Форум IST.EDU’2010: предложения ИТ-бизнеса сегодня можно реализовать в образовательном процессе Международный форум IST.EDU’2010, который прошел в Минске на прошлой неделе, в очередной раз актуализировал проблемы профессиональной науки и образования в сфере информационных систем и технологий и стал площадкой взаимодействия сторон, заинтересованных в более динамичном развитии этой сферы.
 
В форуме можно выделить три основные составляющие: VI Международную научную конференцию «Информационные системы и технологии», V Международную научно-методическую конференцию «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития» (хоть мероприятия и прошли на базе разных вузов — БГУ и БГУИР, — их участники были объединены посредством видеоконференцсвязи), а также круглый стол «Программная инженерия. Взаимосвязанное совершенствование классификации должностей и системы подготовки специалистов».

«Кибернетика и прикладная математика должны быть тесно связаны с программной инженерией»

Такое мнение высказал на Конференции «Информационные системы и технологии» (IST-2010) ректор Белорусского государственного университета академик Сергей Абламейко. По его словам, есть соответствующий потенциал в белорусских вузах и профильных институтах Национальной академии наук, в первую очередь в Объединенном институте проблем информатики. «Нужно соединить все научные результаты академической сферы, и практический опыт ИТ-компаний. Именно создание наукоёмких программных продуктов является следующим шагом, который позволит белорусской ИТ-индустрии и дальше укреплять свои позиции на мировом рынке в условиях жесткой конкуренции. В данный момент связь между компаниями—разработчиками программного обеспечения и учеными академической сферы несильна», — констатировал ректор БГУ.

Это выступление должно положить основу последующей дискуссии о том, как использовать и наращивать потенциал кибернетики и прикладной математики для существенного повышения конкурентоспособности информационных систем и технологий белорусских предприятий программной инженерии.
Собственно, одной из задач IST-2010 была адресная демонстрация научных достижений в сфере информационных систем и технологий, где адресаты — это ИТ-компании, потенциальные потребители научных разработок и потенциальные партнёры вузов и академических институтов в реализации совместных наукоёмких проектов.

Всего на IST-2010 было представлено порядка 170 докладов (в том числе и от участников из России, Украины, Словакии, Италии) по следующим направлениям: компьютерная безопасность и надежность информационных систем, программная инженерия, распознавание образов и компьютерный анализ данных, параллельная и распределенная обработка данных, надежность и качество программного обеспечения, интеллектуальные информационные системы, проектирование встраиваемых систем, информационные технологии в образовании. С докладами можно будет ознакомиться в итоговом сборнике материалов конференции. Отдельно (в виде брошюры, а также на сайте конференции) были представлены научные интересы, публикации, разработки молодых белорусских ученых, работающих в итальянском университете Тренто. Нужно отметить, что примерно 30 процентов докладчиков конференции — это студенты, магистранты и аспиранты.

Несмотря на то, что конференция IST-2010 завершила свою работу, ее сайт ist.infopark.by продолжает действовать. На нем будет размещаться информация по итогам прошедшего мероприятия и новости о подготовке следующего. Организаторы приветствуют все предложения как по улучшению организации, так и по формированию программы будущей конференции IST. Например, уже предложено ввести новые секции с условными названиями «Геоинформационные системы» и «Информационные системы и технологии в реальном секторе экономики».

ИТ-компании и университеты выходят на новый уровень партнерства

Об этом заявил на Конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития» (ВТО) ректор БГУИР профессор Михаил Батура, имея в виду, прежде всего, последний проект университета, реализованный совместно с компанией — членом Ассоциации «Инфопарк» «Системные технологии». Речь идет о студенческом бизнес-инкубаторе, который открылся как раз в день проведения конференции ВТО-2010. Инкубатор предоставляет студентам рабочие места для выполнения инновационных проектов, причем на конкурсной основе.

Ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники сконцентрировал свое внимание на значении практико-ориентированной подготовки студентов технических и ИТ-специальностей.

“Во-первых, потребители кадров оказывают большое влияние на содержание и структуру образовательных стандартов последнего поколения, в которых в значительной степени реализован практико-ориентированный подход. Во-вторых, благодаря партнёрам БГУИР — предприятиям реального сектора экономики, университет существенно улучшил научно-практическую базу подготовки специалистов”, — отметил Михаил Батура. За последние годы открыто 25 филиалов кафедр вуза на производстве; на территории университета работают 23 учебно-научно-производственные лаборатории, созданные при поддержке предприятий ИТ-индустрии (некоторые из них не имеют аналогов в стране — например, Белорусский центр образовательных программ Microsoft). Заказчики кадров проводят на базе совместных лабораторий безвозмездное обучение по своим программам с последующей сертификацией; кроме того, участвуют в работе профильных учебно-методических объединений, предоставляют рабочие места для практик, поддерживают студенческие научные конкурсы, конференции, олимпиады.

Тема практико-ориентированной подготовки была продолжена на одной из секций конференции, участники которой предложили выделить в высшем техническом образовании два направления — подготовку проектировщиков и подготовку эксплуатационщиков. Первые создают новые технологии, а вторые — используют, сопровождают, обслуживают их. Именно проектировщиков, разработчиков новых наукоёмких продуктов не хватает реальному сектору экономики. На этот факт обратили внимание представители интересов предприятий ИТ-индустрии — Генеральный директор Научно-технологической ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько и заместитель директора Администрации ПВТ Александр Мартинкевич.
В рамках секций также обсуждались проблемы разработки в университетах систем менеджмента качества, внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, формирования социально-личностных компетенций выпускников. Свои материалы на конференцию представили вузы не только Беларуси, но и России, Словакии, Польши, Италии, Франции, Чехии, Литвы и Израиля.

Выполнимы ли требования предприятий ИТ-индустрии?

Что касается третьего мероприятия IST.EDU’2010, круглого стола «Программная инженерия. Взаимосвязанное совершенствование классификации должностей и системы подготовки специалистов», то здесь представительство ИТ-бизнеса было наиболее широким: представители объединений ИТ-предприятий (Ассоциации «Инфопарк», ПВТ) и специалистов по персоналу таких крупных компаний как Международный деловой альянс, БелХард Групп, Софтклуб. За круглым столом собрались также представители вузов, НИИ труда Министерства труда и социальной защиты. Все эти заинтересованные стороны в 2010 году реализуют совместный проект, связанный с совершенствованием подготовки кадров для программной инженерии.

Напомним, что исходя из потребностей софтверной индустрии, по инициативе Ассоциации «Инфопарк» и Администрации ПВТ с 1 января 2010 года в Единый квалификационный справочник были внесены новые должности (бизнес-аналитик, системный архитектор, технический писатель, специалист по тестированию программного обеспечения и другие). Затем были определены вузы и факультеты, которые будут готовить специалистов для этих должностей. ИТ-компании сформулировали максимально полные рекомендательные требования к ключевым компетенциям выпускников, которые займут новые должности.

Как выяснилось на круглом столе, разработанные предприятиями ключевые компетенции специалистов восприняты вузовской общественностью как слишком завышенные и всеобъемлющие, если рассматривать их в качестве требований к знаниям и умениям выпускников соответствующих специальностей. Но, тем не менее, было признано, что это та планка, к которой нужно стремиться. Хоть и частично, предложения ИТ-бизнеса сегодня можно реализовать в учебном процессе в рамках дисциплин вузовского компонента (этот блок учебных планов является наиболее вариативным). Кроме того, по словам участников мероприятия, уже сейчас пора начинать работу над образовательными стандартами следующего поколения, в которых также должны быть учтены актуальные требования предприятий индустрии программного обеспечения к уровню подготовки ИТ-кадров.

В перспективе планируется и дальше расширять перечень должностей ИТ-специалистов, которые охватили бы весь цикл разработки, внедрения, сопровождения и использования компьютерных программ и, как следующий шаг, — введение образовательных стандартов новых ИТ-специальностей. Подобную схему предлагается использовать при совершенствовании подготовки кадров в других отраслях. Что касается отрасли программной инженерии, то для эффективной работы в дальнейшем было озвучено несколько новых решений — например, создать альянс представителей бизнеса, системы образования и системы регулирования трудовых отношений, а также выделить отдельный том Единого квалификационного справочника должностей служащих для сектора софтверной индустрии.

Форум состоялся. Достигнуты ли цели, которые ставили перед собой его организаторы – Ассоциация «Инфопарк», БГУ, БГУИР, профильные институты НАН Беларуси? IST.EDU’2010, несомненно, стал площадкой для диалога представителей различных сторон, непосредственно задействованных и заинтересованных в процессах совершенствования профессионального образования и развития науки в сфере информационных систем и технологий. Участникам Форума в рамках открытого круглого стола удалось прийти к согласованному мнению по вопросам актуальных проблем и задач совершенствования классификации должностей и подготовки специалистов в сфере программной инженерии, определить основные приоритеты содержательной работы в данном направлении. Форум впервые соединил две значимые международные научные конференции, не исключая традиционных тематических мероприятий, и тем самым показал, что представители науки, образования и ИТ-индустрии могут эффективно сотрудничать для достижения общих целей.

Инна НИКИТЕНКО

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ




{banner_819}{banner_825}
-15%
-20%
-26%
-25%
-30%
-10%
-20%
-35%
-15%
-10%