Надежда Шохина, Екатерина Новоселова,

Что может превратить новый фильм в кассовый блокбастер? Спецэффекты? Знаменитые актеры в главной роли? Нет, положительные отзывы в социальных сетях!


Создатели фильмов ломают голову над тем, как завоевать зрительские симпатии и проложить путь их новому творению на верхушку хит-парадов. Совершив революцию в сфере коммуникации, Web 2.0 перевернул с ног на голову и киномир. На проверенные годами методы полагаться больше нельзя. Не голливудские звезды, сногсшибательные спецэффекты или хорошая рекламная компания решают судьбу кинокартины, а положительные отзывы в Twitter, считает журналист и кинокритик Хендрик Эферт (Hendrik Efert).

В подтверждение своих слов он приводит в пример фильм "Джон Картер", вышедший в прокат в начале 2012 года. Провал данной картины стоил Walt Disney Pictures более 200 миллионов долларов. В итоге, фильм был признан одним из самых крупных банкротств в истории кинематографа. Хендрик Эферт опирается на результаты совместного исследования ученых Мюнстерского университета и Лондонского университета City. Причину провала он объясняет так: сразу же после выхода этого фильма в Twitter и Facebook можно было найти массу негативных отзывов.

Виртуальные отзывы - реальные последствия

Данный фильм - не единственное подтверждение гипотезы о том, что Web 2.0 влияет на зрительские предпочтения. В социальных сетях каждый может в реальном времени за короткий срок поделиться своим мнением или рассказать о каком-то событии большому количеству людей. Twitter и другие подобные ему платформы - это новый тип устной коммуникации. Он становится и неким помощников в выборе досуга.

Прислушиваясь к мнению друзей, активные интернет-пользователи уже заранее знают, где находятся распродажи, в какие рестораны ходить не стоит и какие фильмы - пустая трата времени. В ходе своего исследования ученые Торстен Хенниг-Турау (Thorsten Hennig-Thurau), Каролин Виерц (Caroline Wiertz) и Фабиан Фельдхауз (Fabian Feldhaus) изучили 105 фильмов, вышедших на экран в американских кинотеатрах с октября 2009 по октябрь 2010 года, комментарии зрителей в Twitter и посещаемость кинопремьер после появления отзывов в социальных сетях.

В результате удалось доказать, что информация, размещенная в Web 2.0, действительно влияет на желание просмотреть кинофильм. Если после премьеры в интернете появляются отрицательные отзывы, количество зрителей существенно сокращается.

Рецензии доверяю, но у друзей проверяю

Этот вывод можно подкрепить и высказываниями посетителей кинотеатра Stern в Бонне, принявших участие в блиц-опросе DW о том, как кинокритика в социальных сетях влияет на зрительские предпочтения. Всем респондентам были заданы одни и те же вопросы: читаете ли вы критику, прежде чем пойти в кино, как рецензии влияют на ваш выбор в пользу того или иного фильма, из каких СМИ вы чаще всего получаете информацию о предстоящих кинопремьерах?

Кристоф, 57 лет: "Я всегда обращаю внимание на кинокритику. Чаще всего собираю информацию в интернете. Если о фильме очень плохо отзываются, я просто не пойду на него".

Элли, 19 лет: "Я читаю кинокритику в газетах и интернете, но больше прислушиваюсь к мнению своих друзей и знакомых".

Анна, 26 лет: "Я всегда интересуюсь отзывами тех, кто уже посмотрел фильм, в Twitter или блогах моих друзей. Также я подписана на рассылки с рецензиями. Конечно, кинокритика помогает мне в выборе фильма, но, несмотря на это, мнение моих друзей будет решающим".

Леа, 47 лет: "Мы читаем рецензии в основном в интернет-изданиях. Если статья критическая, мы прочтем, но, скорее всего, на этот фильм пойдем. Но вот если мои друзья мне посоветуют не идти на какую-то кинокартину, то мы так и поступим".

Два экрана для интерактива

По словам кинокритика Хендрика Эферта, современному зрителю уже не достаточно быть просто пассивным наблюдателем. Сегодня в поведении зрителей отчетливо просматривается новая тенденция - Second Screen ("Второй экран"). Это понятие обозначает одновременное пользование при просмотре телепередач ноутбуком или смартфоном. Таким образом, зрители в режиме реального времени обсуждают в социальных сетях увиденное по телевизору.

В США потенциал этого явления телевизионщики уже распознали и вовсю общаются со зрителями посредством Twitter, Facebook и Skype. Теперь и в Германии государственные и частные телекомпании начали создавать дискуссионные веб-платформы, а также специальные мобильные приложения для зрителей.

Например, у пользователей платформы Couchfunk, по формату напоминающей мини-блог Twitter, есть возможность "почирикать" с другими зрителями о содержании утреннего тележурнала "Morgenmagazin" на канале ZDF. А любители криминальной серии "Die letzte Spur" в режиме реального времени могут высказать свои предположения об убийце. Тому, кто наиболее точно предскажет развитие сюжета, телеканал обещает вознаграждение. 
-25%
-10%
-35%
-15%
-50%
-50%
-25%
-20%
-10%