Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Николай Щетько,

Новый глава life:) Исмет Языджы (Ismet Yazici) производит приятное впечатление рассудительного руководителя. Да, у него нет такой бешеной харизмы, как у предшественника, Озджана Эрмиша, но может быть, оператору на четвертом году работы в Беларуси нужна именно такая, спокойная, сила? 
 
В своем первом интервью для Беларуси, которое Исмет Языджы дал нашему порталу, руководитель рассказал о стратегии life:) в 2012 году, рассыпался в комплиментах нашей республике, сообщил о планах по разработке в Беларуси мобильных приложений, поделился воспоминаниями о девальвациях в Турции, скептически прошелся по LTE...

В общем, читать не перечитать, слушать не переслушать, смотреть не пересмотреть.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (46.27 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

– В первую очередь, добро пожаловать! Надеюсь, что наша беседа будет приятной. Стартовый вопрос: сколько вы уже находитесь в стране, каково ваше общее впечатление от страны и бизнеса Turkcell здесь? 
 
– Сперва хотелось бы сказать "добрый день и здравствуйте" (говорит на русском. – Прим. IT.TUT.BY) аудитории TUT.BY. Я ездил в Беларусь около двух месяцев, а последние 1,5 месяца я живу в Минске*, этом прекрасном городе. Вот такая у меня "история" в Беларуси на сегодняшний день.
 
– Ваши впечатления от страны, бизнеса Turkcell – life:)? 
 
– Что могу сказать о своих впечатлениях от Минска и Беларуси… Я был изумлен, шокирован. Поверьте, говорю об этом не из чувства такта! Почему? Я бывал во многих других странах, в разных городах в России, странах СНГ, всех странах Восточной Европы – а в некоторых городах даже работал, – поэтому от Минска я ничего особенного не ждал, думал, что это более-менее средний город.

Но когда приехал сюда, был действительно потрясен – мне он очень понравился, я могу твердо сказать что я очень люблю Минск, я очень люблю Беларусь (говорит на русском. – Прим. IT.TUT.BY) – потому что город такой аккуратный, такой чистый, все так хорошо организовано и нет пробок! Это было для меня самым-самым большим сюрпризом. На то, чтобы добраться до офиса из той части города, где я живу, у меня каждый день уходит всего 11 минут! Об этом в Стамбуле я не мог даже мечтать: там я каждый день
 проводил по три часа в пробках. 
 
Еще меня глубоко впечатлили люди. У меня был опыт с людьми этого региона, этой "части света", и, опять-таки, я ожидал чего-то уже знакомого, но я понял, что белорусские люди – они… даже не знаю, какие правильные слова подобрать. Например, я отметил, что они очень цивилизованные, мыслят очень по-западному – для меня это очень хорошо. Страна новая для меня; не знаю, сколько лет проведу здесь, но я вижу этих людей, они мне нравятся, нравится и обстановка, в которой буду работать – и это, пожалуй, для меня самое важное. Так что начинаю с очень-очень позитивными впечатлениями. 
 
– Здорово, приятно слышать! Вы уже знаете что-то по-русски, планируете дальше учиться?
 
Я изучаю русский язык и потом я буду говорить по-русски (говорит на русском. – Прим. IT.TUT.BY)!
 
– Может, и белорусский планируете выучить?
 
– Хотелось бы двигаться постепенно. Уверен, что если буду хорошо говорить по-русски, люди меня поймут. Но, конечно, когда я езжу или гуляю, то читаю таблички и названия улиц и тому подобное – тогда уже начинаю понимать различия между русским и белорусским. В русском тяжело, когда "о" превращаются в "а", и белорусский в этом плане практичнее, возможно, для меня белорусский был бы проще. Но он тоже сложный.
 
– Думаю, что для нас турецкий тоже был бы сложным…
 
– Русский напоминает мне головоломку, математическое уравнение. Когда что-то меняется в предложении, то "это должно быть в одной форме, а другие существительные в ней уже быть не могут". Но это довольно интересно, мне нравится – чем лучше я узнаю эти правила, тем проще разговаривать с людьми на улицах. Когда они меня понимают, чувствую себя счастливее. И это вдохновляет на то, чтобы учиться быстрее. 
 
– Отлично, надеюсь, что через несколько лет мы сможем повторить наше интервью уже на русском…
 
– Не хотелось бы говорить о "годах" – через несколько месяцев я смогу начинать беседы на русском. Это мое обещание вам и всей аудитории TUT.BY.
 
– Перейдем к вопросам бизнеса. В чём ваша основная задача как руководителя life:) в Беларуси? Что для себя наметили вы сами, какие цели поставил перед вами Turkcell? 
 
– Не секрет, что инвестиции Turkcell в life:) по объему были одними из самых существенных иностранных инвестиций в эту страну. И, конечно, когда Turkcell вложила столь серьезные средства, компания видит только один вариант развития своего бизнеса в Беларуси, а именно – его успешность.

Моя основная задача – "быть успешным". Но "успешным" не только с позиции финансовых показателей. Наша компания считает, что мы обязаны народу Беларуси многим. Мы пришли сюда как иностранцы, но теперь мы – жители этой страны, и в результате наших инвестиций в Беларуси появилась связь третьего поколения (и не только 3G), благодаря 3G мы принесли в жизни людей много нового. Многие белорусы сегодня используют услуги 3G. Сравните это с соседями, например, с Украиной – не хочу никого обидеть, но по численности населения – это большая страна, однако у них сервисы 3G еще не настолько привычная вещь, как в Беларуси. 
 
Мы пытались реализовать новинки, полезные для белорусским пользователей, наших  клиентов – кстати, вероятно, все большее и большее число белорусов вскоре станут пользователями life:). Мы работаем в этом направлении, чтобы быть финансово и социально успешной компанией в ближайшей перспективе. 
 
Первая задача – получить прибыль (положительную EBITDA) в следующем году. Мы работаем, верим в эту цель, верим, что очень скоро мы будем говорить об очень финансово успешном life:). Но вы знаете, нельзя назвать нынешнюю ситуацию "не успешной", потому что на рынке GSM, 3G, особенно если вы приходите в страну третьим оператором, первые несколько лет от вас никто и не ждет прибыли – такова природа бизнеса. 
 
Моя команда, вся команда life:) последние три года работает замечательно: наша рыночная доля и доходы постоянно растут, этот рост продолжится. Надеюсь, мы сможем "рассказать историю life:)" всем на улице. Пусть они узнают life:) лучше, попробуют наши услуги и увидят, что life:) сегодня очень отличается от того life:), что был два года назад, три года назад. За это время мы вложили много средств и продолжим активно инвестировать.
 
– Здорово! А каковы цифры на данный момент по абонентской базе, пользователям мобильного интернета и их активности? Можете ли сделать "срез"?
 
– Вы знаете, что life:) – подразделение Turkcell, а Turkcell представлен на биржах в Турции и Нью-Йорке – поэтому я не могу раскрывать все цифры здесь, но согласно нашему недавнему отчету о работе в Беларуси количество наших абонентов превысило 1,7 млн, надеюсь, что в следующем году мы сможем говорить о значительно больших показателях. 
 
Нашим пользователям и всем остальным, кому интересны финансовые показатели life:) и Turkcell, советую посмотреть наши квартальные отчеты, которые доступны для всех в интернете.
 
– Что насчет мобильного интернета? Озджан говорил о 40% пользователей мобильного интернета среди ваших абонентов. Изменилась ли эта цифра?
 
– Да, думаю можно снова привести данное значение. Что здесь хорошо – не только в Беларуси, но и во всём мире – мобильный интернет меняет жизни людей, стиль жизни. И мы, как сотрудники life:), гордимся этим – мы принесли в Беларусь настоящий мобильный интернет. Мы с удовольствием отмечаем, что активность передачи данных в нашей сети растет. 
 
У нас очень хорошие показатели по загрузке сети в Минске и регионах. Конечно, большинство пользователей – минские, но вследствие этого постоянного роста активности пользования мобильными услугами по передаче данных мы будем активно вкладываться в развитие 3G-сети в 2012 году.
 
– Эти планы – окончательные? Озджан сообщил, что подписывал планы на капитальные расходы в 2012 году. Они были одобрены компанией Turkcell? 
 
– Когда Озджан работал здесь, конечно, он планировал инвестиции на 2012 год по итогам предложений от местной команды. 
 
Каждый год в декабре у нас проходят серии встреч с инвесторами, совладельцами, мы обсуждаем планы. Как раз последние три недели мы активно работали над планами на 2012 год, в первой половине декабря мы эту работу завершим, получим одобрение от нашего совета директоров, и уже после этого я смогу говорить о них более конкретно*.
 
Но уже сейчас совершенно четко могу сказать, что мы продолжим масштабные  инвестиции в следующем году, в частности, будем инвестировать в 3G-cеть и ИТ-инфраструктуру.
 
– Что насчет 2G?
 
– Если вы обратите внимание на покрытие… не знаю, каковы ощущения на рынке, но я сам езжу по стране и отмечаю очень хорошее 2G-покрытие. Вы знаете, что мы уже превзошли обязательные требования к зоне охвата. 
 
Одной из особенностей 3G является возможность передачи голоса, поэтому да, будем что-то развивать в 2G, но основной упор сделаем на 3G-сеть и ИТ-инфраструктуру, так как в ближайшие месяцы и годы, мы считаем, мобильный интернет будет занимать всё большую и большую часть нашей жизни. Мы хотим быть готовы к этому.
 
– Поправьте, если я неправ, но вы ведь раньше как раз возглавляли компанию, занимающуюся "ускорением" развития сетей? 
 
– Раньше?
 
– Раньше.
 
– Да!
 
– Означает ли ваше назначение, что life:) продолжит серьезно вкладываться в инфраструктуру и что ваш опыт поможет компании развиваться активнее именно в этом направлении?
 
– Моя предыдущая работа проходила в инфраструктурном бизнесе, я возглавлял Globaltower. Конечно, это было одной из причин, почему руководство Turkcell приняло решение о назначении меня на нынешний пост. Но, кроме того, ранее я 17 лет проработал в глобальной компании, производителе телекоммуникационных решений. У меня есть опыт в сфере маркетинга и продаж, но я инженер и понимаю все технические моменты за любыми действиями отделов продаж и маркетинга. 
 
Даже в этой инфраструктурной компании я вместе со своей командой значительно увеличил продажи. Я могу настраивать руководство и свою команду на рост, рост и еще раз рост. Здесь мы планируем активный рост, который будет поддерживаться значительными инвестициями в инфраструктуру. Надеюсь, что и на белорусском рынке этот подход сработает, и cобираюсь улучшить позиции life:) с точки зрения роста, увеличения доли рынка в Беларуси.
 
– Главной задачей life:) в 2012 году будет рост, верно?
 
– Да, рост, но прибыльный.
 
– Какова будет в целом стратегия компании? Ну, за исключением "роста"?
 
– Стратегия начинается с очень простых вещей: с убеждения людей. Всё время с тех пор как я приехал в Беларусь, я говорю с людьми: официантами, прохожими - и, по сути, просто спрашиваю, есть ли у них номер в сети life:). И по ответам стараюсь понять, почему они не пользуются life:), в чём причина их выбора (или "не выбора") нас. 
 
И я вижу, что большинство людей, когда говорят про life:), говорят про life:) двухлетней давности. Действительно, два года назад мы были в самом начале пути – наша сеть не была столь развита, как сегодня, хватало проблем, но за последние годы мы поставили сотни и тысячи базовых станций, что существенным образом улучшило качество, покрытие и все остальное. Нам нужно рассказать об этом людям на улицах и показать им, что есть life:) сегодня. Потому что, повторюсь, все воспринимают life:) таким, каким он был два и даже три года назад. Нам нужно это изменить. Как только мы убедим людей попробовать наши услуги, я совершенно уверен, что они удивятся. По части мобильного интернета я, например, не вижу вообще никаких проблем ни в Гродно, ни в любом из областных городов – Гомеле, Могилеве, Бресте… Людям надо попробовать life:), и наша главная задача – убедить их это сделать.
 
– В общем, будете сражаться со стереотипами?
 
– Да, именно так. life:) двухлетней давности и life:) сегодняшний – разительно отличаются друг от друга. И давайте не забывать, что именно мы приносили на этот рынок новейшие вещи, разворачивали самые последние технологии – теперь они на первом месте среди имеющихся на рынке. Теперь нам нужно создать для людей повод попробовать – и как только они попробуют, большинство из них, я уверен, не захотят от нас уходить. Если мы сможем передать толику своей мотивации, вдохновения пользователям, то, уверен, они поймают наш life:)-тренд. Вот этим мы и собираемся заняться в 2012 году. 
 
– Исмет, вы уже месяц* работаете руководителем life:) в Беларуси…
 
– Да, один месяц*.
 
– Месяц*. Каково ваше основное достижение за этот месяц? Или еще всё-таки входите в курс дел?
 
– На самом деле, всё, что происходило в последний месяц – это не из-за меня происходило, работала моя команда, она реализовывала много хороших вещей. Ведь когда вы делаете что-то сегодня, эффект виден только через несколько недель или месяцев, уж не знаю.
 
Я видел позитивные вещи, которые происходили с компанией, но не хотелось бы называть их моими достижениями: тут надо сказать спасибо Озджану, команде менеджеров, вкладывающих невероятное количество усилий в движение компании вперед, к лучшему завтра. 
 
Мое личное достижение – знакомства с людьми. Я очень тесно работал, в первую очередь, со своей командой, пытался узнать, что они думают, и я понял, что моя команда видит будущее компании. Моей важнейшей задачей было говорить с ними о том, какое у нас видение компании, о наших новых достижениях. И мы активно работали вместе, команда поддерживала меня – я уже почувствовал себя как дома. Вместе с командой мы будем достигать наших целей: я верю им, доверяю им и считаю, что благодаря их дальнейшей поддержке мы намеченное выполним. 
 
Не хочу говорить о краткосрочных достижениях: давайте встретимся, например, через год, и я с удовольствием расскажу вам о том, чего мы добились. И тогда я уже с уверенностью смогу сказать, что "да, в этих достижениях есть и моя заслуга". Но пока еще раз говорю спасибо команде life:) и Озджану – они сделали много хорошего.
 
– Что ж, удачи вам! Вы же не планируете делать перестановки в команде менеджеров? Или планируете?
 
– На самом деле, конечно, это бизнес, мы всегда можем сделать изменения такого рода. Но когда я принимал пост, то пообещал себе, что сделаю команду руководителей "более белорусской", и мы уже начали работать над этим. 
 
Вы знаете, что такова корпоративная культура Turkcell: когда мы приобретаем что-то за пределами Турции, то сначала направляем туда своих сотрудников – просто чтобы быть уверенными, что мы говорим на одном языке в плане отчетности, понимания друг друга и всего остального. Как только мы начинаем этих целей достигать, мы возвращаем наших ребят обратно в Турцию и передаем их позиции местным сотрудникам. Задачи этих "экспатов" (от лат. "ex patria", т.е. специалист, работающий за рубежом. – Прим. IT.TUT.BY) – принести сюда ноу-хау и взрастить здесь команду менеджеров с тем же базовым уровнем, затем вернуться, передав дела местным управленцам. 
 
Мы не будем вечно работать здесь только своими "экспортированными" сотрудниками – в начале следующего года мы начнем перестановки в среднем и высшем менеджменте, но пока же топ-менеджмент компании останется прежним, потому что я верю в их ценность как сотрудников, многие работали здесь с первого дня и делились здесь своим опытом. В ближайшем будущем я пока не вижу изменений в топ-менеджменте компании, но в других командах мы будем ускорять переход на местных специалистов. Они действительно очень-очень качественные сотрудники и совсем скоро займут также все позиции в топ-менеджменте – таков план. 
 
– Если говорить о life:) в целом, удовлетворены ли вы эффективностью команды life:)? Может быть, планируете увольнения или, наоборот, готовитесь к набору сотрудников?
 
– Никаких сокращений, только открытое приглашение: пожалуйста, приходите и работайте в life:)! Кстати, это потрясающе. Как раз одна из тех вещей, которые мне действительно понравились в вашей стране – уровень безработицы мне показался просто волшебным! У нас серьезные проблемы с поиском персонала здесь, уровень очень хороший. Все заняты. Я понимаю, что существуют компании, технопарки, множество индустриальных проектов – иногда действительно трудно найти людей. Вскоре мы продолжим наше взаимодействие, даже с университетами: будем пытаться найти лучшие таланты и удержать их в life:) и вокруг компании. Это – одна из наших миссий и главных проблем, стоящих перед отделом кадров – у нас для неё установлен высший приоритет. 
 
Несколько недель назад я встречался с господином министром и объяснил ему, что в наших планах – создавать мобильные приложения в Беларуси, не только для life:), но и продавать их за рубеж, принося тем самым в страну валюту. 
 
В Турции мы уже этим занимаемся, у нас есть компания Turkcell Technology – в ней генерируется множество мобильных приложений, которые продаются другим операторам. Это одна из моих личных целей: если мы сможем успешно наладить работу такой компании здесь, начать экспорт мобильных приложений, тогда я смогу сказать что я пришел в Беларусь и сделал здесь что-то хорошее. Таков план.
 
– Очень интересно! Но если вы собираетесь нанимать разработчиков мобильных приложений для работы в вашей компании здесь, то столкнетесь с серьезными преградами: зарплаты очень высоки, на рынке много игроков, мало незанятых специалистов... 
 
– Да, но в конце концов мы будем приносить свои ноу-хау на этот рынок, потому что наша компания в Турции очень успешна и её приложения востребованы у множества мобильных операторов, даже у некоторых конкурентов Turkcell. То есть в итоге те программы, которые мы будем продавать из Беларуси, будут продуктами большой ценности…
 
– И вы сможете установить высокие зарплаты?..
 
– Да!
 
– Вы собираетесь создавать новую компанию, резидента Парка высоких технологий?
 
– Пока я рассматриваю все возможные варианты по очереди и выяснил, что существует действительно серьезный стимул, что государство действительно поддерживает подобные инициативы. Мне это пришлось по душе: все действительно начинается с такой вот государственной поддержки, люди становятся все более и более мотивированы хотя бы на то, чтобы попробовать. 
 
Мы рассматриваем возможные варианты и видим, что законодательство очень гибкое: можно создать отдельную компанию для работы в ПВТ или же оставить своих людей в компании и также пользоваться преимуществами… Мы пока находимся в стадии подготовки бизнес-планов и надеемся, что в ближайшие пару месяцев поймем своё место. Надеемся, инициатива нам удастся.
 
– Это, безусловно, случится уже в следующем году?
 
– Да, у нас только месяц остался, а с 16-го декабря начинаются вечеринки по случаю Нового года, и люди радуются приходу нового года…
 
– Да, нет необходимости спешить.
 
– Да-да!
 
– Вы будете специализироваться на Android? Или на всех платформах?
 
– На всех. Но пока нам нужно оценить имеющиеся людские ресурсы – какого рода специалистов мы сможем объединить, собрать. В соответствии с этим, с нашими ресурсами мы уже выберем направление. 
 
В Турции мы показали отличный пример создания экосистемы: наша история успеха там строилась именно на экосистеме. Совсем необязательно, что здесь мы создадим собственную компанию. Возможно, с использованием ресурсов партнеров в рамках экосистемы мы сможем добиться тех же результатов.
 
– Но все же вы планируете собрать команду разработчиков здесь и экспортировать продукты их труда…
 
– Да, в 2012 году я бы хотел предложить нашим пользователям всё больше и больше приложений. 3G не значит только лишь подключение к интернету и использование каких-то стандартных услуг. Мы постараемся изменить суть 3G, предлагать нашим пользователям, клиентам все больше и больше возможностей. И в итоге все белорусские мобильные пользователи смогут насладиться преимуществами.
 
– Здорово! Исмет, давайте как раз ближе к реальным людям, реальным пользователям. Вы, вероятно, знаете что один из ваших конкурентов повысил цены сегодня*, другой сделал это около месяца назад*. Вы также повышали цены. Планируете ли дальнейший рост тарифов? Вы знаете, что в этом году сложилась непростая ситуация в белорусской экономике, компаниям пришлось повышать цены с тем,  чтобы сохранить темп инвестиций. Какова ваша позиция по этому вопросу? Планируете или нет повышать цены, чего нам ждать как пользователям life:)? 
 
– Если вы позволите, хотелось бы прокомментировать экономическую ситуацию…
 
– Да, конечно!
 
– Когда я приехал сюда, все только и говорили, что о девальвации и прочих вещах. Я на самом деле не понимал, почему это стало столь большим сюрпризом – но потом узнал, что подобные вещи в Беларуси происходили крайне редко. 
 
Я жил в Турции много лет и видел как минимум три – минимум три! – масштабных кризиса. В начале своей карьеры я работал инженером. Тогда моя зарплата составляла, скажем, примерно 500 долларов в месяц. И вот как-то раз я заснул, а проснувшись, узнал, что моя зарплата превратилась в 135 долларов. Огромная девальвация произошла, а инфляция тогда составляла в Турции не меньше 100%. Сто - сто десять процентов. Потом такое случилось через несколько лет: снова девальвация, почти на 300%. И опять – последняя была в 2001. Так что к подобным вещам у меня иммунитет, думаю. 
 
Весь мир проходит через огромные экономические испытания, но это нас не убивает – посмотрите на меня, я по-прежнему жив. Но, действительно, я поговорил с людьми и понял, что экономическая ситуация – сложная, но всё успокоится. Я искренне верю в это, потому что сталкивался лично с тремя огромными, худшими кризисами в своей жизни, и надеюсь, что ситуация начнет улучшаться, белорусская экономика станет более стабильной. 
 
Наша компания искренне верит в очень светлое будущее этой страны, поэтому мы сюда вложили сотни миллионов – около миллиарда - долларов за последние три года. Мы верим, что Беларусь успешно пройдет эти экономические испытания, и в результате её экономика станет здоровой и надежной. Это первая часть ответа.
 
Вторая часть – повышение цен. Вы знаете наш девиз: "Возможно всё" (говорит на русском. – Прим. IT.TUT.BY). Мы пытаемся показать всем на улицах, на рынке, что можно получить лучшее качество и услуги за меньшие деньги. Наша философия не поменяется. Мы не будем самым дорогим оператором на рынке. Но не потому, что наше качество хуже, чем у конкурирующих компаний, нет. "Возможно всё" (говорит на русском. – Прим. IT.TUT.BY) – и вы будете, как и прежде, получать от life:) услуги лучшего качества по самым низким ценам. Однако в соответствии с экономическими изменениями, динамикой, конечно, нам нужно повышать цены, но мы, безусловно, всегда будем предлагать лучшие цены по сравнению с нашими конкурентами.
 
– Всё-таки давайте уточним: будете ли вы еще повышать цены в этом году?
 
– Недавно мы объявили о "корректировках цен" – я хочу называть их именно "корректировками", не "повышением", потому что мы не хотим повышать цены, но вынуждены делать это. 
 
Каждый раз, когда повышаются наши цены, возрастают наши затраты, но мы стараемся сохранять их настолько умеренными, насколько это возможно. Мы постараемся, чтобы рост цен не коснулся наших клиентов до конца года. Кроме тех изменений, что мы уже анонсировали, не думаю, что нам придется снова повышать тарифы.
 
– Отлично. Что у вас интересного "в рукаве" к нынешнему праздничному сезону, Рождеству? Можете что-то проанонсировать, намекнуть аудитории, чего ждать?
 
– Уже несколько дней* идет наша новая рекламная кампания, посвященная новым Android-ам. Меня пригласили на съемки, и мне очень понравился рекламный ролик, не знаю, видели ли вы его – там где "сервис, бабушки" (говорит на русском. – Прим. IT.TUT.BY) и так далее, мы представляем пользователям новые Android-смартфоны. 
 
Что касается анонсов, в первом квартале нового года мы сделаем некоторые анонсы, но пока хотелось бы сохранить их в тайне. Но скоро вы всё увидите на рынке. Общий подход – мы будем очень усердно работать над тем, чтобы принести на рынок новые сервисы, новые приложения. Не только в какой-то один сегмент рынка: мы постараемся добраться до каждого. 
 
– Наконец-то вы представили свой набор сервисов для бизнес-клиентов, верно?
 
– Ага.
 
– Вы планируете их развивать в новом году? Да и, в принципе, как собираетесь их совершенствовать? Довольны ли тем количеством бизнес-пользователей, которые приходят к вам благодаря новым предложениям?
 
– На самом деле life:) последние три года, уж исторически так сложилось, воспринимался брендом для молодежи, целеустремленных людей. Молодежь очень важна для любой страны, это – самый динамичный сегмент. Если сумеете понять, что им нужно, как они относятся к тем или иным возможностям и так далее, вы сможете "застолбить" и свое будущее. Именно поэтому мы никогда не собирались прерывать нашу связь с молодыми. Они – будущее этой страны, а мы начали понимать их с самого начала, мы продолжим двигаться вместе с ними, без сомнения. 
 
Теперь – целеустремленные люди, и от них – к бизнес-сегменту. До нынешних пор мы не слишком активно работали с бизнес-сегментом, корпоративным сегментом. Надеемся, что рынок почувствует, ощутит, что life:) приносит множество индивидуализированных решений для этого сегмента – для нас это будет одной из зон роста начиная с 2012 года. 
 
– А что с темпами на данный момент? Отмечаете ли вы рост числа бизнес-пользователей?
 
– Мы сделали свои предложения не так давно, не могу сказать, что цифры подскочили до невероятных высот, но в этом сегменте мы бы хотели иметь здоровый, стабильный и последовательный рост. 
 
– О’кей. Поговорим об устройствах. Вы уже упоминали о них, да и life:), по сути, открывал этот сегмент своими Android-устройствами, планшетами – что же дальше? Планируете ли увеличивать, продолжать продажи устройств вашим клиентам? Или, может быть, будете несколько сокращать присутствие здесь?
 
– Мне не нравится слово "сокращать". За свою жизнь я никогда не говорил о "сокращении", "отсутствии" и т.п. Как насчет "расширения" и "увеличения"? Вот чего мы попробуем достичь в Беларуси в 2012 году. 
 
Что касается терминалов, верю, что когда мы принесли эти Android-смартфоны на рынок – это был очень хороший шаг. Все, что хотелось бы сказать: рынку надо внимательно следить за нами, и, уверен, мы сможем принести в жизни людей всё больше и больше новых вещей. Опять же, 2012-й еще не начался. 
 
Рынок для нас, компании life:), открывает множество перспектив. И каждый раз, когда открыто "окно возможностей", мы приложим все силы, чтобы организовать в этом окне "наилучший вид".
 
– Здорово! Turkcell – партнер Apple и продает iPhone в Турции. Может быть, вы собираетесь принести эти крайне популярные смартфоны на белорусский рынок?
 
– Вы знаете, вопрос с Apple iPhone напрямую касается глобальной стратегии Apple, и её бы мне не хотелось комментировать. Давайте посмотрим, какой есть спрос на рынке, но, в конце концов, решение, приносить или не приносить iPhone в Беларусь – это будет не наше решение и не решение Turkcell. 
 
Это потребует еще одного уровня переговоров, раунда переговоров. Apple – это неплохо, но взгляните на наши Android-фоны! Насколько хороши сервисы Android, Android Market – большинство из них бесплатны и они действительно очень удобны. 
 
Если есть серьезный спрос на рынке, уверен, он привлечет и внимание Apple. Наша компания будет делать все, чтобы соответствовать пожеланиям наших клиентов.
 
– А какой телефон у вас?
 
– "Андроидофон" от Huawei – не удалось, правда, заполучить самый последний аппарат, они так активно продаются, что пока не нашлось такого у дилера. 
 
– Какая мобильная платформа вам больше всего нравится?
 
– На самом деле, до моего назначения в Беларусь я был последователем Blackberry – начал пользоваться еще в 2003-м, когда работал в США, а в 2010 году пересел на iPhone. Сперва он мне показался не очень удобным: я привык к Blackberry, пальцы вот так были… 
 
Но начал пользоваться iPhone, и мне понравилось. Я пользовался iPhone до тех пор, пока не приехал сюда, хотя мой номер Turkcell – по-прежнему на iPhone, но здесь я узнал про Android и пользуюсь уже им. Если сравнивать Android и iPhone, то большой разницы вы не увидите – для некоторых вещей Android даже удобнее. Многое зависит от предпочтений пользователя: с инженерной точки зрения можно выложить различные факты, но в конечном счете пользователь будет сам решать, что лучше.
 
– И Android-ы дешевле iPhone-ов, что тоже многое значит…
 
– Да, iPhone очень дороги; возможно, когда-нибудь появятся дешевые iPhone, но посмотрим. Соотношение суммы, которую вы отдаете за Android, и качества, которое вы получаете, – идеальное, на мой взгляд.
 
– Что думаете насчет Windows Phone 7? 
 
– Честно говоря, я не пробовал пока – все, что знаю, это из интернета и рекламных материалов, поэтому не могу что-то комментировать: не трогал, не пользовался.
 
– Поговорим о технологиях. В ближайшие несколько дней компания из России запустит* в Минске и Гродно коммерческую сеть LTE. life:) собирался стать пионером в этой области, запустив свою коммерческую LTE-сеть, даже провел тесты в этом году, но вас и других операторов обошла другая компания. life:), МТС, Белтелеком "сдались" и не приняли участие в конкурсе по частотам по экономическим причинам… Вы все еще собираетесь запускать LTE-сеть в дальнейшем? Что думаете о запуске LTE-сети не GSM-оператором? 
 
– О’кей. Аббревиатура LTE означает Long term evolution (англ. "долгосрочная эволюция". - Прим. IT.TUT.BY), если, конечно, расшифровка не поменялась совсем недавно. В "долгосрочной перспективе" мы знали, что она грядет. В 2001 году, когда я работал в США на компанию - производителя оборудования, все грезили 3G: аукционы по всему миру, 6 миллирадов долларов, 7 миллиардов долларов, столько-то миллионов долларов... Люди говорили, что, мол, буквально завтра все будут пользоваться 3G. Это я говорю о 2001-м – и посмотрите, когда 3G-сети стали обычным делом! На это ушли годы.
 
В то время самой большой проблемой были телефоны. Технологии-то готовы. LTE была готова как технология уже в 2004-2005. В лабораториях, в офисах компаний-производителей LTE уже существовала повсеместно. Я сам работал в США над одним из продуктов "нового поколения". 
 
Если вы запустите LTE завтра, что произойдет на рынке? Мы по-прежнему не знаем цен на терминалы, а мобильный бизнес определяют именно они. Если у людей нет терминалов, как они воспользуются LTE? А если люди не смогут себе позволить приобрести LTE-терминал, что случится с этой сетью? Это действительно "долгосрочная эволюция", и насколько долгая – покажет рынок. Нельзя просто вывалить технологию на рынок и ожидать, что на следующий же день люди начнут ей пользоваться.
 
Это произойдет, я верю, но не думаю, что это произойдет скоро. Рынок 3G должен стать действительно зрелым, прежде чем перейти на стадию LTE. Опять же, цены, стоимость терминалов очень важны, доступность их для людей, спрос с их стороны – пока вы не принесете на рынок множество вариантов потребления, возможно, у вас не будет и достаточно поводов использовать LTE. Десять лет назад мы жили в другом мире, пять лет – в еще более другом, в прошлом году – абсолютно в другом. Да и через пять лет мир будет совершенно другим. Но мы, как life:), добиваемся перфекционизма в части 3G-услуг: очень хорошее покрытие, очень хорошее качество. Мы уже достигли этих вех, надо показать это людям на рынке. 
 
LTE – если рынок придет к этой стадии, то, конечно, мы будем одними из пионеров этой новой технологии, потому что мы приносим новейшие вещи в эту страну. Такова наша позиция на данный момент.
 
– То есть LTE-сети от life:) в следующем году не будет?
 
– Мы тестировали её. Честно говоря, вне зависимости от того, запустит ли life:) LTE-сеть, я сомневаюсь в том, что на белорусском рынке будет большая необходимость в LTE-сети. 
 
Но у нас частная компания, нашим развитием управляют требования наших клиентов. Если у наших клиентов возникнет потребность в LTE-сети – life:) им предоставит LTЕ-сеть. Но при этом должен быть какой-то приемлемый уровень спроса и инвестиций, это вопрос "курицы и яйца". 
 
Честно говоря, не думаю, что в следующем году на рынке будет столь сильный спрос на LTE.
 
– Что думаете о мобильных анлимах? Ваша компания представила их не так давно, несколько месяцев назад. Ощущаете ли вы нагрузку на вашу сеть? Кстати, когда вы говорили об инвестициях в ИТ, что конкретно вы имели в виду? Планируете ли вы усиливать ядро сети или что-то еще?
 
– Вы понимаете, что высокотехнологичные устройства надо время от времени модернизировать. Например, наше сетевое оборудование – это когда я говорю об ИТ. Сейчас, например, мы инвестируем в расширение нашего хранилища данных, при этом мы его сохраняем, оно по-прежнему работает и находится в хорошей форме. Но одновременно с ростом спроса и потребления услуг пользователями нам необходимо дополнять парк оборудования: мы не хотим, чтобы наши клиенты сталкивались с задержками или любого рода неправильной работой нашей сети. Мы пытаемся подготовиться заблаговременно, еще до "скачков спроса" – это меры предосторожности, подготовка к дальнейшему росту нашей абонентской базы. 
 
Что касается 3G. Да, множество анлимов не приводят к проблемам с сетью или качеством у наших абонентов – хотя нагрузку безлимитные тарифы создают серьезную. Мы продолжим предлагать их нашим пользователям и всегда будем проверять, чтобы наши пользователи не почувствовали этой серьезной нагрузки. 
 
Но наша сеть действительно уже достаточно велика и готова обслуживать все больше и больше пользователей. Вы знаете – и это не секрет – какое общее количество абонентов у life:) и других компаний, у нас по-прежнему больше всего "места" для пользователей. Они могут приходить и комфортабельно "серфить" в интернете и использовать нашу сеть передачи данных.
 
– В общем, это будут не какие-то "сверхсрочные меры", а последовательный рост и развитие, верно? 
 
– На самом деле – нет, мы, конечно, здесь не для того, чтобы сверхсрочно принимать какие-то меры. Как я говорил ранее, мы верим в нашу сеть и уверены в её качестве. Наша задача – показать людям, какая есть сеть у life:) сегодня, наша задача – показать пользователям на рынке, что life:) сегодня действительно представляет из себя, чтобы клиенты могли свободно выбирать из трех компаний. 
 
– Спасибо, Исмет. Мы приближаемся к финалу нашей беседы. Еще два небольших вопроса. Что было для вас самым удивительным – в позитивном и негативном смысле – в Беларуси?
 
– Думаю, я уже смог рассказать о некоторых позитивных вещах, касающихся Минска, Беларуси…
 
– А что с негативом? Негатив всегда интереснее…
 
– Да, есть очень большая негативная вещь, связанная с Беларусью. Перед тем как я приехал сюда, меня уверяли, что мол, "такая холодная страна, с октября много снега", но сегодня уже 28 ноября* – а я всё прошу снега! Вот такой "негатив"…
 
– Ну, один день был снег…
 
– Да, но это было несерьезно: в Турции у нас были уже снежные бури в прошлом месяце, на востоке и даже на западе, очень близко к Стамбулу. 
 
Но негативных вещей я на самом деле, честно, пока не встречал (стучит по дереву.Прим. IT.TUT.BY) и надеюсь, что не встречу ничего негативного в вашей замечательной стране. Я – вполне позитивный человек и уверен, что буду видеть лишь все больше и больше хороших вещей. 
 
– Спасибо, Исмет! И последний вопрос, традиционный для каждой беседы по понедельникам: у вас есть две минуты на то, чтобы сказать, пожелать что угодно нашей аудитории, вашим потенциальным и нынешним абонентам. Вам слово, говорите, что считаете нужным. 
 
– О’кей, я снова хочу извиниться перед всей аудиторией, что всё еще говорю по-английски, и мое извинение – на самом деле искреннее. Я приехал в эту замечательную страну вести бизнес, и веду бизнес, и буду вести бизнес здесь, буду служить людям этой замечательной страны. И я буду это делать лишь на русском или белорусском языке, ни на каком другом – надеюсь, вы поймете меня. Обещаю вам, что буду учить язык очень-очень быстро, так как я крайне серьезно подхожу к данной своей цели. 
 
Во-вторых, если коротко, life:) – это хороший выбор для вас, life:) делает множество шагов на этом рынке, пожалуйста, приходите и пробуйте нашу сеть, наше качество. Если у вас вдруг возникнут нарекания – пожалуйста, дайте нам знать. Если мы не будем знать о проблеме, то не сможем её решить. Верю, что ваш опыт как пользователей услуг life:) будет лучшим и что он будет улучшаться постоянно. 
 
Слушайте нас, слушайте нашу настоящую историю, пробуйте нас – надеюсь, вам понравится, и в итоге будет "возможно всё" (говорит по-русски. – Прим. IT.TUT.BY), "добрый день"
 
– Спасибо большое! 

* Интервью записывалось и транслировалось в прямом эфире TUT.BY-ТВ 28 ноября 2011 года, все даты и сроки в беседе привязаны к ней.



Исмет Языджы (Ismet Yazici)

Родился в 1968 году. Закончил факультет электроники университета Хаджеттепе в 1992 году. С 1993 года работал в компании Nortel Netas в качестве инженера по научно-техническим разработкам.
 
В 1998 году получил степень магистра политологии в университете Мармара; в 2000-м – степень MBA в университете Техаса. В 2011 году закончил юридический факультет Стамбульского университета.
 
До 2009 года занимал руководящие должности в сфере маркетинга и развития бизнеса компании Nortel в Турции, Румынии и США. Затем Исмет Языджы присоединился к Turkcell Group: в качестве заместителя Генерального директора подразделения Globaltower по продажам и развитию бизнеса. С февраля 2010 занимал должность Генерального директора Globaltower. В августе 2011 года Исмет Языджы перешел в подразделение развития международного бизнеса Turkcell Group, где отвечал за специальные проекты.
 
Женат, воспитывает сына и дочь. Хобби: хоккей, футбол, настольный теннис, политика, книги.
Нужные услуги в нужный момент