Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Мария ДРУК, /

По данным международного исследовательского агентства "Gemius", в январе 2011 года в Беларуси насчитывалось 3,5 млн пользователей веб-пространства. Из них, разумеется, далеко не все могут считаться постоянными посетителями сети, но как отмечают специалисты, не менее 70 % белорусов наведываются в Интернет регулярно.
 
Поэтому не стоит удивляться тому, что все чаще жители крупных городов предпочитают делать покупки, не выходя из дома. Благо интернет-магазины пестрят изобилием товаров ничуть не меньшим, чем "офлайновые", а курьеры доставляют понравившуюся вещь прямо к дверям квартиры. Между тем именно "сетевая" торговля считается основным полем для нарушений прав потребителей.
 
Достаточно сказать, что, согласно данным Комитета государственного контроля, через "сетевые" прилавки осуществляется около 70 % нелегальных продаж мобильных телефонов. Не исключением является и другая продукция — телевизоры, холодильники, пылесосы. Привезенные в страну по "серым" каналам, они реализуются вполне успешно, но вот в случае поломки на бесплатный гарантийный ремонт незадачливому покупателю рассчитывать вряд ли стоит. В начале нынешнего года премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович поручил разобраться в проблемах торговли через интернет-магазины. Специально созданная межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли представители Минторга, Нацбанка, Министерства по налогам и сборам, Национальной академии наук, Минсвязи, Минфина, Минэкономики, а также ряда деловых ассоциаций, нашла самую главную "болевую" точку: момент оплаты товара. Ведь именно в те минуты, когда происходит встреча с курьером, фиксируется максимальное количество нарушений. По всем правилам курьер должен привезти заказанный товар с чеком, выдать гарантию на фирменном бланке, сообщить о сервисных центрах, куда можно обратиться в случае неисправности, вручить покупателю инструкцию о пользовании на русском языке. Это не говоря уже о том, что продавец обязан продемонстрировать работоспособность покупки. На деле же все далеко не так радужно. Нередко курьеры доставляют покупки и вовсе без сопроводительных документов – просто товар в пакете.
 
"Поэтому нужно развивать в стране безналичные платежи – либо в виде перечисления электронных денег, либо в виде списания со своего счета", – таким видит механизм решения проблемы заместитель министра торговли Ирина Наркевич. Вместе с тем в ведомстве признают: массово перевести "сетевых" торговцев на безналичные формы расчетов представляется маловозможным. Пока гораздо важнее закрепить их в легальном правовом поле – иначе говоря, просто зарегистрировать. По данным Минторга, к 1 апреля текущего года процедуру регистрации в Торговом реестре прошли более 3,7 тыс. субъектов хозяйствования, имеющих свои торговые площадки в Интернете.
 
В Минторге подчеркивают: к настоящему моменту подготовлены изменения и дополнения в постановление Совмина от 15 января 2009 года № 31 "Об утверждении Правил осуществления розничной торговли по образцам". Согласно новым нормам, в скором времени интернет-магазины будут обязаны в течение 3 месяцев после регистрации в Торговом реестре подключиться к системе Единого расчетного информационного пространства (ЕРИП), чтобы продавец мог обеспечить приобретение товара путем дистанционного перечисления средств — посредством карточек, через кассы банкоматов, наложенным платежом. Через 12 месяцев после начала работы магазина у покупателей должен появиться выбор — платить ему наличными либо перечислять деньги на счет магазина. А вот уже через два года, согласно идеям разработчиков законопроекта, за товар стоимостью свыше 20 базовых величин надо будет рассчитываться исключительно по безналу — при помощи банковской карточки или посредством электронного кошелька. Правда, это сумма пока считается примерной. "Планка может сдвинуться в большую сторону, в меньшую – вряд ли. Эта мера будет в большей степени защищать потребителя и оберегать от "серых" схем. Предложение еще будет обсуждаться", – поясняет Ирина Наркевич. При этом специалист напоминает о других условиях, обязательных для любого интернет-магазина: на главной странице "сетевой" площадки должны будут указываться данные о продавце, режиме работы магазина, сведения о товаре, но это еще не все – продавцов обяжут обеспечивать хранение информации по расчетным операциям в течение двух лет. "Если продавца-поставщика найти будет сложно, то поднять денежную историю в случае обращений граждан не составит труда", — поясняет причины ужесточения деятельности интернет-магазинов Ирина Наркевич.
 
Официальный товарооборот белорусских интернет-магазинов в 2010 году составил Br 231,6 млрд. Это, к слову, в 3,3 раза больше по сравнению с 2009 годом, но, несмотря на внушительные цифры, на долю интернет-торговли в стране приходится лишь около 1 % от общего объема товарооборота. В развитых странах этот показатель превышает 25 %. А вот в структуре предпочтений белорусы мало чем отличаются от европейцев. Сейчас среди наших соотечественников особой популярностью пользуются онлайн-покупки компьютеров и бытовой техники. В товарообороте отечественных сетевых магазинов на эти позиции приходится по 12 %. Мобильные телефоны и фототовары занимают 9 % и 8,9 %, домашняя утварь и предметы интерьера — 8,2 %, стройматериалы — 6,5 %. В меньшем фаворе пребывают книги и компактные видео- и аудиодиски – 0,2 % и 1 % соответственно.
 
Еще недавно планировалось, что основным инструментом легализации купли-продажи товаров в виртуальном пространстве станет специально созданная электронная система контроля за движением продукции. Но в Министерстве торговли решили не прибегать к такой мере – это достаточно дорогой проект.
Нужные услуги в нужный момент