• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    2627282930311
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    303112345
реклама

Сами себе конкуренты: рынок провайдинга вновь на грани коллапса


Сами себе конкуренты: рынок провайдинга вновь на грани коллапса Беларусь – уникальная страна. Только у нас при монополии на внешний канал сохраняется конкуренция на рынке провайдеров. Только у нас для интернета существует принцип «оптом – дороже». Только у нас на рынке существуют «анлимы» с ограничениями.
 
Первая и последняя странности скоро могут кануть в Лету из-за второй странности. Стоимость интернет-канала для пользователей и провайдеров в Беларуси различается более чем на порядок – 80 тыс. за 512 Кбит/с анлим для конечного пользователя и 1 млн 120 тыс. с учетом НДС за гарантированный канал той же ширины для оператора. С массовым переходом пользователей на анлим-пакеты при сохранении status quo в ценовой политике для интернет-операторов последним придется или сворачивать бизнес, или перепрофилировать его.

Впрочем, частным интернет-провайдерам уже много лет подряд предрекают скорую и неминуемую гибель. Каждый раз после тех или иных потрясений на рынке, так или иначе связанных с национальным интернет-оператором, в прессе взрыв: «все, туши свет, конец конкуренции, все разорятся». Однако до череды громких банкротств и массовых слияний-поглощений дело пока не дошло. Может, все-таки тревожные сигналы, поступающие сейчас (в очередной раз) из лагеря коммерческих интернет-провайдеров – это очередная ложная тревога?

Тем более, совсем недавно «Белтелеком» в очередной раз на 25% снизил тарифы для операторов?

Давайте подсчитаем и подумаем.

Бизнес-модель

Интернет-провайдер живет тем, что приобретает «оптом» интернет-канал у провайдера более высокого ранга и перепродает его по частям пользователям, организовывая при этом каналы доставки интернета прямо в дом (офис) клиента и оказывая дополнительные услуги (оборудование, поддержка, дополнительный контент и т.д.).

В Беларуси правом продажи интернет-каналов провайдерам наделен РУП «Белтелеком» (государственное предприятие), который определяет расстановку сил на рынке и цены определяет. При этом компания работает одновременно как с провайдерами, так и с конечными абонентами (торговая марка byfly) по всей республике. Учитывая монопольное положение «Белтелеком» на рынке по продаже внешнего канала, государство не могло не поручить национальному оператору выполнение ряда социальных функций. Благодаря отчислениям в фонд универсального обслуживания (в размере 1,5% от ежемесячной прибыли каждого игрока рынка), которые РУП «Белтелеком» имеет возможность использовать в целях развития собственной инфраструктуры, компания смогла упрочить свое положение не только в областных центрах, но и покрыть собственной сетью малые города. Тем не менее, пользователи до сих пор отмечают и дефицит оборудования, и нехватку квалифицированных кадров для поддержки в регионах, и периодические проблемы со связью.

Нельзя не отметить тот факт, что по сравнению с национальным оператором частные структуры намного более гибки к изменениям рынка и готовы оперативно реагировать расширением спектра своих услуг на меняющиеся запросы пользователей. Тем не менее, их бизнес сильно зависит от цен на внешний интернет-канал. А ценовая политика национального оператора в настоящий момент такова, что стоимость канала с одинаковой пропускной способностью для коммерческого провайдера и частного лица отличается более чем в десять раз.

Ситуация эта сложилась не сегодня и даже не вчера, но коммерческие операторы чувствовали себя довольно уверенно благодаря модели продаж интернета своим клиентам. Продажа интернет-трафика клиентам пакетами в зависимости от объема (сколько загрузил данных, столько и заплатил) позволяла спасти канал от 100%-ной загрузки (все пользователи не могли долго загружать свой интернет-канал полностью и, тем более, делать это одновременно). Провайдер мог успешно разделить, например, 1 Мбит/с скорости между тремя-пятью пользователями так, чтобы никто не почувствовал себя обделенным в скорости. Получалось, что и абонентов тарифы устраивали, и оператор в накладе не оставался.

Переход рынка на тарифы без ограничений (flat-rate), кстати, с подачи коммерческих провайдеров, позволил пользователям за фиксированную и сравнительно небольшую сумму загружать практически неограниченные объемы информации с определенной скоростью. Чем выше сумма («абонентская плата»), тем больше скорость и объем информации, который можно загрузить, качая круглосуточно. И вот здесь схема «разделения канала» коммерческих провайдеров дала сбой. Лишь один пользователь-анлимщик, мог, при желании, полностью занять выделенный оператором канал, рассчитанный на нескольких абонентов.

Что делать? Можно наивно надеяться, что таких пользователей, берущих от канала всё, окажется сравнительно немного. Но менталитет пользователей меняется слишком медленно. Сейчас белорусы уже постепенно «наедаются» интернетом и понимают, что качать нужную и не очень информацию 24 часа в сутки 7 дней в неделю («24х7») просто «чтоб было» – тратить дисковое пространство впустую. С другой стороны, если пользователь полностью оплатил услугу, он вправе получить её в полном объеме – качать сутками или раз в неделю проверять почту, это дело пользователя, а не провайдера.

Но операторам из-за вышеупомянутой тарифной вилки нужно было как-то себя «обезопасить» от слишком активных пользователей тарифов без ограничений, поэтому появились «ограниченные анлимы». Например, пользователям давалось право работы без ограничений по трафику лишь какой-то период времени в сутки (например, по вечерам или по ночам, круглосуточно по выходным-праздникам и т.д.) или после загрузки определенного объема информации (несколько десятков гигабайт) скорость канала снижалась в несколько раз до начала следующего месяца.

Однако рынок ограничений не приемлет, поэтому коммерческим провайдерам приходится либо изощряться с условиями тарифов, либо вслед за «Белтелекомом» отказываться от ограничений на анлимах.

Для пользователей это более чем приятный и долгожданный шаг. Но к чему же это приведет бизнес? Почему коммерческие провайдеры не могут полностью отказаться от ограничений на анлимах прямо сейчас? Считаем.

Калькуляция

Возьмем для расчетов гипотетического белорусского провайдера средних размеров с абонентской базой в 10 тыс. клиентов и каналом в 300 Мбит/с. Среднюю доходность клиента (в телекоммуникациях этот термин называют ARPU, average revenue per user) установим на отметке 25 долларов. Для приблизительных расчетов этих значений вполне достаточно.

Итак, существующих клиентов наш провайдер обслуживает с помощью 300 Мбит/с внешнего канала, закупаемого у РУП «Белтелеком». Во сколько же обходятся оператору эти 300 Мбит/с? Расходы по этой части не обнародуются, но можно попробовать их подсчитать, руководствуясь таблицей тарифов. Для этого нужно сложить 7039 долларов за базовые 20 Мбит/с и расчетную стоимость остальных 280 Мбит/с. Она изменяется в зависимости от ширины приобретаемого интернет-канала. Возьмем для примера минимальное значение, – стоимость канала с учетом всех возможных скидок – которая составит 379,2 доллара США за каждый Мбит/с ширины канала. Получим, что в месяц провайдер платит за интернет 379,2*280+7039 = 113 215 долл., плюс НДС 20% – в итоге выходит около 136 тыс. долл.

Допустим, что выручка оператора составляет 10 000*25 = 250 000 долларов. Вычитаем из этой суммы около 30% налогов, затраты на канал и, вроде бы хватает, чтобы покрыть эксплуатационные затраты, и зарплаты сотрудникам выплатить, и инфраструктуру расширить, и новые рабочие места создать…

Но вот анлимы стали неограниченными, и десятая часть пользователей (минимум) стала загружать канал на 100% при неизменном ARPU. Можно оставить всё как есть и мириться с неизбежным снижением скорости для остальных пользователей – но это тупиковый путь, очень скоро начнется отток абонентов.

Следовательно, нашему гипотетическому провайдеру деться некуда – нужно расширять канал. Пусть 1000 пользователей, лишь 10% от общего числа клиентов, потребуют хотя бы мегабитного канала в монопольное пользование – они качают информацию в режиме «24х7». Нетрудно подсчитать, что в этом случае оператору придется заплатить «Белтелекому» ещё 1000*379,2 = 379 тыс. долларов, с НДС – 455 тысяч долларов. Сложим с 136 тыс. за основные 300 Мбит/с и окажется, что сумма (591 тыс.) более чем вдвое превышает подсчитанную нами примерную выручку.

Безусловно, провайдер может заниматься ещё какими-то ухищрениями, но десятикратную разницу в стоимости канала при неограниченном потреблении закрыть разумными методами невозможно.

Расчет, конечно, не отражает всех деталей. Например, при переходе пользователей на неограниченные анлимы их ARPU должен увеличиться до средних по рынку 30-40 долларов. Но эта разница несущественна по сравнению с потерями. Да и достаточно самому провести десяток минут наедине с калькулятором, взяв реальные цифры по абонентским базам белорусских провайдеров, чтобы убедиться в правильности наших приблизительных подсчетов. При росте популярности неограниченных анлимов, который уже данность, а также при нынешней десятикратной разнице в тарифах провайдеры неизбежно остаются в минусе, который им не скомпенсировать даже ухудшением качества услуг.

Неудивительно, что операторы очень сильно ждут новых понижений цен.

Но ведь в прошлом году провайдерам в сумме сделали скидку около 70%, а в апреле 2010 цена каналов снизилась ещё на 25% ! Действительно так. Но с начала 2009 года курс доллара повысился на 35% (с 2200 до 2961 руб.), а цены для конечных пользователей на рынке снизились втрое (если судить по цене, например, 256 Кбит/с анлима от byfly).

Результаты

В подписанном президентом указе N60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» заложена база для дальнейшего роста интернет-рынка в Беларуси и увеличения количества пользователей Сети в стране. До 1 июля 2010 года по указу Совмин обязан «выработать комплекс мер по снижению стоимости интернет-услуг в национальном сегменте сети Интернет», а до 31 декабря 2010 года должен «разработать проект Концепции развития национального сегмента сети Интернет, направленной на повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и юридическим лицам интернет-услуг, обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации».

Но и без законодательного ускорения потребление интернета в Беларуси растет крайне активно. Суммарный внешний интернет-канал страны с 17 Гбит/с в конце прошлого года уже расширился более чем вдвое – до 37 Гбит/с. Наращивают каналы и частные провайдеры. На фоне этого активного роста становится всё заметнее конфликт интересов в телеком-сфере.

Пользователи хотят быстрый, дешевый и стабильный интернет-доступ. Коммерческие провайдеры (а с ними – и сотовые операторы) ждут низких цен на «интернет оптом». «Белтелеком» стремится, во-первых, массово привлекать абонентов под знамена byfly (согласно планам, провайдер должен нарастить абонентскую базу к концу года до 1 млн с нынешних 500 тысяч), а во-вторых, продавать все больше канала частным операторам, желательно – с неизменной маржинальностью. Столкновение интересов налицо. Как разрешится противоречие и как по итогам изменится телеком-рынок в Беларуси – пока неизвестно.

Однако пользователям и регуляторам рынка важно не забывать, что постоянное снижение цен и новые услуги стимулируются не только годовыми планами, но и конкуренцией. А с монополией (или олигополией) даже очень дешевый интернет может не приносить радости – если у клиента нет альтернативных вариантов, то операторам без надобности и поддерживать высокое качество услуг.

Дмитрий ТИТОВ

 
Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY