Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Интервью по понедельникам: Андрей Гриневич, OZ.BYСоздатель и руководитель одного из крупнейших интернет-магазинов в Байнете рассказал о бизнесе, проблемах сети и ощущениях за несколько месяцев до очередного, одиннадцатого дня рождения OZ.BY.
 
Мы уже беседовали с Андреем Гриневичем в 2007 году, однако не в понедельник. Да и очень уж много воды утекло с тех пор.

— Андрей, как себя чувствует OZ.by на одиннадцатом году жизни?

— OZ.by чувствует себя замечательно. Буквально с полгода назад был сформирован последний недостающий отдел (отдел маркетинга) и теперь OZ.by – это команда узких специалистов-профессионалов и их отделов. Страшно подумать, что над OZ.by каждый день эффективно работает более 50 специалистов! И рост компании продолжается. Нам постоянно нужны новые специалисты. 

– (Почти) 11 лет для интернет-проекта в Беларуси – очень много... Можете навскидку вспомнить других долгожителей в Байнете и те проекты, которые были очень популярны 5-10 лет назад, но исчезли?

  – 11 лет пролетели как один день. Так всегда происходит, когда занимаешься любимым делом. Но я бы не называл OZ.by долгожителем. Мы очень молодая и энергичная компания. У нас огромное количество идей и сил. Ну и опыт присутствует. Мы смело смотрим вперед.

Навскидку из исчезнувших проектов могу вспомнить только из нашей области — электронной торговли. В свое время закрылся серьезный наш конкурент rodina.by. Остальные проекты-долгожители (1999-2000 года) вроде продолжают существовать. Да не так их и много-то было. И есть. Байнет продолжает замкнуто существовать в своей маленькой спокойной песочнице. Вот когда «подоткроют» границы, тогда и стоит ожидать слияний и поглощений. Вы зайдите хотя бы к нашим соседям... Домены .pl, .ru ...

— Можно ли сказать, что белорусская интернет-торговля за это время "обелилась"? Или по-прежнему это прибежище в основном ИП-шников, у которых экономные белорусы жаждут приобрести "серые" телефон или стиральную машину на X% дешевле, чем в оффлайновом магазине?

 — Я бы сказал, что интернет-торговля обеляется вместе с традиционной торговлей наравне. Ведь и там, и там работают одинаковые законы Республики Беларусь. Все мы находимся в одном правовом поле. И если раньше фискальные органы Беларуси к интернету относились снисходительно, то сейчас они все больше и больше внимания обращают на него. И это естественно. И я считаю, что это хорошо! Все субъекты хозяйствования в стране должны подчиняться единым законам и платить налоги по единым схемам. И если правила игры будут для всех одинаковые, то конкуренция будет на уровне маркетинга и улучшения сервиса, а не на уровне «ухода от налогов». Но для этого, безусловно, нашему молодому государству надо еще работать и работать. В плане создания прозрачных, логичных и справедливых законов и схем уплаты налогов. Это не просто. Но такова обязанность государства перед гражданами и налогоплательщиками.

— А кроме налогов, как изменилось отношение и внимание властей к интернет-коммерции? Работать стало легче или сложнее?

  — Я уже писал чуть выше — внимание властей к интернет-коммерции увеличилось. Стало ли от этого тяжелее работать? Я бы так не сказал. Конечно, каждый раз как приходит проверка или происходит контрольная закупка – это несколько волнует. Даже несмотря на то, что мы (в основном, бухгалтерии достается) максимально стараемся работать согласно законодательства РБ. Просто из-за его запутанности никогда не знаешь, что у тебя могут «найти». Вот и волнуешься. Хотя с каждой проверкой все меньше и меньше. То ли привычка, то ли уверенность в правильности ведения бизнеса растет.

– Ваше личное восприятие Указа N60 и последовавшего за ним ряда новых требований: насколько тяжело/легко дались OZ.by все регистрации/перерегистрации?

— Думаю Указ №60 для OZ.by обошелся в 1 час совокупной работы сотрудников, кто занимался этим вопросом. Честно говоря это ничто по сравнению со временем и усилиями, которые тратятся ежедневно на ведение бухгалтерии, выписывании накладных, работе с банком и другой бумажной работой согласно законодательства РБ.

Для OZ.by Указ № 60 – это скорее благо, чем помеха. Я надеюсь что с его помощью реально можно будет бороться с таким бичем времени как торговля контрафактной продукцией и пиратством-торрентами.

Это что касается части Указа № 60 об электронной торговле.

— Из продавца книг и дисков вы превратились в магазин достаточно широкого профиля, запустили аукционы... Что дальше? Поделитесь планами?

— Пока что основные планы – это вывод проекта Ay.by на самоокупаемость и в дальнейшем на прибыльность. Думаю, это произойдет достаточно скоро. Что касается OZ.by, то в планах у нас – продолжить увеличивать ассортимент. Мы будем продавать всё, что можно доставить. Более плотная работа со складом и кардинальное ускорение доставки. Плюс веб-объединение сервисов OZ.by и Ay.by для наших клиентов: чтобы покупать и продавать через интернет было действительно дешево, быстро, надежно, удобно и весело.

Есть идеи и новых проектов. Но это пока секрет.

— Можете оценить белорусский рынок электронной коммерции? Число площадок, крупнейшие игроки, обороты...

— Нет, не могу. Никогда не думал об этом. И не анализировал.

— Окей. А что предпочитают белорусы? Хиты продаж – что в основном? Игры, книги? Какие жанры? Направления?

— Сложно ответить. В OZ.by всегда есть хиты в наших основных товарных группах, таких как книги, фильмы и игры. Так получается, что в сезон (сентябрь-апрель) во всех этих направлениях хиты выходят каждую неделю. А то и по два-три.

Принцип нашей работы заключается в том, что мы предоставляем АБСОЛЮТНО ВЕСЬ ассортимент по тем группам товарам, которыми занимаемся. И тем более это касается новинок.

А хитами их делают уже сами покупатели, наши клиенты. Ведь у нас работает автоматическая система рейтингования по бестселлерам недели, месяца, квартала в зависимости от соответствующих продаж. Хотя, безусловно, некоторые книги, фильмы или игры можно заранее сказать, что будут хитами.

Например, Starcraft 2 или Mafia 2, "Аватар", "Гарри Поттер", продолжение "Сумеречной Саги"...

— Какие методы оплаты используют чаще всего? Поделитесь прогнозом, что будет популярнее всего в ближайшем будущем?

— Пока что безусловным лидером является наличный расчет. Так оно и останется в ближайшее время. Далее идут оплата через сберкассу, наложенный платеж, Webmoney, EasyPay, пластиковые карточки.

Надо отдельно отметить, что электронные деньги, такие как Webmoney и EasyPay не быстро, но верно, отбирают свой кусочек места под солнцем у традиционных оплат.

Оплата пластиковыми карточками хоть и стала возможно совсем недавно, продвигается вперед семимильными шагами. Хоть и могут платить пластиком только процентов 5-10 от общего количества карточек. Но по моей информации, очень скоро это количество дорастет до 50%. Вот тогда-то себя эта форма оплаты и покажет.

– Несколько лет назад вы говорили о том, что книги в электронном виде на "читалках" не читаете – изменилась ли эта позиция сейчас, с появлением e-Ink, Kindle, iPad?

 — Нет, не изменилась и вряд ли изменится. И объясняется это очень просто. Буду говорить за себя: я каждый день провожу у монитора от 6 до 10 часов. Прихожу вечером домой. Укладываю детей спать... И поверьте, ни остается ни малейшего желания садиться или брать в руки компьютер. И снова «тупить» в монитор. Реально хочется взять книгу, сесть на диван и спокойно почитать.  

— Ваши любимые гаджеты?

— iPhone, жду заказанный iPad — хочу попробовать почитать электронные книги. Конкурентов надо знать в лицо. Тенденции отслеживать, так сказать.

— Каким вы видите будущее Байнета? В чем сейчас основные преграды для его развития, для инвестиций в эту сферу?


— Будущее Байнета радужно в любом случае. Конкуренция обостряется, а это всегда приводит к улучшению сервиса и появлению новых услуг. Это хорошо для всех. Преграды для развития — уровень развития бизнеса в Беларуси и сложное законодательство.

— Что бы вы пожелали нашим читателям?

— Больше времени для спокойного чтения книг и прохождения игр. И хороших друзей для совместного просмотра лицензионных фильмов.
 

 

Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-15%
-30%
-30%
-10%
-15%
-50%
-20%
-20%
-25%