Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Прошлым летом немецкая компания PC-Aero представила одноместный электросамолет Elektra One, имевший дальность до 480 км; из 300 кг его полной массы 100 кг приходилось на аккумуляторы. Новая модель - Elektra One Solar, которую производитель покажет 18 апреля на AERO-2012, получила солнечные батареи на крыльях и оперении, достигнув при этом дальности 1080 км, пишет Inhabitat.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Впервые электросамолет, пригодный к массовому выпуску, может похвалиться такими показателями.

Elektra One образца 2011 года - очень небольшой самолет, обладающий для своей массы немалым размахом крыльев - 8,6 м. Да и их площадь - 6,4 м² - довольно велика; она дает удельную нагрузку на крыло в районе биплана У-2 ВС. Но необычнее всего не это, и даже не вес пустой машины (180 кг, из которых половина - литий-полимерные аккумуляторы, общей емкостью 26 кВт•ч), и не небольшая полезная нагрузка в 100 кг. Самое удивительное - мощность электродвигателя, более похожая на мощность мотопланера: всего 16 кВт, на уровне мотоциклетного мотора. А это значит, что энерговооруженность даже бюджетного автомобиля превосходит энерговооруженность нового электросамолета.


Максимальная скорость Elektra One невысока - 161 км/ч, такой же заявляется и крейсерская, но и этого было очень трудно добиться, имея мотор, уступающий "горбатому" "запорожцу". Чтобы достичь при этом приемлемых взлетно-посадочных характеристик, формы самолета долго "вылизывали". Поработали и над массой: для ее экономии шасси сделано двухколесным и убирающимся, что для легких ЛА с человеком на борту нетипично (обычно его оставляют неубранным в обтекателях для удешевления конструкции и повышения надежности). Кабина пилота (он же единственный пассажир) выполнена обжатой почти как у Bf.109, больше похожей на кокпит истребителя. Естественно, весь фюзеляж пластиковый: самые нагруженные элементы - из углепластика, менее ответственные - из стеклопластиков. Пропеллер выбран не просто экономичным, а еще и малошумным. При 1400 оборотах в минуту на крейсерском режиме самолет декларируется как впятеро менее шумный, чем одноместные "одноклассники", во что нетрудно поверить, учитывая отсутствие шума ДВС.

Дальность первоначальной модели (2011 года) составляла всего 480 км при благоприятных ветровых условиях. С одной стороны, это лишь 5,4 кВт•ч на 100 км, что в несколько раз меньше, чем у обычного электромобиля (!) типа Mitsubishi MiEV, едущего на куда меньшей скорости. С другой стороны, для самолета это не много и при не слишком развитой аэродромной сети не очень практично. Однако установка на несущие плоскости тонких и легких солнечных батарей позволила подзаряжать литий-полимерные аккумуляторы (которые также были заменены на более высокопроизводительные) в полете и удвоить дальность, доведя ее до 1 080 км, или шести часов полета.

Это знаковое превышение 1 000 км позволит эксплуатировать самолет в местах с не слишком многочисленными аэродромами и даст летчику в случае неблагоприятных погодных условий в принимающем аэропорту возможность перенацелиться на другую ВПП. Разумеется, достижение не стоит переоценивать: такое возможно лишь в светлое время, причем не в пасмурный зимний день. Однако простой взгляд на новый Elektra One показывает, что резервы к совершенствованию остаются: стекла кабины и значительная часть поверхности не имеют пока фотоэлементов.

Конечно, питание от Солнца потребовало установки инвертора, что несколько увеличило стоимость и вес самолета. Если в 2011 году производитель говорил о $140 тыс., то сейчас машина оценивается в $145 тыс. Однако отсутствие необходимости покупать бензин и даже электричество (при не слишком частых полетах) существенно уменьшают операционные расходы. Так, обычная углепластиковая Cessna Corvails с ДВС, о которой мы недавно писали, имеет совокупную стоимость километра пути 68,5 цента США, а Elektra One - всего 0,2 евро (при германских ценах на электричество). Конечно, Cessna Corvails четырехместная, значительно более скоростная машина, с куда большей дальностью. И все же аппараты такого рода делают восемь десятилетий, а электросамолеты пока совершают первые шаги. Так что дадим им чуть-чуть времени: продукция братьев Райт тоже во многом уступала современным ей дирижаблям.


Солнечной энергии от такого ангара, включенного в цену электросамолета, по обещаниям производителя, хватит на 48 000 километров полета в год.

Читатель, несомненно, интересуется, что означали наши провокационные утверждения об отсутствии необходимости покупать электричество для "заправки" электросамолета. Нет, закон сохранения энергии, как и тягловые белки в колесах, не пострадал: производитель обещает включить в цену транспортируемый ангар с солнечными батареями на крыше. Во время стоянки самолет накапливает энергию от солнечных батарей, общая площадь которых 20 м², и при значительных простоях между полетами способен даже обеспечить полную зарядку аккумуляторов. По заявлению разработчика, в условиях Германии этих фотоэлементов площадью с комнату достаточно, чтобы пролететь 48 000 км в год, чему, конечно, мы рекомендовали бы верить только после покупки и годичной эксплуатации электросамолета.


К сожалению, пока проект находится на стадии прототипа, и многие данные, представляющие живой интерес, не сообщаются. Сертификация по германским правилам на UL-класс, предположительно, пройдет в этом году. PC-Aero уже объявила о желании создать целую линейку таких электросамолетов, включая двухместные и - куда же без них - беспилотные версии, причем последние обещаются с неограниченной дальностью дневного полета.