Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


"Меньше работы для всех, выше уровень сервиса для плательщика" — по такому принципу уже не первый год в Беларуси реализуется идея организации единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП), которое для простоты восприятия со временем переименовали в "Расчет". Новый импульс развитию этого проекта придаст Указ Президента от 30 августа 2011 года № 389 "О едином расчетном и информационном пространстве в Республике Беларусь", сообщили в Национальном банке.

"Этот проект уникален — нигде на постсоветском пространстве в масштабах страны подобных аналогов не существует", — пояснил начальник главного управления информационных технологий Нацбанка Олег Веремейчик. И вопрос не столько в технологии, сколько в ноу-хау и колоссальных организационных усилиях, приложенных специалистами финучреждения. Подписанный документ наделяет Нацбанк полномочиями по дальнейшему правовому регулированию деятельности единого расчетного и информационного пространства. Теперь в сферу влияния попадает не только банковская система, но также плательщики и производители услуг.

Кроме того, указом вводится институт платежных агентов, т.е. перечень организаций, которые будут иметь право принимать платежи, расширится. Например, в самое ближайшее время в него могут войти операторы мобильной связи. "Основная идея — повысить уровень сервиса для физических лиц, — подчеркнул Олег Веремейчик. — Платежные агенты будут совершенствовать свои услуги, а ответственность за расчеты остается на банке".

Еще одно важное новшество — создание информационного ресурса с данными о том, насколько педантично плательщики исполняют свои обязательства перед поставщиками услуг. Эта работа проводится в рамках повышения рейтинга Беларуси в исследовании Всемирного банка "Doing Business". Вся инфраструктура практически создана, остается наладить взаимодействие с организациями розничной торговли, которые предоставляют покупателям собственные займы. Дело в том, что раньше при выдаче кредитов банки не могли отследить, оплачивает ли потенциальный кредитополучатель небанковские займы. В то же время, принимая решение о выдаче денег, банкиры предпочитают действовать, следуя простой логике: чем лучше знаешь своего клиента, тем дешевле предоставляемые ему ресурсы. "Если человек без задержек оплачивает коммунальные и другие услуги, то можно рассчитывать, что и по кредиту он будет поступать подобным образом", — поясняет начальник главного управления Нацбанка.

На сегодняшний день в проекте участвуют все 28 банков, которые оказывают услуги по приему платежей. Как для производителя услуг, так и для плательщика важно, что вся Беларусь охвачена огромным количеством точек, где можно произвести оплату, — их более 11,5 тысячи. Если в начале 2008 года, когда проект только стартовал, через систему ЕРИП можно было оплатить всего несколько видов услуг, включая коммунальные, то сегодня в базе данных более 36 тысяч услуг почти от 2,5 тысячи производителей. Для конечного потребителя важно, что он может оплатить счет в любой точке Беларуси — через инфокиоск, банкомат, наличными, используя мобильный телефон, Интернет-банкинг или систему электронных денег. Система крайне выгодна и для производителей: теперь им не нужно заключать прямые договоры с каждым банком или его филиалом, достаточно только зарегистрироваться в системе ЕРИП.

Говоря об экономическом эффекте в масштабах страны, можно привести простой пример. Если 300 производителям в условиях взаимодействия с 30 банками необходимо заключить 9 тысяч договоров, то в условиях ЕРИП достаточно всего 330. Важно, что информация о совершаемом платеже поступает к производителю услуг непосредственно в момент совершения платежа. Многие потребители знают, какие неудобства доставляет порой время ожидания, которое проходит после оплаты за мобильный телефон и до поступления денег на счет. В Нацбанке обещают, что в ближайшее время операторы сотовой связи, подключенные к системе, будут переведены в режим он-лайн, что сократит до минимума время поступления средств.

С точки зрения государства, большой эффект может быть достигнут, когда система ЕРИП полностью покроет ту или иную сферу, например коммунальные услуги. При этом инструмент настолько гибкий, что можно с легкостью проводить опрос потребителей об их отношении к качеству предоставляемых сервисов. "Появится универсальный мощный инструмент мониторинга в режиме он-лайн", — подчеркнул Олег Веремейчик. По его словам, сейчас банки ведут работу по уходу от прямых договоров с производителями, с принятием указа актуализировалась задача перевести в единое пространство платежи, принимаемые в отделениях РУП "Белпочта". К слову, только за август текущего года с помощью ЕРИП было принято порядка 6,5 млн платежей на сумму более 140 млрд рублей. 
Нужные услуги в нужный момент