Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


В январе 2011 года Белгазпромбанк занял первое место в "народном рейтинге" банков, который составляется по итогам опроса пользователей FINANCE.TUT.BY. Руководитель портала TUT.BY Юрий Зиссер рассказал в интервью корпоративному журналу Белгазпромбанка "Банк.NOTE" о плюсах и минусах интернет-маркетинга, обсудил актуальную и "модную" тему корпоративных блогов, а также вспомнил, с чего началась его личная история взаимоотношений с Белгазпромбанком.
 
- Нашей компании "Надежные программы" 19 лет, 13 из которых мы занимались автоматизацией банковских технологий. В середине 90-х годов наши программы работали даже в вашем банке (точнее, в его предшественнике). Однако это была история не слишком долгая, потому что банк из-за ошибки сопровождающего программиста переплатил 25 тыс. долларов США. Поскольку счастливым вкладчиком, получившим такую внушительную сумму в виде процентов, оказался один из тогдашних акционеров, администрация банка попросить вернуть переплаченные деньги не решилась. Насколько мне известны детали той истории, будучи "на ковре", программист ради спасения своей карьеры обвинил в своей ошибке… нашу программу - и в результате был вынужден заменить ее конкурирующим продуктом.
 
- Любопытная и поучительная история! Как Вы сейчас оцениваете взаимодействие портала TUT.BY с финансовыми учреждениями Беларуси?

- Положительно. И динамика хорошая, но хотелось бы большего. Во-первых, банки не всегда своевременно оповещают нас о своих новых услугах и обновляют данные. Во-вторых, они из всех инструментов маркетинга используют, как правило, только рекламу. Но есть и другие инструменты - например, кобрендинговые проекты, системы оплаты товаров и услуг через интернет и т.д., но такие вещи почему-то используются слабо. В-третьих, при выборе площадок для размещения рекламы руководствуются не потребностями банковского бизнеса, а давними рекомендациями отдельных чиновников, которые уже не работают на своих должностях. В-четвертых, слабо используется такой инструмент, как общественные связи. Потенциал взаимодействия белорусских банков и TUT.BY не раскрыт и на половину своих возможностей.

 
- Вы автор вузовских учебных пособий и книги "Маркетинг on-line. Как превратить сайт компании в эффективный инструмент продаж". Какова роль информационных технологий в современном маркетинге? Как нужно правильно делать рекламу в интернете и какие ошибки необходимо избегать?

- Каждые несколько месяцев появляется новая "убойная" рекламная технология, которая на какое-то время становится панацеей. Но наука маркетинга изменяется не так быстро. Поэтому прежде всего нужно соблюдать общие законы маркетинга и рекламы. В этом смысле интернет не является особой зоной, в которой все дозволено или, наоборот, ничего не работает. С другой стороны, в интернете другие способы подачи, другие технологии, поэтому всякое рекламное сообщение нуждается в "интернет-переводе". Далее нужно понимать, что в интернете любая информация, во-первых, распространяется моментально (поэтому бессмысленно пытаться что-либо скрыть или дезинформировать), а во-вторых, приобретает стойкий негативный оттенок, с которым нужно смириться и научиться не обращать внимания.
 
- Как Вы считаете, нужны ли свои блоги крупным корпорациям?

- Думаю, не обязательно. С одной стороны, это дополнительный пиар в случае, когда в компании работают хорошие блогеры. С другой, когда ведущие сотрудники корпорации вместо важной работы начинают вести блоги или, что еще хуже, публиковать в них коммерческие секреты или компромат на коллег, - уж лучше не иметь блогов вообще.
Конечно, можно нанять и посадить за блог профессионального журналиста, но читатель это "раскусит". Интереснее всего читать блоги топ-менеджеров, их замов, ведущих специалистов, но они ведут блоги редко. В целом, любой информационный шум вокруг компании положителен. Я также думаю, что размер фирмы не имеет значения. Хотя для совсем маленьких компаний или частных предпринимателей (скажем, юристов или консультантов) блоги имеют гораздо большее значение, нежели для корпораций, поскольку сам бизнес предполагает "персонализацию": качество услуг юриста или консультанта сильно зависит от его личности, а вот качество выпускаемых гаек или шайб от личности директора завода зависит мало.
 
- Вы недавно побывали на Всемирном форуме блогеров в Вене. Что Вас там больше всего поразило или заинтересовало? В чем разница между белорусским и западным блогингом?

- В русскоязычном интернете блоги концентрируются вокруг так называемых блогохостингов (livejournal.com, blogger.com, blogs.tut.by), где миллионы блогеров ведут блоги в одном домене и связаны между собой различными видами "дружбы", образуя сетевые сообщества, похожие на социальные сети. А вот на Западе блогохостингами практически не пользуются, предпочитая собственные отдельно стоящие (stand-alone) блоги в собственных доменах, образуя личные СМИ с полусотней тысяч подписчиков.
  
- Насколько много внимания Вы планируете уделять Вашему блогу? Сейчас новые записи там появляются не чаще раза в месяц, а в 2011 году их пока вообще не было (интервью с Юрием Зиссером состоялось в первой половине февраля. - Прим. ред.).

- Весь январь я провел в Южном Таиланде, впервые за последние 17 лет отключив электронную почту и за 11 лет - мобильный телефон. Наслаждался природой и отдыхом. Поэтому и взял небольшой перерыв. Вообще, не хочу никого утруждать чтением "мусора", на языке интернетчиков называемого "лытдыбр": "встал с бодуна, голова болит, за окном пурга, побрел пить кофе" - это никому не интересно. Такое может написать каждый. Стараюсь сказать людям что-то для них ценное и важное, но оно появляется не каждый день и даже не каждый месяц. Я и раньше писал нечасто.
 
- Вы признавались, что "содержание форумов вещь хлопотная, затратная и концептуально сложная" - не собираетесь закрыть форум TUT.BY?

- Форум - штука не только затратная, но еще и большой раздражитель для окружающих. Нет людей, к форумам равнодушных, и мало чем на нашем портале люди настолько раздражаются, как форумами. Но дело в том, что наши форумы стали частью бренда портала, и закрыть их - значит лишить пользователей крупнейшей дискуссионной площадки и утратить часть бренда портала. Из-за этого упадут популярность и, соответственно, продажи рекламы.

- За эти годы наряду с TUT.BY вы реализовали и другие крупные проекты, среди которых - розничные банковские технологии. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

- Главным нашим продуктом была система обслуживания населения под названием "Программа 35", внедренная в 700 отделениях 100 банков Беларуси, России, Украины и даже Молдовы. Это самый популярный наш продукт, некогда любимый в белорусских банках. Затем мы разработали процессинговую платежную систему RelCard и внедрили ее в 8 банках. Кстати, она больше года работала в "Беларусбанке". Кроме того, была система учета ценных бумаг в депозитариях RelDepo, которая хорошо продавалась в России ввиду развитости российского рынка ценных бумаг, но главным внедрением этой системы на протяжении 10 лет был Национальный банк Республики Беларусь, который использовался совместно с нами же разработанной системой "Аукцион ГКО". Наконец, была интегрированная автоматизированная банковская система RelBank, которая в Беларуси на протяжении 5 лет эксплуатировалась в "Технобанке".
 
- По вашей же информации, стоимость портала TUT.BY оценивается инвесторами в сумму около 10-15 млн долларов. Вы готовы продать его, если представится возможность?

- Возможностей продать даже за большие суммы, чем вы указали, была масса, это нижний предел предложений. Скажу смешную вещь: я не знаю, что делать с такими деньгами. В загробную жизнь их все равно не возьмешь, а на себя, голубчика, и даже на семью такое количество денег, если ими специально не сорить, истратить невозможно. У меня и нашей семьи довольно скромные запросы. Построить поместье или купить подержанный самолет - можно, но зачем? Мне и без них хорошо, поскольку остается больше времени для жизни.
 
- Расскажите о своих хобби. Какую музыку любите? Какие книги вы читаете?

- Главное хобби - путешествия. За последние 15 лет побывал в 41 стране мира и поеду еще. Еще одно хобби, тоже главное - музыка, без которой не могу жить. Слушаю и играю на домашнем органе или синтезаторе композиторов XVIII и XX века - главным образом Баха, Мессиана, Вивальди. Очень люблю и слушаю много джаза. На книги в последнее время остается все меньше времени, но читаю. Последнее крупное впечатление - романы Жозе Сарамаго. Остальное как-то мелко или претенциозно. Современное кино вообще невозможно смотреть: или чисто развлекательный жанр "посмейся-и-приколись", или черно-белое надуманно-претенциозное "серьезное" европейское кино, где герои нудно демонстративно страдают и натужно морщат лоб, как в мосфильмовских детективах 70-х. Интеллект и дух куда-то исчезли.
 
- Каковы ваши планы на этот год? Насколько расширится TUT.BY и в каких направлениях?

- Быстрее всего будут развиваться разделы новостей, видео, социальная сеть и, конечно же, финансовый. Это магистральные направления. Особого количественного роста не предвидится, поскольку нынешний год для нашей экономики ожидается нерадужным - а значит, рекламные бюджеты в интернете вырастут не так заметно, как в лучшие годы. Но рост будет.

Павел КАНАШ


ПРОЧИТАНО
 
Глава TUT.BY, белорусский интернетчик и блогер Юрий Зиссер недавно побывал на Всемирном форуме блогеров в Вене и поделился впечатлениями от поездки. По его словам, западные блогеры не очень хорошо осведомлены о Беларуси, предпочитают отдельные (stand-alone) блоги и, как правило, занимаются PR в соцсетях, интернет-консалтингом или преподают соответствующие предметы в университетах.
 
- Всемирный форум блогеров (World Blogging Forum) проводится во второй раз. Всего приехали 200 участников из 14 стран Европы, Азии и США, хотя надо признать, что пропорция блогеров из Вены была чуть выше. Официальная цель мероприятия - "обсудить будущее цифровых медиа". Реальная цель - общение блогеров в реале, обмен опытом.
 
- Как и почему вы там оказались?
 
- Показалось, что у западноевропейских блогеров существует повышенный интерес к процессам, происходящим в интернет-пространстве Центральной и Восточной Европы. Целая секция была посвящена условиям работы блогеров в различных странах. Хорватский блогер рассказал, как на короткое время (несколько дней) угодил в тюрьму за публикацию списков ветеранов войны Хорватии с Сербией. Выступал представитель Турции. Постоянно проживающий в Европе представитель Армении рассказал о том, как правительства разжигают межнациональную ненависть и затыкают рты блогерам в Армении и, особенно, в Азербайджане, где несколько блогеров были осуждены на длительные сроки. Но есть страны для блогеров и похуже: например, Иран или Китай.
 
- Что говорили о Беларуси?
 
- Со сцены - ничего. Восток и Запад настолько разделены в языковом и культурном плане, что мы практически не пересекаемся. Некоторые собеседники не знали страну "Belarus" и реагировали лишь на "Weissrussland". Другое дело, что многие участники подходили ко мне в кулуарах и живо интересовались насчет ограничений свободы слова в Байнете. Мне стоило немалых трудов убедить моих собеседников, что в отличие от печатных и электронных медиа никаких ограничений в белорусском интернете нет. Объяснял всем, что ни один белорусский блогер не только не был наказан, но и никогда не привлекался к ответственности.
 
- В чем разница между белорусским и западным блогингом?
 
- Принципиальная. На Западе блоги играют роль СМИ. У некоторых австрийских блогеров, участвовавших в работе конференции, по 50 тысяч подписчиков и более. Западноевропейцы не размещают свои блоги в Livejournal, считая его чисто американским изобретением. Подавляющее большинство западных блогеров работают в отдельных доменах, а свои блоги считают средствами массовой информации. Они даже не подозревают, насколько формат ЖЖ популярен в Беларуси и России, где ЖЖ используется не столько для классического блогинга, сколько для общения - по сути дела, в качестве платформы социальной сети. То есть наша блогосфера - это социальная сеть.
 
Судите сами: на TUT.BY 17 тыс. блогов, в ЖЖ - 70 тыс. белорусских блогов. А известные одиночные белорусские блоги можно пересчитать по пальцам одной руки и число их подписчиков (если считать по белорусам) - в лучшем случае тысячи.
 
- Что обсуждалось в неформальной части?
 
- Блогеры даже больше общались вне пленарных заседаний. Накануне конференции, после заседаний и половину следующего дня заняло прекрасно организованное общение блогеров в реале: вечеринки, рестораны, поездка в замок Клостенбург.
 
Организатором и душой компании был венский блогер, преподаватель университета Ричи Пeттауэр (ник datadirt). Вообще, большинство участников помимо блогинга профессионально занимаются пиаром в социальных сетях, консалтингом компаний в области интернета или преподаванием соответствующих дисциплин в университетах.
 
Из блога Юрия ЗИССЕРА

 
СПРАВКА "Банк.NOTE"
 
Юрий Зиссер родился 28 июня 1960 г. во Львове (Украина). Закончил Северо-Западный политехнический институт (г. Санкт-Петербург) по специальности "Электронные вычислительные машины". С 1987 г. живет в Минске.
Работал в СПКБ Львовского политехнического института, на Львовском почтамте (1981-1982), львовском заводе "Биофизприбор" (1982-1987), НИИ онкологии и медицинской радиологии Минздрава БССР в Боровлянах под Минском (1987-1990), кооперативе "Факел" в г.Лангепасе Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа (1990-1991).

С 1992 года - директор и владелец УП "Надежные программы", занимавшегося разработкой, внедрением и сопровождением программного обеспечения электронных банковских технологий до 2005 г. Самый известный программный продукт - система обслуживания населения в банке "Программа 35", имевшая 700 внедрений в более чем 100 банках России, Украины, Беларуси, Молдовы. Именно под эгидой УП “Надежные программы” в 2000 г. был создан и по сей день существует белорусский портал TUT.BY.
 
Проходил стажировки в фирмах США, Германии и Франции. Работал доцентом Белгосуниверситета информатики и радиоэлектроники. Тренер ряда бизнес-школ. Автор учебных пособий и сотен статей в белорусской и российской периодике. Автор вузовских учебных пособий и книги "Маркетинг on-line".

TUT.BY: история длиной в 10 лет

Идея создания белорусского портала TUT.BY прозвучала 5 октября 2000 года на интернет-форуме газеты "Компьютерные вести". 

С 2001 по 2004 годы на портале появлялись новые сервисы - бесплатные объявления, поиск, "Работа", "Афиша", "Каталог", была реализована поддержка WAP. В январе 2002 года появился Центр электронного бизнеса TUT.BY, который оказал серьезное влияние на развитие рекламного рынка страны. В 2005 г. была запущена система электронных магазинов SHOP.TUT.BY, разделы "Финансы" и "Фото". В конце 2006 - стартовали проекты IT.TUT.BY и "Блоги". В том же году порталом была организована крупнейшая отраслевая конференция в Беларуси "Деловой интернет". В 2006 году было организовано подразделение Центра электронного бизнеса TUT.BY, занимающееся профессиональным хостингом и регистрацией доменных имен - HOSTER.BY (в свою очередь продажи услуг хостинга начались еще в 2000 году). 

В начале декабря 2007 г. вышло в "эфир" "Радио TUT.BY", а в феврале 2008 в Байнете появилась первая социальная сеть I.TUT.BY ("Я ТУТ"). Она объединила не только белорусских пользователей, но и разрозненные социальные сервисы портала. 

Спустя год, в феврале 2009 г., бизнес TUT.BY стал международным - совместно с российскими и казахстанскими партнерами был открыт казахстанский портал NUR.KZ. Проект в Казахстане динамично развивается и занимает лидирующие позиции в локальных рейтингах. 

TUT.BY в цифрах
 
За все время существования портала пользователи создали более 250 тыс. форумов, сохранили в 2,3 млн электронных почтовых ящиков 27 Тбайт писем.
Ежедневно на портале регистрируется больше 1000 новых пользователей, отправляется и принимается порядка 1,5 млн почтовых сообщений.