• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  2. Генпрокуратура направила в Литву запрос о выдаче Тихановской, а в суд — дело «о тайной вечере»
  3. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  4. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  5. ЕЭК предложила Беларуси избавиться от обязательного перечня белорусских товаров в магазинах
  6. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  7. Почти 60 тысяч рублей за китайский кроссовер. Изучаем возможности Chery Tiggo 7 Pro
  8. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  9. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  10. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  11. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  12. Премьера самого доступного кроссовера Volkswagen состоится летом. Новинка получит имя Taos
  13. «Надо по-хозяйски подойти к этой территории. Но никакого жилья». Лукашенко дал указания по площадке «Мотовело»
  14. Задержанному из-за БЧБ-флага айтишнику из «Пирса», у которого эвакуировали авто, дали 15 суток
  15. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  16. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  17. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  18. Силовики в изгнании. Как BYPOL собирает информацию об убийствах и пытках
  19. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  20. Казакевич озвучил социальный портрет «преступника», «связанного с протестной активностью»
  21. «В Киеве под мою коллекцию основали музей, а в Минске это никому не нужно». Белорус собрал уникальные наряды
  22. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  23. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  24. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  25. Прокуратура просит выдать Тихановскую, «плюшевый десант» и приговоры судов. Что происходит 5 марта
  26. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  27. В Минск привезли первый экземпляр нового поколения Renault Duster
  28. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  29. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  30. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах


Фриланс: миф о свободном художнике Интернет подарил нам не только уникальное средство коммуникации, но и породил новую форму трудовой деятельности, когда работник сам ищет заказы и планирует собственное время. Выглядит очень привлекательно – свобода всегда лучше несвободы. Однако, на деле все не так радужно, ибо, по сути, фрилансер – это... безработный.
 
Фриланс и удаленная работа – родственные, но все же разные понятия. На удаленной работе в той или иной компании человек либо находится в штате, что подразумевает наличие социального пакета, включая оплату отпусков и больничных, либо работает по долгосрочным договорам, которые могут и не предусматривать части социальных благ, предоставляемых нанимателем, но обеспечивают главное – постоянную занятость и стабильный доход.

Во фрилансе ни о какой социальной защите не может быть и речи. Для фрилансера Интернет – это рынок, торговая площадка, на которой он продает свои услуги. А рынок подразумевает и рыночные отношения – включая конкурентное соревнование, ценообразование, свободу выбора как заказчика, так и исполнителя. Но сам рынок фрилансерских услуг достаточно насыщен. На практике это означает, что стоимость услуг очень низка. Почему это происходит, сейчас и поговорим...

Если удаленная работа постоянно набирающее популярность явление – в этом режиме работает все больше специалистов самых разных направлений, то фриланс касается ограниченного количества профессий. Он достаточно узок, потому что в форме свободного предложения и заказа услуг через Интернет серьезных объемов и, соответственно, больших денег ждать не стоит.

Для примера можно взять труд архитектора. Работая в большом бюро, проектировщик зданий вполне способен трудиться дома, оборудовав светлую и удобную чертежную мастерскую. Не покидая домашнего кабинета он может работать над большими проектами, согласовывая свои действия и получая необходимую информацию через Интернет. При соответствующем оснащении ему даже не придется использовать традиционные ватман и тушь. Для самого работника плюс в том, что трудиться можно в комфортных домашних условиях, больше времени проводить с семьей, для работодателя – в снижении расходов на содержание офиса и в увеличении (так оно и происходит в реальности) нагрузки на удаленного работника, поскольку оговаривается время сдачи заказа, но не рабочий график. Работник постарается выполнить заказ в срок, даже если придется трудиться вечерами и в выходные.

Можно ли представить архитектора-фрилансера в принципе? Даже заказ какой-нибудь второстепенной архитектурной детали заказчик любого уровня постарается разместить у проверенного специалиста, поскольку в итоге бюро должно получить полный проект здания, а не набор деталей различного качества. Риск же получить некачественный проект во фрилансе достаточно велик. Или не получить заказ вообще – никто же никому ничего не должен (а авансы во фрилансе так же незначительны, как и суммы вознаграждения за выполненную работу). Значит, есть сферы деятельности, в которых фриланс просто не работает. И таких сфер деятельности больше, чем может показаться.

В режиме фриланса работают специалисты различных областей, но большей частью – писатели, журналисты, переводчики, художники, веб-дизайнеры и программисты. Успешных, состоявшихся профессионалов среди них очень мало. В основном, это очень небогатые начинающие или недостаточно востребованные в своей профессии люди. Почему? Потому что заинтересованный в результате заказчик лучше переплатит, но наймет проверенного специалиста, чем будет выбирать самого дешевого из толпы безвестных исполнителей...

Фрилансу примерно столько же лет, сколько и Интернету. Российский фриланс начал активно развиваться в начале 2000-х годов. Десять лет – срок вроде бы немалый. Но ожидаемого роста стоимости услуг и расширения перечня профессий во фрилансе не произошло. По сути, все развитие свелось к созданию фрилансерских сайтов, зарабатывающих на процентах от заключаемых сделок между заказчиками и исполнителями. И бирж контента – магазинах, где для всех желающих продаются статьи фрилансеров. Заработки очень небольшие, хотя заказов через фрилансерские сайты и биржи контента проходит много.

Чего ожидать в будущем? Фрилансеров ничего хорошего не ждет. Цены на предлагаемые услуги увеличиваться не будут, хотя, спрос продолжает расти.

Происходит следующее. Проекты с проработанной моделью монетизации, например, онлайновые магазины, порталы туристических компаний, представительские сайты и так далее, способны выделить на дизайн портала и наполнение его качественным контентом приличный бюджет. Эти компании к биржам контента и услугам фрилансеров не обратятся никогда, поскольку их интересует, прежде всего, качество, а не цена. К тому же трезвый расчет показывает, что лучше заплатить один раз много, чем много раз помалу – вылавливая программистские ошибки, дизайнерские несуразности, а в текстах еще и элементарные глупости. Такие компании всегда будут искать профессионалов, сколько бы их услуги ни стоили. Когда контакт установлен, заключается договор (на бумаге, все как положено) с выплатой аванса – обычно от 30, до 50 процентов от полной стоимости заказа. И тогда нанятый компанией специалист приступает к работе.

Эта модель деловых взаимоотношений действительна для фирм, располагающих капиталом на начальное развитие. Мощные же компании предпочитают просто нанять на работу хорошего программиста или писателя, чтобы исключить поиск специалистов в будущем. И неважно, как будут работать эти сотрудники – удаленно или в офисе – фрилансерами их никак не назовешь.

Услугами фриланса пользуются частные лица или небольшие фирмы, у которых денежного ресурса просто нет. Заказы размещаются на фрилансерских сайтах. Начинается настоящий конкурс – заказчик может выбирать между очень низкой ценой и супер-низкой. Тут же начинается «игра» с портфолио, занятие довольно бессмысленное, поскольку перечисление былых заслуг вовсе не гарантирует качества работы... Вот пример – без имен, которые и так на слуху. Какое портфолио нужно создателю сайта Яндекса? Без портфолио разве не ясно, что речь о профессионалах высокого уровня, да еще и очень дорогих? И что изменит портфолио в судьбе журналиста, подписавшегося на серию из пяти статей под обещанные 20 долларов оплаты за все скопом? Разве что с голоду не умрет – до конца недели (или умрет, но не очень быстро).

Да, цены на услуги программистов и создателей контента на фрилансерских сайтах способны поразить несведущих людей своей ничтожностью. Еще «смешней» обстоит дело с биржами статей. С писательским ремеслом, «профессионально обзываемым» копирайтингком, рерайтингом и прочим «райтингом» (проще говоря, написание оригинальных статей и откровенное передувание результатов чужого труда – тоже профессия, да?) дело в русскоязычном секторе Интернета обстоит совсем худо. Но чтобы статьи продавались за... 15 центов? И ведь предлагаются и покупаются – сотнями. При этом по соглашению с биржей участники этого «аукциона» (никакого аукциона нет, это, скорее, смахивает на рабовладельческий рынок) платят порталу определенные деньги. Авторам же достаются вот эти жалкие центы. Даже имени под статьями не сохраняется – это условие биржи контента, все права полностью переходят к покупателю. Да только о каких правах речь? На эту вопиющую ерунду?

Фриланс – по крайней мере для писателя и журналиста – великая сладкая сказка, иллюзия, самообман. И – затягивающее болото. Начинающий автор, который планирует «набить руку» на однотипных коротеньких статьях, рассчитывая продавать их сотнями, может успокоиться. Писателя из него не получится никогда – никакого вообще. К этой профессии следует подходить с другой стороны. Фрилансерская школа способна воспитать только посредственность. Нет? Взгляните на сайты, наполненные контентом с этих самых бирж. И покажите хотя бы один журналистский шедевр, созданный при посредстве фрилансерских сайтов – любого из них. Хотя бы один!

Правда, есть и другие области, где о фрилансе нужно говорить более осторожно. Например, программирование. Написание небольших программ – это практика, без которой невозможен профессиональный рост. Но в конечном счете приличные деньги программист может заработать только на заказе от состоятельной компании, которая, как мы уже говорили, на фрилансерский сайт просто не пойдет.

Еще одна область, очень любопытная – это дизайн. Он разделяется на множество специализированных направлений. И речь далеко не только о дизайне сайтов (здесь действует то же правило, что и относительно писательского ремесла – за копейки получишь копеечный результат). Возьмем, к примеру, художников-карикатуристов (они называют себя картунистами). Им бояться засилья дилетантов не приходится. Интересную карикатуру бездарь не нарисует в принципе. И обычному человеку, далекому от изобразительного искусства, не нужно объяснять, чем плоха эта картинка и чем хороша другая. С текстами этого не происходит. Покажи заказчику новеллу Набокова, он может посчитать ее ужасной ерундой – просто в силу своего невежества. 

Очень печально, что участь литературного творчества и журналистики постигла и фотографию. Доступность цифровой техники сыграла с этим видом искусства злую шутку. Для правильной оценки художественной ценности фотоснимка тоже нужен определенный уровень подготовки. Работу мастера от поделки дилетанта способен отличить не каждый (поэтому в Интернете столько дешевого кича и откровенной безвкусицы).

Для кого же фриланс способен стать той самой курочкой, несущей золотые яйца? Для тех, кто способен предложить покупателю уникальный продукт. Не текст, не типовые безликие болванки сайтов и, к сожалению, не фотографии. Но – предметы искусства малых форм, народных ремесел, деталей интерьера, цветочных композиций – список можно продлить. Здесь конкуренции практически нет. Написать три абзаца бессмысленного текста способны многие. Но многие ли смогут, к примеру, предложить пишущему человеку роскошную титановую ручку авторской работы? Поищите в Сети, такой мастер есть. У него золотые руки и светлая голова.

Николай НАДЕЖДИН


 
-35%
-20%
-20%
-20%
-20%
-10%
-50%
0072680