Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси

опубликовано: 
обновлено: 
Николай Щетько, /

Компания МТС требует абонентов вернуть деньги, полученные путем махинаций с услугами "Обещанный платеж" и "Поделись балансом". Но граждане не спешат возвращать средства и даже собираются подать на МТС в суд за моральный ущерб, пишет сегодня "Ежедневник". По данным издания, только в Гродно таких абонентов около сотни.

По информации IT.TUT.BY, в марте из-за проблем с внутренней системой расчетов МТС абоненты могли получать деньги на свой счет "бесплатно" при помощи вышеупомянутых услуг. Для этого отдельные клиенты пользовались услугой "Обещанный платеж" (бесплатный микрокредит на сумму до 10 тыс. рублей), а потом с помощью услуги "Поделись балансом" (перевод средств между телефонами) пополняли баланс прокредитованного счета. При этом средства, полученные через "Обещанный платеж", оставались на балансе абонента – по крайней мере, так сообщала компания при проверке состояния счета.

Воспользовавшись нехитрой схемой (просишь "кредит" на 10 000, потом с другого телефона переводишь себе, например, 1000 рублей и получаешь на балансе уже 11 000 вместо долга в 9000), абоненты накручивали себе значительные суммы на счет, а затем с помощью ряда ухищрений "выводили" их из системы или тратили средства.

Однако, пояснили специалисты МТС, средства всё равно были "виртуальными", но из-за особенностей расчетной системы фактические вычисления происходили с задержкой на несколько недель. Это время прошло, и теперь абоненты оказались в "минусе" на сумму полученных бесплатно средств. 

В сотовой связи компании МТС произошел сбой на несколько дней в середине марта. На телефонных счетах абонентов оказались деньги компании: примерно от 400 тысяч до миллиона рублей. Теперь МТС требует вернуть деньги, но граждане их возвращать не спешат и вовсе собираются подать на МТС в суд за моральный ущерб.
 
Дело в том, что абоненты в течение нескольких дней смогли брать кредиты без лимита на оплату телефонных разговоров, а система автоматически прощала долги. В системе МТС эта услуга называется "обещанный платеж", который и списывался. Правда, для этого надо было просить у системы не более 10 000 рублей за один раз.
 
Казалось бы, произойди подобное в какой-нибудь другой европейской стране, абоненты начали бы звонить в администрацию компании и сигнализировать о неполадках. Но не в Беларуси. У нас сыграла славянская ментальность с тягой к "халяве". И абоненты начали стучать по клавишам мобильного телефона и вводить обещанные кредиты по сто раз.
 
Через несколько дней систему наладили. Как сообщили в пресс-службе СООО "Мобильные ТелеСистемы", абонентам, которые неоднократно воспользовались сервисом "Обещанный платеж" без внесения денег на счет, все начисления и списания были приведены в соответствие с реальным поступлением денежных средств на счета. По неофициальной информации, около ста абонентов из Гродно оказались в должниках. В пресс-службе МТС отказались назвать их конкретное количество и суммы задолженности.
 
По словам гродненца Андрея Емелина, его 16-летний сын набрал "обещанных платежей" на сумму 700 тыс. рублей. Друзья подростка оказались в таком же положении. "Хорошо, что часть суммы сын перекинул на электронный кошелек, эти деньги сохранились. А вот около 400 тысяч рублей он сразу же потратил на игры, мелодии и развлекательные SMS-ки". Мужчина считает, что его сына ввели в заблуждение тем, что не предупредили о сбое. И собирается подавать иск в суд на МТС с требованием возмещения морального вреда. Правда, на днях он подписал обещание, что саму сумму оплатит, но в течение полугода. Так как потребителю объяснили, что в случае отказа в оплате долга набежит большая пеня.
 
По словам юриста Гродненского общества защиты прав потребителей Жанны Гостяевой, в белорусском законодательстве отсутствует понятие "недобросовестность покупателя" и ответственность за заведомо "нечестное" пользование услугами. А значит, абоненты ни в чем не виноваты и могли пользоваться предоставляемой возможностью по своему усмотрению. Зато юрист усмотрела неправильно предоставленную услугу со стороны МТС: "В правилах МТС сказано, что обещанный платеж вводится на сумму не более 10 000 рублей при отрицательном балансе в 5 тыс. рублей (а у людей тогда были долги, исчисляемые сотнями тысяч рублей). В связи с тем, что убытков абоненты не понесли, то могут требовать только возмещения морального вреда", – пояснила Жанна Гостяева.
 
С таким положением дел сотрудники МТС по Гродненской области не согласны. "Если в магазине не работало бы устройство от недобросовестных покупателей, считывающее штрих-код, и люди начали выносить товары, не расплатившись, это считалось бы воровством. Подобное и произошло у нас, поэтому люди должны вернуть деньги", – считает один из сотрудников МТС.

Дополнение от 13.04.2012: официальный комментарий пресс-службы МТС

Сервис компании МТС "Обещанный платеж" позволяет продлить срок оказания услуг абоненту до внесения им денежных средств на лицевой счет. Ряд абонентов, о которых речь шла в публикации, воспользовались данным сервисом несколько раз, при этом продолжая заказывать и потреблять услуги электросвязи, предоставляемые компанией. Все такие заказанные и потребленные абонентами услуги были протарифицированы компанией в строгом соответствии с требованиями законодателства и условиями договора, после этого предъявлены к оплате.

Абонент перед заказом соответствующей услуги обязан был ознакомиться с её стоимостью и порядком предоставления. Информация об оказываемых компанией услугах и о тарифах на них доступна любому абоненту и размещается на официальном сайте компании, а также в центрах обслуживания абонентов по телефонам справочных служб оператора. Поэтому говорить о каких-либо нарушениях законодательства о защите прав потребителей со стороны МТС нет оснований.
 
В данном случае требования компании МТС к абонентам основано на договоре и законодательстве и связано с необходимостью своевременного погашения задолженности по оплате оказанных абонентам услуг связи.
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-99%
-10%
-20%
-40%
-10%
-40%
-30%
-10%