Мария Друк,

Как-то специалисты МНС заметили: выручка индивидуальных предпринимателей от розничных продаж через интернет-магазины в 1,5—3 раза превышает выручку их коллег, что работают в стационарных торговых точках. Только за 2010 год, согласно данным Минторга, товарооборот от онлайн-продаж составил Br 231,6 млрд. Это неудивительно, ведь для покупателей такой вид шопинга крайне привлекателен: и время экономится, и цены ниже, да и доставят понравившуюся вещь прямо к порогу квартиры. Но за последнее время, как признаются представители интернет-торговли, их жизнь круто изменилась. Всего за полгода "виртуальным" продавцам удалось пережить и невиданные доселе всплески продаж, и настолько же стремительное падение спроса…

Уход со "сцены"

По данным Управления организации торговли и услуг Министерства торговли, в Торговом реестре Беларуси в середине ноября было зарегистрировано свыше 4 тыс. интернет-магазинов, что примерно на 1,5 тыс. больше, чем в последний месяц осени 2010 года. Таким образом, официальная статистика говорит о том, что количество виртуальных "прилавков" растет. Но в то же время представители компаний, которые занимаются размещением на своих серверах интернет-магазинов, констатируют, что за последние полгода сетевых торговых точек на просторах Байнета поубавилось.

Проблемы на валютно-финансовом рынке серьезно подкосили бизнес владельцев виртуальных "прилавков". Сложности у интернет-торговцев начались еще весной. Сначала из-за нехватки наличной валюты им приходилось постоянно выкручиваться для того, чтобы не терять разнообразия в ассортименте. Потом благодаря выросшему курсу виртуальная розница вынуждена была пойти на обратные меры: оптимизировать ассортимент, стараясь предугадать возможные желания потребителей. Причина тому — снижаю­щиеся объемы товарооборота.

Специалисты говорят, что в сложившихся условиях "выживут" далеко не все магазины — мелкие уже закрываются, а те, что чуть покрупнее, пока еще держатся на плаву, раздумывая, не взять ли на время паузу в работе. Компания-разработчик крупнейшей в стране системы электронной торговли констатирует закрытие ряда торговых площадок. "Только за май—июль мы потеряли 10—20 % своих клиентов, еще 15 % приостановили работу: кто на 3 месяца, кто на полгода", — замечает ее директор Александр Алексютович.

Впрочем, говорить о сложностях рынка интернет-торговли стоит с очень большой оговоркой. Не секрет, что большинство "сетевых" торговых площадок относится к категории "клонов". Предпринимателю всегда было выгоднее открывать сразу 5—6 разных магазинов и ждать поступления заказов от клиентов в нескольких направлениях. До недавнего времени интернет-торговля считалась одним из наименее затратных способов розничной реализации товаров. Ведь создать виртуальный магазин гораздо проще и дешевле, чем, допустим, открыть реальную торговую точку. Поэтому неудивительно, что у одного владельца могли одновременно работать десятки интернет-площадок. Теперь же получается, что уход с рынка одного ИП может в итоге означать закрытие сразу нескольких магазинов.

Реже и меньше

Обидно, что нынешнее снижение покупательной способности происходит уже после того, как в конце весны — начале лета белорусы активно вкладывали деньги не только в стационарные магазины, но и в виртуальные. Потребительский ажиотаж прошелся ураганом по интернет-прилавкам. "В апреле люди активно скупали бытовую технику, в частности холодильники и стиральные машины. Но уже во второй половине мая, июне, июле спрос стремительно пошел вниз: самые ликвидные позиции закончились, возникли перебои с поставками импорта, сузился ассортимент. Мы с импортной продукции переориентировались на товары отечественных марок "Атлант" и "Гефест": на фоне растущего доллара цены на эту отечественную технику выглядели более чем привлекательными. И уже к концу августа темп продаж начал постепенно восстанавливаться, позже на эту тенденцию повлияло и появление в обменниках валюты. Но все равно по сравнению с прошлым годом мы "недобираем" примерно 25—30 % продаж", — рассказывает заместитель директора интернет-магазина Сергей Вайнилович. Специалист замечает: сегодня в почете у покупателей качественные стиральные машины и холодильники, но уже стараются выбирать то, что подешевле. Что же касается мелкой бытовой техники, то здесь нередко выбор покупателя падает отнюдь не на товары от ведущих мировых производителей. Потребитель начал обращать больше внимания на фены, чайники и тостеры китайского производства, хотя раньше в лидерах продаж были исключительно брендовые продукты.

"Объемы продаж не идут ни в какое сравнение с предыдущими годами. Они снизились просто катастрофически. Если летом мы еще кое-как "вытягивали", то сейчас дела все хуже и хуже. По сравнению с 2010 годом покупать товары стали в 2 раза меньше. И это несмотря на то, что постоянно проводим акции, предоставляем скидки, дарим подарки", — рассказывают в одном из онлайн-магазинов по продаже бытовой техники.

Как уверены специалисты, в некоторых виртуальных магазинах начало традиционного предновогоднего всплеска продаж уже можно считать проваленным. "В прошлом году к концу ноября количество покупок выросло в 4 раза, а сейчас продажи хуже, чем весной. Просто мертвый сезон какой-то!" — жалуются в одном из интернет-магазинов, торгующих компьютерной техникой и аксессуарами. Похожая ситуация наблюдается во многих "сетевых" торговых точках Байнета. "На днях закрываюсь, уже и надежд нет, — сокрушается владелец интернет-магазина по продаже автозапчастей. — Года четыре работал, всякое видал, пережил кризис 2009 года, а сейчас… Смысла держать "точку" нет".

Между тем в крупных интернет-магазинах с большим оптимизмом смотрят на жизнь. Здесь также отмечают уменьшение числа покупателей, но не столь значительное. По мнению таких операторов, продажи упали "всего" на 20—30 %. Особенно повезло тем продавцам, чей товар ориентирован на граждан с высоким уровнем дохода: эта категория населения меньше ощутила на себе последствия девальвации белорусского рубля.

Выравнивание ситуации отмечают в одном из онлайн-магазинов. "Люди нахватались покупок и сейчас подходят к вопросу приобретения товара более обдуманно. Уже не выбирают усовершенствованную модель, а смотрят, сколько еще может прослужить собственный холодильник. Снова вернулся интерес к отечественной технике. Ведь если раньше можно было доложить 10—15 % и купить импортную, то теперь, когда разница в стоимости составляет 2—3 раза, выбор в пользу отечественного товара для многих очевиден", — делится наблюдениями специалист по продажам Вадим Гилевич.

"Покупают недорогую продукцию, — подтверждает Александр Алексютович. — Показателем считается мобильный телефон: весной больше покупали смартфоны, осенью покупателям уже не до них. Более того, мы заметили, что граждане реже стали обновлять эти устройства. Пока работают старые, ходят с ними, ремонтируют или выбирают модели эконом-класса. Сейчас люди чаще звонят и интересуются характеристиками товара, но не покупают". 
-15%
-10%
-10%
-45%
-20%
-50%
-57%
-20%