Поддержать TUT.BY
66 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Без жестких диет. Совет Елены, которая много раз пробовала похудеть и наконец сбросила 21 кг
  2. ТВ-горки и стенки канули в прошлое. Дизайнеры рассказали, какие полки и TV-тумбы в тренде
  3. Белорусские биатлонистки финишировали пятыми в эстафете
  4. Прощальная служба Кондрусевича, акции и «экскурсия под конвоем». Что происходит 24 января
  5. Умер Ларри Кинг
  6. «Поток ринувшихся к границе превратил окраину Бреста в «прифронтовую полосу». Как нашим уже пытались запретить выезд
  7. «В акциях участвует немногочисленное количество человек». Милиция сообщила о 100 задержанных в субботу в Минске
  8. История о том, как простой парень спас семью из пожара, получил медаль «За отвагу» — и как сложились их судьбы
  9. «Леха, выходи». В России на акциях в поддержку Навального рекордное число задержаний за 10 лет
  10. В России ищут 80 вагонов для поставки бронетранспортеров БТР-80 в Беларусь. Разбираемся, в чем дело
  11. На продукты, лекарства и детские товары подняли НДС. Рассказываем, что может заметно подорожать
  12. Новый КоАП вводит правило «первого раза» для водителей: за какие нарушения сначала не будет штрафа
  13. За восемь дней задержали более 500 человек: по БТ показали «социально-возрастной портрет» протестующих
  14. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  15. В квартирах хотят запретить держать некоторых животных. В планах — и ограничения по контактным зоопаркам
  16. В 2020-м году — семилетний антирекорд по покупке квартир. Эксперты рассказали, что происходит
  17. «Куды ідзеш, Беларусь?» Тадеуш Кондрусевич провел «прощальную службу» в Минске. Как это было
  18. В Беларуси готовятся нанести удар по коррупции. Что хотят изменить
  19. «Ответила: «Да». Ролик, где минчанин делает предложение, набрал около семи миллионов просмотров
  20. Порье нокаутировал Конора Макгрегора
  21. 555 долларов за «квадрат». Под Минском построили частный дом из мапидовских панелей. Вот он какой
  22. И ездить не стыдно, и налог платить не надо. Подборка крутых автомобилей старше 1991 года выпуска
  23. За сутки умерли 10 пациентов с коронавирусом. Минздрав озвучил последние цифры о COVID-19
  24. Синоптики предупреждают о туманах в воскресенье и понедельник
  25. 18-летней Софии, которая расписала щиты военных, дали два года колонии. Ее другу — полтора
  26. История врача, который два раза переболел ковидом и четыре раза был задержан — но не теряет оптимизма
  27. Милиция так и не смогла найти, кто повредил мотоцикл байкера, который лихо уходил от погони ГАИ во время протестов
  28. В Беларуси произошли массовые прорывы теплосетей. Неужели все так плохо?
  29. Перед жительницей Петербурга, получившей удар в живот, извинились — и руководство полиции, и сам полицейский
  30. «Не уверен, что он сам в этот колодец бы прыгнул». Родители о гибели 10-летнего мальчика в Пуховичском районе


Николай Щетько,

Кирилл Голуб, сооснователь компании aheadWorks, делится секретами и ошибками, с которыми сталкиваются стартапы. 

Сделать несколько заурядных продуктов на хорошем уровне или целиться на один супероригинальный? Как начинать? Как строить команду? Где искать заказчиков?.. 

Очередное "интервью по понедельникам" – TUT!

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать аудио (22,32 МБ)

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Скачать видео

– Вашей компании уже больше двух лет. Правильно ли вас называть стартапом?..
 
– На самом деле нам больше 8 лет. Но стартапом можно называть даже такую компанию, как EPAM Systems, не говоря уже о компании aheadWorks. Каждую вещь, которую мы делаем, мы делаем с нуля. Каждый следующий ход с точки зрения развития компании и построения новых направлений делается без собственного предыдущего опыта и с минимальным привлеченным опытом. Такие вещи невозможно узнать ни из книг, ни из статей. 
 
– С чем это связано? У индусов уже десятилетия бизнесу…

– Сейчас все стремительно развивается. Платформе, с которой мы работаем, всего четыре года. Хотя информация по общим вопросам построения продуктового бизнеса на базе этой платформы доступна, но когда дело заходит о конкретике, все приходится делать впервые. 
 
– Расскажите подробнее о своей компании. Небольшой экскурс в историю...
 
– История начинается с 2001 года, когда я был выпускником технического вуза – Могилевского государственного технического университета и раздумывал, чем бы заняться. Работать по распределению в компании или конторе мне не хотелось. 10 лет назад возможностей для ИТ-шников было крайне мало. В Могилеве ИТ-компаний практически не было. Были один или два филиала крупных компаний, вроде EPAM Systems. По-моему, тогда в могилевском EPAM трудилось 8 или 10 человек. Это был placeholder – чтобы застолбить место, хотя бы каким-то образом присутствовать на рынке труда. 
 
На тот момент уже год, как существовал беспарольный доступ от Белтелекома. Это был своего рода катализатор, потому что впервые доступ в интернет получили широкие массы, а не только люди, которые работают в фирмах, где есть выделенная линия по технологии ISDN. Любой человек, у которого был домашний телефон, получал возможность набрать 8-600-100 и выйти в интернет. Конечно, он был медленный, не очень хорошего качества, дорогой, но позволял делать все, на что хватало фантазии и способностей. Попав первый раз в интернет, я даже не знал, что существуют поисковые машины. О существовании "Яндекса" я узнал только через месяц. 
 
Что делать? Естественно, сайты. Если сайты кто-то делает, значит, это кому-то нужно и за это кто-то платит. Зарабатывать хочется, поэтому мы создали первую региональную веб-студию, которая занималась разработкой интернет-сайтов в Могилеве. На тот момент рынок практически отсутствовал. У крупных предприятий либо вообще не было понятия, зачем им нужен сайт, либо было что-то, сделанное собственным сисадмином. Это выглядело и работало соответствующим образом... Поэтому в течение первого года работы мы занимались тем, что предлагали свои услуги могилевским организациям и предприятиям. 
 
Первый же сайт, который мы сделали (он до сих пор доступен на домене shlyager.com), был сайт фестиваля "Золотой шлягер". К сожалению, тогда "Золотой шлягер" с удовольствием пользовался услугами подрядчиков, но без удовольствия оплачивал счета, поэтому первая наша коммерческая работа оказалась бесплатной. Но это был хороший опыт общения с живым заказчиком, у которого есть свое представление, что ему нужно. 
 
Вторая работа была для текстильного предприятия. Это был не только веб-дизайн, разработка самого сайта – мы делали для него фотографии, фотографировали шторы, которые производит это предприятие. У меня до сих пор сохранились снимки десятилетней давности, где мы развешиваем шторы и ставим свет.
В 2002 году был небольшой перерыв: мой компаньон трудился один, а я отслужил в армии. Я о потраченном времени не жалею и думаю, что это было правильное решение. Компания aheadWorks существует с 2003 года. Мы быстро поняли, что локальный рынок веб-разработок – это тупик, потому что деньги платят неохотно и клиентов мало. Крупных клиентов на тот момент перебивали минские студии, та же Red Graphic Сергея Осипова. 
 
Мы начали выходить на зарубежных заказчиков. Путь достаточно простой – биржи фрилансеров. Ведущей на тот момент биржей была Elance.com. Это было большим для нас шагом – отжалеть бюджет в 75 долларов на первую платную подписку. Для нас это были большие деньги, потому что стартовый капитал, с которым мы начинали свой бизнес, составлял 120 долларов. На эти деньги мы сняли свой первый офис – съемную квартиру. Денег хватило на три месяца аренды. 
 
Абсолютное большинство компаний, которые строили свой бизнес в то время, действовали примерно так же. Нынешним стартапам это не очень интересно, потому что времена изменились. Поиск своей специализации, определение ниши, в которой мы можем успешно конкурировать с другими разработчиками, привел нас к сфере электронной коммерции. С 2005 по 2008 год мы профессионально работали с платформой X-Cart. Ее до сих пор делают ребята из Ульяновска. В начале 2000-х годов она была чуть ли не единственной платформой, разработанной на базе PHP/MySQL, но при этом не бесплатной. Это автоматически переводило платформу из разряда "игрушечных" вроде osCommerce в имеющую какой-то коммерческий потенциал. 
 
Накапливался опыт работы в своей нише, и в конце 2008 года мы пришли к платформе Magento. В то время мы задумались, чем заняться дальше, что приносило бы нам не только деньги на текущую операционную деятельность, минимальную зарплату совладельцам и нескольким наемным сотрудникам. На тот момент у нас было 8-10 наемных сотрудников. Мы начали анализировать графики в Google Trends, которые показывали рост и падение популярности платформ, связанных с электронной коммерцией. И мы обнаружили, что один график идет по экспоненте, хотя платформа работает чуть больше года. Magento разрабатывала американская компания, хотя весь штат разработчиков находится в Киеве. Мы впрыгнули в этот поезд одними из первых, поэтому поехали в головном вагоне. 
 
Последние три года ведется плотная и ежедневная работа в этом направлении. 
 
– После длительных лет аутсорсинга вы ушли в продуктовое направление. Многие компании считают, что это благо. Некоторые компании – что это рисковое дело. Другие компании говорят, что хорошо и то, и то. На ваш взгляд, продуктовый бизнес – это очевидное благо? Планируете ли вы возвращаться к аутсорсингу? Много ли в Беларуси компаний, которые занимаются продуктовым бизнесом? 

– Я начну с последнего вопроса. Достаточно сложно оценить количество небольших компаний, работающих по направлению собственных продуктов. Не так просто узнать, что у какого-то из серьезных и популярных на Западе и в целом в интернете продуктов белорусское происхождение. Это никто не афиширует. Единственный способ об этом узнать – смотреть работу на местном рынке труда и то, каким образом компании привлекают к себе интерес потенциальных сотрудников и кандидатов. Тогда они говорят, что это не "унылый" аутсорс, а прогрессивная разработка собственных продуктов. Чаще это какой-то один продукт, который эксплуатирует узкую нишу. В этом плане нам немного проще: у нас около 50 продуктов и каждый из них решает маленькую функциональную задачу. 
 
Работа в направлении собственных продуктов гораздо интереснее сама по себе с точки зрения программирования, разработки, архитектуры и понимания, что нужно рынку и пользователю. Желания и интересы пользователей здесь первичны: они знают, что им нужно. Когда просишь привести пример продукта, о котором никто не знал, что он нужен, а когда он появился, все стали его использовать, обычно вспоминают Стива Джобса и iPhone. Это не разработка программного обеспечения, хотя больше половины успеха iPhone и iPad – это именно программная платформа, новый подход к интерфейсу. 
 
Определить потребность людей – это путь к успеху в разработке собственного программного продукта. По моим оценкам, ближайшие 10 лет это будет единственным верным подходом. С точки зрения эффективного программного обеспечения у нас любая сфера накрыта очень слабо. Представьте, можем ли мы сегодня с помощью нашего ПО полностью заменить секретаря? Как бы нам ни хотелось, это в принципе невозможно, хотя секретарская работа не требует высоких интеллектуальных способностей и напряжения и вроде бы годится для автоматизации. 
 
– Некоторые специалисты говорят, что главное – хорошая идея. Другие (в основном мобильные разработчики) говорят, что деньги зарабатываются на простых продуктах, которые хорошо сделаны. Вы апологет "хорошей идеи"? Что приносит деньги?  

– Вы взяли два полярных подхода. Естественно, истина, как всегда, посередине. Идея сама по себе практически ничего не стоит. Гениальных прорывных идей крайне мало. Разрабатывать что-то известное, понятное и не очень сложное, но более-менее надежное можно, но на этом сложно заработать что-то, кроме копеечных процентов сверх понесенных затрат. Рынок огромен, но и количество игроков на нём тоже большое. Любые очевидные ниши, решения и потребности достаточно легко закрываются. А потом начинается борьба не ИТ-шников, а специалистов по маркетингу. А с маркетингом у нас традиционно не очень хорошо. Проблема не разработать софт, а продвинуть его и склонить потенциальных клиентов к покупке. 
 
– Что бы вы порекомендовали стартапу? С чего начинать? У них есть вариант придумать что-то гениальное и пытаться это реализовать или сделать пять хороших стандартных приложений?

– Если выбирать между этими двумя вариантами, то лучше сделать пять хороших стандартных приложений, но не для того, чтобы заработать на них, а чтобы набраться опыта. Маловероятна ситуация, когда команда из нескольких человек еще ничего не сделала и сразу найдет хорошую толковую идею и попадет в яблочко. 
 
В течение полутора лет (в 2007-2008 годах) мы разрабатывали собственный продукт в сегменте online collaboration tools. Мы сделали проект и практически на следующий день списали его. Мы поняли, что не можем сделать так, чтобы это было востребовано и было не хуже других аналогов. Поэтому все, что я могу посоветовать – попробовать что-то сделать, убедиться, что это не получилось, понять, почему и какой путь стоило выбрать, чтобы в итоге вышло то, что нужно. Но не стоит рассчитывать на гениальную идею.
 
– Если бы вы открывали свою ИТ-компанию сейчас, чем бы вы занимались?

– Скорее всего, это было бы что-то, связанное с электронной коммерцией, но не с мобильными разработками, приложениями для Android или iPhone. Это уже не тренд. Очень непросто впрыгнуть туда и сделать что-то, что действительно сможет принести тебе деньги или хотя бы окупить операционные затраты. У нас не так много толковых специалистов-разработчиков, которые уже в теме. Они хорошо трудоустроены и получают хорошую зарплату. Соответственно, для разработки успешного продукта в мобильной сфере лучше было бы саутсорсить разработку кому-то из других белорусских разработчиков, выступить в качестве заказчика и посмотреть, удастся ли это продвинуть.  В любом случае это будет дешевле.      
 
Мне импонирует сфера электронной коммерции. Здесь только зачатки роста и объема рынка, который будет через несколько лет. Я думаю, что здесь впереди стократный рост, поэтому стартапы в этом направлении если и прогорят, то не все. 
 
– Что бы вы посоветовали самому себе десятилетней давности?

– У меня есть такая возможность, потому что я с удовольствием общаюсь с начинающими бизнесменами и стартаперами. В них я вижу самого себя 10 лет назад, поэтому ответить на этот вопрос достаточно легко. Во-первых, не надо терять время на раздумье, выбор платформы, средств реализации – все это наработается в рабочем порядке. Ни на минуту не надо откладывать ни одно действие. На ранних этапах цена ошибки невелика, но чем быстрее мы сделаем детские ошибки, тем быстрее перейдем к взрослому ведению дел. 
 
– Планируете ли вы диверсифицировать зависимость от Magento?

– Естественно, планируем и уже делаем в этом направлении определенные ходы. Мы анализируем опыт по продуктам, связанным с Magento, и предыдущий опыт разработки собственных продуктов. Уже понятно, что это будут собственные сервисы (SaaS). Скорее всего, они будут ориентированы на сферу электронной коммерции или интернет-рекламы. Мы можем рассчитывать, что в ближайшие несколько лет произойдет очередная революция в сфере интернет-рекламы примерно такой же силы, какая была при переходе от баннеров к контекстной рекламе. 
 
– В каком направлении она будет двигаться?

– Посмотрим на традиционную рекламу, которая попадается нам на глаза при случайном рекламном контакте. Крайне маловероятно, что данная реклама будет полезна именно в данный момент человеку. Контекстная реклама перевернула ситуацию: это уже не столько рекламная акция, сколько справочная. Мы инициировали запрос, обозначили свой интерес и получили справочную информацию, которая на самом деле является рекламой. 
 
Следующий прорыв будет, когда мы начнем получать не рекламу в чистом виде, а когда это будет именно та справочная информация, которая понадобилась нам в тот момент, когда мы в ней нуждаемся. Источник данных – социальные сети: наше поведение в социальной сети, то, что мы лайкаем в Facebook, то, о чём мы пишем в LiveJournal, и то, о чём мы общаемся онлайн со своими друзьями и коллегами. Фактически это будет полный анализ нашей онлайн-активности.  
 
– Тут все те, кто борются за приватность в интернете, должны разлогиниться, удалить свои аккаунты и ничего не писать никак иначе, кроме как анонимно. Не опасно ли делать ставку на одну технологию?

– В каком-то плане опасно, но не надо думать о своей деятельности и продуктах, как о чём-то вечном и не имеющем естественных пределов и границ. Всегда нужно анализировать прошедшие вещи в индустрии, опыт крупных компаний. Мы увидим то взлеты, то падения, то другие изменения, которые связаны с появлением новых возможностей и уходом старых потребностей. 
 
Никто не застрахован от того, что произойдет событие, которое убьет бизнес пусть даже крупных корпораций. Кто-то из них успеет перестроиться, кто-то – нет. Мне очень интересен пример компании Nokia, которая потеряла существенную часть рынка после развала Советского Союза. Nokia уже не могла делать то, что делала раньше. И она успешно использовала тот тренд, который задала компания Motorola, занимаясь мобильной связью. Этот тренд Nokia крайне успешно эксплуатировала больше 15 лет, пока они не прозевали переход от стандартной трубки с кнопками к смартфону. 
 
– Самое обидно, что тренд задали они: они производили смартфоны задолго до iPhone...

– Весной прошлого года я побывал в штаб-квартире Nokia и послушал, о чём говорят топ-менеджеры, побывал в их шоу-руме. Это было грустное зрелище, потому что во всем этом сквозила неприятная нотка предопределенности. Чувствовалось, что люди знают, что все не очень хорошо и не улучшается. Хотя они бравировали своим контрактом с Microsoft и переходом на платформу Windows Phone, это было крайне грустно. Я мог сравнить их топовые решения с iPhone 4 и видел, что их свежие решения на несколько лет отстали от того, что есть сейчас у Apple. Так что не застрахован никто: ни маленькие стартапы, ни средние компании, ни большие корпорации.  
 
– В общем, надо смотреть за рынком и адаптироваться.

– Совершенно верно. И не бояться перемен и изменений. Собственно, в этом и состоит потенциальный успех – поймать перемену. 

– Еще вопрос по поводу платформы Magento. Я знаю, что некоторые стартапы специализируются на разработке игр под отдельный движок. Это скорее ключ к успеху или первоначальная идея? Или это ни на что не влияет?
 
– Было бы слишком громко назвать это "ключом к успеху". Но это одна из составляющих – четкая специализация и наработка опыта в конкретной бизнес-сфере и технологической сфере. Есть правило "десяти тысяч часов": чтобы стать в чём-то экспертом, нужно посвятить работе и созиданию в этой области как минимум 10 тысяч часов (то есть около пяти лет). Это правило справедливо и для отдельного профессионала, и для компании в целом. Собственно, компания и ее знания – это сумма знаний всех ее сотрудников. Поэтому это важно, но это не единственная составляющая.
 
– Какие у вас были основные ошибки на момент старта вашей компании?

– Сейчас эти ошибки неоднократно обдуманы и пережеваны, ушли в подсознание. Вытащить их на свет уже нельзя, они меркнут по сравнению с недавними ошибками, о которых еще хорошо помнишь. Сейчас в своей повседневной работе я специализируюсь на общении с людьми, построении организационной структуры, поэтому и мои личные ошибки, и ошибки компании в целом собраны там. 
 
Чаще всего "просматриваю" какого-то человека, не могу подобрать ему подходящую работу в компании по его интересам и способностям. Всегда очень неприятно и болезненно, когда работаешь с отличным, потенциально очень мощным сотрудником, но не можешь найти вещи, которые он сможет делать хорошо и с удовольствием. Очень важно, чтобы человеку это нравилось и чтобы у него это получалось.  

– Мне кажется, для любого стартапа и любой компании очень важен вопрос, где брать людей, команду и как отличить тех, с кем стоит работать, от тех, с кем работать не стоит?

– Все 10 лет в бизнесе я в первую очередь работал с людьми, поэтому мне это близко, понятно, и я много об этом думал и читал. Ответ достаточно простой: работать нужно с теми, с кем тебе комфортно и удобно работать. Поэтому мы в компанию всегда берем сотрудников по личным качествам и никогда не делали исключений. Если мы видим, что это потенциально или уже мощный специалист, но он не вписывается в коллектив и негативно повлияет на его атмосферу, обычно мы отказываемся от работы с ним. И наоборот, если я вижу, что у человека есть хорошие задатки, но его еще долго придется учить, и все же это действительно хороший, активный, самозамотивированный человек, мы обязательно будем с ним работать. 
 
В недавних статьях нас назвали программистами-самоучками, по поводу чего я долго веселился. В нашей индустрии трудно найти людей, которых нельзя было бы назвать самоучками. Какая-то маленькая часть разрабатывает парадигмы, новые инструментальные средства, а остальные осваивают то, что имеют, не по книжкам и лекциям, а в своей практической работе. В Белорусско-Российском университете в этом году открывается специальность "программная инженерия".

И оттуда будут выходить инженеры по информационным технологиям. Бессмысленно уповать на то, что это будут люди, которых сразу, не глядя, можно брать по распределению. В любом случае сначала с людьми надо беседовать, приглашать их на испытательный срок, причем не ожидая от них сразу ничего, кроме демонстрации готовности и способности учиться и максимально быстро впитывать знания, которые будут нужны ему для работы. 
 
То есть при создании команды для стартапа достаточно подобрать людей, близких по духу, с которыми тебе комфортно и удобно, даже если они не суперспециалисты в профессиональной области. 
Уточним: необходимо, но не достаточно. Никто не даст критерия, при котором мы могли бы сказать, что этот человек подходит, а этот нет, и что собранная команда достигнет успеха. Единственное, на что можно рассчитывать – что все готовы тянуть эту тележку. А в начале бизнеса это довольно тяжелая тележка. И самое главное – иногда непонятно, в какую сторону ее тянуть. Но важно, чтобы людям было комфортно вместе работать, а не просто пить пиво и беседовать на общие темы.     
 
– А как это проверить?

– Начать работать. Я не знаю другого рецепта, кроме практики. В конце концов, можно попробовать себя в простом бизнесе вроде разработки веб-сайтов. Надо поработать хотя бы полгода, и тогда станет четко ясно, с кем стоит работать, а с кем нет.
 
– Как мотивировать людей работать на энтузиазме? Надо ли работать на энтузиазме? Сколько можно работать на энтузиазме, то есть без денег?  
 
– Прошли времена, когда 10 лет назад можно было работать на энтузиазме самому и даже брать других членов команды на энтузиазме. В ИТ-сфере любой человек, даже не очень опытный, но желающий работать найдет себе работу и будет зарабатывать. На энтузиазме он сможет работать в свободное время по вечерам, по ночам, но это не командная работа. 
 
Я не верю в распределенные команды и людей, которые что-то делают по вечерам, а потом ночью коммитят, раз в неделю собираются на пиво и таким образом у них получается team work. Я не верю в это. Я считаю, что люди должны сидеть лицом к лицу, за соседними компьютерами, чтобы в любой момент повернуться к соседу и выругаться, если что-то не получается, облегчить душу и получить совет.           
- Получается, нельзя работать на энтузиазме?
 
- Есть примеры, когда люди работают на энтузиазме больше года. Есть такие белорусские стартапы, правда, я не знаю, как у них обстоит дело сейчас. Например, проект  MapsWithMe: часть разработчиков из Беларуси, часть работает в Швейцарии. Я не знаю, есть ли у них выручка от их продукта, достаточная, чтобы обеспечивать себе жизнь. Мне не известны примеры, когда команда работает на голом энтузиазме какое-то продолжительное время. Но, может, они мне просто не знакомы. 
 
– Где и как искать заказчиков? Вы обходили все ближайшие компании…

– Самые первые годы, когда мы работали на локальном рынке, это был обход. Зарубежные заказчики ищутся на биржах. Я не знаю, как там обстоят дела сейчас, потому что мы уже больше пяти лет не занимались этим. Но раз фрилансеры процветают, то и биржи фрилансеров тоже. Это самый удобный способ: сначала ищешь заказчиков вообще, потом начинаешь искать заказчиков на ту специализацию, в которой ты успел заработать какое-то реноме, в которой у тебя есть опыт завершенных проектов. Наверное, это беспроигрышный и недорогой вариант. 
 
– В какой стартап вы сейчас, не глядя, проинвестировали бы деньги?

– Не глядя? 
 
– Вы участвуете в СтартапУикендах. Несмотря на то что идеологии стартапа в Беларуси уже несколько лет, до сих пор мало мировых стартапов с белорусскими корнями. Внутрибелорусских тоже мало...
 
– Я не владею такой статистикой. В своей деятельности мы не раз покупали чужие продукты и направления, ассимилировали и продолжали развивать как собственные. Мы покупали не команду, а исключительно продукты. Такого рода инвестиции работают, у нас есть положительный опыт, когда эти инвестиции окупались достаточно быстро. 
 
Инвестировать свои средства в стартап как команду, которая сделала что-то вроде прототипа, мы еще не готовы, потому что наша компания сама до сих пор является таким стартапом. Пятьдесят разработчиков – это немного, и это даже не потолок для наших собственных организаторских способностей. Поэтому сейчас было бы глупо вкладывать в посторонние компании. Гораздо разумнее инвестировать в развитие собственных команд и направлений. 
 
– Если абстрагироваться, что должна делать команда, чтобы вы захотели ее приобрести?
 
– Во-первых, эта команда должна быть минимально сработавшейся, а не группой ребят, которая несколько раз посидела за пивом и примерно решила, что она будет делать. Должен быть "выхлоп". Бизнес-план можно и нужно писать, но не надо его никому показывать, потому что настоящие бизнесмены просто повеселятся и, может, поностальгируют о себе в таком же возрасте и на таком же этапе. Нужен какой-то продукт, который уже понятно кому может быть необходим и на каком рынке. 
 
Резюмирую: нужна сработавшаяся команда, прототип и понятный рынок, на который направлен этот прототип. Желательно, чтобы ответ на вопрос о монетизации хотя бы маячил на горизонте. Чтобы не было ситуации, когда "мы будем зарабатывать на рекламе" или, ещё хуже, "вложи сейчас 10 тыс. долларов, мы разовьемся и потом продадим нашу долю за 100 тыс.". 
 
– Что вы скажете про белорусский рынок? Пользуются ли нашими продуктами на белорусском рынке? Есть ли у него потенциал в вашей сфере? Недавно мы беседовали с Михаилом Дорошевичем, он сетует на ужасающе низкое число долларов рекламодателей в расчете на пользователя белорусского интернета. Это резко замедляет развитие Байнета. 
 
– Теоретически потенциал есть. Например, я люблю Украину и украинские ИТ-компании, с удовольствием общаюсь с украинскими ИТ-шниками. Я вижу, что в Украине это возможно и более чем востребовано, но там это объясняется в три раза большим количеством населения и во много раз большим количеством денег. Поэтому украинский e-commerce процветает. Есть серьезные онлайн-магазины с очень мощной оффлайновой частью, та же rozetka.com.ua, о которой знает любой украинский ИТ-шник. 
 
Там очень серьезные digital agency, цифровые агентства, которые занимаются и разработкой, и рекламными кампаниями в интернете с очень серьезными бюджетами. Там даже есть свои мощные и востребованные платформы для электронной коммерции, сориентированные и заточенные на украинский рынок. В Беларуси это может быть, но не сегодня и не завтра. Никаких оптимистичных прогнозов я дать не могу.    
 
– Насколько на белорусский рынок повлиял ПВТ? Ваша компания состоит в ПВТ?

– Да, одно из юридических лиц нашей компании – резидент ПВТ. Невозможно переоценить влияние ПВТ на белорусский ИТ-бизнес. Я сейчас даже не говорю о налоговых льготах, я говорю в целом о парадигме развития ИТ-бизнеса в рамках ПВТ. Без него трудно представить, где были бы белорусские ИТ-шники. Влияние колоссальное, и я надеюсь, оно будет только увеличиваться. 
 
– Часто можно услышать критику, что, мол, "с такими налоговыми льготами другая отрасль произведет гораздо больше. ПВТ заработал деньги, которые пошли на зарплаты, а прибыль осталась за рубежом"... 
 
– Наверное, есть такой аспект. Но надо посмотреть на ситуацию с другой стороны. Какой другой отрасли мы можем дать аналогичные преференции и зачем? Основная проблема ИТ-компаний состояла в том, что добавленная стоимость составляет чуть ли не 100%, и основные затраты – это затраты на зарплату и связанные с ними отчисления в бюджет и небюджетные отчисления. 
 
Естественно, чтобы конкурировать со странами, где это налоговое бремя ниже, было необходимо это сделать. В любом случае деньги, которые выплачиваются в качестве зарплаты, преимущественно остаются в республике. Единственная статья расходов, которая уходит за рубеж, крайне маленькая - это новые и подержанные автомобили, которые мы покупаем за рубежом. 
 
ПВТ на 100% позитивный проект, у которого впереди еще гораздо больше потенциала для развития и влияния на белорусский ИТ-бизнес. То, что было сделано за эти 6-7 лет, это только начало. 

– Традиционный вопрос-пожелание…  

– Пожелаю нашим белорусским коллегам не останавливаться в своем развитии, не забывать, что ИТ-специалист учится всю свою жизнь, не экономить собственный личный бюджет на собственном образовании, покупке литературы и участии в тренингах и не думать о том, что единственный путь дальнейшего развития – уехать за рубеж. Те времена давно прошли. Если только вы не профессиональный предприниматель в ИТ-сфере, у которого большие планы и большой опыт за плечами, чтобы ехать реализовывать свой опыт за рубежом, работать можно и нужно именно здесь. 


Кирилл Голуб

Совладелец компании aheadWorks, директор регионального офиса.
 
В 2001 году, сразу после завершения университета, совместно с компаньонами основал веб-студию, через два года преобразованную в софтверную компанию aheadWorks. Сегодня aheadWorks специализируется на разработке массового ПО для электронной коммерции на платформе Magento, являясь одним из лидеров этого рынка. Продукты компании поддерживают продажи более чем в 15000
интернет-магазинов по всему миру.
 
Будучи программистом по складу ума и образованию, Кирилл за десять лет работы в собственной  компании изучил профессии бизнес-аналитика, специалиста по продажам, менеджера проектов, архитектора программных продуктов, директора по  персоналу и исполнительного директора.
 
Сфера профессиональных интересов: построение процессов в ИТ-компании, управление персоналом, интернет-маркетинг.
-10%
-23%
-50%
-30%
-20%