Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

В Беларуси


Вадим Станкевич,

Очередная реформа белорусского образования может серьезно подкосить ИТ-отрасль, одну из немногих отраслей белорусской экономики, приносящих в страну живую валюту - по крайней мере, такого мнения придерживаются представители ведущих белорусских вузов, готовящих сегодня ИТ-специалистов.

Впрочем, и эта проблема не главная - из-за высоких заработков в ИТ-отрасли страна теряет ценные кадры, которые могли бы двигать вперед белорусскую науку. В погоне за "длинным рублем" олимпиадники используют престижные вузовские специальности как средство быстрее приступить к заработку заветных "килобаксов" в ИТ-компаниях, выполняя значительно менее интеллектуальную работу, чем могли бы.

В работе круглого стола, который был посвящен проблемам ИТ-образования в Беларуси и прошел на прошлой неделе в компании Itransition, приняли участие представители ведущих белорусских вузов, готовящих программистов, и учебного центра Itransition: декан факультета прикладной математики и информатики БГУ Павел Мандрик, декан механико-математического факультета БГУ Дмитрий Медведев, декан факультета компьютерных систем и сетей БГУИР Валерий Прытков, заведующий кафедрой интеллектуальных информационных технологий факультета информационных технологий и управления БГУИР Владимир Голенков, главный инженер компании Itransition Павел Лебедев и руководитель корпоративного учебного центра Itransition Юрий Анушкин.



Темы, поднимавшиеся на круглом столе, нельзя не назвать животрепещущими для белорусской ИТ-отрасли. Но, пожалуй, наиболее интересной стала та часть дискуссии, которая была посвящена переводу отечественной высшей школы на четырехлетние "рельсы". Представители вузов смотрят на грядущую реформу с нескрываемой тревогой, поскольку она может лишить белорусскую ИТ-отрасль притока свежих высококвалифицированных кадров, которые будут способны конкурировать по уровню с западными разработчиками.

По мнению представителей ведущих белорусских ИТ-вузов, Беларусь вряд ли в состоянии перейти сегодня на болонскую образовательную модель, поскольку предложенная Министерством образования система строится по принципу 2 + 2 (два года учебной подготовки и два года производственной практики), а не 4 + 2 (четыре года бакалавриата и два года магистратуры). Беларуси просто не хватит денег на реализацию системы 4 + 2, поэтому "лишние" два года студентов никто учить не будет. Вполне естественно, что подготовка специалиста, учившегося по 6-летней программе, будет лучше, чем у учившегося по 4-летней.

В таких условиях особенно важной становится подготовка абитуриентов в профильных лицейских классах, которые могут взять на себя часть учебной программы младших курсов вузов. К сожалению, из-за того, что сегодня руководство лучших школ часто стремится сделать их гимназиями, а в гимназиях нельзя организовывать профильные классы, и из-за этого вузы, работая с учениками таких заведений, вынуждены работать "обходными путями": с помощью факультативов, курсов по выбору и т.п.

Конечно, сегодня, когда образование становится массовым, специалистов, которые разбираются во всем, не нужно много. Но ведь белорусская ИТ-отрасль сегодня конкурирует со странами, где оплата труда программиста намного меньше, чем у нас. Поэтому о ценовой конкуренции за западного заказчика речи уже идти не может, а конкуренции по качеству и уровню выполнения заказа при недостаточно квалифицированном персонале уже может не получиться. Не рубит ли Беларусь тот сук, на котором сама же и сидит?...

Впрочем, если смотреть на долговременную перспективу, и сама ИТ-отрасль отбирает лучшие кадры у науки, а значит, лишает страну надежды на значимые в мировом масштабе инновации, которые могли бы родить наши ученые. Почему так получается, объяснил Павел Лебедев: многие, кто хотел бы заниматься наукой, ощущают возможность самореализации в ИТ, при этом, в отличие от других отраслей, где можно заработать деньги, эта отрасль не кажется им скучной. А поскольку ИТ-индустрия предлагает, в отличие от науки, не только самореализацию, но и приличные деньги за нее, то выбор, естественно, складывается в ее пользу.

Каков выход из сложившейся ситуации? По мнению собравшихся, ключевое понимание решения проблемы состоит в том, что само общество должно осознать свою ответственность за сферу образования. И если все перестанут жить одним днем и начнут смотреть хотя бы на несколько шагов вперед, то подобные проблемы разрешатся сами собой. 
Нужные услуги в нужный момент
{banner_819}{banner_825}
-99%
-10%
-20%
-40%
-10%
-40%
-30%
-10%