Будущее мирового телекома: больше вопросов, чем ответовНа форумах, подобных Петербургскому международному экономическому («Русский Давос», или ПМЭФ), всегда многолюдно. Толпы «припараженых» мужчин и женщин рыскают по территории и потеют в конференц-холлах. Здесь на металлоискателе запросто можно встретить министра финансов РФ или столкнуться лицом к лицу с главой Microsoft в России. А вот глава Intel в СНГ, основатель «Яндекса», гендиректор Cisco… В общем, плотность Персон на квадратный метр площади, как и количество кордонов с металлоискателями, зашкаливает.
 
Другое дело, что «выхлоп» столь пафосного мероприятия всегда очень трудно оценить, заметить и осознать. Ну, встретились, ну, поговорили. Но проблемы-то как были, так и остались, а предметно обсудить, например, будущее телекоммуникаций за жалкие полтора часа даже лидерам высочайшего уровня практически невозможно.

По меньшей мере, подобное впечатление произвел очередной Форум, завершившийся в субботу в Петербурге. Для специалистов, интересующихся информационными технологиями и телекоммуникациями, ключевым моментом стал вечер пятницы, когда лидеры отрасли вместо подготовки к отбытию на прием губернатора набились в скромных размеров шатер, где 90 неполных минут обсуждали, «призрачно» или же все-таки «прозрачно» «будущее телекоммуникаций».

И хотя было высказано немало любопытных мыслей, но собрать их воедино, а уж тем более структурировать оказалось на поверку очень сложно. Здесь очень трудно перещеголять Александра Изосимова (президент и главный исполнительный директор VimpelCom Ltd.), который в финале дискуссии изящно резюмировал ее в полном соответствии с общими настроениями: «нам нужно выяснить, что делать, и сделать это верно» (в оригинале «We need to figure out what to do and do it right»). Как говорят, ни прибавить, ни отнять.

Помимо кризиса, весело промчавшегося по отраслям экономики и задевшего даже вечно успешные «телекомы» (не сильно, но задевшего), с отраслью телекоммуникаций происходит ряд изменений, которые не слишком приходятся по душе инвесторам и владельцам бизнесов. Например, все чаще слышны мнения, что интернет-доступ и мобильная связь скоро станут столь же привычными и стандартными услугами, как газ, водопровод, электричество. И из лидеров инноваций они скоро могут превратиться в «горводоканалы», «-энерго» – в общем, совершенно стандартные утилитарные компании, а править бал на острие технологий будут поставщики платформ, устройств и контента для них.

Еще одна проблема заключается в том, что интернет-трафик растет лавинообразно и операторам нужно вкладывать все больше средств не в инновации, а даже просто в то, чтобы предоставлять абонентам тот же самый уровень качества. Хватает и других проблем: все сильнее давление на операторов со стороны поставщиков оборудования, которые предпочитают строить «экосистемы» вокруг своих устройств, а не специфических сетей.

Новые технологии приводят к тому, что старые модели монетизации трафика становятся неэффективными. «Как было раньше? Чем дольше говоришь, тем больше платишь. Но теперь такие модели тарификации становятся все менее эффективными», – отмечает тот же А. Изосимов. По его словам, с ростом объемов передаваемых данных (в ближайшем будущем сети будут передавать лишь 10% голосового трафика и 90% данных) операторы пока не могут решить, как эту волну адекватно монетизировать. Особенно с появлением таких приложений, как Skype, позволяющих передавать голос и видео через интернет без использования традиционных голосовых и видеовозможностей операторов.

Но Изосимов считает будущее ярким, несмотря на старые и новые потрясения. «Зачем быть просто «безмозглой трубой» для перекачки контента? Операторам надо становиться «умной трубой»!» Нужно предлагать дополнительную ценность, а не просто обеспечивать утилитарные потребности клиентов, считает один из самых известных в России и в мировом сообществе руководителей компаний сотовой связи.

В свою очередь президент ОАО «Мобильные телесистемы» (МТС) Михаил Шамолин, наоборот, не видит ничего плохого в утилитарной природе мобильных сервисов, главное – на них не зацикливаться. По его словам, у операторов есть важная вещь – каналы для обслуживания практически любых объемов голосового и интернет-трафика. Но он также подчеркивает, что вопросы монетизации, установки цен на передачу интернет-трафика остаются очень важными для всех компаний на рынке. При этом даже цены, скажем, в 30 евро за тариф без ограничений достаточно для операторов, чтобы не только оказывать услуги на достаточном уровне качества, но и развивать инфраструктуру. Не менее важно, по его словам, оказывать помимо утилитарных услуг («интернет-», несущих абонентам дополнительную ценность. Кстати, на этом же форуме МТС продемонстрировала впечатляющий проект с Московским метро – телефон как карточка для метро) ГЛОНАСС-навигатор, планшет, платформу 360 и многое другое.

Из-за океана ситуация видится несколько менее радужной. Джим Балсилье, Главный исполнительный директор Research In Motion (создатели Blackberry), уверен, что операторам самое время задуматься над сменой модели бизнеса, над созданием собственных экосистем вокруг себя. Иначе несбалансированный бизнес может «аукнуться» оттоком абонентов.

Уоррен Файнгольд, вице-президент Группы Vodafone, считает, что надо смотреть не на ближайшую перспективу, а на 20 лет вперед. По его словам, все будет «вращаться» вокруг абонента, за которого будут сражаться различные операторы. И трафик не будет привязан к какому-то отдельному устройству, а приобретенные, например, 10 гигабайт абонент сможет использовать на своем планшете, компьютере, мобильнике или на любом другом устройстве.

Операторы уверены, что будущее – светлО, но каково именно – пока сами не до конца осознают (или же не желают делиться плодами анализа). И они рассчитывают, что у ключевых игроков рынка «хватит мудрости» правильно реагировать на новые вызовы. Так или иначе, абоненты будут, безусловно, в выигрыше.

Николай ЩЕТЬКО  
{banner_819}{banner_825}
-35%
-10%
-20%
-50%
-15%
-20%
-10%
-20%