СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Будущий единый портал электронных госуслуг ищет звучное название


Будущий единый портал электронных госуслуг ищет звучное название Тем, что через интернет можно записаться на прием к врачу в поликлинику, встать вместе с будущей супругой на очередь в ЗАГС для получения брачного свидетельства или заказать билеты на поезд с доставкой или без, уже никого не удивишь.
 
Беларусь стремительно развивает электронные услуги, пополняя единый реестр новыми. Сегодня там значится 78 различных сервисов, так или иначе облегчающих гражданам общение с чиновниками. Словом, дистанция от квартир до кабинетов стремительно сокращается, а обширные объемы информации в базах данных позволяют решать многие вопросы за считаные секунды.

Единственный минус подобного общения — интернет-пользователь должен знать адреса десятков сайтов, где он может получить электронные услуги. Выходит, чтоб решить тот или иной вопрос, сперва придется поискать адрес портала Мингорисполкома или Госкомимущества, а после уж работать с «электронным» чиновником. Сократить блуждание по всемирной сети до минимума, собрать воедино все сервисы, сделать их доступными и понятными — эту задачу как раз и решит единый портал, опытная версия которого заработает уже к концу ноября 2010 года.

Над ее разработкой трудятся специалисты столичного Института прикладных программных систем (НИРУП «ИППС»). К слову, ведущий научно-инженерный центр, созданный в 1964 году, в середине 80-х прошлого века разработал не только автоматизированную систему управления городским хозяйством Минска, но и ценами всего СССР. Сегодня институт, недавно сменивший прописку, перебрался в уютное здание на Беломорской улице, где работает под крылом Министерства связи и информатизации Беларуси.
Прозрачность, отсутствие очередей и лишних затрат на транспорт — не эти ли плюсы население любой страны давно ожидает от работы правительства? Выходит, что электронный вариант наиболее открытый и клиенто­ориентированный.

— Электронная таможня, электронный бизнес, электронное правительство — несколько лет тому назад о таких терминах мало кто знал, — говорит замдиректора НИРУП «ИППС» Сергей Шавров. — Сегодня мы стали свидетелями цифровой революции. Земной шар окутали сети, мощными шагами развивается Интернет, растут скорости, снижается стоимость каналов. Появилась индустрия цифровых архивов, возникла система электронных платежей. Однако, несмотря на мощную поступь прогресса, людей до сих пор волнует вопрос: почему по-прежнему процветает бюрократия?

Впервые термин «электронное правительство» появился в нормативном документе Беларуси 9 августа 2010 года. Между тем весь мир давно решает вопрос, как создать и развить надежную систему оказания открытых и доступных электронных услуг.

Единый портал государственных и муниципальных услуг России (www.gosuslugi.ru) появился в 2009 году. В Казахстане портал электронного правительства (www.e-gov.kz) заработал тремя годами раньше и продолжает совершенствоваться. Европейцы внедрили в своих странах систему е-услуг в 2005 году, но преуспели в этом вовсе не немцы, французы или англичане.

Несмотря на воспетую в анекдотах медлительность, примером для всего Евросоюза стала маленькая Эстония. При численности населения 1,35 миллиона там 88 % ее жителей совершают банковские операции через сеть (то есть используют интернет-банкинг). Каждый эстонец при рождении получает идентификационную карту (ID-карту). Похожая на обычную компьютерную, флешка служит своего рода электронным паспортом для общения с компьютером. Она открывает доступ к различным электронным сервисам, куда он закрыт для посторонних. До достижения совершеннолетия правами на ID-карту детей обладают родители.

В Эстонии хорошо развита сеть точек бесплатного доступа во всемирную сеть. Их более тысячи, и многие кафе привлекают клиентов не только возможностью выпить чашечку кофе, но и с помощью Интернета решить ряд вопросов. Если в 2002 году эстонцы получили 27 тысяч электронных услуг, в 2008 году — уже 80 миллионов. Как отмечают специалисты, спрос на подобный сервис растет по экспоненте, нужен лишь удачный старт. А еще придется подождать пару лет, пока население, справившись с «технобоязнью», освоит сервисы. Впрочем, точно так же люди опасались мобильных телефонов, компьютеров или банкоматов, но прошло время, и мы пользуемся ими.

Понятное дело, чтобы угнаться за соседями, белорусам придется двигаться быстрей. В сравнении с теми же эстонцами в 2003 году белорусы не получили ни одной интернет-услуги, а в 2009 году им было оказано их 1 125 876.

В Институте прикладных программных систем обещают, что единый портал электронного правительства заработает в 2011 году. Пока же ему ищут звучный адрес.

— Назвать свой портал «gosuslugi.by» и повторять россиян мы бы не хотели, — рассказывает заведующий отделом эксплуатации и развития ОАИС института Олег Секлицкий. — Присвоить порталу имя «e.gov.by» тоже нельзя, поскольку в названии только одна буква, а она не подлежит регистрации. Пока рабочим названием будет «portal.gov.by», но мы рассматриваем и другие варианты.

Вячеслав Белуга

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ




Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY