Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Игры


Наталия Лазарева,

О себе эти люди с полной уверенностью могут сказать: ''Что наша жизнь? Игра!''. Геймдизайн для них - хобби и будущая профессия. В каких вузах Германии обучают созданию компьютерных игр по собственным правилам?

Клик. Еще клик. Враги повержены, принцесса спасена, клад найден. "Happy End" и "Game over". Однако для того чтобы игроман добрался до заветных слов, требуется слаженный труд целой команды разработчиков и бессонные ночи игрового дизайнера - режиссера этого компьютерного фильма. Именно от него зависит первоначальная концепция игры и успех ее финальной версии. Несмотря на свою сложность, профессия на перекрестке программирования и творчества, на грани реальности и виртуальности неизменно привлекает молодых людей.

Широкий кругозор - плюс игродела

"Основной инструмент геймдизайнера - это его мозг, его идеи. И хорошо, если он никогда не повзрослеет. Надо всегда помнить о том, что основная цель игры - развлекать пользователя", - уверен Бастиан Паковски (Bastian Pakowski), студент международного колледжа b.i.b в городе Бергиш Гладбах. Профессионально за разработку игр он взялся после того, как выучился на электронщика и понял, что работать по специальности ему совсем не хочется.

Пути к созданию игровых миров у всех разные, и наличие способностей к программированию или глубокое знание информационных технологий - вовсе не обязательное условие. "Гораздо важнее - иметь бескрайнюю фантазию, чтобы продумать до мелочей характеры персонажей и правила игры, а потом гармонично сложить все кусочки воедино", - подчеркивает Бастиан.

Среди других необходимых качеств он называет умение четко выражать свои мысли, грамотно писать и разбираться в психологии людей, а также наличие лидерского потенциала и художественные навыки. Просчитать, сколько денег может принести готовый продукт, - тоже одна из задач геймдизайнера. "Но при этом важно оставаться реалистом. Не стоит придумывать навороченные игры, которые потом со скрипом будут идти на компьютерах", - отмечает специалист.

Квест: выбери себе вуз

Освоить профессию геймдизайнера можно во многих вузах Германии. Соответствующие программы есть как в государственных учебных заведениях, например в Высшей школе Дармштадта (Hochschule Darmstadt) и в Высшей школе Трира (Fachhochschule Trier), так и в частных вузах. Известностью пользуются Институт цифровых коммуникаций L4 (L4 Institute for Digital Communication) и Академия игр (Games Academie) в Берлине, а также Кельнская лаборатория игр (Cologne Game Lab) - совместный проект Университета прикладных наук Кельна и Кельнской международной кинематографической школы.

"В некоторых учебных заведениях нет четкого разграничения между понятиями "игровой дизайнер", "программист", "художник" и "продюсер". Нередко специальность называется "Разработка игр" (Game development, Spieleentwicklung). Поэтому абитуриентам надо внимательно ознакомиться с учебным планом, прежде чем подавать документы", - предостерегает Анника Книпп (Annika Knipp), референт по связям с общественностью в Академии игр. Дорога к диплому занимает от двух до шести семестров в зависимости от выбранного вуза. В числе основных предметов - теория игр, драматургия, основы программирования, 2D- и 3D-моделирование.

Ложка дегтя в медовой карьере геймдизайнера - высокая стоимость обучения в частных вузах. К примеру, месяц занятий в Высшей школе медиадизайна и информатики (Mediadesign Hochschule für Design und Informatik), расположенной в Берлине, Мюнхене и Дюссельдорфе, стоит около 700 евро. "Однако самые талантливые молодые люди могут рассчитывать на стипендию, - поясняет профессор вуза Линда Брайтлаух (Linda Breitlauch). - С прошлого года, например, мы принимаем участие в программе "Стипендия Германии", в рамках которой наши студенты могут получить финансовую поддержку от частных компаний". В этом году учебное заведение предлагает 25 новых стипендий. Претендовать на них могут все студенты, начинающие обучение в зимнем семестре 2012/2013. Подобные стипендиальные программы есть во многих других частных школах.

Стратегия: обойди соперников

Поступить в вуз не просто: требования высокие, заявок много, конкуренты съезжаются в Германию из разных стран мира, в том числе из России. Стандартный набор необходимых документов: мотивационное письмо, резюме, сертификаты с предыдущих мест учебы и портфолио с выполненными работами по графическому дизайну или программированию. "Опыта нет? Не страшно. В таком случае в качестве задания мы предлагаем абитуриенту продумать концепт компьютерной или видеоигры. Кроме того, один из этапов - письменный тест, проверяющий уровень общего развития, логическое мышление, знание математики и английского языка", - рассказывает Линда Брайтлаух.

Елена Ваккер - выпускница отделения бакалавриата в Высшей школе медиадизайна и информатики. Решив, что в игровой индустрии и зарплата выше, и шансов найти работу больше, она продолжила учебу в магистратуре по специальности "Реклама и продюсирование компьютерных игр". "В Казахстане я изучала политические науки. Но я всегда считала, что себя всегда надо развивать с креативной стороны", - объясняет свой выбор специальности студентка. На вступительных экзаменах девушке задавали вопросы о феномене Сальвадора Дали, просили сделать набросок персонажа, спрашивали о любимых компьютерных играх. А уже через пару недель она получила приглашение на учебу.

Игра стоит свеч

Разработка игр - одна из немногих отраслей, где хорошие специалисты - нарасхват. "В первые полгода после окончания вуза от 60 до 90 процентов наших студентов в зависимости от профиля устраиваются на работу", - отмечает Анника Книпп. Уже во время учебы молодые люди могут пройти практику и заключить контракты с фирмами. Тем более что сегодня Германия начинает активно развиваться в игровом секторе. Среди возможных работодателей выпускников - немецкие компании Bigpoint, Gameforge, Innogames, Yager Development, Crytek и другие.

Еще одна возможность - начать собственное дело, как это уже сделал Бастиан со своими одногруппниками. Небольшой игровой студии Schelltek только год, но перспективы уже вполне четкие: "Сразу после окончания учебы мы вплотную займемся развитием компании. Но уже сейчас мы зарабатываем вполне прилично. Самое главное для достижения успеха у нас есть: энтузиазм и море хороших идей". 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_1133}