Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Леонид Попов, /

Из Парижа в Токио за 2,5 часа сможет добираться пассажирский самолет, концептуальный макет которого европейские инженеры показали на французском международном авиасалоне. В полном соответствии с модой авторы проекта особо подчеркивают его экологичность.
 
На авиасалоне в Ле Бурже (Paris Air Show) европейский аэрокосмический гигант EADS представил четырехметровую модель межконтинентального авиалайнера отдалённого будущего. Аппарат называется ZEHST (Zero Emission High Supersonic Transport), то есть "высотный сверхзвуковой транспорт с нулевым выбросом".
 
Фото EADS, AFP
Фото EADS, AFP
По информации Discovery, стартовать ZEHST будет на паре обычных турбореактивных двигателей, но питаться они должны биотопливом, выработанным из водорослей, потому речь идет о сокращении эмиссии CO2. Дальше будет применяться и вовсе водород, а следовательно, выхлоп станет полностью нулевым.

Несмотря на большую скорость и высоту полета, указывают представители EADS, пассажиры нового лайнера не должны испытывать никаких неудобств и чувствовать себя, как в самом обычном самолете.
 
Так, достигнув на обычных двигателях высоты в 5 километров и скорости в 0,8 Маха, аппарат включит пару небольших ракетных движков, работающих на жидком водороде и жидком кислороде.
 
Чуть позже к ним подключится еще один ракетный двигатель, но заметно крупнее первых двух. Он будет представлять собой вариацию тех движков, что применяются в ракетах-носителях Ariane.
 
Вместе эти три агрегата позволят лайнеру набрать высоту в 23 километра и скорость 2,5 М, при этом максимальное ускорение, испытываемое пассажирами, будет довольно мягким - 1,2 g.
 
Далее произойдет еще одна смена используемой двигательной установки. На вахту заступит пара прямоточных воздушно-реактивных двигателей. Они тоже будут потреблять водород в качестве топлива, но уже атмосферный воздух в роли окислителя.
 
Эти двигатели помогут аппарату достичь крейсерской скорости в 4 М и высоты полета в 32 километра, гласит пресс-релиз компании. На прямоточниках ZEHST и будет лететь большую часть рейса.

ZEHST должен вмещать от 50 до 100 пассажиров. Обратите внимание - половину фюзеляжа занимают баки с ракетным топливом.
 
При приближении к аэропорту назначения гиперзвуковой лайнер выполнит планирующий спуск и торможение, а на высоте 10 километров и уже при дозвуковой скорости будут снова запущены классические турбореактивные двигатели. С их помощью ZEHST сможет выполнить обычную посадку, или при необходимости уйти на второй круг либо запасной аэродром.
 
Все составляющие такого лайнера аэрокосмической отрасли хорошо известны. В том или ином виде такая техника давно тестируется. Ракетные двигатели хорошо отработаны в космических носителях, да и опыты с прямоточными гиперзвуковыми моторами, в том числе и водородными, тоже ведутся не один год. Но все вместе в одном изделии, да еще пассажирском лайнере, никто пока не совмещал.
 
Концерн EADS сообщает, что находится на ранней стадии развития проекта. Так что о сроках его реализации говорить можно лишь приблизительно. Прототип-демонстратор ZEHST должен появиться к 2020 году. Полноценный пассажирский самолет с такой установкой - не раньше 2040 года, а серийным и массовым он должен стать в 2050-м.
 
Полет в стратосфере на четырех скоростях звука, по расчетам европейцев, обеспечит наиболее экономное расходование горючего.
 
Заметим, принятый EADS принцип - последовательное переключение между двигателями разного типа по мере разгона крылатой машины, в общих чертах не раз всплывал в проектах аэрокосмической техники будущего.
 
Куда сложнее придумать универсальный двигатель, который работал бы в пассажирском лайнере либо космоплане от самолетного взлета с обычного аэродрома и до гиперзвуковой или даже первой космической скорости. Именно над таким двигателем сейчас работают в Великобритании.
Нужные услуги в нужный момент