Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Директива №4: а что для IT? Либерализацию зарегулированной донельзя белорусской экономики можно с полным правом назвать главной экономической темой 2010 года. С нее год начался, и точно можно сказать, что этой темой он и закончится. Чем окажется либерализация, мы узнаем уже в следующем году, но какой она должна быть – решается прямо сейчас.
 
Еще в апреле белорусский Президент, выступая с ежегодным Посланием белорусскому народу и парламенту, поручил правительству разработать Директиву № 4 по дальнейшей либерализации экономики. Тогда это очень воодушевило белорусское бизнес-сообщество, тем более что правительственные чиновники начали много и охотно говорить о "частно-государственном партнерстве", пусть даже мало кто представлял, что это такое на самом деле.

Потом последовало долгое затишье, и только недавно власти в лице представителей Минэкономики встрепенулись и заверили бизнес-лидеров в обязательном принятии документа накануне Всебелорусского народного собрания, которое запланировано на 6-7 декабря, за полторы недели до президентских выборов.

Последняя версия проекта Директивы № 4, текст которой имеется в распоряжении редакции, озаглавлена так: "О дальнейшей либерализации экономики, направленной на развитие предпринимательской инициативы и стимулирование деловой активности в Республике Беларусь". В правительстве не скрывают, что накануне Всебелорусского народного собрания документ должен не просто увидеть свет, но и стать своего рода "дорожной картой" для предпринимателей во время очередной президентской пятилетки.

Но статья, в общем-то, не совсем про это. Мое внимание привлекло какое-то очень уж частое упоминание информационных технологий на страницах документа. Неужели именно так и выглядит в наших краях движение к "электронному правительству"? Давайте посмотрим, о чем именно идет речь (по пунктам, выделено автором).

1.4. ...ввести в практику работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ, облисполкомов и Минского горисполкома обязательное общественное обсуждение проектов законодательных актов, которые могут оказать существенное влияние (затрагивать интересы, изменение условий осуществления деятельности) субъектов хозяйствования, в том числе посредством создания при государственных органах общественно-консультативных и (или) экспертных советов с участием представителей субъектов хозяйствования, их объединений (союзов, ассоциаций), а также размещения указанных проектов на официальных сайтах государственных органов.

Ну, тут, как видим, Сети отвели роль медиа-носителя – не более. В общем, и за это спасибо.


2.5. Министерству юстиции совместно с Министерством связи и информатизации обеспечить введение в Республике Беларусь электронной регистрации субъектов хозяйствования, в том числе:
создание web-портала ЕГР, посредством которого будет осуществляться электронная регистрация субъектов хозяйствования, обеспечение к нему открытого и бесплатного доступа в его открытой части;
разработку форм заявлений и иных документов в электронном виде, подаваемых на web-портал ЕГР для государственной регистрации субъектов хозяйствования;
доработку информационной системы Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей для указанной в настоящем подпункте цели.


А вот это уже полноценный элемент "электронного правительства". Регистрация нового бизнеса через Web – это сильно, это далеко не во всех странах есть. Вопрос, конечно, только в том, как оно будет реализовано – "как лучше" или "как всегда"?

Лично меня заставили насторожиться два момента. Первый – то, что реализовывать эту инициативу будет Минсвязи. Развивать мысль не буду, а то в суд подадут. Второй момент – то, что предусматривается выделение некой "открытой части" web-портала ЕГР. А значит, подразумевается и "закрытая" часть. Нехорошо это, неправильно.

3.11. ...создать в течение 2011 г. единый информационный ресурс, содержащий базу данных о неиспользуемом государственном имуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду, и обеспечить к ней свободный и бесплатный доступ посредством сети Интернет.

Здесь Интернет снова рассматривается как чистая медиасреда, в духе Web 1.0. Но прогресс налицо – еще лет пять назад Совмину предписали бы публиковать эту базу данных в каком-нибудь печатном бюллетене.

3.13. ...продолжить внедрение международных стандартов защиты интеллектуальной собственности и завершить данную работу до 1.01.2012г.

Ну, здесь без комментариев. Просто посмотрим, как это будет выглядеть на практике.

4.1.2. ...до 1 января 2012 г.:
максимально расширить сферу применения на бесплатной основе электронного документооборота в области осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, когда законодательством об административных процедурах наряду с заявлением на совершение административной процедуры требуется представление иных оригинальных документов;
создать единый интернет-ресурс, посвященный административным процедурам в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечив возможность бесплатного получения форм документов, требуемых для осуществления этих процедур.


Тут мы снова видим элементы "электронного правительства". Собственно, все, описанное в пункте 4.1.2., уже сейчас воплощается на практике в России. Между тем, в Беларуси разработками технологий электронного документооборота на государственном уровне занимаются уже довольно давно (см. "Электронная Беларусь"). Остается надеяться, что теперь принятие Директивы № 4 позволит белорусским административным СЭД и соответствующим web-ресурсам развиваться быстрее.

5.4. Совету Министров Республики Беларусь до 1 января 2012 г. принять меры, направленные на обеспечение максимального внедрения современных информационных технологий в систему уплаты налогов и иных обязательных платежей, расширение электронного документооборота между плательщиками и государственными органами, минимизировав затраты плательщиков, в т.ч. внедрив универсальный ключ электронно-цифровой подписи.

То же, что и предыдущее, только применительно к налогам. А значит, вопросов и разного рода сложностей будет возникать в разы больше.

10. Создать в Республике Беларусь комплексную систему информационного обеспечения предпринимательской деятельности на основе использования современных информационных технологий.

Звучит красиво. Но как-то неконкретно – по идее, о том же говорится во всех многочисленных госпрограммах и стратегиях развития информационно-компьютерных технологий в Беларуси, которые были приняты за последние лет десять. Посмотрим, изменится ли что-то после принятия Директивы № 4. Тем более что ждать осталось уже недолго.

Виктор ДЕМИДОВ

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ