Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Рынок компьютеров и комплектующих в Беларуси: есть ли перспективы?В конце марта появилась информация о том, что бренд NTT в Беларуси «поменял владельца». Прежний собственник, бизнесмен Павел Шумилов (ГК «ТАИР»), рассказал, что не видит перспектив рынка для компьютеров и компьютерных комплектующих. Насколько все действительно плохо (или хорошо) для поставщиков компьютерной техники и комплектующих? ET CETERA обратилась к бывшим коллегам-партнерам-конкурентам NTT.
 
«Сама компания сейчас в стадии закрытия. Компьютерной техникой мы заниматься больше не будем. Не вижу перспективы рынка – это одна причина, а вторая – громадное количество неплатежей со стороны клиентов – юридических лиц», – сообщил недавно IT.TUT.BY бывший соучредитель СООО «НТТ Бел» Павел Шумилов (ГК «ТАИР»).

В чем же дело? Неужели кризис так серьезно подкосил компьютерный рынок?

«Думаю, что проблемы сегодняшнего падения спроса актуальны для всех, но не до такой степени, чтобы сворачивать бизнес столь крупной компании. Да, есть снижение платежеспособности как населения, так и госсектора. Но ведь закон сохранения никто не отменял. Если сегодня пусто, то густо было вчера либо будет завтра. На сегодня почти все крупные компании испытывают трудности с платежами («дебиторкой»), но это только сегодня – в текущие месяц-два. Конец 2009 года был достаточно активным и, думаю, покрыл неприятные моменты начала прошлого года», – считает директор ООО «Ирсен Компьютерс» Алексей Юрченко.

«Работая со всем рынком и имея большую сеть партнеров по продаже, волей-неволей начинаешь использовать методы больших чисел. И мы не видим кризиса неплатежей в секторе ИТ. Отдельные факты есть. Мы сталкиваемся с фактами банкротства в последнее время все чаще и чаще. И ни один из них не вызван плохой дебиторкой, к сожалению. Превышение расходов над доходами, оптимистический управленческий учет, нерациональное хозяйствование, ошибки в инвестициях – вот основные проблемы. За последние два года компании с такими проблемами работали по принципу финансовой пирамиды, которая сейчас заканчивается по объективным причинам»,
– отмечает Дмитрий Якимахо, директор компании «Компьютеры и периферия».

Один из экспертов, пожелавших остаться анонимным, предположил, что имеет место традиционное сезонное снижение спроса. «Продажи ноутбуков идут вверх, стационарных компьютеров – сокращаются. Автомобильный бум вытягивает последние средства у граждан, денег на покупку ноутбуков и компьютеров все меньше. Вероятно, к августу все стабилизируется. Но вообще, сейчас сезон закончился и большинство компьютерных фирм может смело уходить в отпуск где-то до конца июля», – сообщил он корреспонденту ET CETERA.

Рынок ноутбуков действительно растет. Это подтверждает и Павел Коврижных, директор компании «ГиперАйТиТрэйд», официального дистрибьютора ноутбуков MSI в Беларуси. По его мнению, белорусский рынок ноутбуков вырастет на 10-12% по сравнению с прошлым годом и составит порядка 115-125 тыс. единиц, а доля легально ввезенных лэптопов составит не менее 60%.

Отмечает оживление на рынке и KOSHT.COM, один из самых популярных в Беларуси каталогов высокотехнологичной техники. «Предложений по компьютерам, ноутбукам, комплектующим в 2010 году стало больше минимум на треть по сравнению с прошлым годом. Однако сейчас у компьютерного рынка действительно «низкий сезон» – и продавцы, и покупатели, как правило, «оживают» к осени. С другой стороны, в пору отпусков резко возрастает популярность фотоаппаратов, флэшек, нетбуков. В любом случае говорить о неперспективности рынка цифровой техники и компьютеров преждевременно», – считает Елена Качановская, заместитель директора по маркетингу KOSHT.COM.

«Рынок компьютеров в весенне-летний период всегда уходит в спячку, причем чем ближе к середине лета, тем более глубокую. Это не было большой проблемой в прошлом году и, скорее всего, не станет проблемой в этом году. Считать рынок ИТ бесперспективным не решусь, широкий ассортимент позволяет спокойно выжить даже розничным продавцам, а уж «крупным рыбам» волноваться при грамотно построенной системе оплат и не нужно. Менять профиль работы компании, думаю, не стоит. Возможно, стоит расширять его за счет оказания дополнительных услуг и увеличения ассортимента «летних» товаров. В любом случае жизнь продолжается, и надеяться мы будем только на лучшее», – говорит директор ОДО «Даас» Дмитрий Гридюшко.

Однако приятные перспективы просматриваются, похоже, не для всех игроков рынка.

«На ИТ-рынке есть только одна неперспективность – для людей, которые сбивают цены, возят контрабанду, пытаются продать подешевле. Наша беда, что в других странах такой ерундой уже никто не занимается – разве что в режиме хобби. Что касается перспектив рынка, то, разумеется, это относительная вещь. Вероятно, что по сравнению с теми проектами, которые ведет (или будет вести) Павел, перспективы ИТ-рынка кажутся слабыми. Я же считаю их радужными. Наш размер рабочего капитала позволяет выигрывать конкуренцию, долю рынка, финансировать любые проекты, и он хорошо работает. Отвлекать капитал, когда его инвестировать? Начинать диверсификацию? Это стратегическая ошибка, вероятно обусловленная проигрышем конкуренции. Этим, возможно, объясняются все разговоры о неперспективности того или иного рынка, и в особенности ИТ-рынка»,
– отмечает Дмитрий Якимахо.

Но раз на рынке все, в принципе, неплохо (с учетом традиционной сезонности), почему же прекратила свое существование некогда могучая компания NTT? Помимо официальной, озвученной П. Шумиловым, существует и еще несколько версий. Наши эксперты оказались сдержанны в своих оценках: «Наверняка решение (о выходе из бизнеса – прим. ред.) было принято достаточно давно, и ситуация на рынке лишь добавила последнюю каплю. Маржа с этого бизнеса на сегодня не та, что была в момент основания компании NTT, и, возможно, было принято решение направить средства в более привлекательное с точки зрения дохода русло. Наверное, это правильное решение – вкладывать в более рентабельное. Компания довольно долго присутствовала на рынке, имела хорошую базу постоянных клиентов. И этого должно было быть более чем достаточно для существования практически в любой рыночной ситуации. Поэтому, на мой взгляд, здесь есть следующие причины происходящего: нежелание работать на данном рынке с этим продуктом или неграмотная политика управления внутренними ресурсами. А может, одновременно две сыграли», – комментирует ситуацию Алексей Юрченко.

Дмитрий Якимахо подчеркивает, что «NTT была одной из наиболее разумных, правильных и грамотно работающих компаний. Исторически нам нечего было делить, и мы пересекались только на почве дистрибуции. Политики дистрибуции наших компаний были схожи, мы всегда находили общий язык. Могу заметить, что мы, являясь одним из кредиторов одной из компаний NTT, достаточно хорошо представляем ситуацию, и корень проблемы надо искать внутри компании. Внешний фактор тут был минимален».


 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-40%
-70%
-30%
-20%
-10%
-15%
-50%
-20%
-20%
-10%