• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
  1. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  2. Минское «Динамо» снова проиграло питерскому СКА в Кубке Гагарина
  3. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  4. Белорусские биатлонистки стали вторыми в эстафете, проиграв одну секунду
  5. Год с коронавирусом. В какие страны сейчас могут слетать белорусы и что для этого нужно
  6. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  7. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  8. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  9. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  10. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  11. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  12. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  13. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  14. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  15. Для водителя, который прокатил на капоте гаишника, запросили 11 лет колонии усиленного режима
  16. В Витебске увольняют Владимира Мартова — реаниматолога, который первым в Беларуси честно говорил о ковиде
  17. Итоги ажиотажа: за два месяца техосмотр прошло столько машин, сколько раньше за полгода
  18. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  19. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  20. Новый декан у ФМО БГУ и большой красно-зеленый флаг в Новой Боровой. Что происходит в Беларуси 4 марта
  21. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  22. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  23. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  24. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  25. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло
  26. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  27. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  28. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  29. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  30. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов


Фото: itar-tass.com
Фото: itar-tass.com
Авария со спутником "Экспресс-АМ4", который накануне не вышел на расчетную орбиту, станет серьезной проблемой отрасли связи и отодвинет развитие цифровых технологий в России на несколько лет. Помимо внедрения цифрового телевидения, спутник мог обеспечить связью людей в отдаленных районах страны. Между тем спутник оказался на нерасчетной орбите - есть шанс, что его можно будет использовать. Обзор статей российской прессы о потере спутника составил портал "Заголовки.ru".


Гендиректор компании "Рэйстелеком" Сергей Пехтерев сравнивает срыв запуска "Экспресс-АМ4" с катастрофой на Саяно-Шушенской ГЭС. Авария, по его мнению, затормозит развитие отрасли связи на два-три года, пишет газета "Ведомости". Пехтерев говорит, что "Экспресс-АМ4" - первый в серии "Экспресс", собранный целиком на базе иностранной электроники, поэтому он смог бы проработать 15 лет - в среднем вдвое дольше, чем его предшественники.

"Это серьезный ущерб для отрасли связи", - признала пресс-служба Минкомсвязи. По данным министерства, емкость "Экспресс-АМ4" составляет 2722 МГц, или почти треть всей действующей сейчас группировки из 11 спутников "Космической связи".

"Экспресс-АМ4" был предназначен для предоставления пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференц-связь, передача данных, доступ к сети Интернет). Причем главное в этом перечне - именно цифровое телевидение, отмечает "Независимая газета".

Антенны спутника должны были обеспечить устойчивое покрытие почти всей территории России, а также стран СНГ и Центральной Европы. Присутствовавший на запуске глава Минкомсвязи Игорь Щеголев не жалел самых лестных эпитетов, называл "Экспресс-АМ4" "выдающимся по своим параметрам телекоммуникационным спутником не только для России, но и для всего мира".

Источник в Минкомсвязи признался, что потеря времени огорчает значительно больше, чем материальные издержки, которые можно будет компенсировать с помощью страховки. Спутник был застрахован "Ингосстрахом" на 7 млрд рублей.

"Экспресс-АМ4" создавали два года. Чтобы сделать спутник на замену потерянного аппарата, понадобится не меньший срок. Пока его будут создавать, в лучшем случае на "цифру" удастся перевести некоторые регионы страны. Но для этого придется еще провести ревизию резервных мощностей, которыми располагает российская орбитальная группировка.

Потеряна почти половина аппаратов серии "Экспресс-АМ": российский рынок связи занимают иностранцы

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев накануне на Байконуре рассказывал журналистам, что до 2013 года будет запущено еще шесть аппаратов данной серии. "Они закроют 97% территории России и ряд соседних стран, поэтому Россия сможет сделать этим странам коммерческие предложения по оказанию услуг связи уже через пару лет", - заявил он.

Если "Экспресс-АМ4" утрачен, то получится ровно наоборот: российские потребители все больше будут зависеть от зарубежных спутниковых провайдеров, пишет газета "Известия".

"За последние годы мы утратили полностью или частично три аппарата серии "Экспресс-АМ" из семи, и наш рынок постепенно занимают иностранные операторы: главным образом Intelsat и частично Eutelsat", - констатирует гендиректор компании "Рэйстелеком" Сергей Пехтерев.

"Впоследствии, когда наши новые спутники наконец начнут работать на орбите, будет крайне тяжело вернуть потребителей. Например, порядка 9 млн антенн абонентов "НТВ Плюс" и "Триколор ТВ" сегодня настроены на точку 36 градусов, где стоит спутник Eutelsat W4. Поверить в то, что потребители в будущем повернут эти антенны на другую позицию, практически невозможно", - считает он.

Власти обещают перейти на "цифру" в срок

Возможная потеря спутника "Экспресс-АМ4", запущенного ночью 18 августа, ставит под угрозу выполнение установленных сроков по обеспечению цифровым телевизионным вещанием 19 регионов России, сообщил накануне представитель пресс-службы ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), которое является исполнителем ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы".

На это пресс-секретарь главы Минкомсвязи РФ Елена Лашкина заявила агентству, что сроки перехода РФ на цифровое телерадиовещание, запланированного на 2015 год, из-за возможной утраты спутника "Экспресс-АМ4" переносить не планируется.

По ее словам, в случае невозможности использования космического аппарата "Экспресс-АМ4" для доставки цифрового телевизионного сигнала до пунктов вещания РТРС предполагается более активно задействовать наземные линии связи ОАО "Ростелеком".

"Экспресс-АМ4" оказался на нерасчетной орбите

Пропавший спутник "Экспресс АМ4" вместе с разгонным блоком "Бриз-М" находится на нерасчетной орбите, параметры которой уточняются, сообщил РИА "Новости" источник в ракетно-космической отрасли. "По нашим данным, отделение спутника "Экспресс АМ4" от разгонного блока "Бриз-М" не произошло, и космическая головная часть точно находится на нерасчетной орбите", - сказал собеседник агентства.

Ранее Роскосмос официально сообщил об обнаружении на орбите разгонного блока "Бриз-М", но не уточнил, есть ли в его составе спутник "Экспресс АМ4". Источник в космической отрасли отмечал, что новейший российский спутник связи "Экспресс-АМ4" может быть использован по назначению, даже если будет находиться на нерасчетной орбите.

"Если "Экспресс-АМ4" обнаружат на нерасчетной орбите и выяснится, что он работоспособен, то его все равно можно будет использовать по целевому назначению с вероятностью почти 100%. Главное сейчас выяснить, работоспособен ли этот спутник или нет. Это ключевой вопрос", - сказал собеседник агентства.

Пока же российские и американские средства контроля космического пространства не смогли обнаружить его точное местоположение. 

В Роскосмосе воздерживаются от комментариев по поводу судьбы спутника. "Решением руководителя Роскосмоса создана комиссия для выяснения причин случившегося", - заявил официальный представитель Роскосмоса Алексей Кузнецов.

Неофициально высокопоставленный чиновник космического ведомства высказал предположение, что спутника уже нет, пишет газета "Известия". "Раз его не нашли за весь день, то, скорее всего, он уже упал на Землю. Не исключаю, что разгонный блок во время завершающего включения направил аппарат в неверном направлении", - сказал он.

СМИ выясняют возможные причины аварии

Источник "Ведомостей" в космической промышленности говорит, что сбой, произошедший в четверг, похож на аварию в феврале 2006 года при запуске арабского спутника Arabsat-4A. Тогда на орбиту его должны были доставить те же самые "Протон-М" и "Бриз-М", которые разрабатываются в Космическом центре им. Хруничева. Тогда, в 2006 году, при одном из включений разгонный блок отработал меньше положенного, и космический аппарат так и не заработал.

Специально созданная комиссия будет выяснять причины нынешней аварии с российским спутником, говорит собеседник "Ведомостей". По его словам, похоже, что у комиссии будут вопросы к гендиректору "Хруничева" Владимиру Нестерову.

Газета "Коммерсант" проводит параллели с другой космической аварией. В феврале ракета-носитель "Рокот" с разгонным блоком "Бриз-КМ" (разработки ГКНПЦ имени Хруничева) не смогла вывести военный спутник "Гео-ИК-2" на целевую орбиту - спутник был потерян для Минобороны.

Пробыв на орбите около трех месяцев, он сгорел в атмосфере. Тогда основной причиной произошедшего были названы неполадки в одном из приборов системы управления - КИ45-7, разработкой которого занимался Научно-исследовательский институт прикладной механики имени Кузнецова.

В случае с "Экспресс-АМ4" произошло нечто подобное. Для выполнения поставленных задач разгонному блоку "Бриз-М" нужен определенный комплекс гироприборов (гиростабилизатор с набором электронных устройств). Этот комплекс предназначен для измерения и выдачи в цифровом виде в систему управления параметров движения носителя (ускорения и его положения в пространстве).

Для "Бриза-М" эту систему разрабатывало ФГУП "Научно-исследовательский институт командных приборов" (Санкт-Петербург). По информации "Коммерсанта", неисправность одного из элементов прибора могла повлиять в целом на всю ориентацию гироплатформы, вследствие чего "разгонник" улетел не на ту орбиту. Не исключено, что именно этот вопрос и будет обсуждать созданная комиссия.  

-50%
-15%
-30%
-15%
-20%
-25%
-20%
-10%
-10%
-30%
-40%
0072680