
Исследование проводилось профессорами Джейкобом Вигдором (Jacob Vigdor) и Хелен Ладд (Helen Ladd), использовавшими информацию периода с 2000 по 2005 год, когда домашние компьютеры с доступом к Интернету начали стремительно покупаться семьями из Северной Каролины.
Наблюдая за 150 тысячами детей, профессора проанализировали их учебные результаты (отметки за тесты по математике, чтению и т.д.) до и после появления в семье подключенного к Сети компьютера. И сравнили их с оценками экзаменов школьников, у которых компьютеров дома не было.
Выяснилось, что использование компьютеров приводит к небольшому, но все-таки снижению уровня знаний. Интересно, что исследование проводилось на данных до 2005 года, то есть – до повального увлечения взрослых и детей социальными сетями, или, как выражаются исследователи, «эры Twitter и Facebook». Тогда дети проводили время, которое могли потратить на образование, в сервисах обмена мгновенными сообщениями, и насколько результаты рознятся с теми, которые получились бы сегодня, сложно даже представить.
Но самый главный вывод профессоров заключается даже не в этом, а в том, что от наличия собственного компьютера гораздо сильнее страдают дети из бедных семей. Прогрессивная общественность, как известно, пытается всеми силами сократить «цифровое неравенство» между богатыми странами и странами третьего мира, чтобы бедные люди имели доступ к информации. Было опрометчиво утверждать, что эти усилия вредят, а не приносят пользу. Однако пример школьников из семей со скромным достатком свидетельствует, что такие дети гораздо быстрее «сдают позиции», чем их сверстники из состоятельных семей. Прежде всего это связано с тем, что занятые на трех работах (или, как вариант, не занимающиеся детьми) родители не проверяют, чем их ребенок занят в Интернете – ищет он информацию для эссе или просто играет. И дети, соответственно, только и делают, что играют – и разрыв между отпрысками из благополучных и неблагополучных семей не только не сокращается, но и увеличивается.