СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Интервью по понедельникам: Viaden Media


Интервью по понедельникам: Viaden Media Рынок приложений для мобильных платформ – пожалуй, один из самых перспективных. Впрочем, чтобы преуспеть на нем, нужно хорошо разбираться в предмете. Viaden Media – одна из белорусских компаний, недавно вышедших на этот рынок и уже достаточно преуспевшая на нём.
 
О том, сколько можно заработать на ПО для iPhone, Android и других мобильных приложениях IT.TUT.BY в этот понедельник рассказал Юрий Гурский, глава направления мобильных разработок компании Viaden Media.

– Юрий, вы считаете себя фанатом Apple и её продуктов?

– Слово «фанат», наверное, слишком громкое, но после 2 лет использования iPhone другие телефоны кажутся недоделками. Аналогично, переход на Mac OS поднял мою личную производительность. Я думаю что ключевой фактор успеха Apple – они думают как создать продукты, удобные для обычных людей. У меня ребенок смог освоить iPhone в 4 года без посторонней помощи! Это говорит о чрезвычайной продуманности и очевидности интерфейсов.

– Тогда, раз уж вы в «теме»: что, по вашему мнению, покажет Apple сегодня на WWDC?

– 1. Новый iPhone, по всей видимости, с увеличенным разрешением экрана
2. Новую iPhone OS 4
3. Систему рекламы iAd

(интервью проходило в минувший понедельник до анонсов Apple, Юрий попал в точку по всем трем пунктам – прим. IT.TUT.BY)

– Окей, давайте перейдем к более серьезным вопросам. Какая мобильная платформа, с вашей точки зрения является наиболее популярной? И как это подтверждается статистикой?

– Зависит от региона. В США сильны iPhone, Blackberry, Android. Есть регионы (например, Китай), где Android обогнал iPhone. Достаточно популярна до сих пор Symbian от Nokia, но это, скорее, инерция – данная система устарела и умрет в обозримом будущем. Касаемо пары ближайших лет я думаю что мы увидим конкуренцию между iPhone, Android и новой системой от Microsoft – Phone 7. Скорее всего, они и поделят рынок между собой.

– Под какую систему разрабатывать сложнее всего? И насколько удобна будет Windows Phone 7 для разработчика, на ваш взгляд? Аналитики и эксперты пока весьма скептически оценивают рыночные перспективы новой ОС: говорят и об «опоздании», и об отсутствии многозадачности…

– Наиболее сложно разрабатывать под системы, где нет стандартизированного разрешения экрана – нужно делать много комплектов графики, проводить отдельные тесты. Поэтому наиболее сложно разрабатывать под Symbian и Blackberry.

Под iPhone все было замечательно – одно разрешение, но выход нового аппарата с увеличенным все усложнит. Windows Phone 7 – достаточно перспективная система, но так как «в живую» ее еще никто не видел, то и судить очень сложно.

– Сильно ли отличается разработка для iPad от разработки под iPhone? Насколько перспективно разрабатывать программы для этого планшета?

– Практически ничем не отличается, кроме разрешения и небольших нюансов. Любой iPhone-девелопер может начать разработку под iPad сходу. Касаемо перспективности – наши продукты под iPad финансово достаточно успешны, в основном за счет гораздо более высокой (по сравнению с iPhone) цены. И перспективы мы оцениваем как вполне оптимистичные – спрос на эти устройства стабильно высокий, покупают их в основном технически продвинутые люди – то есть, потенциально активные потребители игр и программ.

– А что, по вашему мнению, «выстрелит» в мире в этом году? Сейчас очень популярны геосервисы – что будет за ними? Каковы вообще тенденции?

– Генеральный тренд – Virtual Goods, или так называемые виртуальные товары. Самый быстро растущий рынок в мире. То есть, скажем, игру вам дают скачать бесплатно, но вот какие-то преимущества – типа дополнительных денег или крутого оружия – надо покупать. Данная модель позволяет, с одной стороны, с меньшими затратами раскручивать продукты, а с другой – иметь хорошую финансовую конвертацию.

Второй важный тренд – интеграция с социальными сетями. Уже сейчас многие программы позволяют синхронизировать достижения в Facebook, а через год-два интеграция будет настолько плотной, что социальные сети станут неотъемлемой частью почти любой игры или программы.

– Работа с мобильными приложениями на профессиональном уровне – рисковый бизнес? Ведь, наверное, трудно угадать, что станет прибыльным, а что нет?

– Не более рисковый, чем любой другой продуктовый бизнес. Есть определенные методики, позволяющие оценивать конкретные тематические сегменты, конкурентов и достаточно реалистично прогнозировать продажи.

Мы, по сути, – не программистская, а маркетинговая компания – в менеджменте 4 человека имеет степень MBA. Поэтому оценивать на уровне средних продаж нам не сложно.

И пока провалов не было, чем гордимся.

Но вот конечно определить что какой-то продукт станет сверхпродаваемым – невозможно. Это вопрос уже везения, скорее.

– А сколько усилий нужно приложить, чтобы вывести программу в TOP рейтинга Apple AppStore? Какой бюджет необходим?

– Нужно, во-первых, сделать продукт, который потенциально может на это претендовать. Как с точки зрения маркетинга, так и качества реализации. Это наиболее сложный и дорогостоящий этап. В остальном никаких сверхбюджетов не требуется, так как большинство методов, которыми пользуются компании-разработчики, просто не работают и на них можно сэкономить.

Наиболее простой способ попасть в TOP-100 – чтобы в Apple заметили и поставили в одну из выделенных категорий. Для этого нужно совершить около 30 разных действий в первую неделю существования продукта, что достаточно стрессово, но никаких грандиозных денег не нужно.

– Кстати, а в какую сумму обходится разработка среднего-качественного мобильного продукта?

– В среднем (если считать все расходы, включая накладные) это сумма больше 10 000 долларов, и меньше 75 000, причем обычно значительно меньше. Больше тратить нет смысла, так как чрезвычайно максимизируются риски сделать убыточный проект.

– Насколько доходный этот бизнес? Верно ли бытующее мнение, что одиночка с успешной программой, сделанной буквально «на коленке», сможет легко зарабатывать если не миллионы, то десятки тысяч долларов? Знаете ли вы таких профи в Беларуси?

– Главная проблема, что одиночка в Беларуси не может получать деньги от Apple законным путем. Нужно иметь фирму-партнера в США или любой другой западной стране. Поэтому если такие ребята и есть, то они не особо афишируют свою деятельность.

Касаемо прибыльности. Миллионы с одного продукта – это точно не реально, таких продуктов за всю историю App Store было 2-3. Десятки тысяч с одного продукта – реально, но очень сложно. Наиболее реалистичные цифры для маленьких разработчиков – 30-40 долларов в день с программы.

Именно поэтому, чтобы этот бизнес мог называться бизнесом, мы вынуждены поставить себе задачи сделать не менее 100 программ и игр за первый год активной работы. В конце июня их будет 30, так что движемся пока планово.

– Достаточно ли в нашей стране компаний-разработчиков и самих разработчиков ПО для мобильных телефонов? Хватает ли у них квалификации?

– Это самая большая проблема. Мы готовы платить одну из самых высоких ЗП в городе, полностью «белую», каждому программисту выдаем Mac Book Pro и монитор Cinema 24, обеспечиваем хорошим офисом в центре около метро – и все равно пока не получается набрать нужное количество разработчиков. Дело в том, что их просто очень мало в Минске.

Опыт же аутсорсинга у нас скорее негативный. Квалификация программистов в компаниях-аутсорсерах очень невысокая в основном, а отношение к делу – «сдал и забыл». В последний раз получив проект и заплатив за него, мы затем были вынуждены переписать его почти под ноль – настолько много неаккуратностей было в коде.

– А ваша компания занимается аутсорсингом? Чем продиктована ваша позиция?

– Мы не занимаемся аутсорсингом, даже когда приходят очень перспективные предложения. Дело в том, что смешивать сервисные и продуктовые модели бизнеса – это неправильно. Это смещает фокус внимания.

И с другой стороны – я лично считаю аутсорсинг неперспективной в Беларуси концепцией бизнеса – в перспективе нескольких лет все равно не выдержать конкуренции с Индией и Китаем. Слишком большие зарплаты, слишком малая эффективность труда, мало людей. И – очень маленькая добавленная стоимость в бизнесе, отсутствие капитализации, накопления активов – все это делает аутсорсинг непривлекательной моделью.

– Что бы вы порекомендовали людям, которые хотят попробовать себя в качестве разработчиков для iPhone и других мобильных платформ?

– Я бы им порекомендовал не тормозить, а максимально быстро начинать – через год все будет гораздо жестче.

– Вашему направлению (мобильных разработок) лишь несколько месяцев. Можете ли назвать своё самоё большое заблуждение в этой сфере, с которым вы начинали работу, развеявшимся сейчас?

– Самое главное заблуждение – что нам будет трудно конкурировать со всем миром. По итогу это оказалось гораздо более очевидным делом – не боги горшки обжигают, и программы не они пишут и продвигают. Везде точно такие же люди, с примерно такой же квалификацией и стремлением к успеху. Белорусы вполне могут на равных конкурировать с американцами или китайцами, главное – не робеть и ввязываться в драку.

– Каковы планы на ближайший год?

– Мы хотим стать самым крупным производителем собственных мобильных продуктов на постсоветском пространстве. Учитывая что большинство серьезных компаний занято аутсорсингом – задача не грандиозная, но для бизнеса, недавно созданного – вполне амбициозная.

– Что бы вы пожелали нашим читателям?

– Хорошо отдохнуть этим летом :)


Юрий Анатольевич Гурский

Родился 23.01.1983 в г. Минске. Образование высшее, степень Executive MBA. Около 8 лет занимал высшие руководящие должности в крупнейшем IT издательстве России – "Питер". Выпустил несколько тысяч книг, аудиокниг, запустил ряд интернет проектов.

Автор более 30 книг на IT темы, входил в 5-ку самых продаваемых авторов компьютерной литературы.

С 2009 года является руководителем и сооснователем мобильного направления компании Viaden Media.

 

 

Очередное "интервью по понедельникам" выйдет 1 августа

Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY