• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Офтоп
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  2. В Минске все-таки запустили в небо тысячи красных и зеленых шариков, против которых подписывали петицию
  3. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  4. Что происходило в Минске в День Победы: Лукашенко с сыновьями, очередь за кашей и досмотры
  5. Автозадачка на выходные. Загадка про легендарный автомобиль эпохи 70-х
  6. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  7. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  8. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  9. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  10. «Хочу проехать по тем местам». Актер Алексей Кравченко — об «Иди и смотри» и съемках в Беларуси
  11. 76 лет назад закончилась Великая Отечественная война. В Беларуси празднуют День Победы
  12. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  13. В Лиде заметили странную очередь, в которой раздавали деньги. В исполкоме говорят о возможной провокации
  14. «Поняли, у собаки непростая судьба». Минчане искали брошенному псу дом и узнали, что он знаменит
  15. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  16. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  17. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  18. Сколько людей пришло в ТЦ «Экспобел», где бесплатно вакцинируют от коронавируса
  19. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток
  20. «Пленные взбунтовались — врача похоронили с оркестром». История и артефакты из лагеря в Масюковщине
  21. «Ці баяўся? Канешне, баяўся». Дзесяць цытат Васіля Быкава пра Вялікую Айчынную вайну
  22. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  23. Лукашенко подписал декрет о переходе власти в случае его гибели
  24. Бабарико, Тихановская и Цепкало о том, как для них началась избирательная кампания в прошлом году
  25. Колючая проволока и бронетранспортер. Каким получился «Забег отважных» в парке Победы
  26. Год назад стартовала, возможно, главная избирательная кампания независимой Беларуси. Как это было
  27. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  28. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  29. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»
  30. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей


Светлана Чистякова,

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook (более шестисот миллионов пользователей) призналась, что заказала у известнейшего пиар-агентства Burson-Marsteller (пятьдесят восемь лет на рынке и первые лица США в списке клиентов) обличительную кампанию против Google в американских СМИ. Скандал вышел нешуточный.

О том, что кто-то "заказал" пиарщикам компанию Google, в американских СМИ заговорили в начале мая с подачи газеты USA Today. 6 мая ежедневник рассказал своим читателям, что с его редакцией связались двое сотрудников PR-агентства Burson-Marsteller и предложили тиснуть гневную статейку про сервис Google под названием Social Circle.

В русском варианте сервис Social Circle носит название "Социальные связи". Он предназначен для пользователей почты Gmail. По сути "Социальные связи" - это автоматически составляемый по данным из открытых источников перечень сетевых знакомых пользователя. В него входят люди, которых пользователь добавил в свой контакт-лист в Gmail, а также занес в список друзей в социальных сетях - Facebook, Twitter, LinkedIn и так далее. Это первый "круг" связей. Во второй "круг" связей входят те люди, с которыми пользователь знаком через одно рукопожатие - то есть друзья друзей. На эти списки ориентируется "социальный поиск" Google - сервис, который позволяет искать в интернете записи не от чужих дядей, а от более или менее знакомых пользователей.

Обратившиеся в USA Today пиарщики напирали на то, что Social Circle вторгается в частную жизнь пользователей. Мол, вы не пользуетесь Gmail, но дружите на Facebook с теми, кто пользуется, - значит, информация о вас будет доступна через Social Circle друзьям ваших друзей, а вы на это своего согласия не давали. Нехорошо!

В USA Today, тем не менее, ругать Social Circle не кинулись, зато предали огласке имена пиарщиков из Burson-Marsteller - Джим Голдман (Jim Goldman) и Джон Меркурио (John Mercurio). Оба пришли в PR-агентство недавно, а до этого работали в СМИ - Голдман на телеканале CNBC, а Меркурио - политическим обозревателем в нескольких изданиях. Кроме того, журналисты USA Today связались с коллегами из других изданий и выяснили, что полить грязью Social Circle предлагали не только им одним. Факт, что Google "заказали", был налицо, оставалось лишь выяснить имя заказчика. Самыми очевидными вариантами казались Apple (конкурируют мобильные операционки iOS и Android) и Microsoft (конкурируют поисковики Bing и Google).

До правды, однако, удалось докопаться другому изданию - новостному сайту The Daily Beast. Как автор The Daily Beast Дэн Лайонс (Dan Lyons) сумел вычислить, что заказчиком является Facebook, до сих пор до конца неясно, но факт остается фактом - представитель соцсети подтвердил The Daily Beast, что Facebook заключила антигугловский договор с PR-агентством Burson-Marsteller. В оправдание своего сотрудничества с пиарщиками Facebook привела два аргумента: мы заботились о сохранности личных данных пользователей, и нам не нравилось, что в Social Circle используются данные из нашей социальной сети.

В принципе, в самом факте обращения Facebook в PR-агентство ничего удивительного нет: пиар-компании затем и существуют, чтобы управлять мнением общественности. Другое дело, что в идеале они должны осуществлять свои манипуляции незаметно. С этой задачей Burson-Marsteller категорически не справилась.

Своим провалом агентство обязано не только сайту The Daily Beast, который смог выбить у Facebook признание, но и Кристоферу Согояну (Christopher Soghoian) - эксперту по интернет-безопасности и по совместительству популярному американскому блогеру. К нему с предложением черкнуть материальчик про Social Circle тоже обращался один из неутомимой парочки пиарщиков, Джон Меркурио.

Меркурио со своего рабочего почтового адреса John.Mercurio@bm.com написал Согояну письмо. В нем он уговаривал блогера написать ругательную колонку про Social Circle. Текст, уверял он, будет опубликован в одном из ведущих американских изданий - The Washington Post, Politico или The Huffington Post.

Написать колонку надо было меньше чем за неделю, но Меркурио предложил блогеру свою помощь и прислал ему несколько абзацев готового текста про злополучный гугловский сервис. Согоян церемониться не стал, напрямую спросил Меркурио, кто ему платит, и, не получив ответа, 3 мая обнародовал переписку.

До того, как про пиар-кампанию против Google написали USA Today и The Daily Beast, на страничку с письмами мало кто обращал внимание, но после признания Facebook к Согояну повалили посетители. Цветистый текст Меркурио быстро расхватали на цитаты. Наиболее часто приводили эту: "Народ Америки следует поставить в известность о том, что Google напрямую вторгается в их частную жизнь, каталогизируя и транслируя каждую ее минуту - и без их согласия". Или вот эту: "Это, наверное, первый случай за всю историю веба: Google собирает, хранит и извлекает личные данные миллионов людей из различных интернет-сервисов и распространяет эти данные без их ведома и согласия".

После 12 мая - в этот день The Daily Beast опубликовала статью про пиар-скандал - блогер быстро стал героем в интернетах (сайт Armenia News даже опубликовал заметку о скандале с заголовком "Армянин раскрыл тайну Facebook и спас репутацию Google"). Facebook распространил извинительный комментарий, в котором подчеркивал, что задачи оклеветать Google перед пиарщиками не ставилось. Целью кампании, заявили представители соцсети, было привлечь внимание к проблемам конфиденциальности в интернете.

Сама Google пока хранит молчание, но есть все поводы полагать, что она просто наслаждается ситуацией.

Тяжелее всех в этой истории пришлось, наверное, Burson-Marsteller. С одной стороны, хоть какую-то честь агентству делает то, что оно до последнего хранило в тайне имя клиента. Но, с другой стороны, почему сотрудники компании с 58-летней историей, в число клиентов которой в разное время входили General Motors, Philip Morris, Билл и Хиллари Клинтоны и Тони Блэр, не знают, что в таких тонких вопросах нельзя полагаться на интернет-переписку, особенно с блогерами, осталось загадкой. Поэтому получилось толсто. Очень толсто.

-15%
-15%
-30%
-10%
-20%
-60%
-15%
-10%
-10%
-10%
-30%
0073023