• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Год назад в Беларуси выявили первый случай COVID-19. Что сделано за год, а что — нет
  2. Год назад в Беларусь пришел коронавирус. Рассказываем про эти 12 месяцев в цифрах и фактах
  3. «Теряю 2500 рублей». Работники требуют, чтобы «плюшки» были не только членам провластного профсоюза
  4. Экс-директору отделения Белгазпромбанка в Могилеве Сергею Кармызову вынесли приговор
  5. Минчане пришли поставить подпись под обращением к депутату — и получили от 30 базовых до 15 суток
  6. Белоруска едет на престижнейший конкурс красоты. И покажет дорогое платье, аналогов которому нет
  7. Минздрав рассказал, сколько пациентов инфицировано COVID-19 за последние сутки и сколько умерло
  8. Рынок лекарств штормит. Посмотрели, как изменились цены на одни и те же препараты с конца 2020-го
  9. По Мстиславлю уже 5 месяцев гуляет стадо оленей. Жители говорят, что олениха с детенышем ранена
  10. Защитник Бабарико и Колесниковой подал жалобу в суд на лишение его лицензии, но ему отказали
  11. «Врачи нас готовили к смерти Саши». История Марии, у чьей дочери пищевод не соединялся с желудком
  12. Минское «Динамо» проиграло в гостях питерскому СКА
  13. Байкеры пытались отбить товарища у неизвестных у ТЦ «Европа». Ими оказались силовики, парней отправили в колонию
  14. Что происходит в Беларуси 28 февраля. Онлайн дня
  15. Во всех районах Беларуси упали зарплаты, в некоторых — больше чем на 300 рублей
  16. Показываем, как выглядит часть зданий БПЦ на улице Освобождения, ради которых снесли объекты ИКЦ
  17. Один из почетных консулов Беларуси в Италии подал в отставку из-за несогласия с происходящим после выборов
  18. Чиновники придумали, что сделать, чтобы белорусы покупали больше отечественных продуктов
  19. «Дешевле, чем в секонде». В модном месте Минска переоткрылся благотворительный магазин KaliLaska
  20. «Пышка не дороже жетона». Минчане делают бизнес на продукте, за которым в Питере стоят очереди
  21. «Бэушка» из США против «бэушки» из Европы: разобрали, какой вариант выгоднее, на конкретных примерах
  22. Звезда белорусской оперы сказал три слова на видео, его уволили «за аморальный проступок» — и суд с этим согласился
  23. «Усе зразумелi: вірус існуе, ад яго можна памерці». Год, как в Беларусь пришел COVID: поговорили со вдовой первой жертвы
  24. Судьба ставки рефинансирования, обновленный КоАП, дедлайн по налогам, заморозка цен. Изменения марта
  25. «Ситуация, похоже, только ухудшилась». Представитель Верховного комиссара ООН — о правах человека в Беларуси
  26. Секс-символ биатлона развелась и снялась для Playboy (но уже закрутила роман с близким другом)
  27. «Будет готов за три-четыре месяца». Частные дома с «завода» — сколько они стоят и как выглядят
  28. «Куплен новым в 1981 году в Германии». История 40-летнего Opel Rekord с пробегом 40 тысяч, который продается в Минске
  29. Могилев лишился двух уникальных имиджевых объектов — башенных часов и горниста (и все из-за политики). Что дальше?
  30. 57-летняя белоруска выиграла международный конкурс красоты. Помогли уверенность и советы Хижинковой


Леонид Попов,

Из Парижа в Токио за 2,5 часа сможет добираться пассажирский самолет, концептуальный макет которого европейские инженеры показали на французском международном авиасалоне. В полном соответствии с модой авторы проекта особо подчеркивают его экологичность.
 
На авиасалоне в Ле Бурже (Paris Air Show) европейский аэрокосмический гигант EADS представил четырехметровую модель межконтинентального авиалайнера отдалённого будущего. Аппарат называется ZEHST (Zero Emission High Supersonic Transport), то есть "высотный сверхзвуковой транспорт с нулевым выбросом".
 
Фото EADS, AFP
Фото EADS, AFP
По информации Discovery, стартовать ZEHST будет на паре обычных турбореактивных двигателей, но питаться они должны биотопливом, выработанным из водорослей, потому речь идет о сокращении эмиссии CO2. Дальше будет применяться и вовсе водород, а следовательно, выхлоп станет полностью нулевым.

Несмотря на большую скорость и высоту полета, указывают представители EADS, пассажиры нового лайнера не должны испытывать никаких неудобств и чувствовать себя, как в самом обычном самолете.
 
Так, достигнув на обычных двигателях высоты в 5 километров и скорости в 0,8 Маха, аппарат включит пару небольших ракетных движков, работающих на жидком водороде и жидком кислороде.
 
Чуть позже к ним подключится еще один ракетный двигатель, но заметно крупнее первых двух. Он будет представлять собой вариацию тех движков, что применяются в ракетах-носителях Ariane.
 
Вместе эти три агрегата позволят лайнеру набрать высоту в 23 километра и скорость 2,5 М, при этом максимальное ускорение, испытываемое пассажирами, будет довольно мягким - 1,2 g.
 
Далее произойдет еще одна смена используемой двигательной установки. На вахту заступит пара прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Они тоже будут потреблять водород в качестве топлива, но уже атмосферный воздух в роли окислителя.
 
Эти двигатели помогут аппарату достичь крейсерской скорости в 4 М и высоты полета в 32 километра, гласит пресс-релиз компании. На прямоточниках ZEHST и будет лететь большую часть рейса.

ZEHST должен вмещать от 50 до 100 пассажиров. Обратите внимание - половину фюзеляжа занимают баки с ракетным топливом.
 
При приближении к аэропорту назначения гиперзвуковой лайнер выполнит планирующий спуск и торможение, а на высоте 10 километров и уже при дозвуковой скорости будут снова запущены классические турбореактивные двигатели. С их помощью ZEHST сможет выполнить обычную посадку, или при необходимости уйти на второй круг либо запасной аэродром.
 
Все составляющие такого лайнера аэрокосмической отрасли хорошо известны. В том или ином виде такая техника давно тестируется. Ракетные двигатели хорошо отработаны в космических носителях, да и опыты с прямоточными гиперзвуковыми моторами, в том числе и водородными, тоже ведутся не один год. Но все вместе в одном изделии, да еще пассажирском лайнере, никто пока не совмещал.
 
Концерн EADS сообщает, что находится на ранней стадии развития проекта. Так что о сроках его реализации говорить можно лишь приблизительно. Прототип-демонстратор ZEHST должен появиться к 2020 году. Полноценный пассажирский самолет с такой установкой - не раньше 2040 года, а серийным и массовым он должен стать в 2050-м.
 
Полет в стратосфере на четырех скоростях звука, по расчетам европейцев, обеспечит наиболее экономное расходование горючего.
 
Заметим, принятый EADS принцип - последовательное переключение между двигателями разного типа по мере разгона крылатой машины, в общих чертах не раз всплывал в проектах аэрокосмической техники будущего.
 
Куда сложнее придумать универсальный двигатель, который работал бы в пассажирском лайнере либо космоплане от самолетного взлета с обычного аэродрома и до гиперзвуковой или даже первой космической скорости. Именно над таким двигателем сейчас работают в Великобритании.
-10%
-50%
-20%
-30%
-10%
-50%
-70%
-40%
0072641