СЕРВИСЫ
Каталог IT 
Разработка сайтов
Интернет-провайдеры

Отправить новость

Сообщите новость, интересную читателям 42.TUT.BY


реклама

Специалист: для 3D-художника не нужно специальное образование


Николай Щетько, /

В прямом эфире TUT.BY специалисты сегодня рассказали о 3D-видео и изображениях с точки зрения создателей графики. Алексей Атьман и Дмитрий Иванов - авторы сайта CGtalk.by, основы сообщества белорусских специалистов в области графики. Алексей - специалист по 3D-графике и архитектурной визуализации. Дмитрий - арт-директор одной из минских студий компьютерной графики.

Они рассказали и даже показали отличия различных технологий вывода 3D-стереоизображения, объяснили различия между 3D, "объемным 3D-видео" и 5D, сообщили о востребованности белорусских специалистов в этой сфере, сложностях и перспективах создания подобной графики в нашей стране. 


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


 
Первый вопрос. Хотелось бы прояснить, сейчас очень много, мне кажется, путаницы в головах, что есть 3D, что есть стерео-3D. Очень много говорят "кино в 3D", но на самом деле трехмерные эффекты были в кино значительно раньше. А сейчас, с появлением "Аватара", речь идет об объемных стереоэффектах, в том числе 3D-формате. Давайте сразу расставим точки над “ і” і разберемся, что есть что и о чем мы будем говорить сегодня.

Дмитрий Иванов: 3D-графика появилась достаточно давно и используется в кино, начиная, наверное, с начала 80-х, конца 70-х. Чтобы не ходить далеко за примерами. Например, вы смотрите любой последний новый мультик, "Шрек", предположим, по обычному телевизору. Это есть обычная 3D-графика, которая используется уже давно, т.е. обычный телевизор, но картинка трехмерная. То есть это не рисованный мультик, к примеру, "Ну, погоди!". У стерео-3D технология такова, что обязательно используются очки и специальное оборудование для воспроизведения этого. И оно уже не просто плоская картинка на обычном телевизоре, а есть, так называемый вынос -- изображение как бы выходит за пределы экрана и приближается, или проваливается. Очень глубокая перспектива, настоящая глубокая картинка. То есть 3D – одно, а 3D-стерео – это другое, это новое, это то, что сейчас развивается, то, что популярно, то, что все делают.
 
- Хорошо, давайте тогда говорить про 3D-стерео. Много ли в Беларуси специалистов, которые создают подобные ролики, эффекты, может быть, на Запад кто-то работает в этом формате?

Д.И.: К сожалению, наверное, немного есть в Беларуси студий и людей, которые занимаются именно стерео3D. Это связано с достаточно разными причинами. Основная это то, что для того, чтобы делать качественное стерео3D, нужны знания, нужны эксперименты, нужно определенное оборудование и определенные мощности. Зачастую у нас их просто нет, пока еще нет. Я знаю буквально две студии, которые занимаются именно стерео3D. Это производство роликов для 5D-кинотеатров.
 
- Это новый термин. Давайте с ним разберемся. Я знаю, что в Минске и даже в региональных городах есть такие, скажем так, кабинеты, состоящие из нескольких кресел. Расскажите: 5D – чтобы не запутаться, что это такое?

Д.И.: Это максимальная система развлечений. Там, конечно же, есть видео-, стерео3D – обязательное условие, там есть кресла, платформа, которая движется в пространстве, у нее достаточно большая степень свободы. Там есть дополнительные эффекты: дым, ветер, дождь, по ногам как бы мышиные хвосты. То есть, много ощущений получаете. И поэтому так называется. 5D – может, это так условно назвали, имеется в виду, что больше степеней свободы, чем в обычном кинотеатре, когда вы просто сидите в кресле статично и смотрите стереокартинку.
 
- Мне кажется, нужно еще подчеркнуть, что эти 5D-кинотеатры сфокусированы на небольших сравнительно роликах, это вопрос нескольких минут. Это, в основном, как правильно сказать, анимация?

Д.И.: Вообще можно сказать, что это концентрат. 5D-ролик – это концентрат того, что может быть в фильме, который вы смотрите в кинотеатре, стереофильма. Это может растянуться на полтора часа, а здесь вы увидите все эффекты за 5 минут.
 
- Вы говорили, что в Беларуси делают такие ролики. Насколько я знаю, собственно, и платформы как-то связаны с белорусскими производителями?

Дмитрий Иванов: Ролики не так давно начали делать, а платформы делают белорусские ребята, очень такая молодая, прогрессивно развивающаяся компания.
 
- Они делают их только на внутренний рынок?

Д.И.: Они работают на рынок СНГ тоже.
 
- Отлично. По стерео, как я понял, пока опыт у нас в Беларуси не очень большой?

Д.И.: Не очень большой, но, надеюсь, развивается.
 
- Какие есть перспективы?

Д.И.: Перспективы такие, что будет больше информации как делать, советов профессионалов, каких-то приемов, дешевле станет оборудование. Именно сейчас такое развитие стерео именно связано с тем, что очень сильно подешевело все оборудование. Это стало возможно, условно говоря, купить обычному человеку стереоаппаратуру, которая будет производить стерео картинку и смотреть ее дома. Поэтому такое большое развитие появилось, кинотеатры появились, фильмы и т.д. Перспективы такие, что все это будет развиваться, станет больше.
 
- Давайте чуть-чуть на технологии остановимся. Потому что у нас здесь есть очки, которые позволяют видеть мир в объеме через экран телевизора или монитора. Может быть, по технологиям тут несколько поколений, мне кажется, как раз представлено.
Дмитрий, может быть, Вы расскажете, зачем вообще нужны очки? Почему мы не можем эту картинку, которая вылезает из телевизора, без очков ощутить? Чем они отличаются, какие поколения есть?

Д.И: Как я сказал вначале, сейчас просмотр стерео 90% или даже 99% вам необходимо одеть очки. Видите, в каком состоянии ужасном. Это самое первое стерео, можно так назвать его, называются анаглифные очки, разного цвета, кусочки пластмассы. Это давало стерео картинку. Стереоэффект достигается за счет создания двух картинок, немножко разнесенных по горизонтали. Если обычная картинка вот так, то эта немножко расходится. Если вы снимете очки в кинотеатре, вы увидите, как она расходится. Эти очки как бы отсекают, один глаз отсекает одну часть картинки, второй отсекает вторую. То есть, один глаз видит одну картинку, второй – другую. Для анаглифа это была одна картинка….. красная, вторая – синяя. Один глаз видел красное и синее, а за счет того, что между глазами есть расстояние, у обычного человека это 6 – 6,5 см, мы видим такое стереоизображение. Это были самые первые, самые старые. Смотреть в них долго невозможно вообще, начинает болеть голова – пару минут, это максимум.
 
- На самом деле я знаю, что эти очки у нас в кинотеатрах активно использовались. В "Мире" постоянно что-то показывали в 3D.

Д.И. Я был в "Мире", но не помню, какие там очки были.
 
- Я думаю, что навряд ли, что какие-то специфические. Скорее всего, анаглиф.

Д.И.: Но долго в них смотреть невозможно, это очень напрягает зрение. Вот очки более современные. Это поляризационные очки, они похожи, это такие темные очки. Есть разные модификации, по-разному эти линзы сделаны. Здесь принцип точно такой же, но здесь уже идет разделение картинки не по цветам, а по определенной технологии, …….оправа и левая линза отсекают определенное изображение. Это уже не так напрягает как анаглиф, но все равно очки немного темные, темная немного картинка, и все-таки глаза немного устают. Это все пассивные очки, в них никаких устройств нет. Вот эти очки активные, одной известной мировой компании-производителя. Они достаточно массивные, толстые, у них есть зарядка. Эта технология требует определенного телевизора, или монитора, или проектора. Обязательное условие – это специальное устройство воспроизведения: телевизор, монитор, проектор. Вы одеваете эти очки, у ни есть две части – сами очки и передатчик, это передатчик подключен к устройству воспроизведения, например, к монитору. На стеклах тих очков стоит маленький ЖКИ-дисплей, и он закрывается на одном глазу 60 раз в секунду и на другом 60 раз в секунду. А монитор показывает картинку 120 раз/сек.
 
- Мне кажется, тут надо уточнить, что далеко не каждый монитор может показывать, к сожалению, пока 120Гц. Поэтому такие очки, к сожалению, кроме того, что необходимо приобрести соответствующую видеокарту с поддержкой данной технологии, необходимо иметь еще и специальный монитор, или телевизор, или проектор, который бы позволял активно работать.

Будем надеяться, что устройства будут дешеветь, становиться все более доступными, и все больше белорусов и жителей других стран смогут почувствовать на себе все прелести стерео, стерео3D.
 
- Есть ли технология, которая позволяет видеть 3D без очков?

Д.И.: 99%, я сказал, в очках, а есть 1% без очков. Телевизоры одна западная компания делает. Эффект есть, он неплохой, но, во-первых, ограничение по размерам. Т.е. эти телевизоры не такие большие, как диапроектор. Они очень дорогие. И как бы вот этот вынос, объем 3D, скажем, средний. Есть еще другие технологии, более сложные, связанные с разными лазерами и прочим. Очень дорогостоящие, которые используются в проекционных целях, где-нибудь в городе, в презентациях, что-нибудь красивое сделать. Эти телевизоры, кстати, которые без очков, они тоже презентационные. Они не нашли особой популярности у конечного пользователя, у обычных людей. Они стоят где-нибудь в салоне в каком-нибудьи показывают красивую картинку.
 
- Я слышал, что там какие-то проблемы именно с тем, что человек должен находиться на каком-то определенном расстоянии.

Д.И.: да, по центру экрана.
 
- То есть, чуть-чуть подвинуть голову, и весь эффект теряется. Но есть ли вообще какой-то, на Ваш взгляд, как специалиста, прогресс? Мы когда-нибудь можем увидеть, как в кино, в том же "Аватаре", трехмерные проекции повсюду?

Д.И.: Я думаю, что к этому все идет, по логике вещей. В очках сидеть, одевать очки – это не очень комфортно, хочется без очков. Я думаю, все производители сейчас и разработчики этих технологий движутся. Это будущее, я думаю: стерео без очков, с таким же эффектом, как в "Аватаре".
 
- Предлагаю на этой радужной ноте закончить наш разговор про трехмерное стерео. Это не означает, что мы к нему не вернемся, просто хочется несколько еще несколько тем охватить, благо у нас собрались специалисты по трехмерной и двухмерной обычной компьютерной графике. Хотелось бы спросить просто о состоянии белорусской трехмерной компьютерной графики: много ли специалистов, на какой рынок они работают – свой или, в основном, за рубеж? Может быть, какие-то достижения крупные белорусских специалистов есть, о которых, к сожалению, пока все знают, кроме небольшой прослойки общества? Давайте поговорим о трехмерной графике.
 
Д.И: В Минске студий, конечно, хватает, которые занимаются разработкой трехмерной графики.
 
- Сколько вообще человек в Беларуси: сообществ, специалистов, трехмерных художников, моделеров? Это сотни, тысячи человек, или это десятки человек?

Д.И.: Считать не пробовали, конечно. Если говорить о специалистах, то, может быть, десятки.

- Но работают в отрасли сотни, тысячи?

Д.И.: Заказы, естественно, разные – где-то и для внутреннего рынка, кто-то и з зарубежными компаниями сотрудничают. Т.е. абсолютно по-разному.
 
- А вот достижения. Где-то наши белорусы, трехмерные художники зарекомендовали себя, может быть, прославили Беларусь на международной арене, на арене стран СНГ?

Д.И.: Есть такой конкурс "DominanseWar", проводится каждый год. Многие специалисты, у которых есть время, а конкурс - это время, стараются совместить работу и это увлечение, сделать работу конкурсную. Они участвуют и добиваются неплохих успехов, занимают призовые места или выходят в финал конкурса. Петр Насиров, он участвовал в "DominanseWar" и занял, к сожалению, не помню, второе или третье место в 2006-2007 годах. Вадим Макаренко тоже участвовал и вошел в финал, в двадцатку. Есть такая двадцатка лидеров. А также есть такой международный конкурс "КомИнКом"-- это создание персонажей из комиксов, в новой обработке, новое видение персонажей. Петр Насиров там также занял в прошлом году первое место.
 
- У нас, к сожалению, есть в стране какая-то нездоровая тенденция принижать свои достижения. Можно ли сказать, что мы отстаем на пять лет в этом, на десять лет – в этом? Можно ли сказать, что белорусские художники ни в чем не отстают от мировых тенденций, даже где-то опережают, или входят в число лидеров?

Д.И.: Нет, не отстают. Это же, как бы творчество.
 
- Но бывает же разное творчество. Ну, давайте сравним "Аватар" или какую-то картину менее известную.

Д.И.: Вот именно, тут говорили как бы про такое разделение. Если делить, мы говорим просто о 3D графике --вот это статичная картинка, либо скетче – это как бы нарисованная на планшете картинка, здесь мы не отстаем. Здесь все равны, фантазия, креативность у наших ребят, девчат отличная, без проблем все.
 
- Если мы поговорим как раз о визуализации каких-то трехмерных эффектов, в том числе видео-, рекламные ролики. Сколько в Беларуси таких студий? Насколько они заметны?

Д.И.: Очень популярна игра про танки, World of Tanks, весь контент делается в Беларуси, если говорить про игровую индустрию говорить. Реклама. Реклама, понятное дело, зависит от бюджета, который дает заказчик. На Западе очень большие джет-рекламы, поэтому там могут себе позволить все, что угодно. У нас бюджеты очень ограничены, но те люди, которые что-то делают для этого, они делают это отлично. Я могу назвать несколько человек: это Александр Антошук, есть анимационная супер-студия "VipLine" -- там отличные вещи делают. Студия "DGT late" – они делают очень красивый продукт, который вы смотрите, видите эту рекламу, есть очень забавные вещи. Они молодцы, и здесь все в порядке. То есть в тех областях, где не требуется гигантский бюджет, где главное креативность, где нужно сделать просто красиво, красивую картинку, вкусную, то здесь люди делают не хуже, чем на Западе.
 
- Какие бюджеты, раз уж мы перешли плавно к деньгам? Сколько стоит средний ролик? Понятно, что средний – это сложное понятие. Но все же, какой должен быть бюджет? Например, рекламное обычное изображение стоит, как правило, столько; ролик с трехмерными эффектами, как правило, стоит в 10 раз дороже; ролик с трехмерными стереоэффектами стоит еще во много раз дороже. Какое-то такое представление можете сформулировать?

Д.И.: Будем говорить о полностью в 3D сделанном?
 
- Давайте о графике в целом, о 2D тоже можно, какие-то эффекты, не связанные с 3D.

Д.И.: Я бы сказал, что бюджет – это коммерческая тайна, никто не скажет ничего.
 
- Хорошо, давайте сравним с Украиной, Россией, Польшей. У нас сильно дешевле, дороже, чем на мировом уровне?

Д.И.: У нас, конечно же, дешевле будет – за всю Россию я не скажу – чем в Москве, однозначно. У нас многие сериалы снимают, вообще-то дешевле. С Украиной сложнее сравнить. Возможно, в Украине дороже, или точно так же. Там это больше немножко развито почему-то. Но, наверное, все-таки дешевле будет у нас сделать ролик с любой технологией, чем в России, Украине, а тем более на Западе.
 
- А много ли западных студий заказывают у белорусов? В основном, все живут с западных заказов? В основном работаем куда? На Запад, в Россию, на СНГ?

Д.И.: Везде работают. После того, как появился интернет, границы, разницы нет. Все работают друг с другом по всему миру, никаких границ нет. Как происходит? Как договорятся сзаказчиками, сойдутся по цене, срокам и т.д., так и будет. Работают с любыми, без разницы.
 
- Скажите, может быть, Вы, в своем сообществе специалистов в области графики, знаете какие-то примеры белорусов, которые работают на студиях визуальных эффектов мирового класса, например, EndastrialLightMagic, еще какие-то? Есть ли такие специалисты?

Д.И.: По именам, наверное, сложно будет сказать, сложно вспомнить. Наверное, работают. Но так чтобы я знал на 100%, так не скажем.
 
- Будем надеяться на лучшее. Еще несколько вопросов. Насколько вообще востребованы в Беларуси специалисты в этой области, имею в виду художники в области 3D, моделеры, специалисты по трехмерной анимации и т.д.? Где их готовят и если здесь проблемы какие-то, какой спрос, каково предложение по специалистам, по образованию в области 3D?
Давайте вопрос поставим более казуально: если человек хочет научиться моделировать в 3D, куда ему идти, может быть, есть какие-то курсы, есть какие-то книги, которые стоило бы прочесть, или наоборот, нужно сидеть в интернете и практиковаться, смотреть чужие работы?

Д.И.: По вопросу востребованности, конечно, востребованность есть, она каждый год растет.
 
- То есть, вакансий всегда больше, чем резюме?

Д.И.: Да, потому что 3D – это не только реклама, игры, фильмы – это еще архитектурная визуализация. Вот Алексей занимается архитектурной визуализацией, когда делаются дома, целые улицы, города. И внутренняя визуализация, когда интерьеры делают, это все 3D. Чтобы это делать, люди нужны, потому что 3D картинку проще оценить, как она будет в конце проекта сделана. Поэтому постепенно количество людей в этой отрасли растет и нужно все больше и больше.
 
По поводу подготовки. Конечно, да, у нас есть подготовка и в Беларуси в вузах, и, конечно, есть коммерческие курсы. Про учебные заведения могу сказать: два места точно – это Белорусская государственная академия искусств и Белорусский государственный университет, там есть факультет дизайна. Там преподают Вадим Макаренко, есть такой специалист – это в БГАИ, и Андрей Мазин в БГУ. Это очень крепкие специалисты. Я говорил, Вадим Макаренко участвовал в "DominanseWar" и вышел в финал. Этот человек преподает в БГАИ, он может рассказать, как он сделал такую классную модель. Еще есть Светлана Александровна Гончарова, очень известный человек в области преподавания 3D. Она работает в Белорусском государственном университете культуры и искусства. Она – одна и старейших, я еще у нее учился. То есть, есть эти люди, они могут чему-то хорошему научить. Об остальных местах я, к сожалению, не знаю, так как зачастую я работаю в компании, которая занимается графикой, к нам приходят люди, которые устраиваются на работу, я вижу, где они учились – я могу соотнести, где чему научили. Они пока присылают свое резюме и портфолио, я могу оценить, где лучше, а где хуже. Я не буду пока называть какие-то места определенные, зачем это надо? Но вот эти люди есть, и, я надеюсь, что они это дело не забросят, потому что основная проблема в….. преподавания – это оплата труда специалистов. Понимаете, если человек будет больше зарабатывать на основной работе, то рано или поздно может такое страшное случиться и ему перестанет быть интересным преподавание именно по экономическим причинам. Из-за этого и количество преподавателей не растет, не появляется больше мест каких-то интересных, где учат чему-то. И те люди, которые есть, они всегда на такой грани, что могут уйти.
 
- Если человек хочет научиться, что ему для этого надо?

Д.И.: Во-первых, в этих учебных заведениях, и в других тоже есть, я знаю. Когда вы поступаете, можете посмотреть, чему там учат, там уже будет написано про 3D, например, про 2D. Это раз. Если вы окончили, вдруг вам захотелось переквалифицироваться, есть коммерческие курсы различные, где тоже написано, что они преподают. Там есть примеры работ, вы можете увидеть, чему они вас могут научить. И пойти, соответственно, на эти курсы. Ну, и, конечно, это все 25-30% , а остальные 70 – это самообразование, т.е. интернет, книги. Книги продаются, их можно заказать у нас, есть сайты известные по продаже книжек. И на западных сайтах можете заказать литературу на английском. Все есть.
 
- Для самоподготовки проблем нет?

Д.И.: Для самоподготовки вообще нет никаких границ.
 
- Может ли стать художником 3D человек без специального образования?

Д.И.: Запросто.
 
- То есть, многие люди не могут рисовать от руки.

Д.И.: Может быть, они не очень хорошо рисуют от руки, это не показатель. Есть 3D, стерео 3D, где нужны немножко другие знания. А есть 2D, скетчи, когда рисуют просто планшетом, там действительно без подготовки, хорошо поставленного рисунка не обойтись. Я знаю много 3D-ников, которые на самом деле программисты, или архитекторы. Люди приходят, они хотят чего-то большего, хотят реализовать. 3D, по сути, возможность реализовать, сделать окружающий мир самому, сделать свой.
 
- Почувствовать себя творцом. Хорошо. Может быть, Алексей как раз расскажет, плавно перетекая в последнюю фазу нашей беседы, о своем сайте и сообществе. Сколько человек вы объединяете, чтобы понять, сколько все-таки белорусов занимаются графикой, интересуются, в том числе 2D, 3D?

А.А.: Большая часть, конечно, нас посещают белорусы. Интересуются также и российские художники. С каждым годом количество активных пользователей растет, появляются новые работы в галереях. Это всегда очень приятно, когда что-то интересное возникает. В принципе, галерея отражает уровень. Также видно, что делается вообще в стране: как раз архитектурная визуализация, всякие интерьеры, очень много картинок с архитектуры, рекламные ролики, игровые какие-то элементы, графика для игр. Вот это основные такие вещи.
 
- Насколько оно быстро растет? Вы как то оценивали это в процентах? Может быть, просто по впечатлениям. Вы достаточно давно существуете?

А.А.: Лет пять уже сообщество существует. Тем более, последние годы мы более активно стали продвигаться в разных направлениях. В принципе, ощутимо, рост есть, люди интересуются. Это, во-первых, как бы площадка, где начинающий художник может себя показать, совета спросить. Если возникает какой-то вопрос, всегда можно его опубликовать и дождаться ответа. А также посмотреть там, что делают другие люди. Для старта это очень важно, чтобы кто-то поддержал, совет дал. Хорошо, когда вы, например, с Беларуси, что-то сделали, и вам здесь же свои что-то отвечают.
Стараемся еще встречаться периодически. У нас постоянно проходят встречи там, где мы сами себе, друг с другом общаемся, рассказываем и показываем это на проекторе, на экране. Надеемся, качество этих демонстраций немножко подрастет. Тем не менее, встречи всегда теплые проходят, расставаться не хочется. Сообщество есть.
 
- Пожелаем успехов вашему сообществу. Я хотел бы закрыть тему 3D таким вопросом. С выходом, мне кажется, "Титаника", фильма Кемерона, который новую эпоху открыл в кино, когда эффекты стали незаметными. В общем-то, в "Титанике" нет каких-то лазерных мечей, чего-то сверх впечатляющего, но при этом "Титаника", как такового не было. Он был весь нарисован и достаточно качественно. В общем-то, компьютерная графика перешла на фотореалистичный уровень. Насколько сейчас мы далеки от создания полностью фотореалистичной картинки в реальном времени? Я знаю, что можно потратить достаточно много времени, создать трехмерное изображение, практически не отличающееся от фотографии, но в то же время в мультфильмах, в фильмах мы видим все-таки, что это не совсем похоже на реальную жизнь. Когда человечество сможет в реальном времени рисовать картинки, которые практически не будут отличаться о того, что мы видим вживую? Грубо говоря, на экране видеть мир, созданный художниками, чтобы он был неотличим от реального, т.е. фотореалистичные все текстуры и т.д.

А.А.: "Аватар" - нет?
 
- "Аватар" -- да. Это фильм, который прошел. А вот, например, зашел человек в интернет, или включил телевизор и окунулся в какую-то реальность, которой на самом деле не существует, но, в общем-то, неотличима. Сказать сразу – фото это, видео реальное, видеосъемка, или создается в данный момент мощным компьютером, нельзя.

А.А.: Порой так и получается, что я иногда не могу сказать сразу на компьютере это сделано или снято на камеру?
 
- Все-таки, на компьютере, когда делается, оно делается не в реальном времени, это просто виртуальное пространство.

А.А.: Здесь, мне кажется, вопрос исключительно вычислительных мощностей, насколько разовьются процессоры, видеокарты.
 
- По Вашему ощущению, насколько это далеко? 5-10-20-30 лет?

А.А.: Срок мы не скажем. Но уже применяется, какие-то процессы могут выполняться в real-time. Пример этому – игровые движки. Качество еще далеко, но уже процессы выполняются в реальном времени.
 
Д.И.: Прошу заметить, игра – это процесс, который выполняется в реальном времени на вашем домашнем компьютере. Если, предположим, это было бы какое-то вещание, мы ведь через телевизор видим вещание чего-то, откуда-то, где-то стоит сервер и картинку нам выдает – было бы все по-другому.
 
Это уже вопрос маркетинга, зачем такая, что это будет за продукт, фильм это, игра, социальная визуальная сеть? Что это будет? И сколько готов вложить инвестор в этот продукт и сделать таким фотореалистичным. Мне кажется, вопрос в этом, потому что сейчас все нормально и в 2D плоских контактах, им ничего этого не надо. Думаю, все над этим думают, как уменьшить издержки, сделать все доступнее, как с этими очками, которые может купить уже каждый человек, это не какие-то уже сумасшедшие деньги, как раньше. Когда-нибудь будет. Будем надеяться.
 
Отправить новость
Сообщите редакции новость, интересную читателям 42.TUT.BY