Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Либерализация телекоммуникационной отрасли может оказаться неполной? Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электросвязи» сегодня то ли в шутку, то ли всерьез называют «проблемным ребенком».
 
Документ столько раз возвращался на доработку и подвергался дополнительным редакциям, что участники телекоммуникационной отрасли устали следить за его непростой судьбой. Несмотря на то что главные пертурбации для закона закончились и на нынешней осенней сессии Палата представителей Национального собрания планирует рассмотреть его в двух чтениях, специалисты отмечают: ряд «косметических» правок подготовленному документу все же не повредит. «Корректорами» на этот раз выступают специалисты одного из главных защитников интересов отечественного интернет-бизнеса — ассоциации «Белинфоком».

Сегодня телекоммуникационная отрасль страны живет по Закону «Об электросвязи», принятому еще в 2005 году. Говорить о том, что этот документ морально устарел, не приходится – технологически сферы IT и интернет-услуг, сотовой и электросвязи сегодня развиваются с такой скоростью, что поспеть за этими переменами правовой системе не так-то и просто. Впрочем, самый важный пункт законопроекта «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «Об электросвязи» касается не столько технологических особенностей рынка, сколько экономических и социальных. Ожидается, что со вступлением в действие нового закона национальный оператор связи «Белтелеком» потеряет монополию на пропуск международного трафика и присоединение к зарубежным сетям электросвязи. Согласно законопроекту из части первой статьи 44 прежнего закона должны быть исключены слова «который имеет исключительное право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств». Говоря более понятным языком, сегодня государственный монополист является точкой, через которую проходят все внутренние соединения абонентов различных сетей как мобильной связи, так и интернет-операторов. Напрямую гонять трафик между собой операторам запрещено.

Впрочем, именно в этом моменте специалисты ассоциации «Белинфоком» видят весьма проблемный для развития рынка аспект. Дело в том, что отмена монополии «Белтелекома» на внешний канал, которая могла бы стать серьезным сигнальным «маячком» для крупных иностранных инвесторов, без возможности передавать информацию другим операторам выглядит неполной. «Образно говоря, кто-то проложит рельсы, построит дорогу, привезет сюда вагон с товаром, а продать его не сможет по причине того, что этому препятствует национальное законодательство», – указывает на правовую несуразицу председатель «Белинфокома» Андрей Нарейко. При этом специалист отмечает: законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электросвязи» соответствует букве национального законодательства, регулирующего телекоммуникационный рынок, но все-таки несколько противоречит духу последних преобразований, в частности, Указу № 60 главы государства. «Этот документ отдельными своими пунктами гарантировал нам либерализацию телекоммуникационного рынка, но пока упрощения ряда процедур так и не произошло, — сожалеет Андрей Нарейко. — В будущем рынок только выиграет от отмены требования обязательного взаимодействия между операторами электросвязи через сеть «Белтелекома». В частности, речь будет идти не только об упрощении самого процесса, но также станет основанием для строительства сетей и, как следствие, снижения тарифов операторов, которым не нужно будет платить национальному оператору электросвязи за транзит трафика», — поясняет он.

Специалисты «Белинфоком» уверены: потенциальным инвесторам выгодно создание в Беларуси альтернативного оператора внешнего доступа. Это достаточно окупаемый проект, и многие компании, в том числе и иностранные, не прочь вложить в него немалые средства. Впрочем, в данном вопросе не без пострадавших. По оценкам специалистов, на услуге интерконнекта потери национального оператора «Белтелеком» составят не менее Br 30—35 млрд. в год.


Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-10%
-15%
-80%
-42%
-10%
-10%
-20%