Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Николай Щетько, /

Сотовая связь стала для нас столь естественной, что мы уже испытываем серьезный дискомфорт,  когда в привычных местах и ситуациях она вдруг становится недоступной. Массовые акции, чрезвычайные происшествия – все это усиливает нагрузку на сотовые сети компаний, и абоненты вместо успешного соединения получают сообщения вроде "сеть занята". Как правильно вести себя в подобных ситуациях? И существуют ли привилегии на "первоочередной звонок" для отдельных категорий абонентов?

После трагических событий 11 апреля мы задали эти вопросы крупнейшим белорусским операторам сотовой связи. 

О сотовой сети и нагрузках

Но сперва немного теории. Сотовые сети рассчитаны на определенную нагрузку и в каждой точке могут обслуживать (предоставлять возможность разговора или передачи данных) некоторое конечное число абонентов – обычно это сотни человек. Однако нагрузки в определенных случаях (чрезвычайные происшествия, концерты, массовые акции и т.д.) могут резко возрастать по сравнению с обычными для данного места значениями. 

Это значит, что если из одного небольшого района (например, с площади) будут одновременно звонить или принимать звонки сотни абонентов, то дозвониться (им или к ним) удастся не всем. Надо учитывать и нагрузку на сеть в том районе, где находится тот человек, кому вы звоните, и суммарную нагрузку на маршрутизатор оператора...

Операторы отслеживают работу своих сетей постоянно и в случае пиковых нагрузок принимают меры – сознательно ухудшают качество связи (half-rate) с тем, чтобы обслужить большее количество абонентов, производят другую настройку сетей. Однако против тысяч одновременных звонков из одного и того же места при серьезном увеличении нагрузки на сеть в целом (11 апреля все бросились звонить близким) не попрешь – отказы в обслуживании неизбежны. 

Как вести себя при перегруженной сотовой сети?

– Не пытайтесь совершать слишком много попыток дозвона в минуту, не используйте автодозвон;

– Используйте 3G-телефон (в режиме "автоматического выбора сети") в зоне 3G-покрытия оператора;

– Используйте SMS, но не отправляйте их большим потоком;

– Используйте 3G-передачу данных, если этот сервис доступен (для общения через Skype, ICQ, e-mail);

– Если есть возможность – покиньте место массового скопления людей.



Теперь рассмотрим эти вопросы подробнее. Как вести себя, когда мобильная сеть перегружена, а надо срочно дозвониться?

"Не перезванивать бесконечно, чуть подождать и делать паузы. Если вы находитесь в зоне 3G-сети, и ваш телефон 3G поддерживает, то необходимо перейти в 3G", – рекомендует life:). Советы от МТС схожи: "не ставить телефон на автодозвон (если не удается дозвониться с первого раза, рекомендуем подождать несколько минут и перезвонить еще раз); не отправлять SMS одновременно большому списку адресатов". Разделяют подход и в velcom: "мы рекомендуем нашим абонентам не производить многократных попыток набора номера и не использовать функцию автодозвона".
 
По информации IT.TUT.BY, некоторое сетевое оборудование в условиях повышенной нагрузки автоматически "ставит на паузу" абонентов, которые предпринимают слишком много попыток соединения в единицу времени. 

Уточним рекомендации по 3G: если у вас с собой несколько аппаратов, или на вашем телефоне поддерживается, но не включен 3G-режим – обязательно включите его ("автоматический выбор сети", но не "только GSM" или "только 3G"), либо попробуйте дозваниваться с 3G-телефона. Дело в том, что 3G-сеть в некотором смысле работает "отдельно" от обычной, "2G-сети". А так как 3G-аппаратов у пользователей гораздо меньше чем "обычных" телефонов, шансы дозвониться через 3G-сеть – выше. Тем не менее в моменты перегрузок кроме собственно канала до базовой станции (2G или 3G) в сети имеется еще несколько "бутылочных горлышек". 

Если не получается дозвониться, но работает передача данных (хотя для нее приоритет, как правило, ниже, чем для голосовых звонков) – попробуйте воспользоваться Skype либо другими средствами интернет-общения. Обратите внимание: пользоваться передачей данных есть смысл только в том случае, если ваш телефон поддерживает 3G, вы находитесь в зоне действия 3G-сети и подключены к ней. Передача же данных в 2G-сети (технологии GPRS/EDGE) при серьезной нагрузке на сеть будет практически невозможной.

В крайнем случае можно использовать SMS – даже если звонки не проходят из-за перегруженности сети, сообщения отправляются по служебным каналам, перегрузить которые гораздо сложнее. Однако слишком большой поток сообщений от всех абонентов может замедлить работу SMS-центра оператора и сообщения будут задерживаться в очереди. Поэтому не пытайтесь разослать SMS сразу всем контактам телефонной книжки.

Ну и конечно, если у вас есть возможность – покиньте место массового скопления людей, даже 100-300 метров в условиях плотной городской застройки могут значить многое для качественной работы сотовой сети. 

Существуют ли привилегии у тех или иных абонентов?

Теперь поговорим о "привилегированных абонентах". Постоянно после периодов серьезной нагрузки на сотовые сети в форумах попадаются комментарии вроде: "у меня дешевый тариф, поэтому я не мог никуда дозвониться, а у Васи – дорогой, он дозванивался без проблем".

Да, действительно, подобные возможности в стандарт GSM заложены. Абонентов можно делить на категории ("обычный приоритет", "высокий приоритет" и т.п.) в соответствии с технологией "enhanced Multi-Level Precedence and Pre-emption service (eMLPP)". Но, как официально заявляют крупнейшие GSM-операторы Беларуси, она не используется в их сетях.

"У нас нет приоритезации трафика. Сеть velcom имеет достаточный запас по емкости, чтобы обеспечить абонентам качественную связь даже в условиях нарастающего объема трафика. Однако, когда речь идет о лавинообразном одномоментном увеличении нагрузки в сети, абоненты могут испытывать кратковременные перегрузки в локальных местах сети", – подчеркивают в velcom. 

"Компания МТС не осуществляет приоритезацию трафика по отдельным абонентам. Для увеличения пропускной способности сети специалисты компании отключают ряд дополнительных функций, которые в обычном режиме гарантируют качественный сервис", – сообщили нам в пресс-службе оператора.

"Технически использование "приоритезации" как голосового, так и дата-трафика возможно, но в настоящий момент эта функция не применяется, все наши абоненты находятся в равных условиях", – отмечают в life:). 

Это неофициально подтверждают и технические специалисты крупнейших компаний.

Почему не используется? Вопрос отдельный. Вероятно, причин несколько. Они могут быть как юридическими, так и техническими. Например,  Закон "Об Электросвязи" прямо указывает, что "Юридические и физические лица имеют равные права на пользование услугами электросвязи на территории Республики Беларусь" (статья 46). Хотя уже в следующей статье видим: "Для отдельных категорий лиц при пользовании услугами электросвязи законодательством могут устанавливаться льготы и преимущества в очередности оказания услуг электросвязи". Технические причины могут быть связаны с разнообразием оборудования в сети каждого из операторов и особенностями реализации тех или иных возможностей (установки для абонентов разного приоритета) в устройствах различных производителей. 

Итого

Пользуйтесь сотовой связью разумно и без паники – даже в случаях перегрузки сети. Ну и искренне желаем, чтобы эти рекомендации были вам полезны не чаще чем раз в год – по приятному поводу, на Новый год.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-40%
-20%
-10%
-50%
-10%
-50%