• Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345
реклама

Падает ли престиж IT-специальностей в Беларуси?


Падает ли престиж IT-специальностей в Беларуси?В августе специально для нашего ресурса давал интервью заместитель директора администрации Парка высоких технологий Александр Мартинкевич. Помимо прочих вопросов, в нем были затронуты проблемы технического образования. В частности, прозвучало такое мнение: «Тенденция такова, что все больше и больше молодежи делает выбор в сторону гуманитарных специальностей. Если мы посмотрим результаты вступительной компании этого года, то значительных изменений не произошло: как и в прошлом году, самые высокие конкурсы и «проходные баллы» были на гуманитарных факультетах».
 
Уровень проходного балла – один из индикаторов престижности той или иной специальности. Чем он выше, тем она желаннее. И тем более «мозговитые» студенты стремятся ее заполучить. Но означает ли сложившаяся тенденция, что в будущем Беларуси придется столкнуться с нехваткой квалифицированных кадров в IT-сфере? Небольшое исследование дает противоречивые результаты.

Недостатки нашей системы образования не пинает разве что только ленивый. На первый взгляд, там все действительно очень мрачно. Итоги централизованного тестирования, озвученные в этом году, демонстрируют, что меньше всего школьники разбираются как раз таки именно в естественных науках. На 20 баллов и ниже математику сдали 72 148 человек, что составило 62,45% от общего числа. Еще хуже дела обстоят с физикой – менее чем на 20 баллов ее сдали 37 282 человека (72,96%). Из года в год эти цифры практически не меняются.

С другой стороны, если сравнить самые высокие проходные баллы факультетов БГУ естественнонаучного профиля и экономических специальностей, то здесь действительно наблюдается явное преимущество в пользу последних.
Проходные баллы технических специальностей-фаворитов 2010 г.
       
Название специальности 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Компьютерная безопасность 352 358 340
Актуальная информатика 341 355 338
Информатика 331 320 326
Экономическая кибернетика 340 341 318
Математика (направление - информационные технологии) 315 320 299

Проходные баллы гуманитарных и экономических специальностей-фаворитов 2010 г.
       
Название специальности 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Международное право 338 349 369
Мировая экономика 344 357 360
Финансы и кредит 324 341 358
Международные отношения 325 343 353
Менеджмент 337 354 350

Как видно из данных, представленных в таблице, проходной балл на наиболее популярные экономические специальности из года в год лишь растет, а вот в отношении технических дисциплин такой картины не наблюдается. Во всяком случае, эта тенденция верна в отношении БГУ и рассматриваемой десятки специальностей.

«Объем знаний школьников за последние десять-двадцать лет заметно сократился, — комментирует ситуацию в школьном образовании Антон Брониславович Севрук, старший преподаватель кафедры общей математики и информатики ММФ БГУ. — Все эти эксперименты, двенадцатилетка, так называемые штрих-классы, к сожалению, очень сильно повлияли на их общий уровень подготовки. Из школьной программы убрали дифференциальное интегральное счисление – теперь они с ним знакомятся в вузах. Что касается компьютерной грамотности, то на уровне пользователей современные юноши и девушки достаточно сильны. Некоторым вещам у них даже преподаватели учатся. Достаточно заглянуть в многочисленные социальные сети – в них сейчас почти вся молодежь современная сидит. А вот теоретическая часть дается ей порой нелегко».

Тем не менее, констатировать, что на фронте образования в области точных наук совсем все плохо, пожалуй, преждевременно. Тот же ПВТ ведет активную работу как по популяризации IT-специальностей, так и по улучшению качества подготовки будущих специалистов. Составной ее частью является профориентация среди родителей учеников в школах. Сами школьники регулярно приглашаются на экскурсии. 1 сентября, например, ПВТ провел День знаний информационных технологий. В ходе посещения Парка ребята знакомятся с сотрудниками компаний-резидентов, их деятельностью. В рамках профориентационной работы школьникам и их родителям разъясняются преимущества работы в сфере в IT по сравнению с той же экономической сферой.

Другим важным шагом в этом направлении является создание новых объектов для стимулирования школьников к продолжению образования по инженерным, компьютерным и другим техническим специальностям. В декабре прошлого года был открыт центр информационных технологий в Орше. 4 сентября 2010 г. был открыт дигитальный центр «ИТ-академия НОТА» в Новополоцке. Эти центры предоставляют взрослым возможность получения дополнительного образования, а учащимся 3–11-ых классов обучают основам программирования. На январь 2011 г. запланировано открытие Белорусско-индийского учебного центра в области информационно-коммуникационных технологий в Минске. На базе 4 вузов – в Гомеле, Витебске, Гродно и Бресте – будут созданы его филиалы.

Кроме того, ПВТ, часто выступает спонсором различных олимпиад по информатике и, совместно с министерством образования, проводит семинары для преподавателей, направленные на обучение более эффективного использования информационных технологий. А в ноябре при поддержке ПВТ должен открыться образовательный портал. На котором, по образу и подобию российской “Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов”, будут выкладываться различные цифровые материалы, на простом и понятном для школьников языке разъясняющие те или иные элементы школьной программы.

Любопытную точку зрения на ситуацию с образованием высказал Сергей Александрович Барвенов, преподаватель, кандидат физико-математических наук, доцент Белорусского государственного университета:

— Я не думаю, что имеет смысл бить тревогу. Низкие оценки по тестированию – не показатель того, что школьники в последнее время резко поглупели. Такая картина у нас была всегда. Всегда было очень много троечников, поменьше хорошистов и некоторый процент отличников. А физику у нас в школах никогда толком преподавать не умели. Отсюда и оценки. Что касается разницы во вступительных балах между техническими и гуманитарными специальностями, то это вообще не показатель чего-либо. В обязательном порядке все сдают результаты тестирования по русскому или белорусскому языку. А у «гуманитария» оценка по языку просто по определению повыше будет, чем у «технаря». Но в конечном итоге на бесплатное отделение в вузы все равно ведь поступают самые лучшие. Я могу сказать за свой механико-механический факультет – у нас, на специальности веб-программирование и компьютерная математика всегда был жесткий отбор, большой конкурс и высокие проходные баллы. Благодаря чему к нам попадают самые лучшие школьники со всей республики, которые уже на 3-4 курсе работают над реальными проектами (не только связанными с программированием, но и с использованием математических методов в IT). Да, школьная программа не идеальна, многое приходится доучивать/переучивать, но что ребята к нам приходят исключительно толковые – это факт.

Таким образом, ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, будет зависеть, пожалуй, от того, как относиться к тому, насколько полон стакан. В любом случае, отрадно, что над повышением престижа IT-специальностей у нас работа ведется. И это уже хорошо.

Олег ГАЛКИН

 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ



 
 

 


Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY