• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Николай Щетько,

В гостях у TUT.BY были Валерий Стрельцов, директор компании "Арт Рамос Студио" и Антон Стрельцов, заместитель директора этой компании-интегратора оборудования для цифровых кинотеатров. Они рассказали о том, как строился первый 3D-кинотеатр в республике, почему в Минске была выбрана именно технология Dolby 3D, поделились особенностями серьезнейшей защиты цифрового кинотеатрального контента.

Кроме того, гости рассказали о планах появления в Беларуси новых 3D-кинотеатров: в дополнение к двум существующим в Минске до конца года откроется еще два зала ("Салют" и "Центральный"), реализуются проекты в Бресте, Бобруйске и других городах. Готово к запуску 3D-оборудование кинотеатра "Юбилейный" в Лиде. Работает 3D-кинотеатр в Гомеле. 



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


 
- Добрый день, друзья! Продолжаем день трехмерного видео, трехмерного изображения на TUT.BY. И сейчас у нас в гостях Валерий Стрельцов, директор компании АртРамосСтудио, и Антон Стрельцов, заместитель директора этой компании, интегратора цифровых и других решений для кинотеатров и для организации зрелищных мероприятий. Коллеги, я предлагаю начать вот с какого вопроса. Сейчас очень популярно слово 3D, оно значит очень многое, действительно, начиная от туши, которая придает объем, заканчивая изображением, которое мы видим на экране. Давайте, может быть, расставим точки над i. Что такое 3D, что такое объемное изображение, которое мы видим в кинотеатрах и популярное в последнее время? Что такое "5D" и другие термины, чтобы в дальнейшем не возникло путаницы?
 
Валерий Стрельцов: Про тушь мне, наверное, трудно будет рассказать (смеется). А что каcается кино, действительно формат 3D начал широко использоваться после знаменитого фильма "Аватар". Такой формат подразумевает под собой создание объемного изображения. В формате 4D или 5D к объемному изображению добавляется движение кресла в трех направлениях. Формат 5D дополняется дуновением ветра, дождя, эффектами визуализации событий, в которых зритель участвует.
 
- Почему, на ваш взгляд, объемное кино сейчас на пике популярности? Мы помним, что красно-синие очки, которые тоже создавали эффект объемного изображения, появились уже несколько десятилетий назад. И в Беларуси транслировалось такое кино, при котором выдавались пластиковые красно-синие очки старого образца.
 
В.С.: Наверное, на этот вопрос легче всего ответить словами человека, который эксплуатировал наш стереокинотеатр "Мир", главный инженер Борис. Я спросил его о его ощущениях после просмотра "Аватара", так как этот человек видел огромное количество сеансов в стереокино. Он сказал, что отличие примерно как у стулаи электрического стула, что ощущения совершенно другие, новые. Он рассказал, что если во время его сеансов пролетало несколько объемных снежинок, раз или два пролетало копье через зал за целый фильм, тосейчас… Наверное, все зрители помнят те ощущения и тот мир, в который они проникли в фильме "Аватар".
 
Антон Стрельцов: Cтоит добавить еще один момент. Существует такое понятие как контент, или количество контента. В кинотеатре "Мир" были фильмы, которые были созданы давно и крутились годами. Сейчас же существует большое количество именно игровых фильмов. Еще один важный момент – это их качество.
 
-Которое резко пошло вверх.
 
В.С.: Только Дисней заявил в этом году 69 (эту цифру я бы уточнил, не совсем уверен в ее правильности) премьер в 3D, и это только Дисней.
 
-Сейчас есть технологии для организации 3D-сеансов, объемного видео в кинотеатрах. Я знаю, что их достаточно много. Скажите, какие представлены в Беларуси? Чем они отличаются и какие наиболее перспективные? Как технические специалисты, по полочкам разложите этот момент.
 
В.С.: В первую очередь это, конечно, коммерческая составляющая, потому что деньги не берутся из ниоткуда, их считают. И всегда выбирается компромисс между ценой и качеством. Если говорить о Минсккиновидеопрокате, который является пионером по внедрению кинотеатров формата мультиплекси 3D кинопоказовв Беларуси, то они для себя определили круг оборудования, который их устраивает и по цене, и по качеству, проверенному на протяжении многих лет. Они выбрали технологию объемного изображения Dolby. Помимо этого существует еще технологии объемного изображения RealD, XPand и еще MASTERIMAGE. В принципе, вот эти четыре технологии доминируют на территории постсоветского пространства и, наверное, еще европейского. Про Америку говорить не будем: у них своя структура.
 
А.С.: В Америке доминирует технология RealD, потому что это американская технология. Американцы стали ее внедрять в свои кинотеатры. Но она не так популярна в мире, потому что она подразумевает не покупку оборудования, а взятие его в аренду, то есть ежегодные платежи. Все остальные технологии – это собственность кинотеатра. А что касается технологий. Они еще отличаются потерей света, потому что используются различные световые фильтры, из-за которых теряется свет, яркость изображения. Использованием экрана. Это может быть обычный экран или серебряный, который достаточно дорогой. Использованием общих технологий. Большинство – это пассивнаятехнология, то есть это очки без каких-либо изменений в самих очках, либо активная, где присутствуют так называемые активные закрывающиеся шторки. Стоимость очков тоже зависит от этого. Пассивные более дешевые, активные, естественно, более дорогие. Но здесь существует баланс для собственника: яркость изображения чуть больше, но шанс того, что очки будут повреждены, намного выше, потому что их очень легко сломать.
 
В.С.: Вступает такая эксплуатационная часть, как гигиеническая составляющая показа: после каждого сеанса очки должны быть обработаны не салфеткой, а специальными растворами. Потому что каждый, кто пришел на сеанс, должен быть уверен, что у него безопасные очки. В активных очках, XPand, как сказал Антон, примерно раз в месяц должна быть заменена батарея, которая в них стоит. Как вы понимаете, съем и установка этой батареи каждый месяц нарушает герметичность. Дезинфекция очков происходит "мокрым способом", а если в них попадает влага, то они разрушаются. Конечно, это ощутимая потеря, потому что стоимость активных очков в разы превышает стоимость пассивных. Наверное, вариант XPand подходит скорее гурманам или состоятельным прокатчикам.
 
- А какие технологии наиболее перспективны? Можно ли сказать, что Dolby 3D – это золотая середина?
 
А.С.: Можно сказать, что все технологии являются перспективными. Здесь, как я сказал, баланс между стоимостью и качеством и эксплуатационнымихарактеристиками. В мире представлено четыре системы, какая-то больее популярна, какая-то – меньее, какая-то больше подходит к определенным залам, какая-то – меньше.
 
- То есть однозначных лидеров назвать сложно?
 
А.С.: Они, может быть, есть. Наверное, есть какие-то данные, к сожалению, я ими сейчас не владею. Но всех технологий всего 9-10, и вот эти четыре – это лидеры, которые активно используются в мире.
 
- Сколько контента доступно сейчас для трехмерных кинотеатров? И какие особенности этого контента, то есть фильмов, мультфильмов, которые мы можем посмотреть в 3D?
 
А.С.: Особенность заключается в следующем: то, что вы владеете файлом с фильмом, еще не означает, что вы можете его посмотреть. Дело в том, что все фильмы имеют достаточно сильную криптографическую защиту, и к каждому файлу должен прилагаться KDM-файл с ключом, который разархивирует этот фильм. И он делается под конкретный кинотеатр, под конкретный зал и под конкретное время "с … до" с точностью до секунды.

- То есть количество сеансов не ограничивается?
 
А.С.: Количество сеансов не ограничивается, но правообладатель на определенном сервере, предназначенном для проверки точности информации, предоставленной кинотеатрами, может проверить, сколько сеансов было запущено.
 
В.С.: И такая еще реплика. С 2012 года ни один кинотеатр, который не будет подключен к сети интернет, не будет иметь прав показов фильмов. То есть правообладатель будет следить за показом каждого фильма уже дистанционно.
 
- Речь идет о цифровых 3D-картинах?
 
А.С.: О цифровых вообще, потому что 3D - это всего лишь надстройка над цифровым кино.
 
- Хорошо, давайте, может, для тех, кому интересно, чуть подробнее поговорим об этом, в каком формате приходит фильм в кинотеатр? Я имею в виду физически.
 
А.С.: Предусмотрено несколько форматов, которыми может передаваться кино. В наших условиях используется просто чемодан с жестким диском, на котором записан этот фильм. Фильм в среднем весит 170-200 Гб. Он физически подключается к серверу, чаще всего через USB-кабель, либо напрямую вставляется в сервер. Копирование происходит на сервер, и таким образом фильм попадает на него. Предусмотрена также возможность скачивания фильма через интернет, но 200 Гб – это, к сожалению, пока не совсем для Беларуси.
 
В.С.: Это день скачивания.
 
А.С.: Варианты такие.
 
- Дальше на сервере происходит применение ключа?
 
А.С.: Применение ключа, расшифровка фильма и его проигрывание.
 
- Расшифровка проходит в realtime?
 
А.С.: Да, все происходит в режиме реального времени и требование всех прокатчиков, контент, - это требование защиты от пиратства. Оно настолько велико, что сопоставимо с защитой банкоматов или даже превышает ее. Контент разархивируется на сервере, дальше по видеокабелю он в зашифрованном виде передается в проектор. В проекторе есть специальная коробка, в которой происходит дешифрация, там накладываются водяные знаки, которые позволяют в случае пиратства, утечки и даже фотографирования фильма с помощью специального программного обеспечения с точностью определить, в каком кинотеатре, в какое точно время она была произведена. Просто поставить камеру и снять не получится. И подключиться к серверу тоже никаким образом невозможно.
 
В.С.: То есть кинотеатр или система сразу попадают в черный список. По договоренности с прокатчиками этот зал просто может быть закрыт навсегда и уже не получит контента. Очень жесткий подход к пиратству.
 
- Есть ли примеры на мировом рынке пиратства 3D-картин?
 
В.С.: Я не думаю, что вложив приличные средства, вы начнете каким-то образом делать второй бизнес.

-Всегда же есть другие стороны, которые приходят в любом случае.
 
В.С.: Все равно правообладатели очень жестко следят за этим. У нас было несколько случаев, когда KDM-ключ приходит просто в притык к сеансу. Если это мировая премьера, вы получаете ключ практически минута в минуту. Получить его можно и раньше, но он откроется за час, за полчаса или за 5 минут до сеанса.
 
- Получается, сложно здесь все защищено.
 
В.С.: Я думаю, что правильно, а не сложно, потому что они выполняют свою функцию, они хотят быть первыми, кто покажет какой-то фильм или контент.
 
-Кстати, о формате. Вы говорили, что объем фильма 170 Гб, какой это формат изображения?
 
А.С.: Это формат JPEG2000.
 
-То есть это какое-то дополнительное сжатие?
 
А.С.: Да, дополнительное сжатие и плюс звуковая дорожка по языку, которая идет не сжатая.
 
-Давайте поговорим о звуке. Чем отличается озвучивание 3D-фильмов от обычных кинолент?
 
В.С.: Собственно говоря, ничем.
 
-Получается, это одни и те же технологии?
 
В.С.: Технология по звуку точно такая же - DolbyEX. Вы имеете либо 5.1-, либо 7.1-форматы. Это зависит от того, сколько звуковых дорожек положено в контент . Мы имеем, если смотрим на экран, звук слева экрана, в центре и справа экрана. Если мы сидим в зале, то мы имеем левую стену, заднюю левую стену, заднюю правую стену и правую стену. И еще идет один специальный канал - это суббас. Он создает инфранизкие частоты, от которых может дрожать кресло и которые воссоздают эффект страха, если нужно. Именно низкие частоты создают это гнетущее состояние. Некоторые вещи на низкой частоте вы не только слышите ушами, но и чувствуете их физически.

-А каких фильмов сейчас больше: 7.1 или 5.1?
 
В.С.: Все кинотеатры работают в системе DolbyEX. Сейчас строится новый кинотеатр, и он строится по той системе, о которой я рассказал: surround задний левый, левый, surround задний правый, правый, центр и суб-бас. Это классическая схема, но, как правило, все контенты, которые есть, объединяют левый задний и левый surroundи правый задний и правый surround. Получается, чаще всего формат 5.1.
 
-Принципиальную разницу зрители вряд ли почувствуют?
 
В.С.: Принципиальная разница есть только в качестве произведенной работы, насколько это сделано с душой, когда это впечатляет, постоянно чувствуется и ощущается объем. Объем не только изображения, но и пространство, созданное при помощи звука.
 
-Можно ли сказать про фильм "Аватар", что это действительно был прорыв в популяризации трехмерного, объемного видео в кинотеатрах?
 
В.С.: Да, можно сказать, что это такой же примерно переход, каким был переход от немого кино к озвученному, с черно-белого в цвет. Мы, конечно, можем говорить про собственные ощущения, но есть еще такое понятие как статистика. Мы сами на себе, на своем бизнесе это почувствовали, потому что к "Аватару" готовился весь мир, и получить экран либо оборудование было крайне сложно. Чувствуя этот коммерческий успех, все хотели иметь театр. Все сеансы, не важно, в какое время они были поставлены, все они были аншлаговыми. Минск также не явился исключением, он тоже прошел через это: через страшные очереди в очень холодное время. Мы сами запускали театр, поэтому мы сами видели, как некоторые люди ставили машины, списки – все как положено (смеется).
 
А.С.: Если говорить о цифрах, если это интересно, то до "Аватара", по статистике в России, было чуть больше 200 кинотеатров, оборудованых 3D, то к "Аватару" их стало больше 300. То есть более 100 залов было оборудовано специально к "Аватару". "Аватар" был неким риском для собственников кинотеатров, потому что никто не видел контент: видели маленькие ролики, но не было ясно, что же это будет на самом деле. Поэтому вложение денег было для них некоторым риском. Как уже ясно, он оправдался. После этого у всех, кто раньше сомневался, сомнений уже не было, и после "Аватара" меньшим спрос не стал, а даже возрос.
 
-Давайте поговорим о контенте. Насколько велик сейчас процент кинолент 3D? Как он изменился с момента выхода "Аватара"?
 
А.С.: Вообще если говорить о контенте, то это контент либо на пленке, либо цифровой.
-Давайте уже о цифровом все-таки.
 
А.С.: По прошлому году цифровой контент составлял 7% от всех вышедших фильмов.
 
-Это 2009 год?
 
А.С.: Это 2009. С каждым годом количество только возрастает. На волне "Аватара" все сейчас пытаются делать фильмы в 3D, но, к сожалению, от этого страдает и качество. Многие ходили после "Аватара" на другие фильмы, и они хотели получить те же ощущения. Однако, к сожалению, впечатления у тех, кто ходил еще на "Битву титанов" или на что-то другое, не те. Вопрос в том, как снимается фильм и как он обрабатывается: "Аватар" был снят в 3D, то есть использовалась специально разработанная для этого 3D-камера, остальные фильмы в большинстве случаев снимаются в 2D, то есть снимаются одной камерой, и после этого пытаются с помощью компьютера создать этот эффект. К сожалению, это портит имидж 3D. В том числе последний российский фильм, не помню его названия, там за все время было только пару моментов с эффектом 3D.
 
В.С.: От костра полетели искры. Смотришь, и не понимаешь, при чем здесь 3D.
 
-Может быть, вы помните интересные релизы в 3D, кроме "Аватара"? Что вам понравилось?

А.С.: Во-первых, мультфильмы. Они сразу делаются в 3D и все достаточно интересно смотрятся. Что "Дракон", что "Шрек". Все очень красиво. Из фильмов сняты были в 3D …
 
В.С.: …"Путешествие в глубь океанов". Фантастический фильм. В анонсе он настолько захватывает и завораживает, что действительно хочется идти и смотреть. Но фильм был не для широкого круга зрителей, потому что нет сюжета…

-Красивые кадры.
 
В.С.: … все плавно идет, нет экшена, чего-то, что притягивает, завораживает, напрягает внимание. Действительно, такой релаксный фильм, но настолько красивый и мощный, что надо отдать должное Кусто за этот подарок человечеству.
 
-Спасибо. Давайте, может,поговорим чуть-чуть о перспективах в Беларуси. Сколько уже у нас в стране есть кинотеатров, поддерживающих 3D, и сколько планируется, с вашей точки зрения как поставщиков оборудования 3D?
 
В.С.: Наш рынок довольно прозрачен, и о нем можно говорить с точностью до одного кинотеатра. На сегодняшний день в Минске представлено 2 зала: это кинотеатр "Киев" и Малый зал Дворца Республики. Городской исполком готовит минчанам подарок к Новому году. Думаю, получится очень уютный красивый кинотеатр "Центральный", который находится сейчас на реконструкции и готовится принять оборудование. Там будут проводиться работы, появится кондиционер – то есть уют там должен быть создан на уровне. Для района Серебрянки будет также подарок к Новому году – это кинотеатр "Салют". К Новому году эти залы начнут работать, и в Минске появится уже 4 зала. Хотя коммерческие структуры проявляли интерес к созданию залов, но пока воз и ныне там. Ведь это действительно не дешевое удовольствие, и здесь нужен очень точно спрогнозированный бизнес-план для того, чтобы знать, когда владелец зала сможет выйти из затрат и начнет получать прибыль. Что качается Республики, то многие области проявили инициативу и желание, лидером на сегодняшний день является Гродненская область, это кинотеатр 3D в городе Гродно. На мой взгляд, я с уверенностью скажу, не потому, что мы приложили свои руки, старания и душу…

-Опыт.
 
В.С.:… опыт, конечно, тоже. Кинотеатр в городе Лида будет самый уютный и красивый после "Киева", потому что там хорошее пространство между креслами. Люди это отмечают, им от этого комфортно. На сегодняшний день, насколько мне известно, создается кинотеатр и должен открыться кинопрокат в Гомеле. Гомелем анонсировался самый большой кинотеатр в Европе. Я не знаю его судьбу, как только появится время, хотелось бы съездить посмотреть и поделиться своим опытом или увидеть что-то новое и полезное для себя. Пожалуй, все.
 
А.С.:В Бресте планируется открытие.
 
В.С.: Планируется в Бресте, планируется в Бобруйске, они пишут бизнес-план, планируется в Витебске. Понимаете, сюда надо было пригласить очень интересного собеседника – это директора кинотеатра "Киев". Я узнал интересную вещь, что этот кинотеатр является одной из достопримечательностей города Минска. На каникулах приезжает очень много детей, идут караваны автобусов. Порядка 25% билетов у них составили коллективные заявки.

-Вы можете рассказать какие-нибудь интересные случаи, которые происходили в кинотеатре "Киев"? Как это все было и как это запускалось? Может, что-то запомнилось, какая-то интересная статистика.
 
В.С.: Самые интересные вещи – самые неприятные. Предъявляется очень большое требование к электрической сети, к которой подключается оборудование. Согласно нормам, прописанным для проекторов и электронного оборудования, дрейф или девиация в напряжении может быть лишь плюс-минус 2%. Эти нормы действуют для Германии. У нас в кинотеатре "Киев" разница между фазами была до 60 вольт, если понятно, о чем я говорю. Техника выполняет свою функцию, она должна создать на лампе определенный ток и с той просевшей, как говорят электрики, фазой получалась одна и та же мощность, и выходил из строя выпрямитель. Часто случалось, что во время сеанса были остановки. Вот это неприятные вещи. Этот ненорматив ведет к неприятным моментам, которые ощущает зритель. Это касается многих. Мы сейчас начали вводить определенные требования, для того, чтобы таких неприятных моментов не было. Это означает, что необходимо дополнительное оборудование и дополнительные капиталовложения. Либо этот вариант, либо стабилизатор напряжения.

-Еще что-то?
 
В.С.: Самое приятное в этом то, что мы собственными силами, без привлечения иностранных специалистов победили эту технологию и сами запустили этот показ. В тот момент мы испытывали гордость.
 
А.С.: Где-то писалось, что были привлечены иностранные специалисты. Но все это было сделано у нас. Мы обладаем сертификатами, знаем эту технологию и все делаем сами. Это плюс для заказчика, потому что в случае выхода из строя или в случае каких-то неполадок, мы здесь.
 
В.С.: Время реакции на событие прописано в контракте.
 
-И какое, если не секрет?
 
А.С.: Для Минска – до 5 часов.
 
-А еще какие-нибудь интересные моменты можете вспомнить? Борются ли в "Киеве" с пиратством? Может быть, очки пропадают?
 
В.С.: В "Киеве" с пиратством не приходится бороться.
 
-Никто не пытается?
 
В.С.: Может, кто-то пытается снять на мобильный телефон.
 
А.С.: По-моему, снимать 3Dбесполезно: кадр получается размытым.
 
В.С.: Я думаю, что это либо какая-то детская шалость, либо непонимание технологии. На сегодняшний день пропало порядка 30 очков за год. Я не понимаю этих людей, которые воруют, можно прямо говорить, очки либо линзы из очков, думая, наверное, о том, что, имея такие очки, он придет домой и увидит в своем телевизоре эффектное 3D. Это невозможно. Потому что необходимо соблюдать полный технологический ряд, а он очень сложный. Поэтому и оборудование очень дорогое.
 
А.С.: Более того, сам контент должен быть 3D: для левого и правого глаза отдельным.
 
В.С.: Поэтому кража очков – это безуспешная попытка, которая неприятна для собственников оборудования и ущербна для зрителей: кто-то может недополучить в свое время очки. Кинопрокат реагирует на эти вещи и докупает необходимое. Помимо воровства есть еще естественный износ, вы понимаете. Одни очки работают сеанс, после этого они проходят дезинфекцию, мойку, сушку и подготовку. Как правило, если 4 сеанса в день, то очки участвуют в двух из них. Умножив на определенное количество сеансов, получаем результат. Как заявляет Dolby, очки имеют гарантию на 100 показов.
 
-Дальше уже как повезет.
 
А.С.: Гарантированных 100 показов, а они говорили, что при соблюдении правил, очки сохраняются на 200-300 показов. Дальше им уже надоело пробовать.
 
В.С.: Есть два способа дезинфекции и подготовки к следующему сеансу. Некоторые выдают влажную салфетку. Но я могу это утверждать, потому что сам был свидетелем, что люди, в силу ментальности, говорят: "Я эту салфеточку возьму для своих очков" и кладут ее в карман, а очки надевают после того, как кто-то их носил. Они рискуют, потому что не известно, кто надевал эти очки перед ними.

-Хорошо. Наше время по-тихоньку походит к концу. Я бы хотел, чтобы мы буквально за 5 оставшихся минут обсудили два вопроса. Первый вопрос: ваше отношение к 5D-зрительским залам и станет ли это будущим зрелищных мероприятий. И если нет или если да, то насколько мы далеки от 3D –показов без специальных очков, насколько мы далеки от 100% объемного контента в кинотеатрах, белорусских в том числе? Давайте начнем с 5D, чтобы было время подумать над более глобальным вопросом.
 
А.С.: Технология 3D означает то, что каждый глаз должен получить свое изображение. Это можно делать различными способами. Но самый в настоящее время простой технический способ – это использование очков, когда у вас есть два фильтра, которые блокируют или закрывают свет.

-Нет, а вот насчет 5D, этих дополнительных эффектов…
 
В.С.: В 5D просто необходимо создавать фильм с дополнительной информационной дорожкой или создавать дополнительные файлы, которые будут управлять движением кресла, в котором вы сидите, и движением дополнительных приборов - таких как ветродуй, дождь, капельные эффекты. Такие контенты есть в мире, но они созданы пока что специально только для конкретных залов, таких как в Диснейленде. Тот, кто был в Диснейленде, получил полное представление о том, что такое 5D. Это впечатляет, это здорово, когда ты срываешься в пропасть и физически чувствуешь, когда кресло имеет очень большой ход. В Лас-Вегасе кресло имеет ход до 5 метров. То есть если ты срываешься в пропасть, то летишь туда весьма ощутимо. Люди ощущают это физически. Но это специально созданные контенты для специально созданного зала.

-Грубо говоря, небольшие ролики.
 
В.С.: Да, в мире фирмы начали движение в этом направлении, но пока только на уровне аттракционов.
 
-То есть полноценного контента, до следующего "Аватара", мы пока не увидим.
 
В.С.: Я думаю, что это будет дороже, чем IMAX, хотя IMAX в три раза дороже, нежели 3D. Вы представьте, что каждое кресло должно быть снабжено гидравлической системой, которая двигает его в трех плоскостях. Каждое. Представьте себе кинотеатр "Киев", целых 280 мест, которые имеют полное движение. Это дорого. Дорого и для мира, и тем более для нас пока. Те аттракционы, которые есть в 5D, можно ими пользоваться. Мы пытались встретиться с их разработчиками: им бы немного добавить качества, чтобы люди получали более комфортное, более зрелищное и лучшее звуковое восприятие того, что показывают.
 
-Хорошо. И про будущее. Насколько мы далеки от безочковых показов? Куда мы движемся и как, на ваш взгляд, Беларусь адаптируется к 3D? Когда все кинотеатры будут в 3D и все ли?
 
А.С.: Я начал отвечать на этот вопрос. Чтобы смотреть 3D без очков, необходим специальный экран. Сейчас появляются специальные технологии, с которыми можно каким-то образом добиться такого эффекта на специальном экране компьютера. Сделать такой большой экран для кино, сами понимаете, сложно. Может, когда-нибудь технологии придут к этому, но пока ничего подобного нет. Сегодня это обычный экран-проекция и, соответственно, надо разделять изображение для левого и правого глаза. Что касается 3D в каждом кинотеатре. Опять-таки, как развивалось кино: было без звука, потом появился звук, потом появился объемный звук Dolby. Постепенно это развивается. Сейчас, к сожалению, не все кинотеатры имеют Dolby звук, поэтому говорить о том, что 3D появится в каждом кинотеатре, может, даже экономически не совсем целесообразно из-за дороговизны оборудования и должны же быть еще обычные фильмы.
 
-Но во всех областях можно надеяться, что 3D появится в ближайшее время.
 
А.С.: С тех времен как "Киев" стал пионером 3D кино в Беларуси, вы видите, какое развитие это получило по Республике.
 
В.С.: Самое главное, хотелось бы, чтобы появилось больше 3D-кинотеатров. Почему? Вы понимаете, что каждый правообладатель пытается навязать кинотеатру свою продукцию, порой в ультимативной форме. То есть если вы не покажете какой-то фильм, как например, "Белка и Стрелка", провальный совершенно фильм, то вы не получите, например, следующий блокбастер. И прокатчики вынуждены идти на такие вещи. Как только появится большее количество залов, появится возможность диктовать свои условия. Они в одном зале покажут "Белку и Стрелку", но в другом зале покажут то, что востребовано. Как только у кинопроката появится 3 зала, они будут гибче распределять свой репертуар. Человек уже будет иметь выбор – это самое главное. Это показал Дворец Республики: хоть небольшой, но уже появился выбор, и человек уже может из двух выбрать один.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-10%
-21%
-30%
-20%
-10%
-10%
-15%
0065385