Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Офтоп


Основатель Sony в книжке для родителей "После 3-х уже поздно" говорит: многие вещи нужно успеть дать ребенку до трех лет. "В том числе компьютеры и планшеты", - считают одни. "Только не это!" - настаивают оппоненты. И тех, и других выслушал CityDog.

Фото Егор Гарай, writerscentre.ie
Фото Егор Гарай, writerscentre.ie

Менеджер IT-компании Денис Перехрест рассказывает, что первый iPad появился в его семье уже через пару недель после выхода. "Я сразу увидел его применение - мультимедийный плейер. Большой экран, портабл, долгое время работы".

Ему вторит Екатерина Преткель, мама 2-летней Сони: ее малышка еще до года начала смотреть на iPad'е развивающие мультики для маленьких: "iPad очень удобен. Планшет можно таскать за собой везде по квартире, и в нем нет лишних кнопок, как в ноутбуке".

Кто и почему за?

По мере знакомства с iPad'ом родители понимают, что это далеко не простая игрушка или мобильный "телевизор для мультиков". Планшет от Apple - это инструмент, который можно использовать в образовательных целях. "При этом обучение выглядит так: "Ой, мама, мама, а можно?" - "Ну ладно, давай". В противовес классическим методам воспитания: "Давай мы с тобой позанимаемся?" - "Нет, не хочу!" - делится своими наблюдениями Екатерина.

"Я сама в 2008 году купила первый iPhone и стала заядлым "яблочником", - рассказывает Анна Байдачная, мама двоих детей в декрете, соискатель научной степени. На досуге Анна начала заниматься разработкой детских приложений для iOS. - Мне очень нравится то, что они делают. Захотелось иметь к этому какое-то отношение". Анна разрабатывает приложения серии Smarty для детей от 1 года до 5, направленные на развитие моторики, внимания, на изучение цветов, времени, поиск одинаковых элементов".

Фото Егор Гарай, writerscentre.ie
Фото Егор Гарай, writerscentre.ie

Анна, Софья и Степан Байдачные

"Планшеты, на мой взгляд, - это очень большой прорыв", - говорит Анна. Старший сын Анны Степан, которому сейчас десять, воспитывался и рос на бумажных материалах, которые нужно было постоянно пополнять. Полуторагодовалая дочь Софья растет с iPad'ом: "Другая ситуация, когда у тебя в планшете 30, 50 или 100 различных приложений. Я вижу прогресс у дочери по изучению цветов, форм".

В чем секрет? "Детям пользоваться iPad’ом проще, удобнее и интереснее", - говорит Екатерина. Уже в полтора года ребенок легко может нарисовать кружочек пальцем или пододвинуть квадрат к квадрату на сенсорном экране. Тот же кружочек в книжке ребенок рисует только годам к четырем.

"Ребенок очень быстро разобрался, как что работает. Возможно, это вина интуитивного интерфейса", - говорит Денис Перехрест. Кроме того, "планшетные" кубики и паззлы не нужно складывать в коробки, они не попадают под ноги, их можно взять с собой в длинную и скучную дорогу.

Американка Памела Слоун-Брэдбери, после того как у нее родился ребенок с особенностями развития, разработала ряд специальных программ, помогающих социализироваться детям с синдромом Дауна, Аспергера, аутистам. "У таких приложений нет цели заработать деньги - это соцпроекты, - рассказывает Борис Мамоненко, директор фирмы, которая занимается разработкой мобильных приложений. - В Финляндии, например, дошкольники обучаются по специальным приложениям на финском языке. Постепенно обучение переводится на "таблетки". И необязательно на iPad'ы: много планшетов других компаний работает на Android".

Кто и почему против?

Складывается впечатление, что яростные противники iPad'ов в руках детей остались только среди родителей, в принципе не рассматривающих компьютер дома как вещь первой необходимости.

"Да, мы с мужем выпали из этой темы, - признается Марина Глобаж, педиатр, мама полуторагодовалого Миши. - У меня такая установка. И даже телефона у меня очень долго не было: я считала, что в нем нет необходимости". Марина освоила компьютер на 5-м курсе медуниверситета, когда писала курсовую. Интернетом научилась пользоваться только в прошлом году, когда бездельничала дома во время беременности.

Фото Егор Гарай, writerscentre.ie
Фото Егор Гарай, writerscentre.ie

Марина и Миша Глобаж

Марина считает, что настоящие кубики и конструкторы заменить компьютерными аналогами невозможно: "Они формируют пространственное воображение детей. Чтобы это работало, их нужно потрогать". Как доктор Марина уверена, что компьютеры и iPad’ы влияют на зрение и осанку. Все, что разрешают Мише, - серия Baby Einstein в день. Не больше.

"Да, у Миши есть интерес к компьютеру - ему нужно повторять за папой и щелкать мышкой, нажимать на клавиши. Сломанная клавиатура отдельно от компьютера его не интересует", - говорит Марина. Мобильные телефоны родители стараются прятать и не болтать при нем - чтобы ребенок не ревновал и не капризничал.

С Мариной согласна детский психолог Людмила Овсянникова: компьютерные и настоящие кубики - вещи несравнимые. Людмила Михайловна отмечает влияние iPad’ов на моторику: "Тут очень скудное развитие - нет широких движений рук".

Людмила Овсянникова считает, что игры на iPad'е впоследствии могут вызвать проблемы в общении, а также спровоцировать риск компьютерной зависимости. "Ребенок, который проводит намного больше нормы времени за планшетом, который требует дать компьютерную игру и не отвлекать от нее, при этом проявляя агрессию, - это повод бить тревогу", - говорит Людмила Михайловна.

Как быть?

"Любая мама не должна приносить осознанный вред своему ребенку", - говорит Анна Байдачная. И вспоминает поговорку о том, что дурак, которого научили молиться, рискует разбить лоб. То же происходит с iPad'ом в руках детей: нельзя оставлять ребенку "таблетку" на целый день.

"Умные родители используют планшеты для обучающих целей, - считает мама Екатерина. - Бестолковым родителям он нужен, чтобы избавиться от ребенка". Ведь развивающие игры на iPad'е не подразумевают, что ребенок останется беспризорным - все они требуют присутствия родителя, чтобы он объяснял и показывал".

"Среди моих знакомых и друзей нет тех, кто был бы против компьютеров. Но все строго следят, во что и сколько играет ребенок, - говорит Екатерина. - Ведь даже если смотреть мультики на Youtube, переходя по ссылкам, можно напороться на порнографию". На iPad, в конце концов, можно поставить пароль, и без ведома взрослого ребенок его не включит.

Даже если о контроле родители задумываются не сразу, это приходит к ним эмпирическим путем. Раньше у шестилетней Насти Перехрест был неограниченный доступ к iPad'у, но последние полгода родители резко ограничили время до получаса в будни и пары часов в выходные. У ребенка появилась определенная зависимость, Настя стала слишком близко воспринимать, если в игре что-то не получалось. "Все хорошо в меру", - заключает папа Насти Денис.

Детский психолог Людмила Овсянникова напоминает: "Дошкольники могут сидеть у компьютера не больше 20 минут в день; первоклассники - 25 минут; ученики средней школы - до часа с перерывами в 20-30 минут; старшеклассники - 60-90 минут с перерывами".

"Если родители следят, чтобы ребенок не пересиживал за планшетом нормы, почему нет? Это современно, это нельзя игнорировать", - соглашается и психолог Людмила Овсянникова.

"Дети живут уже в другом мире, который намного быстрее развивается, где нужно намного быстрее действовать ежедневно, - считает Анна Байдачная. - Нужно учить на современных методах, а не скрывать от ребенка до трех-пяти лет, что существуют компьютеры, планшеты и все остальное".

Масару Ибука, с разговора о книжке которого начинался материал, не раз повторяет: "Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя". Кому из нас не слабо "зависнуть" на iPad'е меньше чем на 20 минут? Так что, родители, начните с себя - нормируйте свое время за компьютером и не забудьте проверить осанку. 

Читайте также: 
Дзеткі, мамкі, таткі: лепшыя фоткі выходных 
Першакласнікі, іх мары і букеты

Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-20%
-20%
-20%
-20%
-50%
-50%
-10%
-50%