Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Николай Щетько,

Каким был уходящий год для Байнета и белорусского ИТ-рынка в целом? Вспоминаем основные события и тенденции с генеральным директором УП "Надежные программы" (TUT.BY, hoster.by), заместителем председателя ОО "Белинфоком" Юрием Зиссером.

– Юрий Анатольевич, с каким настроением будем входить в 2012 год?

– Трудно сказать, все будет зависеть от состояния экономики в следующем году. Если будет инфляция и курс будет 22 тыс., то будет худо.
 
– Что было самым главным для Байнета в этом году, кроме экономических потрясений? Было ли что-то интересное?

– Нельзя сказать, что были выдающиеся и значимые события. Я думаю, речь идет о плавном, равномерном росте потребления интернета и повышении роли интернета в социальной сфере, образовании, культуре. Достаточно отследить, что за год потребление интернета выросло в 4,5 раза! Год назад внешний шлюз Белтелекома был 47 Гбит/с, а сейчас – уже 180 Гбит/с. В прошлом году потребление выросло только в 3 раза, но перед этим – в 3,5. Получается, темпы роста ускоряются, хотя "внешняя труба" и так уже большая. 
 
Растет и уровень проникновения интернета – процент населения страны, который пользуется интернетом. По разным источникам, он составляет от 39% до 54%. Правда где-то посередине. 



Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (27,62 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

– В своем докладе на "Деловом интернете" вы отмечали рост социальной значимости Байнета в 2011 году. Что именно вы вкладываете в это понятие?
 
– Рост популярности новостных сайтов и резкий рост участия белорусов в социальных сетях. Например, с октября прошлого года до октября этого года число белорусов в Facebook выросло со 120 тысяч до 320 тысяч. За последние два месяца оно выросло до 355 тысяч! Быстро растет и Twitter. Мы знаем, что Facebook играет все большую роль, потому что в каком-то смысле стал заменой ЖЖ. Все-таки ЖЖ – это блоги, нужно, чтобы у человека был литературный талант, свободное время. А в Facebook так много писать не надо: достаточно написать пару предложений. Через Facebook очень удобно делиться впечатлениями. 
 
Вместе с тем увеличивается и популярность тяжелого медиаконтента – видео, музыка, особенно интернет-телевидение. Это видно даже по TUT.BY-ТВ: насколько быстро растет потребление. Правда, оно растет с нуля. Наверное, этот формат будет развиваться в будущем. Неизвестно, сколько таких каналов будет открыто в ближайшие годы. 
 
– Всегда говорят, что мы на пару лет отстаем от России. Мы повторяем российский рост? Или мы идем в ногу?

– Дело в том, что в Рунете есть деньги, в отличие от Байнета. У них есть аудитория: одно дело показывать видео 300 млн пользователей, а другое дело, когда во всей стране 9 млн человек! Телевидение живет с рекламы, потому что платная подписка в наших условиях стоит символические деньги. А реклама в этом году очень сильно упала в стране.
 
– Насколько?

– Телевидение откатилось в этом году до уровня 2006 года и, судя по всему, в следующем откатится до уровня 2005 года. 
 
– А интернет?

– С ним будет лучше, потому что он упадет, но не сильно. Летом я предсказывал, что интернет-реклама упадет. Пока то, что мы наблюдаем на рынке, подтверждает эту гипотезу. Это будет чуть ли не первый в мире случай падения интернет-рекламы в отдельно взятой стране. Было крохотное падение в США в кризис 2008 года, но чтобы такое происходило на развивающемся рынке – это нонсенс. 
 
– А потом будет какой-то рост? Или все завязано на экономике?

– Все будет завязано на экономике. Реклама – зеркало конкуренции: если есть конкуренция, реклама нужна. Хлебозаводу № 5 реклама не нужна. У нас 75% – государственный сектор, которому не нужна реклама. Все остальное – это частные фирмы, многие из которых находятся в тяжелейшем положении. Они не могут много платить за рекламу. Кроме того, в частном секторе, как это ни печально, часто тоже нет конкуренции. Я не вижу блестящих перспектив. 
 
Однако есть надежда, что в следующем году впервые начнут рекламироваться FMCG: сникерсы, прокладки, Nestle… Какую-то часть бюджета с телевидения они перенесут в интернет. 

– Собственно, в России это давно произошло.

– Да, а у нас этот процесс почему-то тормозится, хотя по охвату все сопоставимо. Кроме того, надо учитывать, что интернет-аудитория – это люди более обеспеченные, чем зрители телевидения. 

– Какие тенденции прослеживались на интернет-рынке в этом году, кроме роста потребления? Были ли слияния компаний и подвижки со стороны стартапов? Как эти тенденции будут развиваться в следующем году? 

– Я много жду от стартап-движения. У белорусов есть мозги, и стартап – одно из применений им. Другое дело, что большинство стартапов не ориентированы на белорусский рынок. В принципе, это правильно, потому что у нас маленький рынок и тут искать нечего. Существующие проекты уперлись головой в потолок, поэтому выход в мировой интернет - это правильно. Белорусским проектам здесь тяжело из-за экономики. В этом году некоторые проекты очень тихо закрылись.

– Ну например?

– Давайте без примеров, но в том числе и крупные известные проекты. Они тихо... не то чтобы сгнили, но лишились финансов, поддержки пользователей и существуют "по инерции", экономики там уже нет. 
 
– Это продолжится в следующем году?

– Все зависит от того, какая у нас будет экономика. Если сойдется дебет с кредитом, если будут деньги на рынке вообще, то он будет подниматься. Если курс действительно пойдет на 50 тысяч или куда-то, то трудно говорить - будет крах, потому что цены на рекламу-то "по курсу" не поднимешь! Как можно поднимать цены "по курсу", когда некоторым рекламодателям вообще зарплату с февраля не повышали. 

– Они же закладывают бюджеты раз в год и потом не пересматривают…

– Смотря какие. Если это "крупняк", то там, конечно, планирование идет на год вперед. В малых и средних компаниях нет долгосрочного планирования, они более гибкие в этой политике. В любом случае, если будет финансовый крах и людям будет не за что купить ноутбуки, никто не будет их рекламировать, ясно.  
 
– Какие еще тенденции?

– По доменам. Падение национальной валюты очень положительно воздействовало на рынок доменов в зоне .BY. Их начало регистрироваться гораздо больше, а главное, впервые число регистрантов - физических лиц превысило число регистрантов - юридических лиц. Люди стали оформлять домены на себя. Ничего удивительного, учитывая то, что у нас теперь домены чуть ли не самые дешевые в Восточной Европе. Год назад были чуть ли не самые дорогие, в этом году пришлось даже немножко повысить цену, потому что инфраструктура для регистрации и поддержки доменной зоны - это же деньги, не может бесплатной быть.
 
– Будут ли они дальше дешеветь? 

– Очень сомневаюсь: дешеветь некуда, потому что у нас домен стоит 11 долларов, а в России – 17. Одиннадцать долларов – уже не деньги для человека, у которого свой интернет-проект. 
 
– Не увеличилось ли количество зарубежных киберсквоттеров, которые скупают красивые белорусские домены? Может, с учетом того, что в долларах цена на домены снизилась, все они ушли на экспорт?

– Как раз в этом году доля доменов, покупаемых белорусами, выросла. Впервые! 

– Несмотря на то, что зарплату в валюте получают не все...

– Это не зависит от валюты. Киберсквоттерам все равно, за сколько они покупают домен, если по номинальной стоимости он стоит сто долларов, пятьдесят или десять, или пять, потому что потом они хотят его перепродать за тысячи и тысячи. На самом деле они и раньше у нас прекрасно все скупали. Интересно другое: летом в интернет загадочным образом попали полтысячи самых красивых доменов – какой-нибудь business.by и другие. Слава богу, ОАЦ заблокировал эти домены, и их будет распродавать с аукциона. Их "солили", держали-морили в закромах 15 лет, а потом вдруг решили пустить в оборот. Небольшую часть успели скупить киберсквоттеры: у них есть автоматические скрипты, которые программно все время в цикле опрашивают домены. Как только домен свободен, его тут же регистрируют. Автоматически или человек его регистрирует - это происходит моментально. Есть несколько тысяч красивых имен во всех доменах, и они их все время отслеживают. Я знаю, что часть доменов попала к киберсквоттерам из Москвы, Лондона и Северного Кавказа. 
 
– Они имеют какое-то отношение к Беларуси?

– Нет, они торговцы.

– Для них не важна доменная зона?

– Да, они во всех зонах. Московские киберсквоттеры держат домен russian-federation.ru. Они прошли через кучу судов и выиграли их. Когда им не дали регистрировать красивые домены, они звонили сюда, угрожали судом. 
 
– И что в итоге?
 
– Ничего. А что они сделают против ОАЦ? Надеемся, что красивые домены все-таки достанутся белорусам. То, что уже попало к ним, я думаю, никогда уже не выплывет, потому что никто не заплатит нормальные деньги за белорусские домены. 
 
– Какие еще есть тенденции? Может быть, есть какие-то прогнозы по доменам на следующий год?  Когда сменится технический администратор зоны?   

– Мы думали, что это займет несколько месяцев, когда выиграли тендер в прошлом году. Но сейчас уже очевидно, что если это произойдет в феврале-марте, это будет очень хороший результат. Потому что это и многомесячные чисто технические мероприятия, и огромная бюрократия, связанная с ICANN (Международной организацией по присвоению доменных имен). У нашего государства свои требования: у нас есть порядок, который определяется указом № 60, инструкцией ОАЦ и так далее, своё законодательство. На которое, в общем-то, ICANN наплевать. Эти процедуры "слегка" не совпадают. Из-за этого мы потеряли чуть ли не год. 

В ICANN небольшой штат, огромные очереди на процедуры. Там такая образцовая бюрократия, которая нам тут и не снилась. Это американская организация, а Америка в том числе - не все знают - это огромная  бюрократия, в каких-то моментах - почище Советского Союза. И вот последние месяцы мы увязли именно в ней. Пока мы готовили, собирали последние документы, ушла дата 8 декабря – заседание правления ICANN. Потом они уходят на рождественские каникулы и возвращаются в конце января на работу. И, наверное, в феврале или марте будет следующее заседание. Если выяснится, что опять не хватает какой-нибудь бумажки, это снова отложится на несколько месяцев. 
 
– В общем-то, это будет в лучшем случае в первом квартале.

– Да, в лучшем случае.

– И что тогда? Заработает WHOIS?
 Чего позитивного можно ожидать белорусам от смены администратора?

– Наконец-то в полном объеме заработает прошлогодняя инструкция ОАЦ. Во-первых, домены будут регистрироваться в момент оплаты, их потом никто не будет "одобрять". Домены получит не тот, кто подал заявку раньше, а тот, кто оплатил раньше. Это мировой порядок, так регистрируются домены во всех зонах. До этого домены можно было держать 30 дней, потом их можно было быстренько продлить, и так люди годами блокировали домены: и сами не пользовались... Фактически они были киберсквоттерами: заграничные хотя бы платили официально за регистрацию, а эти не платили вообще ничего. Ну и в среднем "одобрение" доменов проходило где-то раз в неделю, по пятницам. Если ты зарегистрировал домен в субботу, то только в следующую пятницу ты его получишь. Теперь такого не будет.
 
Во-вторых, будет служба WHOIS. Это значит, что если человек не засекретил свои данные, то в этом сервисе можно будет ввести имя домена, и на экране появятся данные о том, кто владеет этим доменом. Этот сервис есть во всем мире, у нас до сих пор его не было. Смена технического регистратора была вызвана необходимостью технического развития доменной зоны. 
 
– С доменами бок о бок идет хостинг. Вы оценивали рынок хостинга в этом году еще на "Деловом интернете". Поменялись ли оценки? Что можете сказать по хостингу в общем за 2011 год? Как на рынок повлиял институт "уполномоченного поставщика услуг" и экономическая ситуация? 

– На хостинг, как и на домены, повлияла негативно. Регистрации выросли, но в то же время в 2011 году до 20% истекших доменов не были продлены. Эти фирмы либо закрылись, либо находятся в таком финансовом состоянии, что не могут платить даже эти копейки. Фирмы просто перестали платить за сайт, потому что им не на что жить. Будем надеяться, в следующем году таких потрясений всё-таки не будет - "притерпелись" - и всё-таки будет рост. Все равно в интернете проекты нужно делать, сайты новые появляются. У всех ведущих провайдеров хостинга увеличивается число клиентов за счет новых.

Увеличиваются потребности: все ведущие хостинг-провайдеры все время докупают мощности. 
 
Что касается защищенного хостинга... Достаточно было одного ЧП с одним из банков, как тут же многие банки перешли на защищенный хостинг, купили SSL-сертификаты.

Передела рынка не произошло. Те, кому нужен был защищенный хостинг, а это, в большинстве своём, государственные организации, они как были на Белтелекоме, так и остались. Единственное, насколько я знаю, цены там смешные и не позволяют за эти деньги поддерживать действительно защищенный хостинг. Если будут еще какие-то негативные ситуации, то такой передел все-таки может наступить. Пока нет угроз, можно хоститься как угодно, с любым набором сервисов. Когда прижмет, многие организации задумаются, стоит ли рисковать. 
 
Тяжело оказывать качественные услуги, когда у тебя нет качественного, высокооплачиваемого персонала, который еще не ушел заниматься аутсорсингом. Это действительно большая проблема для интернет-рынка, потому что многие программисты, сисадмины уходят в организации, работающие на заграницу, где им замечательно платят, в валюте. А те, кто работают на белорусский рынок, такой возможности не имеют - или просто тянут из последних сил: повышают, повышают зарплаты всё время. А если повышаешь зарплату программистам, то ты же не можешь её не повысить непрограммистам.
Таким образом, получается, что у интернет-компаний де-факто все затраты тоже в валюте.
 
– Можно отметить как одну из тенденций: это характерно, мне кажется не только для интернет-компаний, но и для сотовых операторов, банковской сферы, компаний, которые обслуживают внутренний рынок по ИТ-части...

– Это ужасно, потому что в компаниях, которые не проиндексировали зарплату как следует, начался просто исход специалистов. Оголяются целые участки работы, это бедствие и катастрофа. А поднять зарплаты по-настоящему они не могут, потому что не могут поднять цены. Им, мягко говоря, "не рекомендуют", запрещают - какая разница, как это назвать. Фактически, услуги тех же мобильных операторов втрое подешевели, и никто этого не заметил.

А интернет – это вообще ужас: к началу декабря разница в ценах между тем, как Белтелеком продает конечным потребителям и своим конкурентам - интернет-провайдерам, возросла до 60 раз! Такого еще никогда не было.  

– А сколько было?

– Сначала было в полтора раза, потом – в 3. Потом, два года назад в кризис Белтелеком начал демпинговать на рынке byfly, и получилась разница в 9 раз.  

– Это гарантированная полоса, которая продается провайдерам? 1 Мбит/с? 

– На самом деле провайдеры не могут оказывать услугу доступа с гарантированной полосой. Они уплотняют канал, чтобы можно было существовать. Они не могут поднять цены больше Белтелекома, поэтому выкручиваются. Речь идет не о симметричной полосе, а об обычной ADSL. Сейчас разница достигла 60 раз: о честной конкуренции говорить не приходится. Но Белтелеком можно поздравить с тем, что они набрали 1 млн 100 тыс. пользователей. Их можно поздравить, с чем поздравлять остальных - я не знаю. Уже объявил коммерческий директор Белтелекома, что в следующем году цены повышаться не будут. Идет политика на уничтожение частных провайдеров – иначе это никак назвать нельзя. Может быть, что-то изменится, когда в следующем году госмонополия наконец перейдет... 

– Да-да, только хотел спросить: у нас же планировался механизм, чтобы было две конкурирующие структуры – Белтелеком и НЦОТ, которые будут продавать каналы и предоставлять провайдерам сети, чтобы уравнять их в возможностях с национальным оператором. 
 
– Насколько я понял, это одна структура. Все будет регулировать НЦОТ, но, в отличие от Белтелекома, НЦОТ не имеет коммерческих интересов. Это государственная структура, они сами себя называют "независимым регулятором". НЦОТу не будет корысти делать какие-то ценовые вилки, и можно надеяться, что этот рынок будет более справедливым. 
 
– В этом году много внимания уделялось информатизации: запустили единый портал электронных госуслуг. Ближе к концу года президент возглавил совет по информатизации. Принята ускоренная программа по развитию ИТ-сферы – программа, которая пришла на смену "Электронной Беларуси". Вы видите, что информатизация шагает по стране и реально улучшает вашу жизнь?  Пользовались электронными государственными услугами?

– В октябре я зарегистрировался на портале госуслуг. Мне был присвоен номер, по-моему, 286. Это значит, что с мая по октябрь зарегистрировалось 285 человек. Там еще очень много работы по этому порталу, особенно в области удобства использования. Я с трудом перемещался по нему, потому что ссылки не подчеркнуты, зато подчеркнуто то, что не нажимается... Если разработчики придут к нам на TUT.BY, мы поможем довести этот портал до юзабельного вида. 
 
– По-моему, портал передали на баланс Белтелекома. Раньше он обслуживался профильным институтом Минсвязи. Теперь, судя по всему, дальнейшее развитие будет проходить силами национального оператора.  
 
– Трудно сказать, как оно пойдет, потому что всё-таки Белтелеком - специалист в связи. И да, пользуясь случаем, хочу Белтелеком похвалить. Есть какое-то обывательское мнение, что его услуги плохие – это неправда: там стоит современное, классное оборудование, дорогое, и оно ничуть не хуже, чем в соседних странах, надо это понимать. Но вот софтом Белтелеком никогда раньше не занимался, поэтому я не знаю, как они будут это делать, особенно при их зарплатах. Ведь если они не повышают цены, значит, они не могут повысить и зарплаты. Какой программист или веб-дизайнер к ним придет? Понятно, что этого не будет, или они кому-то это закажут.
 
Создание совета по информатизации – абсолютно правильный шаг, это хорошо. Президент не должен разбираться в этой теме, важно другое: если вы откроете любой учебник по автоматизации, внедрению, там написано, что такие советы всегда должно возглавлять первое лицо в организации, иначе ничего не будет. Чтобы инновации какие-то внедрить, их должно формально возглавлять первое лицо. Это правильно.   
 
– В совете как раз и председатель Белинфокома Андрей Нарейко. Может, он делился с вами, были ли заседания, принимались ли уже какие-то меры?

– Пока не было, ведь все это произошло "только что". Если будет, то, я думаю, мы его пригласим в студию, чтобы он рассказывал. 
 
– Если говорить о негосударственных электронных услугах, то знаю, что активно развивается система мобильных платежей, на TUT.BY работает система PLATI.TUT.BY, которая позволяет платить за услуги электронными карточками. Развивается ЕРИП-"Расчет", единое расчетное информационное пространство. Какие услуги из этих, на ваш взгляд, "выстрелят" в следующем году? 

– Электронная коммерция будет расти обязательно. И продажи в интернете. И такие вещи, как электронные платежи. Я уже два года не был на почте, в окошке "Оплата коммунальных услуг", мне просто там нечего делать, я всё плачу через интернет. Через PLATI.TUT.BY, кто-то предпочитает системы банков - это будет только расширяться. Мы видим хороший рост каждый месяц, и он ни разу не сменялся падением. То же самое и электронная коммерция. Появились сайты, на которых торгуют не только товарами, но и секонд-хэндом. Second.by - очень востребован этот сервис, особенно в кризис. В Байнете еще есть очень много что делать, потому что все мы ходим на автомобильные, торговые и новостные сайты, и все знаем, что у них куча недостатков. 

– Незакрытых ниш хватает?
 
– Еще есть куда расти, но в наших условиях это будет сдерживаться отсутствием денег. А победит тот, кто почувствует, "что надо", и создаст малобюджетный проект, который потом вырастет во что-то большое. Тут не всегда нужны деньги, нужно еще чутье, потому что многие проекты рождались как малобюджетные – тот же TUT.BY.
 
– Вы видите какие-то стартапы, которые могут выстрелить? Дали ли Байнету новые интересные идеи Инкубатор бизнес-проектов, Стартап-уикенды? 

– Они же только начались, и там все "роится", бурно идет обсуждение. Фактически, это площадка для обсуждения проектов и критики. Я с огромным интересом всегда хожу на эти мероприятия. Но что я заметил: на самом деле я угадываю редко. Иногда кажется, что проект абсолютно не проходной, нулевой, а он занимает первые места на стартап-уикенде, а кое-кто даже получает инвестиции. Проект казался нулевым, а на Западе он пошел. В наших условиях этот проект не нужен, а на Западе он пошел - тот же QuoteRoller. А какой-то проект, который, казалось, должен состояться, в итоге не получается. 
В конечном итоге это всегда шаманство. Это и лотерея – здесь гораздо больше доля везения, чем принято думать. Обыватели считают, что деньги решают все, но на самом деле все это не так. Посмотрите на ныне ведущие интернет-проекты и на то, какую роль там играют деньги.

Какая роль денег была в Facebook? Никакой. Сел мальчик и написал программу для своих однокашников. TUT.BY был малобюджетным проектом: на старте мы вложили 10 тыс. долларов в оборудование и программное обеспечение, дизайн. Сейчас, чтобы получить 10 тысяч... ну, Боже, ну продай машину, возьми  кредит под квартиру или продай квартиру, если ты веришь в свою идею. Это не очень большие деньги. Сейчас легче стартовать, есть инфраструктура, можно найти партнеров. Несмотря на это, всё-таки не так много значительных белорусских интернет-проектов. Сейчас фактически на рынке процветают те, кто процветал и пять лет назад, новых игроков нет.

– К сожалению, наверное, для Байнета...

– Конечно, беспокоит тенденция перетекания пользователей на зарубежные сайты и сервисы...
 
– Вот я хотел этого момента коснуться и перейти к глобальной части, взаимодействию Байнета с Рунетом и другими "интернетами". Но перед этим еще один важный вопрос: 2010-й год прошел под знаменем госрегулирования. Вышли указы №№ 60, 515... Как обстояло дело в этом году? Сказалось ли на чём-то это регулирование? Помешало ли оно развитию Байнета?
 
– В СМИ было очень много негатива по поводу указа № 60. Но если разобраться, то никто ничего не почувствовал. 
 
– Ну как, Wi-Fi карточку теперь не продают без паспорта...

– Да, произошло резкое сужение рынка Wi-Fi, катастрофа, можно сказать, и то же самое - с интернет-кафе. Это единственное неприятное последствие указа № 60. Рынок хостинга только выиграл, за счет того, что вернулись в Беларусь ресурсы, которые хостились черт знает где. 
 
– Но в то же время с 6 января начинают действовать штрафные санкции: до 30 базовых величин штраф для нарушителей указа № 60... 

– Указ принят Бог весть когда, постановление введено в действие летом прошлого года, а ответственность наступает только в следующем. То есть на регистрацию было дано полтора года. 

– По-моему, практически все юрлица уже зарегистрировались. 

– Да, во-первых, почти все зарегистрировались, а во-вторых, что такое для организации 30 базовых величин? Это ничего. Фактически, это символическая акция, потому что большинство хостинг-провайдеров просто не берут сайты на хостинг, пока они не подали заявку на регистрацию.

Не надо думать, что это какая-то там наша выдумка. На Западе, в Евросоюзе тоже есть регистрация сайтов, во Франции регистрация уже Бог знает сколько лет. В Польше незарегистрированный сайт даже не берут на хостинг. Во Франции, например, если сайт не зарегистрирован зарубежный, если там "плохой" контент, то виноват провайдер. Если сайт зарегистрирован, виноват сам сайт. А если не зарегистрирован - виноват провайдер. Провайдеры не могут зарегистрировать все зарубежные сайты, поэтому они просто фильтруют, никому ничего не объясняя. 
 
– О фильтрации было много разговоров, хотя с момента принятия инструкции ОАЦ было понятно, что "фильтруют" не всех, и это почувствуют только госорганизации... Они почувствовали? Недавно была информация, что будет использоваться собственная система DNS-серверов Белтелекома. Может быть, в следующем году мы почувствуем падение трафика на отдельные ресурсы?

– Понимаете, не происходит ничего, что не было бы предусмотрено указом № 60. Там написано, что несотрудники государственных органов и организаций почувствуют какие-то ограничения? Их и нет. В запретном списке сейчас 35 сайтов, и они относятся только к госсектору. Но извините, государство - работодатель. Нравится нам это или нет, но оно имеет формальное право ограничить доступ к чему угодно. Причем во многих коммерческих организациях ограничен доступ, например, к социальным сетям, бесплатной почте, чтобы люди работали, и это ни с чем больше не связано. Поэтому этот список не самый жесткий. 
 
Кроме того, о каком ограничении можно говорить, когда человек может почитать "запретный сайт" на работе со своего мобильника или прийти домой и его почитать? Поэтому тут проблема преувеличена. Когда происходят у нас какие-то неприятные события, то это к 60-му указу никакого отношения не имеет. Пропадает какая-то связь на несколько часов, какой-то сайт перестает работать... 

– "Технические неполадки"?!

– Технические это неполадки или нет, но это не по 60-му указу, не надо это всё путать. 

– Предлагаю сместить наши акценты на мировой рынок. Насколько сильно Байнет ощутил выход сюда российских игроков? Насколько силен прессинг со стороны зарубежных ресурсов? "Как жить дальше"?

– Он очень силен, потому что там действительно классные сервисы. О чём можно говорить, когда в любой крупной российской интернет-компании отдел маркетинга больше, чем весь коллектив TUT.BY, хотя у нас только в офисе сто человек сидит? А по разработчикам, когда там работают сотни и тысячи программистов, понятно, что мы их догнать по качеству сервисов не можем. Мы можем взять только контентом, локальностью, но они тоже много работают над локальностью. Они понимают, что белорусский рынок когда-нибудь поднимется, и это будет лакомым кусочком. Мы не можем приказывать пользователям, куда им ходить – поэтому приходится конкурировать. 
 
Прогноз лично у меня не очень хороший. Я думаю, что все эти самые лакомые вещи уйдут за рубеж. Но у нас останется наша локальная ниша, в которую они никогда не попадут. Прежде всего, контент. Торговые сервисы тоже под угрозой. В России, по статистике прошлого года, уже 16% покупок в интернет-магазинах сделано на зарубежных сайтах, прежде всего на Аmazon и eBay. Недавно eBay снял запрет на использование российских карточек в системе PayPal, а это значит, что когда-нибудь снимут запрет и на белорусские карточки. Надо ожидать серьезной конкуренции со стороны этих мировых монстров. Любой мобильный телефон на eBay в два раза дешевле, чем у нас...

– Мне кажется, в России другая ситуация: там "таможенный порог" несколько выше. Но сейчас Таможенный союз, и, вероятно, все поменяется… Планируют ли международные игроки покупку каких-то сервисов? Недавно украинско-белорусский Pokupon отошел российской группе. Есть ли проекты, которые скупают россияне?

– Не только россияне, все потихоньку сюда ходят, охотятся. Перед 2008 годом к нам каждую неделю кто-то приезжал и хотел нас купить. Сейчас уже не так часто, но все еще такое бывает. Надо понимать, что никто не купит совсем крохотные проекты, потому что управление ими стоит денег. Если стоимость контроля, грубо говоря, полмиллиона долларов, то покупать проект за 100 тыс. смысла нет. Поэтому такого интереса удостоятся немногие проекты. 
 
– Если белорусский рынок для многих проектов неинтересен, изначально идет ориентир на Россию, другие рынки, на весь мир. Как обстоят дела с мировой экспансией у белорусских проектов? Я знаю, что TUT.BY передал свои технологии проектам в странах бывшего СНГ и не только. Как они развиваются? Можно ли говорить о мировой экспансии белорусских проектов, или это пока единичные случаи?

– Наверное, все-таки это нетипичная ситуация. Во-первых, у нас только СНГ. Во-вторых, наш вклад там – технологии, разработка. Не исключаю, что можем пойти еще в какие-то страны, на "некириллический" рынок, клонировать модель TUT.BY. Думаю, и другие проекты могут клонировать, хотя знаю, что некоторые проекты пробовали, и у них не очень это получилось.

– Это, скорее, нетипичная модель для белорусов?

– Я бы не назвал это тенденцией. В каждой стране рынок устроен по-другому. В Беларуси нет лидера среди погодных сайтов: у всех, кто показывает погоду, примерно одинаковая посещаемость. А в Казахстане, например, с огромным отрывом идет один из российских сайтов. Почему так получилось? А черт его знает. Вот так сложилось.
 
– Последний вопрос-предложение: давайте поговорим о мировых тенденциях. Заметили какие-то тенденции в мировом интернете, кроме "мобилизации"? Какое событие вы считаете событием года для мирового ИТ-рынка?
 
– Прежде всего, победа мобильного трафика над стационарным. Трафик, который идет с мобильных телефонов, ноутбуков, превысил объём данных, передаваемых по проводному интернету, кабельному. Это означает эру всеобщей мобилизации. Это затронуло всех, и TUT.BY сейчас переделывает свой дизайн, чтобы подходить... Надо понимать, что там огромное разнообразие форматов. Если раньше это была  "большая версия" и "PDA-версия", то теперь это бесчисленное множество версий... приходится всё это учитывать. 
 
Ну и социализация! В этом году у нас были большие душевные терзания, ведь у TUT.BY есть своя соцсеть – "Я тут". С чего это мы будем ставить кнопки Facebook? Была внутри фирмы просто битва. Но поставили. Тем, у кого нет соцсети, новостным ресурсам, это надо, потому что они получают трафик, а мы с соцсетей получаем мало трафика, потому что нас и так все знают и ходят. Казалось бы, нам это не нужно. Но все-таки мы поставили, чтобы быть в ногу со временем, какой-то трафик там идет, но маленький. 
 
– Что будет в мире и Байнете в 2012 году?

– Продолжится углубление этих тенденций. 

– Ничего нового не будет, новых продуктов Apple?

– А если бы можно было это предсказать! Мобилизация будет продолжаться – это факт. Уровень проникновения будет расти. В соцсетях будет все больше людей, и они будут решать там все больше вопросов... Вчера мне нужен был телефон одного человека, с которым я какое-то время не контактировал. Обнаружил, что забыл его e-mail, а в мобильнике у меня три его телефона и все какие-то городские... Что делать? Меня осенило, я набрал его имя в Facebook – а мы, оказывается, с ним "френды"! 
 
– Многие телефоны уже позволяют автоматом вбивать профиль человека в Facebook и отправлять ему сообщения. 
 
– Очень удобно, если ты в Facebook через мобильную версию-приложение, можно нажать на его профиль и позвонить.

– Спасибо, Юрий Анатольевич, что бы вы пожелали байнетчикам, нашим зрителям-пользователям-читателям?

Наверное, я буду традиционен, и, как каждый год, пожелаю быстрого интернета. На этот раз - быстрого мобильного. И, конечно, счастья, здоровья и любви! 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-30%
-20%
-40%
-20%
-10%
-50%
-10%
-50%