Николай Щетько,

Глава life:) Озджан Эрмиш – очень интересный и эмоциональный собеседник. Он уже далеко не в первый раз приходит в студию TUT.BY, однако нынешний визит все-таки особенный: после долгого молчания к life:) накопилась уйма вопросов. С конца февраля традиционно "громкая" компания "притихла" почти до самой осени – экономический кризис не мог не отразиться на самом молодом GSM-операторе страны.

О девальвации, повышениях цен, дальнейшей стратегии и новинках life:), убыточности-безубыточности и ярком будущем Беларуси – наше "интервью по понедельникам" c харизматичным турком.  



Интервью с переводом на русский:

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (22,29 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео (288,5 МБ)

Оригинальная версия интервью (английский язык):

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать аудио (22,29 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Скачать видео (288,5 МБ)

– Озджан, вы, несомненно, в курсе тех негативных вещей, которые сейчас происходят в белорусской экономике. Ваша компания уже повышала тарифы с 15 июня, можете ли в целом рассказать, как ситуация отразилась на ваших планах на этот год? 
 
– (говорит по-русски) Здравствуйте! Добрый день, дорогие белорусы! (говорит по-английски) Хочу сказать, что в первую очередь наше повышение с 15 июня затронуло лишь небольшое количество тарифов, которые мы вывели на рынок с появлением life:) около 2,5 лет назад. Действительно эти пакеты были "стартовыми" с очень агрессивными, низкими ценами. В среднем я хочу сказать, что мы не повысили тарифов даже на 10%. Мы не повышали цены на услуги передачи данных, мы не повышали цены на тех тарифах, что доступны сейчас.

Как вы знаете, наша политика в области повышения цен не зависит от девальвации – она зависит от того, как растет экономика, зарплаты людей. Если зарплаты не растут на 70-80-100%, как доллар сейчас, то как оператор может повышать цены? Мы принимаем во внимание не инфляцию, не девальвацию, а то, сколько люди могут заплатить, с учетом того, на сколько у них увеличилась зарплата – ненамного.  
 
Если девальвация случится небольшая, как в прошлый раз, на 30-40%, мы даже не  будем предпринимать попыток поднять тарифы. Но когда происходит двукратная, трехкратная девальвация, конечно, это крайне негативно влияет на наши финансовые показатели: часть наших затрат на оборудование, некоторые затраты на обслуживание – долларовые.

В таком случае нам стоит поднять цены. Но, как я говорил, когда мы повышаем тарифы (в будущем, в прошлом), мы не опираемся только на инфляцию-девальвацию. Мы повышаем тарифы только в соответствии со средним повышением зарплат людей.
 
– Ждать ли новых повышений цен?
 
– Это зависит от того, какой будет ситуация с экономикой в будущем. С одной стороны, если девальвация-инфляция продолжат влиять на нас более сильно и если зарплаты, возможности наших клиентов, людей, всей страны будут увеличиваться, мы можем поднять цены. Но сейчас, в нынешней перспективе, у нас нет никаких планов по какому-либо повышению тарифов.

Но в будущем, так как экономическая ситуация пока нестабильна и стабилизируется лишь со временем, не могу сказать на 100% да или нет, но хотелось бы, чтобы всё стабилизировалось. Недавние новости от МВФ, государства были позитивными. Хотелось бы, чтобы стабилизация произошла и нам не пришлось повышать тарифы в будущем. 
 
Вы (да и все) должны знать, что бизнес в Беларуси – это очень ценно. Мы не смотрим на кризис 2011-го года, мы смотрим в будущее, на 25, 50 лет вперед. Мы верим, что Беларусь – превосходная страна. В отношении людей, социальных возможностей, мира, взаимоуважения людей, интеллекта, возможностей. Я верю, белорусские люди, сама Беларусь будут "звездами" в будущем. Я смотрю на все показатели. life:) должен быть здесь эти 25 лет.

Рост в Беларуси, развитие нашей компании, становление life:) как оператора-лидера в Беларуси гораздо более важны, чем прибыльность или финансовое благополучие в нынешние годы. Нужно рассматривать 20-25-летнюю перспективу. Нам, life:), очень повезло работать в такой красивой стране, как Беларусь. Я верю, группа Turkcell верит, все обладающие информацией люди верят в яркое будущее Беларуси. Поэтому для нас важен рост. 
 
Не забывайте, что только в ноябре-декабре все эти западные финансовые институты, банки, Deutsche Bank, JP Morgan, Standard & Poor`s говорили: "Беларусь – звезда будущего, инвестируйте в Беларусь". Так они говорили шесть месяцев назад! За шесть месяцев всё поменялось – девальвация, инфляция… Я знаю, это временно. Международные силы пытаются помешать Беларуси, это в их интересах.
 
– В общем, вы концентрируетесь скорее на стратегических, нежели на тактических целях?
 
– Да. И это разумный подход: так должны действовать все компании в Беларуси. Наш выход на лидерскую позицию в Беларуси для меня гораздо более важен, чем прибыль в 5 млрд долларов. Да, я думаю именно так. У вас могут быть деньги сегодня, но вы как компания при этом не сможете гарантировать, как пройдут ваши следующие 25 лет.

Я искренне верю, что служить Беларуси, работать в столь замечательной стране – вот стратегическая перспектива, не глядя на эти временные девальвацию, инфляцию. Я верю в это относительно к своему оператору, к стране, к руководству и верю, что все компании должны встать на этот путь.
 
– Вашу позицию разделяют владельцы компании?
 
– Да, безусловно. У нас есть холдинг – 80% нашего акционерного общества владеет life:) и 20% – белорусское государство. И эти владельцы на уровне министерств, на уровне акционеров Turkcell говорят, что "Беларусь важна для нас, важно будущее Беларуси" – и это будущее life:). Поэтому значительное повышение цен, краткосрочная финансовая отдача – плохая стратегия. Так как мою позицию разделяют представители министерств, представители Turkcell, могу сказать это искренне. Не только я лично, своим сердцем, искренен тут, но и владельцы life:). Я слышал это от них и лишь транслирую вам, добавляя свои эмоции.
 
– Несмотря на все эти экономические проблемы вы показали неплохие результаты во втором квартале. Чего ожидаете от третьего квартала? Во втором квартале вы снизили негативную прибыль-EBITDA – насколько это было сложно? Вам пришлось значительно урезать затраты? Когда планируете достичь операционной безубыточности? Возможно ли это в ближайшем будущем?
 
– Если вы помните, около года назад я говорил вам, что девальвация, инфляция – это все может произойти. Что нам нужно делать – это расти, увеличивать абонентскую базу и  объемы пользования ими услуг. Сегодня, по сравнению с прошлым годом, объем использования услуг сети нашими пользователями (минуты, мегабайты) вырос вчетверо. Деньги начинают идти к вам автоматически. Даже если тарифы остались прежними, доходы увеличиваются в четыре раза.

Это доходы. А с точки зрения расходов... мы торгуемся! С Huawei, ZTE, HP – всеми этими компаниями. Мы им говорим: вы обычно от нас получаете, скажем, миллион долларов прибыли, но теперь вы не можете столько получить. Но можете, например, четыре миллиарда рублей. Почему? Потому что раньше один миллион долларов был равен трем миллиардам рублей. А теперь – четыре-пять-шесть. Я не могу дать вам миллион долларов по новому курсу, но если вы хотите работать в Беларуси, быть частью Беларуси, как Huawei, ZTE, любой зарубежный поставщик, вы должны любить Беларусь. Вы не можете говорить: "хочу только доллары и больше ничего брать не буду".

Мы ведем переговоры, снижаем расходы, но при этом увеличиваем сеть вдвое (даже по сравнению с прошлым годом: уже установлена 3000-я базовая станция). Далее мы снижаем наши расходы, даже не столько уменьшаем, сколько переводим их из долларов в белорусские рубли. Сегодня все наши расходы – это расходы в белорусских рублях. Мы не приемлем цен ни в долларах, ни в евро – только белорусский рубль, мы живем в Беларуси.
 
Доходы растут, потому что люди выбирают нас, и мы уже подошли к положительной прибыли. Вы знаете, что в последнем отчете у нас были очень небольшие убытки (отрицательная EBITDA) и мы ожидаем выхода в прибыльность в этом или следующем месяце. Будет очень маленький убыток или очень маленькая прибыль…
 
– Вы собираетесь ее увеличить?
 
– Безусловно! И мы достигли данного показателя без существенного повышения цен (только на небольшой части услуг) просто тем самым что мы сказали своим поставщикам: "вот Беларусь, вы должны уважать белорусский рубль, забыть о долларах, евро. Это Беларусь".
 
– И вы находите понимание?
 
– В смысле?
 
– Они соглашаются?
 
– Конечно, должны соглашаться!
 
Эти глобальные компании, работающие во множестве стран, не только в Беларуси, должны адаптироваться к местным условиям. В противном случае они ничего не продадут. 
 
Всё оборудование: компьютеры, маршрутизаторы – что это? Пластик плюс железо, плюс сталь, плюс интеллектуальная собственность. Пластик дешев, железо – дешево, сталь – дешева, интеллектуальная собственность – уже имеется. Они не производят что-то специально для Беларуси, они производят для мирового рынка. Поэтому каждая разумная технологическая компания, каждый разумный поставщик мирового уровня должны в качестве наиболее важной стратегии принять адаптацию к условиям той или иной страны.

Если они не приспособятся – они проиграют. Они хотят 100 [процентов] прибыли, но если они не адаптируются, то потеряют и 40 – будет ноль. По моему опыту я вижу, что ни одна компания не должна отказаться от наших условий. Оператор должен попросить, должен сказать: "это Беларусь, белорусы могут платить в рублях и вы, уж извините, тоже будете принимать рубли". 
 
Вы не поверите, но крупные компании – Huawei, ZTE… Вы знаете, что Huawei сегодня занимает первое место в мире по 3G-технологиям? Так вот даже Huawei изменили в договорах доллары на рубли. Мы надавили, они это сделали. Я верю, что это – знак уважения к Беларуси, к белорусам, и это положительно отражается не только на экономике страны, но и на наших финансовых результатах.
 
– Озджан, еще один короткий вопрос, мы его немного касались раньше, но все-таки: заместитель премьер-министра Румас назвал вашу компанию одной из четырех самых убыточных в Беларуси. Можете ли вы это прокомментировать? Насколько эта оценка справедлива?
 
– Это одновременно и справедливо, и нет. Существует три различных типа прибыльности. Первая – операционная. У вас есть затраты – зарплаты, операционные расходы, затраты на поддержку. Показатель EBITDA означает, можете ли вы компенсировать эти затраты при условии, что не делаете никаких новых инвестиций. Мы достигнем позитивной EBITDA в этом либо следующем месяце. Это операционная прибыльность.
 
Второй тип прибыльности учитывает CAPEX, капитальные расходы: покупку множества маршрутизаторов и другого оборудования. Даже в европейских странах, в США, чтобы вернуть эти деньги потребуется минимум 7 лет. Может быть в Беларуси понадобится восемь-девять лет. На это нужно время, за два три года это не решить. Если у вас лицензия на 25-30 лет, то, конечно, необходимо подождать 7-8 лет чтобы достичь прибыльности.
 
Третья прибыльность – финансовая. Что это такое? Вы знаете, что наша компания – новая компания. Мы делаем инвестиции в Беларусь – порядка 1 млрд долларов – за счет заемных средств. Мы их взяли у нескольких международных банков. Происходит девальвация, они списывают часть долга в соответствии с уровнем девальвации как потери. Это на бумаге, не в жизни: с "наличностью" проблем нет. Но получается так, что после девальвации от долга 1 млрд долларов (у нас не так много сейчас, потому что часть мы уже выплатили) часть списывается как "переходные потери", это происходит не в реальности. Эти убытки – на бумаге. Да, в этом плане мы убыточная компания. 
 
Но если вы обратите внимание на операционную прибыльность, то ее достижение за 2,5 года – это чудо, даже в мировом масштабе,  в особенности – в мире GSM-операторов. Сегодня наши финансовые дела идут очень хорошо: по части возврата инвестиций мы движемся в соответствии с планом. Ранее мы покупали многое за доллары, поэтому девальвация нас касается по-прежнему, но наши владельцы довольны нашим движением по этому, скажем так, маршруту "инвестиционной прибыльности". Конечно, пока мы не прибыльны тут, мы будем прибыльны через много лет, но наши владельцы счастливы.
 
Что важно для нас? Я обещал нашим владельцам, государству, нашим абонентам, что life:) в 2011 году получит положительную операционную прибыль. Это сделано. Это важно для меня. Через несколько лет, какое-то возможное по международным меркам, мы выйдем и на инвестиционную прибыльность. Так как я верю в светлое будущее Беларуси, думаю, что девальвация и все подобное – лишь игра, и после того как эта мерзкая игра закончится, верю, с нашей финансовой прибыльностью в будущем также будет всё очень хорошо.
 
– Понадеемся, что эти "мерзкие игры" не повторятся. Давайте поговорим о развитии сети. Вы не участвовали в тендере на LTE-частоты, хотя тестировали их в феврале и всё выглядело многообещающе – почему так? Мы не готовы, или это из-за финансового кризиса?
 
– Сегодня, по сравнению с первым годом работы life:) в Беларуси, наша сеть выросла вдвое: как в 2G, так и в 3G. У нас сейчас работают 3000 базовых станций. Наша цель – мы сделали такое предложение нашим владельцам – прийти к 4000 базовых станций в следующем году, 2012. В этом году мы достигнем уровня примерно в 3300 базовых станций.

Если вы сравните количество наших базовых станций с конкурентами, то по числу 3G-базовых станций мы даже опережаем их, они недалеко, но мы впереди. По 2G – они впереди, но мы нагоняем.

По инвестициям мы не делаем никаких остановок, но вы знаете что первые 1,5 года мы были очень агрессивными, быстро дошли до 2000 станций, и теперь, конечно, несколько замедляем процесс. Не стоит ожидать от коммерческой компании, что она будет постоянно инвестировать в сеть значительно больше, чем в среднем по рынку.

Наша цель – достичь уровня рынка в 2G и всё время – это крайне важно – защищать наше лидерство в 3G за счет инвестиций, за счет базовых станций, покрытия, всего. 
 
Я рад, что в сравнительных тестах, которые делает Nokia, Ericsson и другие… что качество нашей сети… окей, у нас есть проблемы с покрытием 2G – в некоторых деревнях и местах, мы будем их решать. Но поверьте, независимые компании Nokia, Ericcsson, Huawei  и другие делают "живые тесты", и в них наши показатели отказов, блокировки – это независимые исследования, кто угодно может проверить – гораздо-гораздо лучше, чем у конкурентов. 
 
– В 2G или в 3G? 
 
– И там и там. Единственная проблема – особенно в 2G – что есть деревни (с небольшим населением: 5000, 3000, 2000), где наш уровень сигнала, к сожалению, по-прежнему слабый. И эта тысяча дополнительных базовых станций предназначена именно для них. Примерно 30% из них будут развернуты на больших вышках, чтобы покрыть деревни повсюду. Но в городской местности, например в Минске, возьмите три телефона, проверьте и вы увидите, что life:) – гораздо лучше.

Наша цель – продолжать инвестировать, нет никаких сомнений, что наши инвестиции в Беларусь продолжатся. Потому что если мы попробуем сократить их, это будет против нашей стратегии: белорусский бизнес для Turkcell Group, для министерства – наших владельцев, для меня как генерального директора life:) – это не бизнес на 2-3 года, это бизнес на 25 лет. Если вы хотите заработать денег в Беларуси за эти 25 лет, тогда вам необходимо инвестировать, всё время приносить новые технологии в страну. В противном случае ваша стратегия будет расходиться с тем, что вы делаете. 
 
– Так что же с новыми технологиями, LTE? Почему не хотите стать лидером в 4G? 
 
– Частоты для LTE, вы знаете, Министерство выставляло на конкурс. Но к сожалению во время проведения этого тендера возникли две проблемы. Вы знаете, что за свои услуги мы получаем белорусские рубли, но растущий доллар влияет на нас как на инвестора.

Обычный наш анализ осуществимости проекта LTE прошел успешно. Вы знаете, что когда компания начинает работу с новой технологией, делает новые инвестиции, они обращают внимание на "выполнимость" проекта. "Выполнимость" включает два аспекта: сколько инвестиций необходимо и какой окажется отдача.

После девальвации объем инвестиций в белорусских реалиях значительно вырос, а с другой стороны… я не хочу говорить "в нормальных условиях", но, может быть, то, что запросило Министерство в качестве оплаты за частоты и лицензию, в обычных условиях было бы и нормально: около 10 млн человек живет в Беларуси, хорошая страна. Так вот,в условиях девальвации при расчете "выполнимости" сумма оказалось огромной.

С одной стороны, очень дорогое оборудование, с другой – высокие тарифы на лицензию/частоты, и доходы – как я уже говорил, мы получаем деньги за передачу данных от белорусских пользователей в белорусских рублях.

Несмотря на то что произошла 70%-я девальвация (а на межбанковском и черном рынке – даже выше), мы не можем повысить цены на наши тарифы по передаче данных, их нельзя поднимать, особенно – так намного. В итоге наша оценка "выполнимости" дала негативный результат, но хочу сказать, что никто из конкурентов не принял участие в конкурсе – думаю, ситуация у них такая же.

Когда в страну придет стабильность (я ожидаю, что это произойдет в самом скором времени), у life:) сохранятся намерения по инвестициям в LTE. Мы сохраняем свои огромные LTE-амбиции, но ждем появления экономической стабильности. Хочу добавить, в этом году мы не зацикливались на этой технологии, но реализовали на всех базовых станциях HSPA+ c теоретически очень высокой скоростью. И на практике наша скорость в зонах с поддержкой HSPA+ выросла очень сильно, теперь по всей стране у нас HSPA+. Мы продолжаем работу по проектированию и инженерному обеспечению будущей LTE-сети. Когда эта дурацкая игра с долларом закончится, мы будем просить у Министерства LTE-частоты, будем инвестировать в это.
 
– В общем, вы от задумки не отказываетесь?
 
– Нет, разумеется. Мы не можем: LTE – это очередной шаг в развитии передачи данных, а услуги передачи данных в Беларуси – это хороший бизнес. Мы не должны отказываться, да и никто не будет отказываться: конкуренты тоже не скажут, что "мы отбрасываем LTE". LTE – это будущее Беларуси.
 
– И в каком году оно наступит? Может, в 2013?
 
– Этот вопрос (вторая половина 2012 или первая половина 2013) мы обсуждали со своими инвесторами. Мы пока не определились, да и бюджет пока не одобрен. Но наиболее вероятно, что мы будем планировать, готовить себя для инвестиций в LTE. Как я уже говорил, вопрос еще не решен, но наиболее вероятно, что всё пойдет именно так, потому что в экономическом смысле я думаю Беларусь скоро исправится.
 
– Вторая половина следующего года, верно?
 
– Для инвестиций в LTE – да.
 
– Пользователи. Сколько их у вас? 1,5 млн пользователей? 
 
– Уже более 1,5 млн пользователей! 
 
– Вы довольны динамикой роста абонентской базы? Сколько ваших абонентов сейчас используют мобильную передачу данных?
 
– Наша цель – два миллиона, желательно, к концу года, но это будет так или иначе зависеть от рынка. У нас сейчас 1,5 миллиона пользователей и мы на пути к 1,6. Мы удовлетворены и очень счастливы по этому поводу. Мы также рады, что наши пользователи все чаще использует SIM-карту life:) в качестве единственной. В прошлом году, например, абонент приносил 10 рублей, а сейчас – 80-90 рублей. 
 
– Ваша средняя доходность с абонента растет…
 
– …да-да, ARPU растет. Вы можете видеть, когда сравниваете квартал с кварталом (конечно мы не говорим про прошлый год), что наш ARPU растет. 
 
Я очень рад, что мне удалось донести это на нескольких международных конференциях например, в ЕС (Амстердам). В ноябре поеду в Лондон (Великобритания) на еще одну интернациональную конференцию, буду выступать на мероприятии GSM World Congress, также в этом году. И везде я рассказываю, что 40% пользователей life:) используют передачу данных. В Европе обычно 25-27%, наши конкуренты не сообщают, какой процент у них, но я не думаю что у них более 20%. Так что наши пользователи услуг передачи  данных – очень молодые, динамичные, интеллектуальные, это люди, достигающие своих целей, поэтому сорок процентов абонентов, использующих передачу данных у life:), – большая честь для нас.

Это означает, что наш пользователь – это хорошо разбирающийся в технологиях пользователь, а у life:) – самое крупное "модерновое" сообщество. Не то что, как раньше говорили только: "life:) – это бесплатное сообщество! Подключайтесь и говорите друг с другом бесплатно". Мне не нравится, когда концентрируются только на этом. life:), конечно, бесплатное сообщество, как и в Украине, но теперь все исследования показывают, что life:) это самое большое сообщество современных людей.

Они подключаются к life:), они принимают технологии, используют их. И это не только потому, что мы первыми запустили 3G и HSPA+ в Беларуси, но потому что у наших пользователей такой характер. 3G, технологии, мобильные платежи – они используют все подобные услуги. Вот почему сообщество life:) – самое "современное". Я также полон гордости за это наше сообщество из более чем полутора миллионов пользователей.
 
– Уточним: 40% ваших пользователей используют услуги передачи данных или именно 3G?
 
– 3G, услуги передачи данных по технологии 3G. Это очень важно, потому что многие европейские операторы по прежнему используют EDGE.

У нас случай другой, потому что с самого начала мы сделали 3G всюду. И это большой успех. Особенно на рынке модемов: на рынке USB-модемов мы остаемся лидерами. Я очень горд. Иметь больше пользователей – это важно, но иметь больше пользователей технологий будущего – думаю, это гораздо более почетно для меня. 
 
– Если говорить о мобильной передаче данных, вы недавно анонсировали несколько "безлимитных" мобильных интернет-тарифов, которые тепло воспринял рынок и ваши конкуренты. Как их приняли ваши абоненты? Удовлетворены ли вы их успехами? Планируете ли отвечать на безлимитное предложение МТС?
 
– Это не вопрос конкуренции. Я верю, что скорость обмена данными по всему миру растет. Хочу сообщить, что вчера, ой, извините, на прошлой неделе (в первой декаде сентября. – Прим. IT.TUT.BY) компания Huawei сообщила о достижении скорости 5 Гбит/с при передаче данных через USB-модем. Пять гигабит в секунду! Невероятно!!! Смотрите, куда добрались технологии!

Сегодня они очень доступны, люди просят все больше данных. ADSL, фиксированный интернет-доступ – все это отомрет. Люди будут использовать USB-модемы и получать высокую скорость. Технологии идут в этом направлении. Операторы тоже должны двигаться в этом направлении. Конечно, с оглядкой на емкость сети, не одновременно: не то что щелкнул пальцами - и заработало. Но все операторы придут к безлимитному интернету.

Сегодня мы представляем [безлимитный] интернет со скоростью 512 Килобит в секунду и моя цель, после наращивания емкости дополнительными базовыми станциями, повысить  скорость безлимитного интернета до 1 Мбит/с. А с приходом LTE мы сможем достигать скоростей 2 Мбит/с, 5 Мбит/с! Это – будущее. Конечно, все конкуренты будут использовать это. Но знаете, чем я доволен? life:) – первый. 
 
– Да, вы правы.
 
– Я говорю от чистого сердца: если бы life:) не запустил своего безлимитного пакета, сделал бы МТС или кто-то ещё что-то подобное? Нет, никогда! life:) делает, а они за нами повторяют. Это вопрос чести. Я даже не называю это конкуренцией: хорошо, что это делает МТС, velcom, все делают – пользователям более комфортно становится использовать данные, но я также верю, что так как белорусы видят, кто первым им предлагает подобные возможности в стране, и это в life:) для них важно, поэтому среди наших абонентов 40% пользуются мобильной передачей данных. Я верю, что сегодня, среди молодежи, студентов, ассистентов, молодых специалистов – целеустремленных людей со знанием технологий, сотрудников государственных и частных предприятий, всех кто хорошо понимает технологии, я верю, что имидж life:) для них гораздо лучше, чем имидж наших конкурентов. Почему? Потому что мы пионеры: первые бесплатные звонки в сети, 3G, HSPA+, безлимитный интернет… Люди это понимают! Это очень ценно. 
 
Для пользователей  важно, как работают эти тарифы. Вы знаете, что после того как мы запустили безлимитный интернет, МТС тоже сделал предложение, но вот, что я хочу сказать, очень открыто: и в нашем пакете, и в их пакете есть "этический лимит". Около 30 ГБ, я точно не помню. Вы знаете, что они сделали? У нас "этический лимит" – 30 ГБ (или 50 ГБ, не помню). У них лимит такой же, но при этом не более 1 ГБ в день! А один фильм – 1,5 гигабайта! Поэтому пользователь не может использовать этот интернет без ограничений: если вы делаете ограничение 1 ГБ в день, а фильм – 1,5 ГБ. Мне неприятно это ограничение. Наш "этический лимит" установлен на месяц. На месяц. Вы эти гигабайты можете потратить хоть за день. 
 
Зачем же так с пользователями? Я скажу так, как наш ноль – настоящий ноль (не три-пять человек, не на три-пять месяцев – а навсегда, каждому), так и наш безлимитный интернет – по-настоящему безлимитный, без всяких дневных лимитов.
 
– Как новые тарифы отразились на уровне нагрузки в вашей сети? Получали ли вы какие-то жалобы от абонентов?
 
– Нет-нет. Вы знаете, мы используем нашу сеть по части передачи данных только на  35% или около того. Мы не перегружаем ее. И это – наша стратегия на будущее. Количество базовых станций увеличится с 3000 до 4000, и, следовательно, до прихода LTE мы будем уверены в том, что используем сеть – а емкость у нас очень хорошая, в 3G мы много инвестировали – не только для данных-данных-данных, чтобы люди рано или поздно начали жаловаться на низкую скорость, а что тонко настраиваем сеть оптимальным образом, балансируя между безлимитностью и качеством. Поэтому у нас нет жалоб и,  думаю, что в ближайшие 2,5 года жалоб на эти тарифы не появятся – у нас есть необходимая емкость, и, с другой стороны, мы расширяем сеть.

Но после прихода LTE я уверен что безлимитные пакеты будут другие: может, не 256 Кбит/с, а 5 Мбит/с, я не знаю. Но до прихода этой технологии – один-полтора года, максимум – два. Думаю, что 1,5 года – оптимальное время. До прихода этой технологии нам необходимо балансировать между комфортом для пользователей безлимитных тарифных планов, чтобы этот комфорт был реально комфортным.
 
– Великолепно! Время беседы уже понемногу подходит к концу, но есть еще несколько вопросов. Что ждать от life:) до конца года? Новые устройства, тарифные планы? До запуска мобильных анлимов вы вели себя достаточно "тихо"... 
 
– У нас два основных направления: технологии и бесплатные разговоры.  Недавно мы представили предложение, в рамках которого пользователи могут разговаривать совершенно бесплатно – не платить нам даже рубля – до 2013 года с тремя номерами в сети life:). Если он доплатит небольшое количество денег ежемесячно (6900) – то и со всеми пользователями life:).

Мы сделали это, потому что некоторые люди хотели попробовать life:) – в семье, в небольшой группе. И когда они видят, что качество их устраивает, они соглашаются платить ежемесячно за пакет. Мы уже сделали это, впервые в Беларуси – вы совершенно ничего не платите, до 2013 года, просто разговариваете между тремя номерами бесплатно.
 
Также мы привезли новые смартфоны, 15 тыс. аппаратов, они уже в точках продаж. Мы устанавливаем очень приемлемые цены: 39 900 рублей в месяц на 18 месяцев. Если вы умножите это на 18 месяцев то получится половина рыночной цены, плюс мы даем пакеты внутрисетевых услуг бесплатно.

Мы заказали смартфоны на Android, еще 16 тысяч от Huawei, а еще планшеты. В октябре-ноябре все эти телефоны будут проданы. В тарифах на телефоны мы не повышаем курсы, хотя обычная цена на мобильные устройства за последние шесть месяцев выросла вдвое, в нашем случае рост составил, может быть, 20%. Цена достаточно выгодная. При этом качество очень хорошее: вы знаете, что Huawei – производитель N1 телефонов с 3G в мире. Я использую свой тестовый телефон уже три года, и с ним по-прежнему всё ок. Это одно из направлений, в которых мы продолжим работать. 
 
К Рождеству наши ребята планируют новую кампанию с тарифом для голоса и данных, вроде "всё-в-одном", но, понятное дело, что я пока не могу сообщить подробности – он еще не утвержден. Но вы знаете, что life:) каждый месяц, каждую неделю ищет новое. Например, сегодня во всех университетах мы напрямую работаем с абонентами, даем им бесплатные модемы – это новое, и мы не останавливаемся. Телефоны, модемы, новые "нулевые" тарифы – всё это продолжится. Наша цель – сохранить лидерство по доступности, "настоящему нулю" и мобильному интернету. 
 
– Планирует ли life:) выходить на корпоративный рынок? Будете ли фокусироваться на этом?
 
– Да-да-да! Очень хороший вопрос. До нынешнего месяца мы не очень агрессивно работали с корпоративными заказчиками. Последние три-четыре месяца мы готовились, готовили корпоративные тарифы, услуги – вроде услуг по отслеживанию, FCT (когда с одного мобильного терминала несколько устройств, ноутбуков могут работать вместе).

Мы также сейчас готовим несколько важных корпоративных сервисов, очень хорошо известных в мире и с 1 октября запустим бренд "Бизнес life:)". Позовем журналистов, многих представителей крупных предприятий как государственных, министра. На этом мероприятии мы представим наши корпоративные тарифы и услуги. Рынок должен знать, что с 1 октября life:) крайне агрессивно будет работать в корпоративном сегменте: у нас новый дизайн, новые рекламные материалы, в общем, новый бренд – Бизнес life:), думаю что он будет очень успешным. 
 
– Смайлик останется?
 
– Не помню точно, но вроде бы улыбки будет гораздо меньше, но преимуществ – гораздо больше. Корпоративный рынок во всем мире - это чуть меньше эмоций, что-то более зрелое. У нас будет такой же стиль в рекламе: Бизнес life:) будет более серьезным по сравнению с обычными нашими предложениями, имиджем бренда.
 
– То есть у life:) появится суббренд?
 
– Да. Компания та же, но суббренд.
 
– Вероятно, последний вопрос от меня: в чем сейчас заключаются главные вызовы для life:)? Кроме девальвации и так далее…
 
– Вижу три основных вызова для life:).

Технологии развиваются фантастически: мобильная коммерция, сообщения из Facebook/Twitter через SMS... Я всегда говорю нашим сотрудникам, life:) должен быть провайдером интернет-услуг. Все, что люди могут сделать на своем компьютере, мы должны предоставить им возможность делать то же самое через свой Android-смартфон, даже еще удобнее. Это слияние интернет-миров очень важно.

Пользователи должны ходить на Google, Yahoo, Одноклассники, другие сервисы, пользоваться мобильной коммерцией. Они должны получить возможность покупать с телефона, я не знаю, ботинки – и самые лучшие цены должны устанавливаться для этих покупателей с мобильных телефонов. Это первая сфера, мы в ней работаем. Она даже важнее, чем тарифы на передачу данных. Мы должны принести все многообразие в телефоны людей: развлечения, товары, платежи, всё. 
 
Второй важный вопрос для life:), вызов… Мы очень хорошо себя чувствуем в сегменте молодых людей, целеустремленных, "белых воротничков", но если люди не так сильно ориентированы на технологии, не понимают тарифы, "свободу", комфорт – то это "консервативный сегмент". В этом сегменте у нас не получается быстро донести информацию о себе, мы должны работать гораздо активнее не только над новыми идеями тарифов, но и над тем, чтобы донести их пользователям из этого сегмента. Наши  молодые пользователи должны объяснять, помогать life:) информировать своих родителей. А мы должны стимулировать молодежь. Например, сказать им, что если вы приведете папу-маму-дядю-… то получите, не знаю, какой-нибудь хороший тариф от life:), бонусы… Наши сотрудники из отдела маркетинга должны подумать об этом. Они думают, но это по-прежнему вызов, мы должны активно работать над этим.
 
И третья сфера вызовов – это, конечно, страна. Так как лично я верю, что Беларусь… Снова скажу, что пять-шесть-восемь месяцев назад все американские, европейские организации говорили что "Беларусь – это здорово, инвестируйте в Беларусь, суперстрана, суперлюди, образованные, умные, суперруководство, все очень стабильно, все по правилам, никогда не обманут" и все такое. Но через 5-6 месяцев... Я не слишком хорошо понимаю эти экономические вопросы, но идут некоторые, скажем, "зарубежные игры" с этой девальвацией. Хотя страна ведь по-прежнему Беларусь! Люди по-прежнему умные, интеллектуальные, уважают, любят друг друга – поэтому ничто Беларусь не остановит. Это даже не "вызов", но хотя в краткосрочной перспективе экономические проблемы влияют на нас негативно, но у нас есть уверенность в белорусских людях, в их будущем. Это не вызов, просто тяжелое время, которое нужно переждать. Не нужно волноваться, мы знаем будущее.
 
– Спасибо Озджан вам за беседу, спасибо за вашу веру в Беларусь. И последний традиционный вопрос от меня: ваше пожелание нашим читателям, посетителям, зрителям. Пожалуйста!
 
– Мое пожелание – оставайтесь белорусами. Быть белорусом – самое важное качество, одно из лучших. Я был во многих странах. Желаю всем оставаться белорусами и хочу сказать вам несколько слов на русском. Мой русский стал несколько лучше. Позволите? 
 
– Да, безусловно!
 
– (говорит по-русски) Я хочу сказать большое спасибо всем нашим абонентам, которые пришли к нам! Вместе мы стали одной большой семьей life:). Именно абоненты, вы создали life:). Вы помогли присоединиться к нам своим родным, друзьям, знакомым... И уже сейчас более 1,5 миллиона белорусов пользуются life:). Белорусы очень образованные, трудолюбивые и искренние. Я рад, что у меня есть возможность работать в Беларуси. И вижу, что все больше белорусов выбирают life:). Мы всегда рады новым друзьям и будем предлагать своим абонентам самые доступные и самые современные услуги. Спасибо Беларусь!
 
 

Озджан Эрмиш 
 
Озджан Эрмиш (Ozcan Ermis) родился 2 июля 1970 года в Стамбуле, Турция. В 1992 году окончил Босфорский университет (Стамбул, Турция) по специальности "механическая инженерия". В 1993 году получил степень MBA в университете Богазичи (Стамбул, Турция). 
 
С 1992 года работал младшим менеджером по маркетингу в компании Super Oto, ассистентом менеджера проектов в компании Rumeli Telekom, специалистом по тарификации, директором по маркетингу компании Telsim. С 2004 года – директор по маркетингу и продажам Vodafone Turkey. 
 
В 2006–2008 годах – директор по маркетингу и продажам индивидуального сегмента ООО "Астелит" (оператор life:) в Украине). 
 
Член Союза развития телекоммуникационного законодательства в Турции. Член группы стратегий и маркетинга GSM Association (GSMA). Член Турецкой ассоциации инженеров-механиков. Награжден Турецким советом по исследованиям и развитию за лучший проект в сфере электромеханики. Женат, двое детей. Хобби: футбол, путешествия.
-25%
-10%
-17%
-44%
-20%
-15%
-20%
-40%
-15%