Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Катерина Сипакова,

Восстановился ли потребительский спрос после кризиса? Где всё-таки лучше покупать технику - у нас или за рубежом? Какие новинки появятся на белорусском рынке до конца года? Об этом и не только мы поговорили с руководителем отдела маркетинга и работы с дистрибьюторами представительства компании LG Electronics в Республике Беларусь Александром Градусовым.


 
 
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Скачать видео

Вы совсем недавно работаете в белорусском представительстве LG. Как вы туда пришли?

Я достаточно давно работаю в секторе потребительской бытовой электроники, до этого я около 10 лет проработал в компании-дистрибьюторе многих известных брендов. Потом стало интересно изучить бизнес с другой стороны, узнать детали. Около 3 месяцев назад я принял предложение возглавить отдел и сейчас работаю в представительстве LG Electronics Belarus.
 
Для вас этот выбор был случайным или вы хотели работать именно там?
 
На момент выбора были и другие предложения, но в конечном итоге я выбрал LG, потому что компания по праву лидер во многих направлениях и отраслях. Это максимальный опыт, который можно получить.
 
Как LG чувствует себя в Беларуси по сравнению с другими брендами? Все-таки конкуренты есть, и их достаточно большое количество.
 
Ваш вопрос можно разделить на две части. Все иностранные компании чувствуют себя в Беларуси очень осторожно. Пока мы присматриваемся и пытаемся сделать задел на будущее. Несмотря на кризисные явления в прошлом году, компания LG шла своим путем: разработки, оптимизация бизнес-модели, поэтому на сегодняшний момент чувствует себя во многих категориях очень уверенно. Мы смотрим в будущее развитие с оптимизмом.

Наверняка спрос на разные категории товаров вашей компании распределяется неравномерно среди потребителей. Что белорусы любят больше всего?

Как и потребители на рынке стран СНГ, белорусы традиционно предпочитают наши холодильники, телевизоры и стиральные машины. Это самые большие сегменты бизнеса, которые развиваются достаточно успешно. Причина в этом одна, и она не меняется уже долгие годы – в этих категориях мы придерживаемся принципа предложить качество по доступной цене. Наши технологии хорошо зарекомендовали себя на рынках стран СНГ и в глобальном разрезе бизнеса компании. В холодильниках это линейный компрессор, на который мы даем 10 лет гарантии. Благодаря этой технологии мы получаем бесшумность работы, минимум вибраций, долговечность и более экономичное энергопотребление.
 
В стиральных машинах можно выделить функцию прямого привода Direct Drive, на который мы также можем дать 10 лет гарантии. Также можно отметить бесшумность работы и минимум негативных процессов. Есть интересная функция 6 motions, благодаря которой заметно улучшается качество стирки.
 
В телевизорах активно развивается 3D-технология. Мы уделяем ей огромное значение в развитии телевизионного направления. Появилась возможность регулировки глубины 3D-изображения. Мы продолжаем совершенствовать наш пульт дистанционного изображения Magic Motion, при помощи которого можно управлять значками на экране телевизора. Также есть возможность конвертации 2D-изображения в 3D.
 
Насколько я знаю, одно из флагманских направлений LG в мире – OLED-технология в мониторах. Насколько это актуально для Беларуси?

Возможно, в мире – да, но здесь еще нет. В каждом регионе есть своя глубина конкуренции и своя представленность различных брендов. Мониторное направление у нас развивается достаточно стабильно. Возможно, в других странах мира есть более оптимистичная статистика. В Северной Америке доли наших продаж по всем категориям продуктов около 25%, что достаточно много. У нас статистика несколько иная. Хотя если эта технология будет все больше и больше доминировать в линейке, и мы не будем сильно отставать от того, что происходит во всем мире.
 
Это приятно. Насколько отзывчивы белорусские потребители к суперновинкам?
 
Белорусы весьма консервативны в своей отзывчивости к новым продуктам. Как правило, нужно, чтобы прошло время, чтобы какая-то технология стала востребованной. На рынке СНГ статистика положительная, но я думаю, что у нас для этого есть свои основания. Белорусы подумают 8 раз, прежде чем совершат некую покупку. Зато они будут точно уверены в том, какая технология им необходима.
 
По-вашему, это связано исключительно с темпераментом и особенностями мировоззрения белорусского народа?

Есть еще и экономические причины. Но если бы мы были в равных условиях, я уверен, что наш темперамент все равно влиял бы на факт совершения покупки.

В самом начале вы уже затронули щекотливый вопрос кризиса. Восстановился ли спрос на белорусском рынке? Каким было первое полугодие 2012 года по сравнению с предыдущим годом?

 
По сравнению с прошлым годом мы имеем хороший результат продаж, но вряд ли из этого можно сделать положительные выводы. Если сравнить первый квартал 2011 года с первым кварталом 2012 года, то падение продаж очевидно. Это связано с тем, что не восстановилась покупательная способность населения. Это связано с уровнем зарплат, который меньше по сравнению с предыдущим годом, с высокими ценами на продукты питания, товары первой необходимости. Все это переводит товары длительного пользования в категорию товаров отложенного спроса. Думаю, надо подождать, и рано делать выводы. Невозможно сравнить эти два полугодия, потому что во втором квартале были кризисные явления.
 
В общем-то, спрос не обрушился окончательно, и это радостно.
 
После кризиса спрос вроде как ожил, но сам пока держаться не может. Его нужно поддерживать при помощи различных мероприятий, которые проводят наши партнеры (промо-активность, маркетинговые мероприятия). Я оцениваю это как нормальные явления, как правило, это и происходит после кризиса. Сейчас есть позитивные моменты, на которые можно опираться. Но в целом выводы можно делать по прошествии какого-то времени, когда у наших потребителей появится уверенность в завтрашнем дне. Надеюсь, по мере того как будет расти уверенность и в потребительских бюджетах появится запас, спрос восстановится.
 
Я думаю, того времени, что прошло после кризиса, недостаточно не только в нашей стране, но и в любой ситуации и в любой отрасли экономики. Давайте поговорим о таком направлении деятельности LG, как телефоны и смартфоны. Насколько популярны телефоны и смартфоны LG в Беларуси?
 
Подразделение, которое занимается разработкой этих продуктов, на сегодняшний момент сосредоточено именно на смартфонах. Это тенденции мирового рынка, и они также актуальны для Беларуси и рынка стран СНГ. В ближайшее время в Беларуси должна появиться наша флагманская модель - LG Optimus 4X, четырехъядерный смартфон с привлекательным дизайном, огромными функциональными возможностями. Я надеюсь, что у потребителей он будет востребован, потому что его быстродействие и функциональность позволяют быть незаменимым девайсом для любителей игр на телефоне, видео. Надеемся на то, что это будет успешная новинка.
 
Какие цены на флагманскую модель прогнозируются на белорусском рынке?
 
Цена будет в районе 800 долларов, но это, скорее, тот продукт, который демонстрирует наши возможности и развитие. Помимо этой модели, есть масса других, в которых также представлены наши инновационные разработки. У нас есть линейка смартфонов L-серии. У модели L3 современный дизайн, все необходимое, что должно быть в смартфоне, и при этом доступная цена. В модели L5 мы предлагаем 4-дюймовый экран по достаточно приятной цене. Топовая модель L-серии – модель L7. Мы продолжаем выпускать двухсимочные телефоны, и есть даже трехсимочный телефон, который достаточно популярен на российском рынке и на рынке Республики Беларусь.
 
Как раз три основных оператора…
 
Да, такое ощущение, что он был сделан специально под наш рынок. Наша компания была первой, кто использовал 3D-технологию в мобильных телефонах. Она работает без очков, это хорошо смотрится и привлекает внимание.
 
С чем связана политика LG, когда продвинутые и качественные смартфоны стоят относительно недорого? Это камень в огород конкурентов?
 
Нет, я не думаю, что можно назвать это демпингом. На самом деле развиваются не только инновационные технологии, чтобы дать какому-то устройству новые функции, но и оптимизируются производственные процессы. Кроме этого, происходят ценовые колебания на рынках. Я бы сказал, что это естественный процесс, который идет по мере того, как технологии и производство становятся все более совершенными. По мере того, как продукт выходит на хорошие объемы продаж, его цены снижаются и становятся все более привлекательными.

То есть можно ожидать, что с приходом флагманской модели на белорусский рынок цены на уже продающиеся смартфоны снизятся?
 
Если будут происходить значительные события, которые влияют на ценообразование, тогда мы будем реагировать на это. Но на сегодняшний момент линейка оптимизирована, поэтому мы считаем, что пока правильно позиционируем наши товары, и процесс ценообразования не требует сейчас значительных корректировок.
 
На это как-то влияет серый рынок? Насколько серьезно для вас стоит проблема серого импорта?
 
Я бы сказал, что значительная часть наших продуктов – это продукция, которая выпущена на предприятии LG Electronics, которое находится в Подмосковье. Это касается крупной бытовой техники, телевизоров, мониторов. Любая другая продукция, выпускаемая на предприятиях нашей компании, поставляется нашим партнерам также с территории РФ. Таким образом, мы контролируем процессы ценообразования, ассортимента, позиционирования товара, его доступности для отгрузки, для продажи. Со стороны российского рынка проблема серого импорта для нас не стоит, так как мы сами можем контролировать эти процессы.
 
На приграничных территориях (Польша, Литва) эти вопросы есть, и поставки с этих территорий были всегда. Но желание потребителя купить тот же телевизор дешевле, воспользовавшись налоговыми различиями или спецпредложениями - это нормальное желание каждого человека. Другой вопрос: с кем нам здесь бороться? С такими же потребителями продукции LG?
 
Проблема стоит в другом: когда люди покупают продукцию в других регионах, они покупают продукт, не адаптированный для нашего рынка, который не поддерживается официальной гарантией. В момент приобретения покупатель об этом не задумывается, он рад возможности сэкономить какую-то часть денежных средств. Но радость от этой экономии будет давно забыта, а проблемы с сервисом (если они возникнут) могут быть очень серьезные.
 
Продукция в области бытовой электроники – это сейчас весьма сложный продукт, и поломку зачастую не исправить, как раньше, отверткой, паяльником и заменой пары деталей. Поэтому мы, как производитель, часто принимаем решения о том, что ремонт нецелесообразен, и просто компенсируем полную стоимость данного изделия нашим партнерам, а они в свою очередь – покупателям. В случае покупки товара за пределами РБ потребитель должен быть заранее готов решать эти проблемы самостоятельно.
 
То есть если такой потребитель придет в ваш сервисный центр, ему в худшем случае придется просто покупать за свои деньги новый товар?

Либо договариваться с сервисным центром о платном ремонте, если это возможно, либо решать вопрос там, где этот товар был приобретен. В наших сервисных центрах необходим гарантийный талон с вкладышем на русском языке. Необходима печать магазина Республики Беларусь, где товар был приобретен. Также существует учет по серийным номерам, по которому сервисный центр может установить источник приобретения товара.

Два года назад Беларусь вступила в Таможенный союз. С тех пор ситуация как-то изменилась?

Для нашей компании это несомненное преимущество, потому что наше производство находится в России. С января 2011 года наш белорусский офис является филиалом представительства по странам СНГ с главным офисом в Москве. Мы плотно сотрудничаем с РФ для оптимизации бизнес-процессов. Таможенный союз дал нам возможность минимизировать логистические расходы для наших партнеров, свести к минимуму документооборот. Наши партнеры имеют минимальный срок доставки товаров. В конечном итоге это влияет на цену для потребителя. Для нас это большой плюс.
 
Но мы смотрим на Таможенный союз не только с точки зрения преимуществ для нашей компании. Если Таможенный союз даст видимые результаты по улучшению экономической ситуации в целом в Республике Беларусь, и частные и государственные компании получат дополнительный импульс для развития, от этого выиграет каждый потребитель, гражданин РБ. Несомненно, это положительно скажется и на нашем бизнесе. Мы за развитие в этом направлении.
 
Для поддержки потребительского интереса проводятся различные акции. Но любая крупная компания рассматривает такие акции не только как подмогу своему бизнесу, но и берет на себя некоторую социальную ответственность. Компания LG в Беларуси берет на себя такую ответственность? Насколько активно вы участвуете в каких-то социальных проектах?
 
Я могу сказать, что это такая же часть нашей работы, как и продвижение продукции LG на белорусском рынке. Обычно об этом не говорят, но я все-таки сделаю исключение, потому что это может стать положительным примером для других компаний. Я уверен, что у белорусских компаний и их руководителей есть желание помогать, но часто до этого не доходят руки. Так как мы работам в этой стране, мы граждане Республики Беларусь, мы несем социальную ответственность за все, что происходит в Республике Беларусь, так же, как несем ответственность за результаты нашей работы. С самого момента основания представительства социальные проекты были важной частью нашей работы. Есть постоянные проекты по поддержке детских домов. Мы сотрудничаем с Театром оперы и балета, также поддерживаем спортивные проекты.
 
В детских домах мы проводим акцию "Мой фотоальбом". Ее суть заключается в том, что мы пытаемся устроить праздник детям в детских домах, приглашаем клоуна, дарим подарки. При этом присутствуют профессиональные фотографы, которые делают снимки. Основная цель проекта – помочь детям сохранить воспоминания о детстве через яркие профессиональные фотографии. Потом мы проведем фотовыставку. Когда видишь эти фотографии, эмоции просто переполняют. Эти дети растут в других условиях, но они тоже бывают счастливы, и хочется, чтобы этих моментов было у них как можно больше.
 
Также можно отметить еще один проект. В конце июня в Минске проходил детский хоккейный тренировочный лагерь под руководством нашего известного хоккеиста Михаила Грабовского. Наша компания выступала спонсором данного проекта. Дети, которые тренировались под его руководством и общались с ним, были просто в восхищении! Они влюблены в хоккей, и для них было очень важно находиться рядом с Михаилом, повторять движения, вместе тренироваться. Такой проект не только улучшает физическую форму и помогает освоить какие-то приемы, но и дает уроки лидерства. Это очень важно для их дальнейшего развития. Денежные средства от этого проекта направлены на поддержку детей с онкологическими заболеваниями. Вообще для нас это был необычный проект. Например… мы узнали, что в Беларуси производятся хоккейные шайбы, а такая страна просто обязана быть чемпионом по хоккею!
 
Планируется ли расширение представительства? Может, откроются новые отделы и в связи с этим появятся новые направления деятельности?
 
На сегодняшний момент мы справляемся действующим составом, и экономических предпосылок для расширения нет. Но у нас есть интерес к различным новым направлениям бизнеса. В частности, сейчас мы ведем работу по развитию b2b сектора. У нас появились хорошие конкурентные продукты в категории профессиональных дисплеев, гостиничных телевизоров, систем видеонаблюдения, оборудования для видеоконференций. Доля наших продуктов на рынке растет, появляются достойные конкурентные продукты, и мы также планируем развивать эти направления в Беларуси. Поэтому я не исключаю расширения наших сфер деятельности и соответственно нашего представительства.
 
Это планы на ближайшее будущее?
 
На самое ближайшее. По поводу гостиничных телевизоров, есть проекты по открытию новых отелей, и мы активно участвуем в этом бизнесе, ведем переговоры. Можно сказать, что этот процесс уже идет.
 
Какие еще планы до конца этого года?

Если посмотреть статистику развития, то 2008 год для нашей компании был достаточно хорошим, 2009 – очень плохим, 2010 – очень хорошим, 2011 – очень плохим. То есть из этого пока невозможно построить систему. На этот год у нас план просто доработать спокойно, оптимизировать все наши бизнес-процессы, сделать правильные прогнозы и усовершенствовать рекламную и маркетинговую деятельность в Республике Беларусь. Исходя из анализа результатов и текущей ситуации, дать правильную оценку положению дел и развитию нашего бизнеса.
 
Вы уже упомянули одну из новинок, которую надо ожидать в ближайшем будущем. Чем еще вы планируете порадовать белорусских потребителей?
 
Детальный ответ на этот вопрос был бы хорошим подарком для компаний, заинтересованных в этой информации. Пожалуй, ограничимся общими тенденциями и комментариями. Что касается телевизоров, то будет очень привлекательный дизайн новой линейки, есть Cinema Scrееn, в которых практически отсутствует рамка вокруг экрана. Также развиваются и становятся все более совершенными 3D-технологии. Пульт Magic Motion – тоже достаточно сильное наше преимущество.
 
По холодильникам будет новая модель Neptun (это обновление предыдущей модели Jupiter). Там будет светодиодная подсветка, очень привлекательный дизайн со скрытыми ручками, что очень нравится белорусским потребителям. В новой модели будет увеличен объём полезного пространства.
 
Среди стиральных машин появится модель с загрузкой на 7 кг, системой рециркуляции воды, а также функцией "смарт-диагностика". Будут новые модели мониторов, в том числе 3D-мониторов. По смартфонам ожидаем нашего флагмана – модель 4Х.
 
Сейчас очень активно развивается рынок планшетов. Это даже можно назвать ценовой войной, на американском рынке в частности, когда появился планшет Google Nexus 7 за 200 долларов. Наверное, удивительно, что компания LG никак не участвует в этой заварушке…
 
Я бы сказал, что наше подразделение решило зайти с другой стороны. Мы имеем очень хорошие результаты продаж на американском рынке. Причем произошел этот резкий и значительный рост после начала продаж в США наших LTE-смартфонов. Но так как на белорусском рынке они пока не востребованы операторами, мы будем развиваться другими путями. Однако в планшетной гонке мы не будем участвовать. Есть базовые принципы, которыми мы руководствуемся при разработке товаров: это безопасность, эффективность бизнеса. Ради имиджа можно участвовать какими-то продуктами, но не направлением в целом. Если мы можем быть эффективными, иметь хорошие результаты в смартфонах, мы будем развивать это направление.
 
Лучше быть первыми в том, что хорошо умеете. Может, мы о чём-то забыли упомянуть?
 
Можно затронуть вопрос сервисной поддержки. Мы постоянно мониторим ситуацию с сервисом и пытаемся оптимизировать его. На сегодняшний момент у нас есть сервисные центры во всех областных центрах. В Минске 6 авторизованных сервисных центров, и ожидается открытие еще одного. Кроме этого, сервисные центры функционируют во многих крупных городах: Бобруйске, Барановичах, Пинске, Мозыре, Лиде.
 
Мы расширяем и модернизируем сеть существующих авторизованных сервисных центров, но это происходит после анализа работы в каком-то регионе. Если поступает большое количество обращений из одного региона, мы пытаемся найти там партнера и авторизовать сервисный центр для работы с нашими продуктами. Большое внимание мы уделяем возможностям сервисного центра для авторизации по нашим продуктам. Для нас важно, чтобы там были высококвалифицированные сотрудники. Мы всячески их поддерживаем, проводим тренинги, онлайн-конференции, обучение, чтобы повышать их квалификацию и профессионализм. На сегодняшний момент авторизованные сервисные центры осуществляют ремонт всех видов техники. Ремонт крупногабаритной техники возможен на дому у заказчика.
 
Мы начали еще один проект – прямой мобильный сервис LG. Этот сервис также осуществляет ремонт всех видов техники. Можно оставить заявку оператору или проконсультироваться по каким-то вопросам по телефону горячей линии 8 820 00 71 1111 .
 
Когда я рассказывал про стиральные машины, я упомянул про функцию "смарт-диагностика". Эта функция призвана упростить коммуникацию между сервисным центром и нашими потребителями. Очень часто бывает сложно объяснить, что происходит с устройством, и сделать правильные выводы. Для этого требуется несколько выездов, проверок. Как правило, от этого страдает потребитель. В стиральных машинах с функцией "смарт-диагностика" есть возможность через мобильный телефон передать специальный сигнал оператору, который с помощью ПО расшифровывает этот сигнал. Можно сразу же достоверно выявить причину неисправности. Когда инженер выезжает для ремонта, он уже точно знает, что неправильно работает, имеет с собой необходимые запчасти. Таким образом, мы сокращаем срок ремонта и решаем эти вопросы как можно быстрее. Пока функция работает в тестовом режиме, но в ближайшее время выйдет на нормальный режим работы.
 
Почему решили начать со стиральной машины? Они чаще всего нуждаются в ремонте?

Технически была возможность применить эту функцию там.
 
Последняя просьба – пожелайте чего-нибудь пользователям портала и вашим реальным и потенциальным потребителям.

Можно пожелать терпения, оптимизма. Потребителям, которые принимают решение приобрести какой-то дорогостоящий товар длительного пользования, я могу посоветовать следить за промо-активностью розничных сетей в Республике Беларусь. Не надо мчаться сломя голову в Польшу или Литву. Желаю всем всего самого хорошего. Я уверен, мы будем продолжать радовать наших потребителей надежной техникой с инновационными технологиями, которые будут доставлять удовольствие при их использовании. 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-15%
-10%
-10%
-15%
-50%
-30%
-20%
-22%