Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Екатерина Синюк,

фотоС этого года в некоторых белорусских школах стартовал эксперимент, суть которого заключается во внедрении в образовательный процесс портативного устройства – нетбука, с которым ребенок, согласно рекомендациям медиков, может работать на уроках всего лишь 15 минут. Однако если родители считают, что работа ребенка с нетбуком может вызвать возможные осложнения в состоянии его здоровья, они вправе не подписывать согласие на его участие в эксперименте. Но что такое 15 минут в школе за нетбуком, если, судя по возгласам родителей, дома от компьютера или телевизора современных детей вообще невозможно оторвать.

Аналогичный эксперимент проводился в Украине. Как рассказала в эфире TUT.BY кандидат медицинских наук, заведующая отделом гигиены детей и подростков Республиканского научно-практического центра гигиены (РНПЦ гигиены) Татьяна Пронина, его результаты показали: на психику работа с нетбуком не оказывает особого действия. Но, например, у детей младшего возраста такие исследования еще не проводились, и, следовательно, для получения "правдивого ответа" нужно следить за последствиями компьютерного воздействия годами. "Все проявляется не сразу", - сказала она.

В то же время, как рассказал TUT.BY психолог-практик, преподаватель кафедры психологии Брестского госуниверситета им. А.С. Пушкина Алексей Северин, еще до внедрения в школы нетбуков – в 2010-м - начале 2011-го - в нескольких белорусских школах проводились и другие эксперименты. Они были направлены на выявление у детей компьютерной игровой зависимости, поскольку, по словам педагога, из всех видов “компьютерных зависимостей” именно игровой наиболее подвержены школьники.

Эксперименты организовывал сам педагог Северин в среднеобразовательных школах, интернате, приюте в Витебске, Гомеле, Бресте, Жодино, Борисове и Жабинке. Выборка составила 875 мальчиков-подростков в возрасте 14-16 лет. По словам педагога, предварительное исследование показало, что девочки в игровой компьютерной зависимости почти “не провинились”: им, согласно гипотезе А. Северина, больше интересны виртуальные знакомства, нежели игры.

“Зависимость мы определяли как путем опроса, так и путем изучения перцептивных ощущений ребенка. Дело в том, что от долгого сидения за компьютером и от однообразного щелканья мышкой у ребенка слабеют тактильные ощущения. В ходе экспериментов мы давали детям попарно разные фигурки, которые отличались толщиной, высотой, весом и др. критериями, а дети, ощупав их, должны были сказать, чем фигурки отличаются, и назвать как можно больше критериев”, - рассказал педагог.

По результатам исследования школьники были разделены на три группы: подростки с отсутствием компьютерной игровой зависимости – 48% от всей выборки; подростки с риском появления компьютерной игровой зависимости – 29%, и в третью группу вошли подростки с наличием зависимости – 23% Как видим, 52% , т.е. большая часть подростков, и без школьных нетбуков уже “зависимы”, и на их проблемы со здоровьем повлияли вовсе не школьные нетбуки.

“Мальчики, у которых была замечена игровая зависимость, не могли сказать, чем отличаются фигурки на ощупь, у них нарушена моторика рук. У детей с риском появления зависимости такие нарушения тоже есть, но они пока на начальной стадии”, - объяснил А. Северин.

А что будут помнить нынешние дети из их онлайн-детства?

Недавно TUT.BY задавал своим читателям вопрос о том, чем занимаются их дети в свободное время. Как ни странно, вместо ответов юзеры-родители стали спорить, чье детство было лучше: их или их детей.

"В мое время детство было посвящено чтению, играм во дворе с подружками. Ходили в походы, на детские площадки. Любимыми играми были жмурки, прятки, прыгали "в резинку", в "классики". У нас было более счастливое детство, мне так кажется".

"Дети сейчас ни во что не играют – разучились. И каждый разумный родитель старается по максимуму занять их свободное время, чтобы оно не было потрачено на телик и комп".

"Я в возрасте от 10 до 14 лепил из пластилина макеты средневековых замков! Создавались целые государства с армией, инфраструктурой, символикой и разнообразным вооружением от луков и копий до пушек и катапульт, рвы вокруг замков наполнялись водой, через них перекидывались мосты на цепях, залы были застелены коврами, заставлены мебелью".

"В моем детстве друзья были не в онлайн, а во дворе! Мы звали друзей гулять не по телефону, а кричали: "Выходи!". У нас не было крутых телефонов, а были дневники и анкеты... Наше детство было круче!"

"А мы в классе 7-8-9 во дворе играли в "Два капитана". Куча незнакомых людей... Я даже не все имена знала, но мы всё равно играли. По 2-3 часа, пока не темнело".

"Мой сын ходит в спортивную секцию, на кружок по электронике и на музыку. На выходных, конечно, можно и погулять, но, что самое интересное, прогулке с друзьями он всегда предпочтет компьютер. Приходится выгонять силой".

"Если у тебя старый комп, то ты – лох?"

Между тем некоторые родители, наоборот, не видят ничего плохого и неправильного в таком положении вещей: дескать, поменялось время, поменялись и дети. "В условиях технического прогресса компьютерная зависимость становится доминирующей формой поведения молодежи, - говорит Алексей Северин. - Широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, большое количество игровых компьютерных клубов сегодня действительно немного "виртуализирует" детство".

Например, "раньше компьютер был показателем большей состоятельности, но современные технологии", отмечают наши читатели, "перестали делать технику в доме чем-то особенным". "Сейчас дети хвастаются друг перед другом крутыми мобильниками, и если у тебя старый комп, то ты – лох", - говорит, вероятно, языком своего чада одна из наших читательниц.

Что делают дети вне школы?

Выходит, ничего удивительного: с появлением в семье компьютера и начинаются нарушения, связанные с его использованием, говорит А. Северин. Вероятно, родителям стоит уделить время на то, чтобы узнать, чем их дети занимаются вне школы.

Кстати, компьютерная игровая зависимость - не единственный "бич" современных детей. Ученые отмечают, что дети младшего возраста имеют пристрастие к мультикам и телевизору, мальчики 10-18 лет – игровой зависимости, девочки и старшеклассники – не только игровой, но еще и интернет-зависимости.

В этом плане опасение медиков понятно, ведь регулярное предпочтение компьютера, телевизора и прочей техники при минимальном нахождении на свежем воздухе, не говоря уже о посещении кружков и секций по интересам, часто приводит к появлению проблем со здоровьем и психикой. Исходя из опыта наших читателей, дети которых "загружены" кружками и репетиторами и у которых времени на "технику" вроде как меньше, они при любом удобном случае всё равно тянутся к этому увлечению.

Как рассказала TUT.BY научный сотрудник отдела гигиены детей и подростков РНПЦ гигиены Инесса Жуковская, родители должны помнить, что прогулки и активный отдых на свежем воздухе для детей должны быть регулярными. Продолжительность таких прогулок для детей младшего школьного возраста должна быть не менее 3 часов в день, для детей среднего школьного возраста – 2,5-3 часа, для старшеклассников – 2-2,5 часа, а в выходные дни и каникулярное время на 1,5-2 часа больше.

По ее словам, длительность просмотра телепередач для младших школьников рекомендуется не более 1 часа, для детей с 10 лет – до 1,5 часов. Что интересно, 10-15 минут непрерывной работы за компьютером для младших школьников – самое оптимальное время. Для школьников 5-7 классов – это 20 минут, 25 минут - для 8-9 классов, 30-50 минут для старшеклассников. Компьютерные игры с навязанным ритмом не должны превышать 10-15 минут, подчеркнула специалист РНПЦ гигиены.

При этом "в случаях, когда дети часами просиживают за монитором, рекомендуем установить программу "принудительного перерыва", которая в установленном режиме блокирует операционную систему компьютера", - говорит И. Жуковская.

Одно из главных условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, - оптимальная двигательная активность. "Интенсивность движений, выраженная в количестве локомоций (например, шагов), с возрастом увеличивается и рекомендуется в пределах 11-15 тыс. шагов в сутки для шестилеток, 15-20 тыс. шагов – для детей 7-10 лет, 18-25 тыс. шагов – в 11-14 лет, 25-30 тыс. шагов – для юношей и 20-25 тыс. шагов – для девушек", - рассказала специалист.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-25%
-30%
-45%
-18%
-20%
-20%
-10%
-20%
-70%