Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Игры


Николай Щетько, /

Дмитрий Бущик, директор по маркетингу крупнейшего в Беларуси кабельного оператора МТИС (УП "Минские телевизионные информационные сети") рассказал о перспективах трансляции трехмерного телевидения в Беларуси и поделился своими впечатлениями от использования передовых устройств вывода изображения, которые демонстрировались недавно на выставке в Каннах.

По словам Дмитрия, наибольшей популярностью на выставке пользовались стенды эротических 3D-каналов - вне зависимости от технологии, именно порнографическая и эротическая продукция во многом является "двигателем прогресса". От того, какой формат предпочтут воротилы этой многомиллиардной индустрии, зависит будущее всех устройств вывода изображений.

Он рассказал, что в ближайшее время из-за слишком малого количества телевизоров и других устройств с поддержкой 3D подобное вещание в Беларуси организовывать не планируется. К тому же, по мнению специалиста, будущее - не за ограниченными экранами, а за 3D-проекторами и другими устройствами вывода.  



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


 
Что мешает вашей и другим компаниям начать транслировать трехмерные каналы в Беларуси?

По большому счету нам ничего не мешает. Единственное препятствие – отсутствие экономической целесообразности. И об этом стоит говорить. Те 15 телевизоров, которые были проданы в Беларуси на сегодняшний момент, вряд ли окупят все расходы, связанные с трансляцией. Но, по большому счету, 3D сигнал – это обычный же сигнал, который требует чуть больше частотного спектра. Если вместо трех или четырех простых каналов запустить 3D канал, то для нас это мероприятие будет затратным и малоцелесообразным с экономической точки зрения.
 
Тогда давайте поговорим про наше светлое будущее. Когда же 3D придет в каждый дом?

Так или иначе, но 3D придет в каждый дом, как в свое время в каждый дом пришло и само телевидение. Когда-то огромный ящик с маленьким экраном и линзой, заполняемой водой, был экзотикой и те, у кого его не было, ходили в гости к тем, у кого он был.
 
Сегодня телевизор – не является редкостью. Постепенно наши граждане обзаводятся большими панелями и домашними кинотеатрами. Соответственно, придет и время 3D, однако я не уверен, что будущее телевидения – исключительно в 3D-технологиях. Большинство потребителей по своей сути достаточно консервативны, поскольку думают, что выйдя на пенсию, они будут смотреть традиционное телевидение.
 
Какие 3D-технологии для телевидения существуют сегодня?

Есть несколько форматов и все они привязаны к очкам. Крупнейшие производители пытаются работать над форматами без использования очков. Мне посчастливилось наблюдать трансляцию, когда создается ощущение "живости" картинки и ее объемности. Но это не напоминает панораму Бородинской битвы и не создает ощущения, что можно залезть в экран, но некоторая объемность там все же присутствует.
 
То, что связано с очками, является самым распространенным и дешевым методом, который усердно развивают корейские производители, чья продукция останется самой доступной и в будущем. При использовании очков создается ощущение объема и есть какая-то новизна, но нет такого вау-эффекта - когда что-то как будто бы вылетает из экрана.
 
Например, в Москве, в торговых центрах расположены демонстрационные площадки, куда можно зайти, взять очки и посмотреть мультфильм или какое-то спортивное мероприятие. Естественно, ощущения, что футбольный мяч вылетит из экрана и желания увернуться, здесь нет. Возможно, это понравится детям. Возможно, какой-то эффект будет присутствовать полчаса-час, однако от такого просмотра очень быстро устают глаза. И это является, пожалуй, единственным сдерживающим фактором.
 
Мне посчастливилось быть на выставке в Каннах, где были представлены все производители и все возможные форматы, а также более десятка различных подходов. Однако глаза от просмотра устают во всех случаях.
 
На сегодняшний день эта продукция является всего лишь новой фишкой, при помощи которой производители пытаются увеличить продажи и стимулировать новаторов с деньгами менять оборудование. Но чтобы 3D-сигнал покупался для постоянного просмотра – такого нет и сомнительно, что это произойдет.
 
Какие компании уже вещают в 3D-формате?

В России такой канал уже запустил НТВ+. Естественно, что в Западной Европе, США, Японии это уже присутствует. Как правило, подключаются также и крупнейшие производители телевизионного контента. Эйч Ди становится уже более массовой технологией. Сегодня все "гонятся" за 3D. Но в своем большинстве это, скорее, имиджевое мероприятие, а также это используется при просмотре спортивных и эротических каналов. Что тут говорить, если на той же выставке в Каннах, при всем разнообразии технологий наиболее массовым было именно корейское оборудование, построенное на анаглифе и цветных очках. Японцы представляли использование поляризационных фильтров и ЖК-шторок.
 
Наибольший ажиотаж, конечно же, вызывал эротический канал, который транслировался по достаточно стандартной технологии. И именно сам контент предрешил выбор, поскольку людям была интересна сама картинка. Так в свое время было и с DVD-дисками, а также с Blu-Ray дисками. Конечно же, эротика будет способствовать продвижению этой индустрии.
 
…С появлением порно типа "Русская ночь" в 3D…

Что касается "Русской ночи" в 3D, то тестовый сигнал уже присутствует…
 
То есть об этом уже позаботились и можно идти и покупать 3D‑телевизоры.

Пока это еще идет в тестовом режиме. То есть этот канал уже был анонсирован, но самой продажи этого канала еще нет. Но сам контент уже есть. Я думаю, что это определенным образом продвинет производителя на рынке телевизионного вещания.
 
Насколько сложно, по вашему мнению, создавать такой контент? Во сколько раз это дороже, чем создание обычного контента и Эйч Ди высокой четкости?

Само производство, как технический процесс, не дороже стандартного производства. Используется обычный свет – здесь нет никакого 3D света. Студия, актеры, статисты и все остальное – это стандартные расходы. А оборудование стоит на порядок дороже стандартного.
 
Относительно того, сколько стоит 3D-камера, то в среднем цена измеряется сотнями тысяч долларов. Сама камера здесь интереса не представляет, поскольку она входит в аппаратно-программный комплекс, который включает в себя всю систему обработки изображения, его доводки и форматирования. И, конечно, в этом плане затраты на уровень выше. Но раньше, когда все снимали на битакам, миниDV тоже казалась всем завтрашним днем. А сегодня отличное видео снимается даже при помощи фотоаппаратов. Например, "Доктор Хаус" снят на Canon EOS-1 D Mark II. Технологии не стоят на месте…
 
Выпускаются сегодня и промышленные фотоаппараты, которые не так уж и дорого стоят. Таким производством занимается Fujifilm, а также азиатские производители. Безусловно, китайские заводы здесь идут впереди всех. Появились даже 3D-фотоаппараты, но это скорее пока момент развлечения.
 
Есть любители, которые собирают две камеры на штатив и таким образом снимают 3D-фотографии. Но они получаются интересными, когда что-то снимается в движении. Например, когда девушка подбрасывает апельсин и в этот момент щелкает фотоаппарат. Создается gif-изображение, которое мерцает и мы видим, что на снимке присутствует 3d-эффект. Это, конечно, привлекает и вызывает минутный интерес, но вряд ли это приобретет промышленные масштабы и все мы резко перейдем на 3D-фотоаппараты. До сих пор лучшие фотохудожники снимают на пленку и слайд.
 
Технологии движутся вперед и маркетинг играет здесь не последнюю роль. Прекрасно, что производители панелей начинают сегодня конкурировать за рынок 3D. Это двигает рынок и само производство. Но я бы обратил здесь внимание на некоторые футуристические моменты. Мне кажется, что будущее 3D телевидения или 3D развлечений – за лазерными и 3D-проекторами, например, IMAX. Из тех технологий, с которыми я ознакомился на сегодняшний день – от телевизионных до кинотеатров, именно IMAX я считаю непревзойденной технологией, благодаря полному эффекту присутствия, когда начинаешь уклоняться от летающих на экране объектов.
Когда я посетил в Киеве концерт U2 в 3D, то испытал колоссальные ощущения – кроме звука и картинки там было реальное ощущение полета над толпой фанатов, которые были на экране, а также было ощущение присутствия на сцене – когда кажется, что ты реально находишься на сцене. Но этот эффект был достигнут благодаря огромному кинотеатру и огромному экрану в виде полусферы. Не знаю, насколько это сегодня реализуемо в домашних условиях, но думаю, что не стоит оставаться заложником форм-факторов. Любители подобных эффектов, скорее всего, начнут приобретать 3D-проекторы в ближайшем будущем. Тем более что индустрия проекторов развивается – уже есть промышленные фотоаппараты с функцией проектора, при помощи которой фотографии можно проектировать на стену. Также выпускаются уже и мобильные телефоны с проекторами.
 
А есть ли коммерческие 3D проекторы, когда берется два проектора, которые чередуют картинки и таким образом создается 3D-изображение?

Более того, что касается технологий, которые были представлены в Минском Дворце Республики… Я точно знаю, что там работали с проектора…
 
Получается, что 3D-телевизоры сегодня стали более доступными и стоят уже не десятки тысяч долларов, а тысячи. Это то, что человек уже может себе позволить. Что касается 3D проекторов, то проекторы, как таковые, всегда были дороже, чем панели…

Пока дороже! Не стоит забывать о том, что каждый производитель вкладывается в разработки, в свою индустрию и ему необходимо отбивать все вложенные средства, поэтому производители ЖК-панелей будут бороться до последнего. Возможно, проекторы являются более прогрессивной технологией, но развиваться просто так, на пустом месте, конечно же, никто не даст. Сначала нужно продать уже готовые технологии, а супер новаторы должны выбрать этот рынок телевизоров и, как минимум, окупить вложения компаний в развитие этих технологий. Только после этого мы сможем получить уже что-то новое.
 
Я не исключаю, что наши дети будут посещать кинотеатры, которые будут больше напоминать медицинские учреждения, где на голову будут прикреплять электроды, поскольку восприятия звука и изображения являются импульсами мозга.
 
Человечество, как никто другой, любит экспериментировать над чувствами восприятия с использованием иллюзии или нереальной новой реальности. Также я не исключаю, что для просмотра тех же 3D фильмов и участие внутри матрицы этого фильма вам достаточно будет надеть шлем с встроенными электродами.
 
Еще один форм-фактор, о котором следует упомянуть, это активные очки с уже встроенным в окуляры изображением. Думаю, что это также определенное будущее…
 
…Которое рядом находится уже около десяти лет. Подобные очки выпускаются в разных модификациях, но дальше единичного выпуска это дело не идет…

Пожалуй, да. Не создается рынок и возможно, производители контента предпочитают работать с традиционными телевизорами и поставщиками телеканалов. Понятно, что эта индустрия развивается своим путем и на том же китайском рынке можно найти огромное количество подобных очков. Однако, ознакомившись с ними или поносив их какое-то время, начинаешь понимать, что это нагрузка на глаза, которую ты ощущаешь физически. Здесь, безусловно, необходимы исследования, а также контроль над подобными форматами. Однако, это то будущее, куда мы будем продолжать двигаться.
 
Очки для многих неудобны, в том числе и как дополнительный элемент. Что было продемонстрировано в области воспроизведения 3D без использования специальных дополнительных устройств?

Это телевизоры, которые создают эффект объемности картинки. Но любое 3D изображение в телевизорах с использованием очков выглядит намного реальнее, чем без них. Ты четко ощущаешь, что есть объемность картинки и есть какая-то рамка, внутри которой происходит что-то объемное, хотя на самом деле перед тобой обычная тонкая панель. Изучив техническую сторону вопроса, я понял, что темные участки воспринимаются глазом медленнее, чем светлые и именно на этом эффекте все и построено. А когда идет просмотр какого-то нарисованного мультфильма, то сам контент там полностью адаптирован под данный телевизор. В связи с этим возникают мысли, что вся индустрия будет работать на одного производителя, на единственный формат.
 
Это была единственная модель?

Да, из всего того, что я видел, это была единственная модель. Возможно, кто-то еще экспериментирует… Не исключаю и того, что данная технология уже запатентована, поскольку в современном IT‑мире патент является самым главным для того, чтобы как можно быстрее “застолбить” новую технологию. С одной стороны, это является залогом будущей прибыли, а с другой – ограничивает. В таком случае нужно покупать кинопроизводящую студию, которая будет выпускать специальный формат, исключительно для данной модели телевизора, что, в свою очередь, ограничит как рынок, так и возможности.
 
Мы достаточно много говорили про 3D­ трансляции, но все-таки хотелось бы узнать ваше видение – почему сейчас нет и, соответственно, когда же появится канал 3D вещания в Беларуси?

3D в промышленных масштабах появится у нас тогда, когда будет спрос и будет достаточное количество принимающих устройств, когда это выйдет за рамки суперновейших технологий и предмета интереса новаторов. В обществе процент супер-новаторов составляет не больше трех. 10 % - это те новаторы, которые, как минимум, интересуются. И если все это поделить на количество новаторов с деньгами, то получится, что данный рынок крайне узкий. Но эти люди вполне могут удовлетворить свои потребности, подключив канал НТВ+. Однако в Беларуси сделать это легально не получится. Но, тем не менее, у всех нас есть знакомые, у которых эти тарелки присутствуют. Также есть и спутниковые зарубежные каналы. То есть, по большому счету, найти возможности не так уж и сложно.
 
Для того чтобы 3D вошло в массы, нужно чтобы между производителями не было гонки и битвы форматов. Пусть оно будет дороже и качественнее, но зато запатентовано и его сможет выпускать только один производитель.
 
Анаглиф является массовой технологией, которую можно просматривать и на компьютере. Также сегодня есть и фильмы, адаптированные с этими очками. Но это скорее забавно, нежели увлекательно.
 
Кинотеатры IMAX существуют много лет и будут существовать. И попытки каким-то образом превзойти эту технологию пока еще ни у кого не получились, хотя в Минске уже представлены альтернативные 3D-кинотеатры. Но после посещения IMAX они воспринимаются уже несколько по-другому.
 
IMAX до сих пор является дорогостоящей технологией. Например, съемка фильма в стандарте IMAX стоит около 100 тысяч долларов. Когда мои знакомые попытались в Киеве заказать рекламу специально для этого кинотеатра, то минута работы съемочной бригады со всем необходимым оборудованием стоила им 100 тысяч долларов. Именно поэтому те фильмы, которые обычно демонстрируются – короткометражки.
 
Яркий пример – фильм "Аватар", который уже год идет и, судя по всему, будет продолжать идти. Уже появилась режиссерская версия. Наверняка, следом появится и следующая версия. И я не исключаю, что восьмую часть "Аватара" мы будем смотреть уже с использованием электродов. Возможно, какая-то комиссия запретит это, как вмешательство в мозг. Как я уже говорил, человечество очень любит проводить эксперименты над собственной психикой, над созданием новой иллюзии, именно поэтому все и движется.
 
3D-кинотеатры сегодня популярны. Но после полуторачасового просмотра фильма в минском 3D-кинотеатре начинают болеть глаза – об этом знают все, кто там был. Поэтому включать круглосуточный канал и рассчитывать на то, что его будут постоянно смотреть – пока не представляется возможным. Во-первых, все упирается в оборудование, а во-вторых – действительно, долго его не посмотришь.
 
Это развлечение, маркетинговое преимущество производителей, а также это дополнительные положительные эмоции у владельцев подобного оборудования, потому что они могут это и гостям показать, и детей поразвлекать, но пока это не то, что сможет заменить традиционный сигнал и вряд ли оно заменит его в ближайшее время.
 
То есть это, скорее, приятный бонус и очередная волна хайп…
Это маркетинговая уловка в чистом виде.
Нужные услуги в нужный момент