• В Беларуси
  • Наука
  • Интернет и связь
  • Гаджеты
  • Игры
  • Оружие
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС


Александр БЕНЬКО,

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО, Рэспубліка
Один из изобретателей радио Гульельмо Маркони сравнивал развитие технологий с пандемией вирусного заболевания: сначала к ним причастны единицы, но после они становятся все более массовыми и за короткое время "завоевывают" весь мир. Беларусь в данном случае не исключение: полтора десятка лет назад никто из нас и не помышлял о том, что в каждом доме будет стоять компьютер, из которого возможно будет попасть в виртуальный мир, а в кармане будет лежать мобильный телефон, способный за несколько секунд соединить с другим абонентом, находящимся в любой точке планеты.

О том, какие услуги связи и информационные технологии наиболее востребованы сегодня в нашей стране, а также какое телекоммуникационное завтра ожидает Беларусь, мы решили узнать, что называется, из первых уст. На вопросы читателей "Р" в ходе "прямой линии" ответил глава Министерства связи и информатизации Николай Пантелей.
 
Сколько белорусов попало в сети?

— Николай Петрович, скажите, сколько сегодня в Беларуси насчитывается пользователей интернет-услуг? Сколько человек в стране пользуется 3G?

— К сожалению, к настоящему моменту государственная статотчетность по этим показателям окончательно не сформирована. Но если оперировать предварительными цифрами, то могу сказать: сегодня в стране насчитывается порядка 2,1 млн абонентов и пользователей стационарного широкополосного доступа в интернет, более 4,5 млн граждан пользуются беспроводным доступом в сеть Интернет и из них порядка 1,8 млн абонентов — беспроводным широкополосным доступом по технологиям 3G. Понятно, что о точном количестве пользователей это не скажет, ведь нередко один абонент имеет как подключение по стационарному широкополосному доступу, которым пользуется, как правило, дома или на работе, так и беспроводное широкополосное подключение, которым пользуются преимущественно по пути на работу, на отдыхе и так далее.
 
— Николай Петрович, в ходе недавнего отчета перед правительством вы отметили, что в развитие предприятий отрасли в 2012 году планируется инвестировать более Br 1,033 трлн, при этом основной акцент будет сделан на внедрении и развитии новых технологий. О каких технологиях идет речь? Какие новые телекоммуникационные услуги могут быть доступны населению и организациям в нынешнем году?

— Инвестиции будут направлены в основном на создание информационной структуры на базе современных сетей связи, обеспечивающей возможность внедрения новых технологий, ввод запланированных услуг связи, повышение качественных показателей их предоставления. Строительство и дальнейшее развитие мультисервисной сети на базе архитектуры IMS позволят РУП "Белтелеком" разрабатывать и предоставлять абонентам персонализированные услуги, основанные на различных комбинациях голоса, текста, графики и видео, значительно расширить возможности конечного пользователя за счет предоставления расширенного набора услуг, в том числе тех, которые были невозможны или экономически неэффективны в сетях с коммутацией каналов, и, как следствие, получить дополнительные доходы от предоставляемых новых услуг.

— Здравствуйте! Очень интересует, какие инновационные проекты в рамках реализации Государственной программы инновационного развития на 2011—2015 годы будут осуществлены в Беларуси в нынешнем году?

— В 2012 году продолжится реализация шести инновационных проектов, включенных в названную вами госпрограмму. Это такие проекты, как строительство мультисервисной сети и внедрение технологии пассивных оптических сетей (xPON), а также Ethernet-технологий с установкой Ethernet-коммутаторов. Их исполнитель — оператор электросвязи РУП "Белтелеком". Кроме того, эта компания будет задействована в проектах под названиями "Строительство волоконно-оптических линий связи" и "Модернизация и развитие сетей стационарного широкополосного доступа к сети Интернет". Строительство новых радиотелевизионных передающих станций возложено на РУП "БРТПЦ", а созданием и развитием сетей беспроводного широкополосного доступа, в том числе с использованием технологий WIMAX и LTE, будут заниматься те операторы, которые получат такую возможность по итогам конкурса. Общий объем финансирования проектов государственной программы в нынешнем году составит Br 696,4 млрд. Надеемся уложиться в эту сумму, ведь выделенных из бюджета в минувшем году Br 695 млрд хватило, можно сказать, впритык — сказалась девальвация национальной валюты.
 
Мегабайты и минуты сильно не подорожают

— Добрый день! Игорь, Минск. Николай Петрович, скажите, будут ли в 2012 году расти тарифы на услуги сотовой связи?

— Хочу сказать, что при том уровне инфляции, который наблюдался в прошлом году в стране, в целом отрасль связи выглядела очень даже скромно. Индекс тарифов связи по юридическим лицам составил всего лишь 111 %, по физическим — 110 %. С учетом того, что общий рост цен в Беларуси перевалил за двукратные значения, это не так уж и много. То есть отрасль связи вела себя довольно-таки дружелюбно по отношению к пользователям.
 
Большинство тарифов операторов не регулируемые, а свободные. Поэтому компании вправе принимать решения об их повышении самостоятельно, без оглядки на регулятора. Хотя два основных оператора сотовой связи — velcom и МТС — как предприятия, занимающие доминирующее положение на рынке своих услуг, подписали соглашение с антимонопольным органом и в соответствии с этими документами имеют определенные ограничения по возможности изменения тарифов в сторону их увеличения. Поэтому все равно абсолютной свободы в действиях операторов нет, и я полагаю, что антимонопольный орган при заключении соглашений на текущий год руководствовался теми прогнозными показателями по уровню инфляции в целом, которые были запланированы правительством, — на уровне 19—22 %. По регулируемым тарифам примерно такая же ситуация. Думаю, что Минэкономики будет ограничивать наши возможности по повышению тарифов.
 
— А что будет с ценами на услуги провайдеров?

— Провайдеры работают в условиях жесткой конкуренции с национальным оператором "Белтелеком", и особой возможности повышать цены у них нет. Сделай они это — и их предложения сразу перестанут быть конкурентными. Не думаю, что цены и здесь будут сильно расти. Тем более что у всех пользователей интернет-услуг есть право выбора — "Белтелеком" работает во всех регионах страны. Так что тарифы если и будут повышаться, то исключительно в рамках прогноза инфляции.
 
— Поправьте, если я ошибаюсь, недавно вы сталкивались с массой нареканий: мол, на фоне ближайших соседей у нас слишком дорогой интернет. С девальвацией мы очень сильно просели — в пересчете на доллары предложения наших провайдеров выглядят очень даже "вкусными"...

— Формально это так, но наши люди в долларах зарплату не получают, и мы при оценке уровня тарифов все равно должны ориентироваться на доходы населения, на его платежеспособность. Поэтому в последние годы мы серьезно занимались вопросом снижения цен на услуги. В прошлом не самом простом году повышения тарифов на доступ в интернет не было. Поэтому, считаю, нам удалось сохранить доступность тарифов для населения, и полагаю, что та наша политика, которая направлена на сокращение издержек в расчете на одного абонента за счет привлечения как можно большего количества пользователей, позволяет снижать стоимость услуг.

Без потери контактов

— Здравствуйте! С начала нынешнего месяца в стране была внедрена услуга "Переносимость мобильного номера", хотя Минсвязи и информатизации начало рассматривать перспективу ее появления уже давно. Почему это сделано только сейчас и какие перемены, как вы считаете, могут произойти на рынке сотовой связи?

— Количество абонентов сотовой подвижной электросвязи в Беларуси составляет порядка 10,7 млн, это фактически превышает численность населения республики. Прирост за счет новых абонентов по сравнению с прошлыми годами существенно замедлился. И сегодня операторы сами заинтересованы в привлечении абонентов к обслуживанию именно в их сети и всячески стимулируют их к этому. С введением услуги "Переносимость мобильного номера" сотовые операторы получили дополнительный инструмент, позволяющий сформировать выгодные для абонента тарифные планы, предложить новые услуги и сервисы. При внедрении этой услуги мы постарались учесть мнения всех участников рынка. Была сформирована рабочая группа, в состав которой помимо представителей Минсвязи и информатизации вошли и представители всех сотовых операторов. Специалистами вырабатывались алгоритмы, рассматривались технологии оказания этой услуги.

Оказалось, что существуют совершенно разные подходы к ее внедрению: с централизованной базой данных и децентрализованной базой. Есть система, когда эту услугу для операторов сотовой связи оказывает новый "внешний" оператор. Специально создается новое предприятие, которое приобретает оборудование, создает соответствующую базу данных, приобретает программный продукт, и плата с сотовых компаний им взимается, исходя не из числа абонентов, воспользовавшихся услугой "перехода", а исходя из общего количества абонентов, находящихся на обслуживании у того или иного оператора. Такие подходы мы сочли неприемлемыми, и был принят совершенно иной подход: взаиморасчеты между операторами будут осуществляться только по факту использования этой услуги абонентами.
 
Для чего внедрена услуга? Наши абоненты имеют свои контакты, имеют большое количество корреспондентов, и, естественно, при принятии решения о переходе к другому оператору эти коммуникации могли теряться. Надо было провести определенный объем работ для того, чтобы оповестить всех своих друзей и знакомых о смене номера. Технология "Переносимость номера" позволяет перейти без потери коммуникаций, абоненты будут иметь большую свободу при выборе оператора. Внедрение услуги, несомненно, способствует развитию конкуренции, стимулирует снижение цен и улучшение качества предоставления услуг. Сотовым компаниям внедрение услуги "Переносимость номера" тоже во благо — это простимулирует их к дальнейшему развитию.
 
— Как вы предполагаете, Николай Петрович, насколько активно пользователи сотовой связи будут перепод­ключаться к услугам других операторов?

— В разных странах было по-разному, единого алгоритма тут нет. В Беларуси пока не было практики внедрения подобных услуг. Думаю, что наши пользователи услуг являются не то чтобы консервативными, но они нередко выбор делают "по любви", а не "по расчету".
 
Три на четыре

— Здравствуйте, Николай Петрович! Недавно российская компания "МТС" стала первым оператором в этой стране, получившим лицензию на оказание услуг мобильной связи четвертого поколения (4G) в стандарте LTE (Long-Term Evolution). Когда такие протоколы связи могут появиться в коммерческой эксплуатации и в Беларуси?

— В мире сети четвертого поколения сегодня получили активное развитие. О своем интересе к LTE объявили около 250 мировых операторов электросвязи, всего развернуто около 50 коммерческих LTE-сетей. Вы, наверное, знаете, что в прошлом году объявляли конкурс под технологию LTE и в нашей стране. К сожалению, он не состоялся. Можно называть разные причины, почему так произошло. Одни считают, что из-за высокой цены, другие — из-за экономической ситуации, которая сложилась в стране на тот период. Но лично я рассматриваю ситуацию таким образом: рынок попросту еще не созрел. Отечественные операторы только-только получили возможность развивать технологии третьего поколения связи, и у них еще много работы по развитию 3G-сетей и возврату тех инвестиций, которые они уже вложили в их строительство. Не завершив один процесс, переходить к следующему с точки зрения экономики, наверное, неправильно. Это одна сторона медали. К этому стоит добавить, что сама по себе технология 4G отличается от 3G только более высокими скоростями, но под эти высокие скорости требуется наличие так называемого тяжелого контента. Говорить о том, что у нас на сегодняшний день слишком много предложений по "тяжелому" контенту, не приходится. Ну и еще вопросы терминального оборудования и ожидания цифрового дивиденда.
 
Сейчас в Женеве проходит конференция, где, скорее всего, будет принято решение о том, что те частоты, которые высвобождаются в связи с внедрением цифрового телевизионного вещания, будут отводиться именно под LTE с 2015 года. Дело в том, что частоты от аналогового телевизионного вещания ниже, чем те, что предлагались к освоению 4G в нашей стране. А для того, чтобы построить сеть на более низких частотах, потребуются капитальные затраты существенно меньшие, нежели на высоких, поэтому полагаю, что немалое влияние на то, что конкурс у нас не состоялся, оказала в том числе и выжидательная политика операторов. Они понимают: когда частоты освободятся, можно будет строить новые сети, а это стоит того, чтобы немного подождать.
 
— Скажите, согласно заявлениям Минсвязи, уже к концу 2013 года Беларусь будет технически готова к полному переходу на цифровое вещание. Существует ли риск столкнуться с инертностью пользователей? Ведь смотреть телевидение в "цифре" означает наличие у телезрителя специального телеприемника или принимающего модуля для аналогового телевизора, которые стоят денег, и, по меркам многих белорусов, немалых? Александр Корниевич, Минск.

— Хочу заострить ваше внимание: мы не должны к концу следующего года выключить аналоговое вещание! Речь идет о том, что к этой дате Беларусь в принципе в техническом плане будет готова к этому шагу. В настоящий момент предпринимаются соответствующие меры для того, чтобы население более активно переходило на цифровой формат телевизионного вещания: это и рекламные кампании, и оказание конкретной технической помощи населению: установка новых антенн, распространение специальных приставок для аналоговых телевизионных приемников. Думаю, что к сроку выключения аналогового телевещания, а это в соответствии с решением Всемирной конференции по радиосвязи от 2007 года произойдет в июле 2015 года, население уже "созреет". Практика показывает, что в тех населенных пунктах, где мы провели акции по популяризации цифрового ТВ, активность граждан стала более высокой.
 
Признаю, основной проблемой перехода на цифровое телевидение стандарта DVB-T является недостаточная оснащенность соответствующим приемным оборудованием — антеннами дециметрового диапазона волн, приставками к аналоговым телевизионным приемникам или телевизорами, оснащенными соответствующим тюнером. Но не исключено, что более активному переходу граждан на цифровое телевизионное вещание поспособствует и такой момент, как решение не продавать в Беларуси приемники без возможности приема цифрового формата. Это должно произойти с начала 2013 года.
 
Кстати, необходимое оборудование для перехода на цифровое ТВ в Беларуси уже изготавливается — телевизионные приставки для эфирного цифрового телевидения в настоящее время производятся белорусскими предприятиями ОАО "Витязь", а также некрупными компаниями, такими как ЧПУП "Производство телекоммуникационных систем" и ООО "Аксиома-Сервис-Строй". Присутствует на рынке и импортное оборудование. К сожалению, могу констатировать, что приставки белорусского производства пока существенно дороже завозных. Стоимость данной продукции колеблется в пределах от Br 210 тыс. до Br 860 тыс. То есть нашим производителям надо оперативно принимать меры по изменению технических решений для снижения их стоимости, ибо их товары могут оказаться просто-напросто неконкурентоспособными.
 
К слову, мы можем констатировать, что прирост абонентов в системе кабельного телевидения в последние несколько лет замедлился, а прирост абонентов услуг IP-телевидения фактически ежегодно удваивается. На сегодняшний день количество абонентов IP-телевидения в стране составляет более 450 тыс., а по итогам 2012 года ожидается, что их количество составит порядка 650 тысяч.
 
Когда белорусское правительство станет "электронным"?

— Федор Синица беспокоит. Хочется узнать, насколько успешно в Беларуси реализуется госпрограмма "Электронная Беларусь"? К 2012 году нам когда-то обещали и сделать правительство "электронным", и внедрить массу других услуг.

— На сегодняшний день мы говорим о программе "Электронная Беларусь", скорее, по инерции — она была завершена еще в 2010 году. Теперь у нас новая программа, которая называется "Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011—2015 годы", она была принята в начале 2011 года. К настоящему моменту проведена существенная работа по запуску этой программы, которая включает в себя как раздел развития инфраструктуры, так и целый ряд подпрограмм, среди которых "Безопасность ИКТ и цифровое доверие", "Электронное здравоохранение", "Электронное обучение и развитие человеческого капитала", "Формирование национального контента" и другие. В числе этих подпрограмм находится и интересующая вас "Электронное правительство". Это очень многогранный проект, он, естественно, не предполагает, что завтра вместо правительства, представленного гражданами, экономикой страны будут руководить какой-то программный продукт и вычислительная техника.

Предполагается, что "Электронное правительство" — это инструментарий, которым будут пользоваться управленцы и который будет позволять им минимизировать свои издержки, направленные на принятие управленческих решений — интеллектуальные и связанные со временем. Вопрос заключается и в том, чтобы обеспечить взаимодействие правительства с бизнесом и с населением. В этом направлении ряд шагов уже сделан. В частности, создан единый портал электронных услуг, к которому подключен целый ряд ресурсов, и многие услуги, не требующие идентификации пользователя, уже доступны и гражданам, и бизнесу. Буквально на днях было принято постановление Совета Министров, которое определило перечень базовых электронных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено через единый портал электронных услуг к 2015 году. Принят указ Президента, который определяет создание специальной организации по продвижению электронных услуг. То есть работа по созданию "Электронного правительства" ведется, но есть единственный проблемный вопрос — это идентификация пользователей для того, чтобы обеспечить безопасность информации и сохранность персональных данных.
 
— Николай Петрович! Сегодня далеко не все граждане, в особенности пожилые, имеют доступ к интернету, да и персональные ключи электронной цифровой подписи, как вы говорите, массовым явлением станут не скоро. Каким образом доступ населения к электронным услугам Общегосударственной автоматизированной информационной системы будет осуществляться в ближайшее время?

— Для обеспечения широкого доступа к электронным услугам предполагается использовать сеть отделений почтовой связи РУП "Белпочта". Это, пожалуй, самая разветвленная сеть предоставления услуг на территории всей страны. В данном случае "Белпочта" будет выступать информационным посредником между ОАИС и гражданином. Для получения заверенной информации клиент обращается с удостоверяющим личность документом в любое отделение почтовой связи. Сотрудник отделения в электронном виде запрашивает информацию из ОАИС, заверяет ее своим ключом электронной подписи и передает заказчику. Реализация этой услуги планируется уже к концу текущего года. Кстати, возможно, данные услуги будут предоставляться и в пунктах коллективного пользования, и в сервис-центрах РУП "Белтелеком". 
{banner_819}{banner_825}
-30%
-14%
-20%
-10%
-10%
-10%
-20%
-10%
-20%
-30%
0061173