Поддержать TUT.BY
146 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Белоруска запустила уникальную платформу помощи бездомным животным. Ее проект оценили даже в ЕС
  2. В Москве задержали адвоката Юрия Зенковича. Сейчас он в Минске в тюрьме КГБ
  3. Нацбанк повышает ставку рефинансирования до 8,5%
  4. Умер автор белорусского букваря Анатолий Клышко
  5. «Ливерпуль» пытается отыграться в матче с «Реалом». Онлайн
  6. «Это что вообще такое?» Владелец удивился страховой выплате за легкое повреждение Mercedes S500
  7. «Друзья шутят, что я теперь «яжбать». Молодой папа в декрете — о разводе, дочери и трудностях
  8. «Нацбанк показал, что рычаги у него остаются». Что означает повышение ставки рефинансирования
  9. Спектакль по книге Алексиевич исчез из репертуара РТБД. Что известно?
  10. В Беларуси ограничили доступ к сайтам про политзаключенных и учебу в Польше
  11. Минчанку судят за оскорбление Ермошиной. Глава ЦИК в суд не явилась
  12. Бабарико говорит, что обвиняемые невиновны. А как считают они сами?
  13. «Алкоголь — основная причина». Врач рассказывает, почему появляется панкреатит и как его лечить
  14. В Беларуси построят хранилище для отходов с БелАЭС. Выбор площадки все еще идет
  15. Минлесхоз объяснил, почему доски в Беларуси подорожали в два раза
  16. Олексин рассказал, почему торговал сигаретами через арабскую компанию
  17. Лукашенко и Алиев встретились в Азербайджане: что обсуждали на переговорах
  18. Приговоры, задержания и фотопроект о детях политзаключенных. Что происходило в Беларуси 14 апреля
  19. Умер «песняр» Леонид Борткевич
  20. «Гродно Азот»: мы давно не работаем с Helm. Скоро средняя зарплата вырастет до 2 тысяч рублей
  21. Как наши спецслужбы могут задерживать белорусов в России? Спросили у эксперта
  22. Товар исчезнет с полок? А есть шанс, что вернется? Про запрет по NIVEA — в простых вопросах и ответах
  23. Три белоруски попали в популярный «Женский стендап» на ТНТ. Вот кто они
  24. «Спросили, связана ли работа с политикой». Как белорусы сейчас проходят украинскую границу
  25. «Ты как будто забываешь, кто ты. Невероятно тупеешь, чудовищно». Честно о том, что происходит в декрете
  26. «Дети писали: вы крутая!» Татьяна ушла из бизнеса в школу и перевезла семью из Минска в Ляховичи
  27. «С остринкой и иронией». Как белорусский бренд одежды стал конкурировать с известными марками
  28. Мошенники оформили на женщину онлайн-кредит на 10 000 рублей, пришлось его выплатить. Что говорят в банке
  29. «Побелка деревьев весной — пережиток советского прошлого». Эксперт рассказал все о побелке сада
  30. «Сказали снять». Убирают ли с полок в магазинах запрещенную NIVEA и что об этом думают покупатели


У аборигенов Папуа нет геометрического представления о числовом ряде, когда разница между числами соотносится с пропорцией между разновеликими отрезками, и время для них выглядит не как прямая, а как трехмерный "холм", у которого будущее наверху, а прошлое - в "долине", сообщает сайт Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Представления о числовом ряде у жителей Калифорнии, у аборигенов Папуа, учившихся в школе, и у обычных аборигенов Папуа, школу не посещавших

Мы так давно имеем дело с измерительной линейкой, что воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся. Сантиметр, штангенциркуль, датчик заряда батарейки в гаджете, манометры и спидометры - все они опираются на представление о числовом ряде, где слева находится нижняя граница шкалы, а справа - верхняя. Это совмещение абстрактного понятия числа с пространством настолько пропитало наше мышление и культуру, что многие убеждены в природной предзаданности такого представления. То есть, грубо говоря, любой человек рождается с таким математическим приспособлением, с измерительной линейкой в голове.

Ко всеобщему удивлению, антропологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) опровергли этот постулат. Как легко догадаться, они обратились к числовым представлениям людей другой культуры, а именно племени юпно в Папуа - Новой Гвинее. Исследования проводились в сотрудничестве с немецкими специалистами, 25 лет изучающими эту этническую группу. Племя численностью в пять тысяч человек рассеяно по множеству маленьких деревень; в некоторых из них есть школы, но в целом юпно живут, не слишком соприкасаясь с западной цивилизацией. У них нет собственной письменности, но есть понятие о числах: в их языке существуют слова для обозначения чисел до 20 и выше. При этом у юпно нет измерительных систем, они не пользуются ни линейками, ни даже частями тела, вроде "локтя" или "стопы".

Представление о числовом ряде проверяют относительно просто: человеку показывают отрезок, у которого один конец соответствует единице, а другой, например, десяти (или ста, тысяче и т. д.). То же самое предложили и юпно. Поскольку большая часть из них не владели грамотой, то вместо числовых символов исследователи использовали точки, звуки или произнесенные слова. То, что испытуемые понимают, сколько точек нарисовано или сколько звуков они услышали, проверялось с помощью апельсинов: если человек видел, например, три точки, он брал три апельсина. Но представления о числах у аборигенов не совмещались с пространственным воплощением в виде числовой линейки. Точнее сказать, для них на отрезке существовало только две точки: крайняя левая и крайняя правая. Когда им предлагали сравнить на отрезке два числа, то меньшее всегда было на одном краю, большее - на другом. При этом аборигены, учившиеся в школе, демонстрировали схожий с "европейским" результат, то есть могли соотнести отношение между числами с разными длинами на отрезке.

Жесты аборигенов юпно, соответствующие "завтра" и "вчера"

Другая серия экспериментов касалась представлений о времени. Мы привыкли говорить о будущем как о чем-то, что находится впереди, а прошлое для нас обычно стоит позади. Эти представления глубоко укоренены в языке: мы говорим "два дня назад" или "на предстоящей неделе". Но аборигены Папуа отличились и тут. Настоящее для них, как и для нас, ассоциируется с положением их самих: говоря о "сейчас", они показывают на землю под ногами. Но будущее и прошлое существуют без такой привязки к человеку: когда они говорят о будущем, то как бы показывают на вершину холма, а упоминая прошлое, указывают на долину. Время для них не прямая, а некая трехмерная изогнутая субстанция, напоминающая окружающий их ландшафт.

Статью с результатами экспериментов ученые опубликовали в PLoS ONE.


Некоторое время назад эти же исследователи показали, что у южноамериканских индейцев, живущих в Андах, представления о времени тоже отличаются от европейских: для них прошлое находится как раз перед ними, а будущее - за спиной. Иными словами, приходится признать, что какие-то базовые математические и физические понятия, образы количества, пространства и времени, вовсе не являются универсальными, вложенными в человека тысячелетней эволюцией. Это отнюдь не означает, что аборигены живут в хаосе чисел и без осознания времени, просто для операций с этими понятиями у них другие инструменты, отличные от пресловутого числового ряда. В этом смысле было бы интересно узнать, представляют ли себе обычные европейские дети время и количество еще до того, как им на глаза попадется линейка. 
-53%
-80%
-10%
-5%
-20%
-23%
-25%
-15%
-50%
-10%