Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


После стыковки космического корабля Dragon с МКС перед триумфатором, компанией SpaceX, открываются очевидно радужные перспективы. Элон Маск, глава SpaceX, немедленно поделился своим видением будущего с прессой, пишет NewScientist.


Элон Маск с новой модификацией ракеты-носителя Falcon в руках. Falcon Heavy сможет выводить в космос вдвое больше груза, чем "Протон-М"

Кроме разработки новой тяжелой ракеты, SpaceX нацеливается на создание увеличенной версии Dragon, которую можно будет использовать для полета на Марс.

Руководитель SpaceX в очередной раз заявил, что модель поддерживаемых государством космических полетов порочна и является главной причиной длительного отсутствия инноваций в космическом секторе.

По его словам, сейчас, после успешного испытания теплового щита - главной конструктивной особенности, позволяющей сделать Dragon по-настоящему многоразовым, его компания намерена сосредоточить усилия на внедрении в свои космические аппараты нескольких не менее смелых решений. Г-н Маск утверждает, что шаттлы не были истинно многоразовыми уже потому, что их основной топливный бак сбрасывался при каждом старте. Кроме того, многоразовые компоненты были ненадежными и/или дорогостоящими, а потому шаттлы закончили свою карьеру, выводя грузы на орбиту вчетверо дороже, чем обычные ракеты. Но означает ли провал такой концепции провал многоразовости в космосе?

Нет, полагает Элон Маск. Топливо, окислитель и газ наддува, требующиеся для одного полета Falcon 9, по его словам, стоят всего $200 тыс. А миссия в целом обходится в $60 млн 99,67% стоимости, таким образом, составляет цена одноразовой ракеты. Такой же была бы и ситуация с Dragon, не будь капсула многоразовой. В будущем, начиная с шестого полета Falcon'ов, предполагается начать сбор первой и даже второй ступени ракеты-носителя, благо они оснащены парашютами. По мнению г-на Маска, нужно будет посмотреть, насколько хороши они будут после старта, и при высокой сохранности оценить, насколько эффективным будет их повторное применение.

Следующий насущный этап - создание в 2012 году и запуск в 2013-м новой версии ракеты-носителя - Falcon Heavy, способной доставлять на низкую околоземную орбиту до 53 т.

Не обошел глава SpaceX и вопрос о полете на Марс. По его словам, хотя нынешние модификации Falcon’а и космического корабля Dragon не годятся для этого, Falcon Heavy сможет доставить будущую (несколько увеличенную) версию Red Dragon к Марсу, причем приземлится корабль на тяге собственных двигателей. В условиях низкой плотности марсианской атмосферы использование парашюта будет малоэффективно, отмечает г-н Маск. При этом даже с учетом дополнительно веса топлива и двигателей, Red Dragon все равно сможет доставить на поверхность не менее тонны груза.

Элон Маск пояснил, чем его компания не похожа на НАСА. SpaceX почти не использует аутсорсинг в основных областях: двигатели, корпус корабля и ракеты, а также авионика производятся ею самостоятельно. НАСА же в разгар эры шаттлов, наоборот, отдавало основную часть работы на откуп частным производителям, которые, во-первых, не были заинтересованы в уменьшении стоимости своей части контракта, а во-вторых, даже обнаружив то или иное инновационное решение, не могли повлиять на конструкцию КА в целом - ведь решающее слово всегда оставалось за НАСА-консерваторами. Частично почти полное отсутствие аутсорсинга определяется, по мнению г-на Маска, и общей ситуацией в ракетостроении: "Нет никакого Foxconn в ракетном бизнесе". Если сравнивать ситуацию с Apple, которая также во многом обходится в проектировании своей техники без аутсорсинга, то отдать производство "на сторону" яблочники по крайней мере смогли - было кому. А вот в ракетостроении нет компаний, готовых взять на себя подобные задачи.

Другой проблемой остается тесная связь гражданских ракетных технологий с технологиями производства межконтинентальных баллистических ракет, что делает невозможной международную кооперацию, тем более с КНР, заключил Элон Маск. 
Нужные услуги в нужный момент