Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Наука


Летчик-космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, рассказал о кризисе, который разразился в российской авиакосмической отрасли. В интервью "Московскому комсомольцу" он поведал, как Минобороны фактически уничтожило несколько знаменитых летных училищ.


Речь идет о решении министерства от 2008 года об объединении Академии им. Жуковского с Военно-воздушной академией им. Гагарина: Академия им. Жуковского переносилась в подмосковный поселок Монино, где находилась академия Гагарина. На перебазирование отвели три года.

"Это было не очень серьезное решение", - считает А. Леонов. "Наверху виднее - поставили задачу упростить схему, сократить расходы на содержание двух академий", - отмечает он.

Однако власти, по мнению легендарного космонавта, не решили ряд серьезных проблем: не обеспечили жильем в Монино преподавателей, чтобы те не тратили несколько часов на поездку в область из Москвы и обратно.

Кроме того, сложное оборудование и специальные лаборатории не смогли перевезти в Монино, потому что там просто не было места. "Взять хотя бы уникальную аэродинамическую трубу, которую годами создавали в столице для испытания моделей самолетов. Ее не стали перевозить, просто разобрали", - сетует А. Леонов.

"Люди пытались противостоять переезду, писали письма министру обороны, чтобы остановить развал академии", - вспоминает летчик. "И в этот период кто-то раскопал письмо Кудрина, где он пишет о том, что помещение, которое занимала академия им. Жуковского, надо передать Министерству финансов для основания там казначейской службы. Вот, получается, откуда надо было плясать. Выходит, это был сговор с целью забрать здание академии для Минфина?", - задается вопросом А. Леонов.

Однако дальше объединенную академию ждали новые испытания: в июле 2011 года, когда слияние заведений подходило в концу, Минобороны приказало передать подготовку обучающихся из Военно-воздушной академии им.Жуковского и Гагарина в ВАИУ - Военный авиационный инженерный университет в Воронеже, а сама академия должна была быть ликвидирована.

"После этого уже всем специалистам было понятно: на подготовке авиаинженеров, летчиков в России поставлен крест, обучать кого-либо в таких условиях невозможно", - резюмирует А. Леонов. Кроме того, большинство преподавателей переезжать в Воронеж отказались, были уволены более 1,5 тыс. человек. Только 17 педагогов согласились на переезд - в основном молодые люди, не имеющие своего жилья. "Им еще самим надо расти как педагогам, но каким образом без должной базы - непонятно", - отмечает А. Леонов.

Прославленный летчик рассказал и о катастрофической ситуации с Центром подготовки космонавтов (ЦПК) им. Гагарина, который в ходе реформы из воинской части стал гражданским заведением. По словам А. Леонова, реформа на пользу не пошла: в центре практически не осталось уникальных тренажеров, которые обеспечивают подготовку будущих космонавтов.

Ситуация с кадрами в российской космонавтике, по мнению летчика, также оставляет желать лучшего: "В конце прошлого года Роскосмос объявил открытый набор космонавтов. Получил всего 304 заявления от желающих. Примерно в одно время с Роскосмосом такой же набор проводили в NASA, куда заявки подали 6 тыс. человек. Выходит, в США профессия космонавта более популярна, чем у нас".

А. Леонов считает, что причина падения популярности профессии космонавта в России кроется в отношении властей к этим специалистам. "На сегодня в Центре подготовки космонавтов в постоянной готовности находится 31 космонавт, из них шестеро - командиры экипажей с опытом космических полетов, Герои России. У всех по два-три ребенка, по 10-15 лет воинской службы за спиной, и у большинства нет собственного жилья. Случись что со здоровьем, необходимостью прервать работу - они потеряют служебные квартиры и останутся на улице?", - вопрошает космонавт.

Он рассказывает и о том, какие люди сейчас пытаются стать космонавтами: "Летчиков там раз-два и обчелся, их теперь действительно будет все меньше и меньше. Зато приходили гуманитарии, психологи, были даже бомжи".

А. Леонов также считает, что пилотируемая космонавтика будет востребована еще очень долго. "Все-таки никакой робот не в состоянии заменить человеческий мозг", - уверен космонавт.

"Вот, к примеру, пропала в морях сельдь иваси. Нам ставят задачу: найдите, вам же сверху видно все. Ни один спутник не даст вам этой информации, как и о том, есть нефть в заданном районе или нет. Космонавты передают первичную информацию о масштабах ее залегания геологам", - приводит А. Леонов примеры независимости космонавтов. Он отмечает, что задач для пилотируемой космонавтики много, и надеется, что власти не будут разрушать систему подготовки пилотов.

Между тем в Госдуме, по данным А. Леонова, на полном серьезе обсуждается вопрос о найме зарубежных летчиков. "Ведь нам ежегодно требуется большое количество пилотов на самолеты Airbus A320, Airbus A330 и SuperJet. Одному "Аэрофлоту" ежегодно требуется 200-250 пилотов. И мы, словно в каком-нибудь африканском государстве, должны нанимать их в других странах? Так мы и до космонавтов-гастарбайтеров дойдем. Зачем?!" - недоумевает космонавт. 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-10%
-15%
-34%
-20%
-30%
-20%