Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Андрей Величко, /

Фото Barcroft Media
Фото Barcroft Media
Одноколесное устройство способно поддерживать равновесие даже во время передвижения с небольшой скоростью или при остановке.
 
Сохранять баланс на одном колесе очень сложно: останавливаясь, вы начинаете заваливаться в сторону и непременно упадёте, если не удержать колесо вертикально. Поэтому мобильные роботы и большинство транспортных средств имеют как минимум четыре колеса; это, конечно, увеличивает габариты, но...
 
Если же необходима схема моноцикла (уницикла), решением может стать расположение внутри основного колеса еще одного, которое будет постоянно вращаться и превратит конструкцию в подобие гироскопа. Так поступили, например, создатели Gyrover. Однако это требует дополнительных энергетических затрат.
 
Томаш Буратовский и его коллеги, представляющие факультет робототехники и мехатроники Горно-металлургической академии (AGH) в Кракове (Польша), вышли из положения за счет других конструктивных особенностей.
 
В построенном ими прототипе двигатель, аккумуляторы и электроника робота заключены внутрь колеса. Там же находится увесистый рычаг, который может отклоняться вправо или влево и играет ту же роль в балансировке, что и руки ездока на одноколёсном велосипеде. Когда робот начинает заваливаться в сторону, датчики наклона и движения фиксируют это, и рычаг отклоняется в противоположном направлении.
 
Специалисты испытали разработку и опубликовали результаты в журнале Robotics and Autonomous Systems. Они надеются, что устройство найдет применение в спасательных миссиях, где требуется работать под завалами и протискиваться в узкие отверстия, и, возможно, пригодится как обычное транспортное средство. Почему нет?
Подготовлено по материалам NewScientist.
Нужные услуги в нужный момент