильным устройством, просто производя те или иные жесты в воздухе. Банальная вебкамера и специальный софт (а также, конечно, достаточно мощное мобильное железо) – и движения ваших пальцев в воздухе управляют, например, выбором музыкального альбома из коллекции и трека в нем. Впрочем, готовые решения на базе этой технологии появятся не раньше чем в 2011 году. 

Впечатлили и экраны на базе технологии Mirasol от Qualcomm – эти "дисплеи", формирующие цвета при помощи интерференции, не требуют подсветки и смотрятся просто великолепно. Компания ожидает, что полноценные розничные продукты с дисплеями Mirasol будут доступны уже к концу года. И если в процессе не возникнет серьезных подводных камней, похоже, e-ink дисплеям придется потесниться.


Николай ЩЕТЬКО

 

{banner_819}{banner_825}
-50%
-15%
-10%
-10%
-30%
-16%
-10%
-46%
-15%
-33%
-30%