Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Александр Николайчук, /

 
Белорусский телекоммуникационный бизнес ступил на тропу технологической войны. В этом году операторы сотовой связи и провайдеры фиксированной собираются дать последний бой устаревшим технологиям и продемонстрировать абонентам целый ворох перспектив и возможностей. На последний бой с проводами и забытыми протоколами выйдут все интернет-провайдеры. Во имя нового они намерены привлечь серьезные инвестиции и создать для белорусов локальный сетевой рай.

О будущем и прошлом отечественного провайдинга размышляет генеральный директор ИООО "Альтернативная цифровая сеть" (ТМ "Атлант Телеком" и "Шпаркi дамавiк") Игорь Сукач.


– Минувший год оказался непростым для белорусского бизнеса. Насколько удачным он был для телекоммуникационной отрасли в целом и для ИООО "Альтернативная цифровая сеть" в частности?

– Год выдался непростой, как, впрочем, и предыдущие. Особенно в финансовом плане. В самом начале года произошло резкое и неожиданное обрушение цен на рынке корпоративных абонентов. Для того чтобы вы могли оценить масштаб бедствия, замечу, что только в базе "Атлант Телеком" доля корпоративных клиентов близка к 50 процентам.

Естественно, это повлияло на экономические показатели. Однако нам удалось достичь общего прироста по выручке за счет активного подключения новых абонентов. И это я бы назвал главным успехом компании в 2010 году. Не менее успешной была и реализация долгосрочного проекта по развертыванию Ethernet-сетей. В этом направлении нам удалось сделать много и еще больше предстоит сделать в будущем. Именно под этот проект планируется привлекать дополнительные инвестиции, поскольку для нашей компании собственная инфраструктура – это приоритет развития.

– Означает ли это, что компания могла потерять прибыльность и уйти с рынка?

– В мае-июне 2010 года, после ТИБО-2010, провайдеры и операторы передачи данных вели далеко не простые дебаты с РУП "Белтелеком" касательно определения стоимости канала. И только подписание соглашений, которые Белтелеком выполнил в полном объеме, позволило нам развиваться дальше.

– Позволил ли прошедший год компании вырасти? Сказались ли на бизнесе ценовые уступки Белтелекома?

– Ценовые уступки способствовали развитию компаний, которые были нацелены на дальнейший рост и привлечение инвестиций в свою деятельность. Эти компании, включая "Атлант Телеком", развивались вполне успешно. Сама же индустрия за 2010 год выросла довольно серьезно и сделала это не только за счет успеха или уступок Белтелекома, но и за счет собственных усилий и вложений.

Клиентские базы выросли и у кабельных операторов, которые предлагали услуги широкополосного доступа. Очень резко изменилась ситуация на рынке мобильной связи. В целом, развитие индустрии в 2010 году было очень успешным.

– Вырос ли рынок интернет-услуг с учетом снижения стоимости доступа?

– Безусловно, этот рынок вырос, причем не только в денежном выражении. Снижение цен происходило в корпоративном сегменте, в то время как в частном шло, скорее, расширение объема предоставляемых услуг. Сегодня цены на рынке вполне стабильны, а в корпоративном сегменте они даже ниже, чем в любой соседней стране.

Что касается корпоративного сегмента, то он значительно меньше и не растет такими темпами, как рынок частных абонентов. При этом проникновение услуг доступа в интернет в корпоративном секторе рынка уже почти достигло своего пика.

– Игорь Николаевич, несколько лет назад вы отмечали универсальность как главное преимущество "Атлант Телеком". Теперь вы позиционируете компанию как оператора Ethernet. Вас не пугает, что тем самым вы сужаете спектр услуг, позволяя конкурентам "выдавить" компанию с рынка ADSL?

– Наша компания является оператором фиксированной связи, которая в качестве базовой использует технологию Ethernet.

Рынок изменился, а вместе с ним изменились и сами операторы. Действительно, когда мы использовали арендованную у РУП "Белтелеком" инфраструктуру (телефонную связь. – Прим. ред.), мы могли позволить себе оставаться оператором одной услуги.

Но сегодня мы перешли к долгосрочным инвестициям в строительство собственной инфраструктуры. Использовать ее эффективно, оставаясь при этом оператором одной услуги, просто невозможно.

Инфраструктуру необходимо использовать в полном объеме, и она должна быть насыщена всем комплексом телекоммуникационных услуг. То, что сейчас идет тестирование такой услуги, как IPTV (цифровое телевидение), и то, что мы получили лицензию на телефонию и готовимся предложить продукт, в том числе и на частном сегменте рынка, говорит о том, что мы становимся компанией-оператором, а не провайдером интернет-услуг.

– Потянет ли ваша компания в финансовом плане такую масштабную застройку? Вы ведь не сможете долго оставаться "оператором пяти домов", поскольку для окупаемости инвестиций необходимо массовое подключение. Сможет ли компания за свой счет стать массовым оператором Ethernet-услуг?

– Любая компания на определенном витке своего развития нуждается в инвестициях. Эти инвестиции могут дать действующие акционеры, банки через кредитование, или же средства можно получить через расширение состава акционеров.

Те темпы, которыми сегодня развивается наша компания, не соответствуют тем амбициозным планам, которые она перед собой ставит. Кроме этого, одна из задач компании – привлечение инвестиций. Они нужны для того, чтобы закрепиться на рынке и соответствовать ожиданиям клиентов.

– То есть инвестиции вам нужны, образно говоря, не для спасения от голода, а для того, чтобы накопить жир?

– Абоненты хотят быть подключены к компании, обладающей достаточно мощными ресурсами в виде дополнительных услуг. Они заинтересованы в построении широкой и развитой сети, в которой они могли бы общаться между собой, не выходя во внешний интернет.

И рано или поздно абоненты переключатся на таких мощных игроков, поскольку им будут выгодны те преимущества, которые они смогут получить. Именно поэтому, чтобы оставаться привлекательным для абонента, оставаться привлекательным на самом рынке и не скатиться на низшие его позиции, нужны инвестиции.

– Игорь Николаевич, насколько мне известно, вы так и не поправили тех журналистов, которые после пресс-конференции о создании "Зубр Капитал" (в феврале 2011 года.Прим. ред.) написали, что "Атлант Телеком" будет продан. Фактически каких-либо опровержений со стороны "Атлант Телеком" не последовало. Получается, что вы смирились с тем, что вашу компанию могут отдать в другие руки?

- Сейчас на первом месте стоит вопрос о привлечении инвестиций и поступлении в бюджет компании средств, которые она сможет использовать для своего развития.

Но это лишь одна сторона медали. На телекоммуникационном рынке все стремительно меняется, и мы четко представляем, какая сумма инвестиций потребуется компании для удовлетворения запросов наших потребителей. Сегодня это такая величина, которую могут себе позволить текущие акционеры с привлечением сторонних инвестиций.

А через пять лет для того, чтобы компания и дальше оставалась привлекательной, уровень инвестиций может возрасти в десятки, а то и в сотни раз. Если текущие акционеры окажутся не готовы к таким масштабным вливаниям, то у них есть только один путь – продать компанию. Иного пути здесь просто нет – компания зачахнет.

– Почему компания отказалась от участия в тендере Министерства связи на пропуск внешнего трафика? Казалось бы, новый бизнес: подключи дешевый канал и продавай его другим провайдерам.

– Мы не стремимся получить непосредственный доступ к внешнему шлюзу и прокладывать междугородние каналы связи. Фактически мы являемся оператором "последней мили", и здесь сосредоточены все наши компетенции. Да, мы заинтересованы в том, чтобы на рынке междугородней и международной связи были созданы конкурентные отношения. Ведь они, безусловно, приведут к росту качества предоставляемых услуг и снижению цен. Но мы не планировали участвовать в таком тендере раньше, и поэтому наш отказ был вполне закономерным.


– По-моему, Игорь Николаевич, сейчас вы немного лукавите, ведь "Атлант Телеком" был в списках тех, кто запрашивал документы на тендер.

– Да, я запрашивал документы, но не для того, чтобы участвовать в конкурсе.


– Хорошо, попробуем подойти к этой теме с другой стороны. Вас ничто не насторожило при прочтении этих документов? Каковы были первые впечатления после прочтения условий конкурсных условий?


– Прочитав условия и проанализировав отрасль, я не нашел ни одной компании, для которой условия тендера были бы интересными. В Беларуси их не было вообще.


– Что стало главным фактором, который, по сути, оттолкнул компанию от участия в тендере?

– Там продавалось право, а не какой-то материальный объект. Международный шлюз подразумевал право передачи данных без права, например, Voice-over-IP-технологии. Если бы мы говорили о международном шлюзе в целом, то количество операторов, подавших заявки, было бы значительно большим. Но, как я уже говорил, предоставлять одну услугу экономически нецелесообразно.

– Какие новшества привнесли сотовые операторы в развитие рынка?

– Сейчас меняется структура потребления доступа в интернет. Потребитель становится мобильным, и если раньше мобильность касалась только голоса, то теперь мобильность подразумевает передачу данных, общение в Twitter, Facebook, социальных сетях, просмотр видео в метро.

– Если меняется структура потребления, то зачем людям вдруг нужен Ethernet, на который "Атлант Телеком" делает основную ставку? Скоро можно будет включить LTE, сесть под яблоню и работать в Сети без проводов и привязки к оператору…

– Человек начинает активно пользоваться интернетом. Например, я стал пользователем стационарного интернета очень давно. И до сих пор им пользуюсь. И если я подключил интернет на мобильный телефон, это совершенно не означает, что я перестал пользоваться фиксированным доступом.

Просто мобильным доступом можно пользоваться не только дома, но и в дороге. При этом ценность фиксированного доступа только возрастает, равно как и его роль. Мы понимаем, какие возможности для бизнеса и отдыха дает мобильный интернет, и пользуемся ими максимально благодаря фиксированному доступу. Так что новые клиенты, которых находят сотовые операторы, рано или поздно приходят затем к операторам фиксированной связи. Происходит невиданный до сегодняшнего дня процесс массового знакомства белорусов с интернетом. Происходит массовое внедрение Сети в самые широкие слои общества. Благодаря операторам сотовой связи нам стало гораздо проще продавать интернет.

– То есть мобильный и фиксированный интернет могут существовать в балансе друг с другом?

– Безусловно.

– Можно ли очертить период рыночного равновесия между мобильным и фиксированным интернетом?

– Я боюсь делать такие прогнозы, но считаю, что у фиксированного интернета в любом случае будет свой пользователь.

– Но ведь на рынке фиксированной связи по-прежнему "рулят" устаревшие технологии.

– "Рулит" готовая инфраструктура. Телефонная инфраструктура существует, и вопрос подключения абонента – это лишь вопрос установки модема в его квартире. Но такая инфраструктура имеет также и ряд ограничений, поэтому пользователи заинтересованы в их снятии. И именно технология Metro Ethernet является одним из путей расширения возможностей операторов фиксированной связи.

Юридические проблемы распространения Metro Ethernet решены?
– Да, на государственном уровне решение существует. Разработан ряд документов, регламентирующих порядок развертывания сетей. Согласно установленным правилам наша компания активно ведет строительство в таких регионах, как Минск и Могилев. Получены разрешения в некоторых других областных центрах. Тем не менее есть и такие города, как Гродно, где мы до сих пор получаем отказы на наши запросы. Но это, скорее, так называемые "проблемы на местах", общая же тенденция обнадеживает.

– Тогда почему распространение Ethernet-сетей "Атлант Телеком" в Минске идет так медленно?

– Я так не считаю. На данный момент мы полностью застроили четыре района города и получили разрешение на застройку еще четырех, где строительство инфраструктуры уже начато. Вполне ответственно могу заявить, что не считаю этот процесс медленным. Да, это медленнее, чем моментальное подключение по уже имеющейся инфраструктуре, если говорить про ADSL, но развитие инфраструктуры "Атлант Телеком" я считаю наиболее динамичным среди всех наших ближайших конкурентов, в том числе и республиканского масштаба.

– Сколько вам нужно времени, чтобы застроить почти всю территорию Минска?

– Мы обязательно развернем свою сеть в белорусской столице. Это для нас приоритетный проект. Однако нужно учесть, что мы строим сеть Ethernet и в других областных центрах. И этот вектор технологического развития не менее важен.

Для того чтобы сбалансировать свое техническое развитие, мы идем по пути плановой застройки, которая не предусматривает стахановских рывков и быстрого покрытия огромных территорий. Зато новая технология появляется везде, где работает наша компания. Ethernet – это не только подарок минчанам, это возможность для всех белорусов.

– То есть здесь соблюдается "право первой ночи"?

– Нет, это личный выбор оператора. Быть первым всегда было и остается выгодным. С другой стороны, первый уже был и есть – это технология ADSL, кабельные операторы, которые предоставляют услуги передачи данных, и, куда бы мы ни пришли в Минске, мы уже не будем первыми. А если учитывать распространение ADSL и РУП "Белтелеком" по всей Беларуси, то мы везде будем вторыми как минимум.

– Ранее вы упоминали о тестируемой технологии IPTV. На что рассчитываете, выводя ее в свет?

– В первую очередь мы рассчитываем на экономическую эффективность.

– Оправдают ли себя инвестиции в развитие IPTV, и если да, то когда?

– По нашим подсчетам, это произойдет через три года.

– Когда же состоится официальный запуск IPTV, и планируется ли он вообще?

– Я не буду называть точную дату, но мы планируем запустить проект в конце первого квартала этого года.

– Вырастут или снизятся доходы белорусских провайдеров в 2011 году?

– У операторов, которые инвестируют в себя и к которым я отношу "Атлант Телеком", 2010 год был достаточно тяжелым. Но мы показывали рост выручки и даже чистой прибыли. Так что я считаю, что активные операторы будут расти и в 2011 году. При условии инвестиций.

– Что сегодня выгоднее для компаний с экономической точки зрения – Ethernet или ADSL?

– На данный момент эти технологии экономически равны между собой. Несмотря на то что мы начали развивать Ethernet относительно недавно, он уже приносит половину всей выручки компании. И этот процент будет расти.

– Сегодня идет гонка скоростей: цена не меняется, а скорость растет. До какой же максимальной скорости вырастут ADSL, Ethernet? Когда гонка остановится?

– Для абонентов нашей компании скоростные ограничения сохранились только на внешние каналы доступа. Иными словами, параметр "скорость" играет роль только тогда, когда мы обращаемся к зарубежным серверам. Зато доступ внутри нашей сети в Беларуси давно не имеет скоростных ограничений. Разве только технология ADSL имеет свои ограничения, или Ethernet позволяет передавать данные на скорости 100 МБит в секунду. Белорусы давно выиграли гонку скоростей. Пусть внутри страны, в рамках своих сетей, но выиграли. А если учесть, что наша сеть дает не меньшие возможности для загрузки и потребления любого контента, нежели зарубежная, то победу можно считать полной.

– Если я вас правильно понял, то сейчас вы говорите об изменении баланса трафика. Выходит, Беларусь стала потреблять больше собственного и меньше зарубежного?

– Я не знаю, как в целом, но что у нас это так – однозначно.

– Получается, что времена загрузок с зарубежных торрентов постепенно уходят?

– Нет, более правильным будет сказать, что торренты перемещаются к нам, внутрь сети. Эта технология по-прежнему популярна, но с той лишь разницей, что обмен информацией идет не между какими-то мифическими пользователями, находящимися за пределами республики, а внутри нее – например, внутри сети "Атлант Телеком".

– Заинтересовано ли государство дальше развивать рынок интернет-коммуникаций?

– Безусловно.

– Подешевеет ли интернет в этом году и насколько?

– Сегодня стоимость доступа в интернет достигла своего оптимального ценового значения. Безусловно, объем услуг должен расти и пользователь должен иметь возможность за эти деньги получать больше услуг. Я считаю, что так и случится.

– Как вы относитесь к современным трендам, когда интернет начал переходить в общественный транспорт – маршрутное такси, автобусы, железная дорога с Wi-Fi… Чего можно ожидать от этих тенденций?

– Как уже и говорилось ранее – мобильности людей, когда люди захотят оставаться онлайн везде, где бы они ни находились. И именно поэтому и существуют мобильные технологии, и именно поэтому готовится к запуску LTE. Такие особенности, как Wi-Fi в троллейбусе, со временем себя просто изживут, и им на смену придет LTE.

Это будет главенствующая технология, так как в ней собраны все лучшие возможности мобильного интернета. Все, что было до LTE, можно назвать "пробой пера", попытками приучить белорусов к мобильному интернету, сделать популярным интернет без проводов. После того, как в Беларуси будет внедрен стандарт LTE, другие беспроводные технологии исчезнут. В этом я уверен.

– Говорят, что с продажей компании "Атлант Телеком" поменяется руководство. Готовы к отставке?

– Я буду оставаться на посту генерального директора "Атлант Телекома" до тех пор, пока я буду эффективен для этой компании.

– А вы чувствуете себя эффективным?

– Да.