152 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. От жены водителя Чижа до авторитета. Среди кредиторов «Трайпла» нашлись интересные персоны
  2. Песков: Путин и Байден обсуждали информацию о готовившемся покушении на Лукашенко
  3. Мингорсуд оставил в силе приговор Катерине Борисевич по делу о «ноль промилле» — 19 мая она должна выйти на свободу
  4. «Гиря для важных государственных компаний». США возобновили санкции — каким будет эффект
  5. Тест не для слабонервных. Какой герой «Игры престолов» так умер?
  6. Как власть услышала народ — и решила отомстить, суетливо и неразборчиво
  7. Зеленский предложил Путину встретиться на Донбассе
  8. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  9. Магазины «Домашний» приказали долго жить
  10. Английские клубы объявили о выходе из Суперлиги. Турнир на грани краха
  11. Водитель автобуса передал пассажирам по громкой связи «привет от политзаключенных». Итог: 15 суток
  12. «Вы не понимаете, что у вас свобода». Семеро немцев хотят перебраться в Беларусь: тут нет локдауна
  13. «Это касается каждого». Врач — о симптомах и профилактике остеохондроза
  14. Сколько получает, где хранит и как тратит. Как работает Фонд соцзащиты, из которого платят пенсии
  15. США возобновляют санкции против «Белнефтехима» и еще 8 белорусских госпредприятий
  16. Как сейчас выглядит ТРЦ Minsk City Mall, который строится в районе вокзала
  17. Названы имена 14 бойцов, освобождавших Беларусь. Проверьте, нет ли среди них ваших родственников
  18. В Минске появится еще одна служба каршеринга. И вот кто это будет
  19. Врач-инфекционист рассказал, чем отличается третья волна коронавируса и когда ждать пик заболеваемости
  20. «После первой операции Максим все время плакал». История Татьяны и ее сына, которому удлиняют ноги
  21. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты
  22. В Совбезе говорят о десятках военных учений у границ Беларуси. Разбираемся, в чем дело
  23. Вот что Apple показала на своей первой презентации года
  24. Макей: Мы хотели бы иметь ясность, в каком статусе госпожа назначенный посол намерена работать в Беларуси
  25. Перестал выходить на связь бывший следователь СК Евгений Юшкевич. Он в СИЗО КГБ
  26. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  27. Суд над участниками канала «Армия с народом» и волонтером Тихановской: одного из обвиняемых удалили с процесса
  28. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  29. Водители никак не хотели уступить друг другу и устроили две аварии. Видео дорожного конфликта
  30. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так


Денис Лавникевич,

Белорусский рынок интернет-рекламы в прошлом году достиг 7,6 млн USD, подсчитали аналитики международного агентства Zenith Optimedia. В т.ч. в медийную рекламу было направлено 4,2 млн USD, на спецпроекты и PR — 2,2 млн USD, контекстную рекламу — 1,2 млн USD. Дополнить эту картину можно затратами корпоративного сектора на интернет-продвижение, поисковую оптимизацию сайтов (SEO).

Эксперты оценивают вложения отечественных рекламодателей на продвижение в Сети суммой 3,1 млн USD в год. Таким образом, если суммировать финансирование "чистой" интернет-рекламы и SEO, то окажется, что инвестиции отечественных компаний составили около 10,7 млн. USD, что сопоставимо с объемом наружной рекламы и рекламы в прессе.
 
В этом году Байнет, скорее всего, сохранит все прошлогодние тенденции: рост трафика и аудитории, увеличение рекламных доходов, влияние зарубежных порталов, удешевление доступа в Интернет, усиление госрегулирования белорусских рекламных площадок при неприкосновенности зарубежных. Такое мнение в интервью корреспонденту "ЭГ" высказал владелец и руководитель портала TUT.by Юрий ЗИССЕР.

— Юрий Анатольевич, какие значимые тенденции сформировались на рынке интернет-рекламы в Байнете?

— В первую очередь это слишком медленные по сравнению с соседними странами темпы роста интернет-рекламы, что обусловлено структурой нашей экономики, в частности, отсутствием конкуренции. Во-вторых, стали очевидны серьезные заявки зарубежных порталов на свою долю в пироге белорусской интернет-рекламы. В-третьих, интернет-реклама в Беларуси все равно растет опережающими темпами по сравнению с другими сегментами рекламного рынка.
 
Все тенденции прошлого года сохранятся. Не исключено, что государство может монополизировать продажу интернет-рекламы. Пока это только слухи, но у них есть "почва": стремление властей поддержать Байнет и заставить госпредприятия рекламироваться в Интернете, чему можно было бы только радоваться. Однако многие специалисты считают, что истинной целью здесь является желание некоторых чиновников "усилить ответственность" "неправильных" сайтов. Отечественные информационные ресурсы таким образом "отрегулировать" легко, а вот зарубежные — никак.
 
— Но ведь у нас уже есть такое регулирование — Указ от 1.02.2010 № 60 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет"...

— Никакой Указ не помешает Danone или Nokia заплатить в обход Беларуси за рекламу, размещаемую на каком-то зарубежном ресурсе. Тем более что с точки зрения нашего законодательства иностранные сайты не существуют, Указ № 60 их в упор не замечает (за исключением порнографии и терроризма), поскольку посвящен регулированию национального сегмента сети Интернет. К зарубежным телеканалам подобной свободы доступа у белорусов нет. Причем наше государство, естественно, не ограничит доступ к уважаемым зарубежным порталам только лишь из-за "неправильно" оплаченной рекламы. Это было бы издевательством над пользователями.
 
В результате белорусские площадки окажутся под контролем, а зарубежные — нет. Так всегда случается в результате попыток регулировать Интернет. "Бей своих, чтоб чужие боялись!" — а чужим только того и надо. Они обязательно воспользуются возможностью предоставлять услуги и контент, которые у нас не одобряются чиновниками или даже законодательно запрещены, как было с сервисами знакомств. Уход валюты за рубеж для оплаты импорта я даже комментировать не хочу, импортозамещением у нас занимаются только по товарам, но не по услугам.
 
— Когда интернет-реклама в Беларуси обгонит печатную?

— Трудно давать прогнозы, но явно пройдет еще лет пять. Хотя если бы госпредприятия не заставляли размещать рекламу только в государственных СМИ, а экономика бы, как говорили при Брежневе, наконец стала экономной, то, может, уже и сегодня обогнала бы — исключительно за счет прекращения неэффективной рекламы товаров, которым в условиях монополизма "стрельба по площадям" не нужна вовсе или требуется совершенно в ином виде. Причем обогнала бы не только в печатных СМИ, но и в других медиа — посмотрите, сколько наружной рекламы размещают наши предприятия-монополисты и действительно ли они в ней нуждаются.
 
— Как вы оцениваете рынок PR в Байнете?

— Он ничтожен, как и рынок PR вообще. Думаю, вряд ли превышает 200–250 тыс. USD. Никакого рынка нет. Его участников можно пересчитать по пальцам одной руки! Впрочем, этот рынок включаетcя в обороты рекламного рынка в целом: оффлайновые PR-агентства начали пробовать свои силы в онлайне. Многие агентства рекламы и BTL ведут комплексную PR-поддержку рекламы и мероприятий, в т.ч. в Интернете. Вообще в целом весь рекламный рынок у нас существует в демоверсии: ну что такое 100 млн. USD в 2010 г.? Ведь это всего 10 USD на человека в год. На такие копейки никакие медиа или сайты в стране развиваться не могут. Многие СМИ на ладан дышат или уже закрылись. В России на человека приходится около 50 USD рекламы в год, на Западе — в разы больше. На нынешний год прогнозируется рост белорусской рекламы всего на 10%. И даже после этого страна не достигнет уровня 2008 г., когда объем рынка достиг 130 млн. USD.
 
— Какие компании в 2010 г. были наиболее заметны на белорусском рынке интернет-рекламы?

— Прежде всего это мобильные операторы. Они дают самую большую долю гросс-бюджетов, чуть ли не половину, потому что там острая конкуренция. Еще автодилеры, хотя их доля после кризиса уменьшилась. Зато выросла доля банков, также активно конкурирующих, и финансовых компаний — например, ForexClub. Активно рекламировались кадровые агентства. Заметно выросли бюджеты клиентов категории FMCG — например, Nestle, стал заметен "Савушкин продукт". В целом доля рекламы потребительских товаров в Байнете пока невелика, но именно в этом сегменте в ближайшие годы можно ожидать наибольшего роста.
 
— Как на рынок повлиял приход "Яндекса" и какие еще российские интернет-компании могут появиться в 2011 г.?

— Я бы не говорил о "приходе" — ведущие поисковики на белорусском рынке присутствовали всегда. Более того, TUT.by с 2004 г. использует поисковую систему "Яндекса", а с 2009-го является его партнером по расчетам с другими сайтами — т.н. "центр обработки платежей". Основные игроки ("Яндекс", Mail.ru) давно пришли и в нынешнем году будут пытаться нарастить свои доходы в абсолютном выражении (что, несомненно, удастся) и увеличить доли на рынке по сравнению с лидерами, думаю, что без особого успеха. Другие зарубежные компании тоже начинают обращать внимание на белорусский рынок и открывать продажи рекламы — ведь Интернет не имеет границ.
 
— В Байнете появился целый ряд новых новостных агрегаторов. Каковы их перспективы в этом году?

— Это зависит от того, насколько смогут они завоевать сердца белорусов. В любом случае клоны еще никогда и нигде не становились успешными, если у них не было какой-то особой "фишки", которую сайт-первоисточник не мог или не успевал воспроизвести. Та же развлекательность в белорусских условиях обречена из-за конкуренции с российскими ресурсами: кто станет читать про зарубежных поп-звезд на белорусском сайте, когда все давно привыкли искать их на российских? Тем более не будут читать о местных "зорках". О белорусских рок- и фолк-группах и без того информации хватает, да и сегмент узкий. Журналистские же расследования в нашей стране, к сожалению, чреваты последствиями, да и мало тех, кто способен сделать их талантливо, чтобы зачитывались. Поэтому клоны многих бизнес-моделей, успешных в России, у нас не идут.
-40%
-38%
-25%
-20%
-20%
-10%
-23%
-10%
-40%
-30%
-90%