Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Интервью по понедельникам: Алексей Новик, глава Viewsonic в БеларусиКаким, всё-таки, был 2009 год? Что изменилось на рынке дисплеев? Куда будет двигаться индустрия в ближайшее время, какие новые технологии ждут потребителя? Своими наблюдениями и экспертными оценками поделился Алексей Новик, глава Viewsonic в Беларуси.
 
– Алексей, каковы итоги 2009 года для вас и для рынка? Можно ли уже что-то сказать о спросе в первом квартале 2010 года?

– 2009 год был кризисным. Рынок основного продукта, которым занимается компания ViewSonic, т.е. мониторов, упал и упал значительно.

На этот счет есть разные данные. Агентство ИТФ Contest говорит, что падение этого рынка в Беларуси составило 26%. На самом деле мне это представляется спорным. Могу сказать, что рынок упал гораздо сильнее, т.к. это агентство не учитывает мониторы так называемой местной сборки. И здесь тоже заметно падение, потому что такие мониторы поступают в корпоративный сегмент, где значительно снизились закупки. Поэтому я оцениваю общее снижение рынка мониторов Беларуси за 2009 год в 35-37%. Это достаточно серьезный спад. С другой стороны нужно отметить, что в других странах (например, России и Украине) падение оказалось большим. В России – около 40%, в Украине – 40-45%. В натуральном выражении объем рынка снизился. Это вполне можно было предвидеть уже после первого квартала.

Но обнадеживает то, что по итогам четвертого квартала 2009 года объем рынка практически не изменился в сравнении с 2008 годом. Т.е. падение приостановилось и в этом году мы увидим некоторый рост. Если говорить об итогах первого квартала 2010 года, то в сравнении с 1 кварталом 2008 года они будут хуже, но по сравнению с 1 кварталом 2009 года будет заметен рост.

– Несколько лет назад вы говорили о своей стратегической цели «попасть в тройку». Какая основная задача стоит перед ViewSonic на этот год?

– К сожалению или к счастью, мы живем в динамичном мире. Рынок меняется, меняются компании, их цели и стратегии. Действительно, на 2007-2008 годы мы ставили перед собой достаточно амбициозные цели – попасть в тройку лидеров на рынке мониторов. Нам это не удалось. По итогам прошлого года мы заняли 5 место. По итогам 2008 года мы были на 4-ом.

Ничего фатального не произошло, но мы потеряли чуть больше, чем рынок в целом. Это связано с опасением компании, что придет вторая волна кризиса. Мы очень аккуратно вели продажи в Беларуси, старались не перегружать склады своих партнеров товаром в отличие от некоторых конкурентов. Мы вели достаточно осторожную, консервативную политику в прошлом году. Наверное, это и стало основной причиной снижения объемов наших продаж. Что касается нынешнего года, я думаю, нам вполне по силам удержаться в пятерке лидеров.

Что касается игроков на рынке мониторов, то в 2009 году, произошли достаточно серьезные изменения. Они выразились в том, что «большая тройка» 2008 года (два корейских бренда и Philips) изменилась. Мониторный бизнес компании Philips был продан, брендом пользуется тайваньская компания. Зато значительно увеличилась доля двух других игроков – корейских брендов. В 2008 году их суммарная доля рынка составляла 48%, а в 2009 году – 66%.

После ослабления позиций Philips на рынке осталось два основных игрока и 3-4 игрока поменьше, в число которых входит ViewSonic. Произошла концентрация рынка и все мелкие компании ушли: такие, как NEC, Xerox. Сейчас их практически не видно. Продажи 1000-1500 мониторов в год – это незначительно.

Мы отдаем себе отчет в том, что мы не являемся лидерами и в обозримом будущем не станем ими. Но в этом году мы можем успешно попасть в тройку лидеров.

Наша цель – поддержание доли рынка, достойной бренда ViewSonic, – 10-12%. Наша основная задача – зарабатывать деньги, сохранять хорошие отношения с партнерами, дилерами и дистрибуторами.

– Будут ли дешеветь мониторы и какие? Ваш прогноз на 2010?

– Дешеветь будут практически все мониторы, весь модельный ряд. Сейчас, в первые 2-3 месяца этого года, мы наблюдали повышение стоимости панелей. Связано это с тем, что в период кризиса многие производители LCD-панелей серьезно уменьшили свое производство, опасаясь значительного снижения спроса. А стоимость LCD-панели определяет 85% стоимости монитора. Снижение спроса действительно произошло, но в начале года рынок оживился.

Второй квартал, как правило, самый слабый в году. Не надо быть экспертом, чтобы четко понимать: во втором квартале спрос снизится серьезно, будет избыток панелей на рынке, их цена станет снижаться, мониторы продолжат дешеветь. Думаю, этот тренд сохранится до конца года.

Что касается каких-то других тенденций на мониторном рынке, то помимо удешевления, надо отметить, что вырастет доля мониторов со светодиодной подсветкой (LED-подсветкой).

Некоторые компании вернулись к производству мониторов на IPS-панелях. В 2009 году кроме TN-панелей на рынке появлялись какие-то штучные экземпляры на других матрицах. Сейчас сразу несколько брендов представили новинки. Конечно, в основном это – профессиональные мониторы на IPS-панелях. Я думаю, эта практика сохранится до конца года, мы увидим такие продукты от нескольких производителей.

ViewSonic оказался в числе мировых лидеров в производстве 3D-мониторов, сейчас интерес к этой теме очень высок. Я думаю, он сохранится на протяжение всего года.

Хотя в мировых масштабах достаточно трудно оценивать и предсказывать. Ожидается, что по итогам 2010 года произойдет определенный рост продажи мониторов в мире. Этот рост, конечно, постоянно тормозится тем, что все больше пользователей персональных ПК переходит на портативные устройства – ноутбуки, нетбуки, планшетные устройства, смартфоны и т.д.

Все больше потребителей при выборе компьютера обращают внимание на портативные устройства и приобретают их. Я думаю, что какого-то серьезного роста рынка по сравнению с 2008 годом мы не увидим. С 2009-ым – да. В 2010 году по моим оценкам рост рынка в Беларуси составит 15-20%. Ценовой тренд, мне кажется, достаточно однозначный: все будет дешеветь.

Что касается диагоналей, каких-то базовых характеристик мониторов, здесь, кажется думаю, мы уже подошли к некому целесообразному максимуму, т.к. не многим нужен монитор с диагональю больше 22 дюймов. Время отклика 2 или 5 миллисекунд также устраивает подавляющее большинству пользователей. Над цветопередачей еще работают, но, опять же, если вы работаете в офисных приложениях или в интернете (85-90% пользователей используют компьютер именно для этого), то она большой роли не играет.

– А всё-таки, какие диагонали будут наиболее массовыми? Как растет средняя диагональ мониторов в Беларуси, насколько эти данные соответствуют мировым тенденциям?

– Диагональ в 19 дюймов останется наиболее массовой в этом году – как в мире, так и в Беларуси. Мониторы 19” предлагают по очень привлекательной цене, такого размера вполне достаточно для нормальной работы. Кто хочет больше – покупает 22 дюйма.

К концу этого года форм-фактор 16:9 в разных диагоналях, т.е. 19, 22, 24 дюйма и т.д., будет составлять более 50%. Это связано с тем, что эти матрицы более технологичны и производителям они обходятся дешевле. Чем ниже себестоимость, тем ниже продажная цена. Все современные ЖК-телевизоры, например, уже идут с форматом 16:9.

– Продолжится ли доминирование матриц TN на рынке, или есть предпосылки к росту доли устройств на базе PVA/IPS-матриц?

– Я об это уже немного говорил выше. Доминирование TN сохранится, эти матрицы массовые, достаточно недорогие в производстве, само производство отлажено, существуют заводы с очень большой производственной мощностью именно по этому типу матриц. Устраивают они, как я уже говорил, подавляющее большинство пользователей компьютеров. Мониторы на PVA/IPS матрицах сейчас есть в линейке ViewSonic. Во втором квартале выходит ещё одна модель на IPS-матрице. Это профессиональные модели для дизайнеров, для проектировщиков – для тех людей, которым важна цветопередача, которые готовы за это платить, которые готовы покупать более дорогие устройства.

Но говорить о том, что эти продукты станут массовыми, что они какими-то образом потеснят TN, не приходится, поэтому TN – это 95% всего мониторного рынка.

– Как измеряет время отклика в своих моделях Viewsonic? Какое время можно назвать минимально комфортным для игр и видео?

– Существуют разные методики определения скорости отклика матрицы: по скорости перехода от серого к серому, от черного через белое к черному. В последние 1,5 года время отклика особенно никого не волнует, все остановились на времени отклика в 5 миллисекунд. Это значение поддерживает уже практически весь модельный ряд, за исключением моделей для корпоративного рынка. Для игр 5 миллисекунд вполне достаточно, на мой взгляд.

– Останутся ли на рынке «неширокоформатные» (4:3) модели, что их ждет?

– Такие модели останутся. Сейчас спрос на них достаточно небольшой, но тем не менее он есть: примерно 10% рынка останется у «неширокоформатных» устройств. Они почему-то наиболее востребованы в корпоративном сегменте.

– Планирует ли ваша компания расширять семейство «3D ready» мониторов? Как будут снижаться на них цены?


– У нас во втором квартале выходит еще две модели: одна модель с диагональю 22” и еще одна – 24”. Когда спрос превысит некий порог, к примеру, 5% в объеме всего рынка, тогда начнется волнообразный рост предложения и будет снижаться цена. Многие компании начнут выпускать эти продукты. По большому счету, 3D-монитор – это монитор, который поддерживает развертку 120 герц, а его драйверы поддерживают видеокарты, выводящие изображение в 3D. Пока это новый продукт, продукт интересный. На такие мониторы есть небольшой, но стабильный спрос. И он растет.

– Каковы успехи Viewsonic в направлениях проекторов и нетбуков?


– Если говорить о продажах в Беларуси, то особенно хвастаться нечем, в прошлом году были небольшие достаточно стабильные продажи.

Это связано с нашим решением не форсировать процесс продвижения наших проекторов в достаточно сложный кризисный год. Опять же, надо понимать, что основной рынок сбыта проекторов – это сфера образования и крупные корпоративные клиенты. Ни тот, ни другой сегмент в прошлом году не баловали крупными закупками по вполне понятным причинам. Мы сознательно не ставили перед собой серьезных целей по продажам проекторов.

В конце прошлого года компания ViewSonic, действительно, начала поставки нетбуков в Беларусь. Это новый для нас продукт. Вот-вот к нам должны приехать новые и достаточно интересные модели нетбуков и ноутбуков. В прошлом году мы выпустили их на рынок, а в этом году планируем достаточно активно их продвигать. Опять же, на этом рынке достаточно серьезная конкуренция, но это рынок растущий и мы надеемся, что сможем успешно работать на нем. Мы предлагаем хорошие производительные продукты в тех сегментах, где конкуренция не столь велика. Причем, по разумным ценам. У нас есть и другие преимущества перед конкурентами: например, мы даем 2 года гарантии на свои продукты, что больше, чем у других компаний.

– В прошлом году вы говорили о выводе неттопов и all-in-one систем на белорусский рынок, но таких предложений практически нет. С чем это связано?

– Да, действительно, компания заявила эти продукты, они есть в линейке компании ViewSonic. Почему мы практически не поставляем их в Беларусь? Очень низкий спрос на эти устройства. Мы еще развиваемся, здесь наше отличие от Западной Европы заметно: там эти устройства хорошо продаются, на них стабильный хороший спрос.

У нас, наверное, человеку психологически трудно купить устройство all-in-one по цене, за которую он может собрать системный блок и купить монитор. К тому же, этот системный блок будет просто модернизировать, а в AIO модернизация невозможна: конфигурация либо офисная, либо для «второго компьютера в семье». Такие устройства подходят для работы в интернете, с офисными приложениями – но это не игровой компьютер.

В корпоративный сегмент у нас традиционно поставляются белорусские товары. Это касается и неттопов. Наша компания предлагает эти устройства, но спрос не большой. Но зато у нас хороший спрос на ноутбуки и нетбуки – эти направления мы и развиваем.

– Какие самые серьезные проблемы на белорусском ИТ-рынке мешают развитию?

– Вряд ли нужно говорить о каких-то серьезных, не решаемых проблемах. Мы на этом рынке уже более 15 лет, и я как-то со всеми проблемами свыкся, знаю, как их решать.

Могу, наверное, только упомянуть протекционистскую политику в плане государственных тендеров. Есть еще проблема сертификации, но она уже менее серьезна, мы приспособились и в этих рамках живем.

– Появились ли в Беларуси заслуживающие внимания розничные сети?

Да, безусловно, но опять же – смотря с чем сравнивать. Например, 3 года назад, когда в Беларусь пришел ViewSonic, у нас ни «специализированной», ни «неспециализированной» розницы для серьезной работы не было.

Сейчас мы активно сотрудничаем с некоторыми розничными сетями, например, «5 элемент». Она не специализированная, не айтишная, но активно занимается ИТ-продуктами, активно их продвигает. Есть еще розничная сеть «Цифровик» – она, в основном, региональная, но количество магазинов уже перевалило за 15. Для ИТ-рынка Беларуси это уже нормальное количество. С ними мы тоже успешно работаем.

Есть достаточно серьезный интерес к новой продукции, к нашим нетбукам и ноутбукам, к различным персональным портативным устройствам со стороны крупных сотовых дилеров, как от операторов, так и от крупных сетей распространения.

– На что бы вы порекомендовали обращать внимание в первую очередь при выборе монитора?

– Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что человек выбирает монитор чаще всего из массовых моделей нижнего ценового диапазона по предложению. В этом сегменте, по большому счету, никаких серьезных отличий между моделями различных производителей нет.

Если люди выбирают имиджевое или профессиональное устройство, то, как правило, они разбираются в дисплеях и примерно знают, чего хотят.

Поэтому мои советы – для тех, кто не очень хорошо разбирается в технике, но хочет за разумные деньги получить качественный продукт. Во-первых, нужно определиться с диагональю. Принцип «чем больше, тем лучше» здесь не работает.

Определитесь, нужны ли вам, например, те же 22 дюйма. У меня есть знакомые, которые купили такие мониторы и говорят, что работать на нем не очень удобно, а фильмы они не смотрят… Обратите внимание на гарантию: это, всё-таки, сложная техника, все бывает, все может сломаться, поэтому надо обращать особое внимание на то, какой гарантийный срок предлагает производитель. Ну и, конечно же оценивайте дизайн, смотрите, что вам больше нравится. Что касается технических характеристик, то в этом сегменте вы не увидите никаких существенных различий.

Итак, первое – выбирайте диагональ, второе – бренд, третье – гарантию, четвертое – дизайн. Примерно в таком порядке.

 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-50%
-15%
-60%
-15%
-20%
-20%
-35%
-40%
-20%
-10%
-10%