Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Интервью по понедельникам: заместитель директора по разработке ПО IBA В нынешнем году 10 лет исполняется одной из крупнейших и старейших веб-студий на белорусском рынке – Pixelhead. Она входит в состав СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA). С заместителем директора по разработке ПО – руководителем департамента, занимающегося в том числе и интернет-технологиями в компании IBA, Виталием Никуленко наша очередная беседа по понедельникам.
 
– Чем запомнился минувший год, десятый год существования Pixelhead?

– Я могу сказать, что десятый юбилейный год запомнился тем, что несмотря на кризисные явления, количество заказов и серьезных сайтов, которые мы разрабатывали, серьезно увеличилось. Сейчас продолжаем участвовать во всевозможных тендерах, и уже есть результаты.

– Это скорее итог ваших усилий, удачная конъюнктура рынка, или что-то ещё?

– Какие-то значительные дополнительные усилия не прикладывались: имя Pixelhead на рынке достаточно известно и последние годы работает само на себя. Специальных мер продвижения мы также не предпринимали.

Достаточно сложно работать в том плане, что мы себя позиционируем как дорогая студия – мы делаем сложные проекты с нетривиальным дизайном, сложной функциональностью. Соответсвенно, вала заказов нет. Но тем не менее, мы успешно работаем и развиваемся.

– Сложных проектов стало больше?

– Да. Это можно связать в том числе и с политикой нашего государства: было несколько распоряжений, в рамках которых госорганы обязали иметь свои сайты. СМИ должны иметь свои сайты, экспортеры… Худо-бедно они к этому прислушиваются. Все жалуются на то, что денег нет, но рано или поздно стараются выполнять директивы.

– Какой проект сильнее всего запомнился, какой бы вы выделили? За прошлый год и почти половину этого?

– За прошлый год и начало этого можно выделить те проекты, за которые нас наградили на выставке ТИБО. Два разработанных студией сайта получили награды: это интернет-портал хозяйственных судов Республики Беларусь (второе место) и интернет-портал Государственной инспекции по охране животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (третье место). Третий – специальный диплом жюри – у нас был за весомый вклад в развитие белорусского сектора сети Интернет.

Кроме того, у нас идут интересные проекты, не связанные с разработкой интернет-сайтов: например, в прошлом году была запущена система интернет-банкинга в «Беларусбанке», которая становится все более и более популярной среди клиентов банка. Наша студия разрабатывала интерфейс.

Сейчас разрабатывается проект для Белорусской железной дороги – он еще не запущен полностью, готова лишь первая очередь– готова информационно-справочная часть системы продажи билетов через интернет.

– Я знаю, что вы реализуете в том числе и благотворительные, социальные проекты в Сети…

– Да, мы заканчиваем создание сайта Pomogi.by (интервью проходило до запуска обновленной версии проекта 1 июня – прим. IT.TUT.BY) – благотворительный, социальный проект, который призван помочь фонду «Прикосновение к жизни».

Первоначальный дизайн был сделан кем-то из фрилансеров и на сегодняшний день не поддерживается – некому его развивать/сопровождать. Жизнь показала, что нужен дополнительный функционал, который будет удобен потенциальным спонсорам, людям, которые могут оказать помощь. Кроме всего прочего, новый сайт даёт более развернутую информацию о детях, об их проблемах.

– Сформировался ли в Беларуси зрелый рынок веб-разработок?

– Рынок веб-разработок в Беларуси, по-моему, давно сформировался, он уже зрелый, в нем просматриваются те же тенденции, что и на мировом рынке: можно провести интересные аналогии.

Ну, например, фрилансеры предлагают разработку сайтов за 200-400 долларов, и многие предприятия, в том числе госпредприятия, идут на то, чтобы заказать сайт у фрилансера. Мы это только приветствуем: через год клиент придет уже к нам. Поясню.

Достаточно много веб-студий, много фрилансеров, но в то же время много и пользователей, которым нужен сайт, т.е. потенциальных заказчиков. Но они не представляют, что такое сайт и как с ним работать, для чего он им нужен. Те же госпредприятия, с которыми мы сталкиваемся. У них есть директива: «сделать сайт», они делают пару страничек, «вешают» в интернет и забывают про него.

Когда же им сделали хоть что-то, зачастую назначается кто-то ответственный, он начинает что-то делать, и со временем возникает понимание, что такое сайт и как с ним работать, возникает куча претензий по поводу того, что не устраивает – с таким пользователем уже легче работать, он подготовлен, понимает, чего хочет.

– Сейчас много разговоров идет об электронном государстве, электронном правительстве. Готова ли Беларусь, на ваш взгляд, к этому? Что мешает, насколько мы далеки от реализации данных проектов?

– Чтобы перейти к электронному правительству недостаточно просто наделать сайтов и электронных систем, надо пересматривать сами бизнес-процессы в правительстве. Многие вещи уже сделаны и делаются они достаточно грамотно. Например, принцип «одного окна», и в рамках «Электронной Беларуси» есть несколько программ, которые его поддерживают. Ведется серьезная планомерная работа: описываются все процедуры, которые государство оказывает населению (на сегодняшний день, по-моему, порядка 800 процедур описано) и делается проект, который через интернет дает возможность заказывать эти процедуры, оплачивать, отслеживать.

Эта работа на ближайшие пять-десять лет. В чистом виде электронное правительство, как оно замышляется, возможно, через год-два мы уже увидим. Отдельные модули запущены – электронное декларирование, например, уже работает и достаточно успешно.

Процессы идут, возможно, не так быстро, как хотелось бы, но люди работают.

– Какие основные проблемы у сайтов госорганизаций, частных структур? Много ли проблемных проектов?

– Ещё года три назад было 50/50 или 60/40 (проблемных больше). «Проблемность» я оцениваю так: когда меня начинают привлекать к проекту и задействовать на нём – значит, это проблемный проект. Но если я подписываю сначала договор, а потом – акт сдачи-приёмки, значит, успешный проект. В этом году, могу сказать, что ни на один проект, касающийся веб-сайтов, я не отвлекался серьезно. Опыт студии – наши десять лет работы – имеет большое значение. Опыт менеджеров, тех, кто работает с клиентом – это 50% успеха.

– Каким должен быть классный сайт?

– Идеальный сайт для меня – тот, который с точки зрения дизайна (цветов, картинок) не напрягает взгляд, не отвлекает внимание на лишние вещи, который эргономичен в пользовании (не надо делать много лишних движений мышкой, кликов) и который информативен, постоянно обновляется. Вообще, идеальный сайт – тот, который выполняет свои функции. Нельзя делать сайт ради сайта. Должна быть какая-то цель, и под эту цель затачивается функциональность сайта. Когда это совпадает, всё работает.

– Говоря о функциональности – какие тенденции здесь видите? За рубежом набирают обороты социальные возможности, как с этим у нас?

– У нас есть проект fotoblog.by – его мы делали для себя, он достаточно популярен (несколько тысяч пользователей, десятки тысяч фотографий). Но на сегодняшний день на рынке это не востребовано – деньги за такие сайты пока никто не готов платить, никто не заказывает.

Если смотреть за тенденциями, которые есть на Западе, то от них мы отстаем лет на 5-6 минимум, от России – года на два. На Западе набирают популярность mash-up-ы, т.е. сайты, которые можно «собрать» без программирования – собрать новостную ленту, организовать показ фотографий, какие-то другие интерфейсы. Чего сейчас не хватает? Того, что связано с картографией, местоположением. И мобильные сайты. Количество мобильных пользователей увеличивается просто в геометрической прогрессии.

– Как изменится сам рынок веб-разработок? Не случится ли «передела» (например, что среднего размера студии вымрут, а останутся только крупные игроки)?

– Зрелость рынка ещё к этому не подвела. Будет хватать места и мелким, и крупным [игрокам].

– Каков, по-вашему, объем рынка веб-разработок?

– Оценивать сложно. До десяти миллионов долларов. С другой стороны, что называть «веб-разработкой»? Для того же государства разработка любой электронной системы связана с интернетом – и одна такая система может стоить миллион долларов. Это «веб-разработка» или не веб?

– А сколько стоит сайт в Беларуси?

– Достойный сайт начального уровня можно сделать за 750-800 долларов. Это будет шаблонный дизайн, хорошо работающая стандартная CMS. Стоимость разработки сайта для интернет-магазина зависит от бизнес-системы заказчика, с которой нужно стыковать сайт – верхней границы не существует .

– Что бы вы порекомендовали организации, которая создаёт свой сайт? Каких ошибок стоило бы избежать? Как «завалить» интернет-проект?

– Руководителю достаточно отдать распоряжение «нам нужен веб-сайт» и сказать, скажем, службе IT, «ты отвечаешь, чтобы сайт у нас появился». Вот этого достаточно для того, чтобы завалить проект.

По-хорошему, нужно поставить измеримые цели, чтобы определить, каким должен быть сайт, выбрать разработчика и вместе с ним обсудить все шаги создания этого сайта. У всех разработчиков, как правило, есть анкеты-опросники, которые позволяют клиенту сориентироваться и лучше понять, что ему надо.

Если разработку веб-сайта затевает крупная компания, то она обязательно должна найти партнера, в содружестве с которым они сделают достойный сайт.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Используйте интернет, повышайте свою производительность с его помощью!


Беседовал Николай Щетько



Виталий Никуленко

Родился 24 ноября 1967 года в г. Минске. В возрасте 5 лет переезжает с семьёй в г. Барановичи, где заканчивает СШ № 16. После школы – учеба в Белорусском государственном университете на Факультете радиофизики и электроники, по окончании которого в 1992 году получает распределение в Белорусский центр медицинских технологий (БелЦМТ), где работает программистом.

Далее в течение нескольких лет работает в Белорусском межбанковском расчетном центре и в «Джем-Банке». С 1997 г. возглавляет новый отдел Java-разработок в СП «Международный деловой альянс» (IBA). В короткий срок отдел вырастает до Отделения Интернет технологий (увеличился в 5 раз). В отделении созданы: студия веб-дизайна Pixelhead, отдел компьютерных игр и подразделения по разработке сложных систем для электронного бизнеса.

С 2008 г. Никуленко В.Ю. – заместитель директора по разработке программного обеспечения (ПО) и директор 4-го департамента по разработке ПО. Департамент, в основном, работает на рынке Беларуси и участвует во многих государственных программах.


Нужные услуги в нужный момент