Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Елена Клещёнок, /

Школьников решили избавить от тяжелых портфелей, а государство — от бремени расходов на издание учебников. Инициатива Министерства образования — эксперимент по замене учебников электронными планшетами — вызвала широкий резонанс в СМИ.

Сторонники инновации акцентируют внимание на преимуществах — легковесности, вместимости (можно закачать материал всех учебников с 1-го по 11-й классы), возможности обновления информации и прочие. Но те, для кого вопросы здоровья важнее технического прогресса, встретили идею настороженно: не пострадает ли зрение школьников?

На прошедшем недавно республиканском совещании акушерско-гинекологической и педиатрической служб по итогам 2010 года врачи констатировали, что на второе место в структуре общей заболеваемости выходят болезни глаз, а 87% выпускников средних общеобразовательных учреждений вступают во взрослую жизнь с нарушениями зрения.

Комментарии

Чему быть — того не миновать. Подстрахуют технологии

Виктория Красильникова, главный внештатный детский офтальмолог Минздрава:

— Повлияет ли нововведение на зрение школьников, станет известно только после завершения эксперимента. Компьютеризация набирает обороты, появляются новые технические средства обучения, поэтому переход с бумажных учебников на электронные версии неизбежен. Безусловно, нагрузка на органы зрения увеличится. Но на планшетах можно регулировать контрастность изображения, размер шрифта и другие параметры, чего не сделаешь в обычном учебнике. С развитием технологий перечень подобных преимуществ может значительно расшириться.

Важно грамотно подойти к выбору производителя таких устройств, а также привлечь медработников к контролю за ходом эксперимента.

На малышах и близоруких не экспериментировать

Анна Давыдок, старший научный сотрудник отдела гигиены детей и подростков РНПЦ гигиены:

— Сегодня влияние технических характеристик учебных планшетов на зрение детей практически не изучено. Известно, что восприятие текста на бумажном носителе и электронном существенно отличается. В первом случае буквы рассматриваются в отраженном рассеянном свете. А во втором — на светящейся поверхности, глаза быстрее устают. Степень утомляемости во многом зависит и от других технических характеристик изображения: цветности, яркости, контрастности, размера шрифта. К примеру, чем мельче буквы, тем быстрее слабеют глазные мышцы.

На специализированных выставках мне довелось видеть несколько версий электронных планшетов. Наилучший вариант — с белой матовой поверхностью.

Российский НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводил исследования, которые подтвердили, что учебный материал на экране компьютера (электронного учебника) усваивается школьниками медленнее, чем на бумаге. Значит, после такой работы требуется более продолжительный отдых.

В Беларуси разработаны санитарно-гигиенические требования к работе за компьютером. К примеру, первоклашки могут заниматься не больше 7–10 минут в день, школьники старших классов — по полчаса на 2 уроках, студенты — до 3 часов. За такое время изучить учебный материал по всем предметам (а объемы программ растут), пользуясь планшетом, невозможно.

До того как будут оценены все аспекты работы с данными устройствами, я бы не рекомендовала отказываться от бумажных учебников учащимся младших классов, а также детям с близорукостью и другими нарушениями зрения.

Нужные услуги в нужный момент
{banner_1133}